⠀Исследовательский проект на тему: «Деятельность человека, как причина глобального потепления»
проект по географии (7 класс)

Шафигуллина Наталья Рамильевна

проект "Деятельность человека, как причина глобального потепления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globalnoe_poteplenie_2.docx64.57 КБ
Файл globalnoe_poteplenie.pptx1.24 МБ
Файл buklet.docx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Исследовательский проект на тему:

 «Деятельность человека, как причина глобального потепления»

Автор проекта: Иванцов Петр, обучающийся 7 В класса

МБОУ «СОШ № 9» г. Троицк

Наставник проекта: Шафигуллина Наталья Рамильевна,

учитель географии

                                                                  Г.Троицк 2022 г.

Содержание:

 Введение………………………………………………………………………3

1. Глобальное потепление…………………………………………………….4

2. Эволюция глобального климата…………………………………………...5

2.1. Естественные причины…………………………………………………...5

2.2. Антропогенный фактор……………….…………………………………..6

3. Влияние глобального потепления на окружающую среду.……………………………………………………………………………7

3.1. Влияние глобального потепления в России………………………….8

4. Методы борьбы с процессом глобального потепления………………………………………………………………….….9

Практическая часть……………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………..12

Список литературы.……………………………………………………………13

Приложение………………………………………………………………….…14

Введение

Актуальность:

Глобальное изменение климата в нынешнем столетии превратилось в одну из наиболее острых проблем мировой экономики и политики. Изменение климата с точки зрения его влияния на мировую экономику не только представляет собой масштабную природную опасность, но и является катализатором разнонаправленных изменений во многих отраслях хозяйственной деятельности. Связанное с нехваткой пресной воды, продовольственной проблемой, стихийными бедствиями, миграциями, а также перспективами развития целого ряда ключевых отраслей (энергетики, транспорта, строительства, сельского хозяйства) изменение климата тесно вплелось в клубок глобальных экономических процессов.

Современный уровень антропогенных нагрузок на биосферу как результат экономического развития человечества, бурного роста населения планеты приблизился к кризисному и по международным оценкам грозит необратимыми последствиями для мирового сообщества в целом. Все большую остроту приобретают глобальные проблемы как источники кризисных ситуаций.

Объект исследования:

Техногенная деятельность, изменение климата

Предмет исследования:

Влияние антропогенной деятельности на глобальное повышение температуры, влияние изменения климата на планету, Россию и Липецкую область.

Цель:

Выяснить, в чем проявляется влияние глобального потепления на мир, какие существуют методы борьбы с данной проблемой.

Задачи:

1. Формирование у аудитории представления об основных причинах глобального потепления и его влияния на климат.

2. Познакомить аудиторию с основными отраслями антропогенной деятельности, влияющими на процесс глобального потепления.

3. Знакомство с методами решения экологических проблем, появившимися в результате антропогенной деятельности.

4. Воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Методы исследования:

Анализ специальной литературы по теме исследования.

Работа с источниками Интернета и электронными ресурсами.

Опрос учащихся 7а класса.

Гипотеза:
Предполагаю, что изучив проблемы, связанные с процессом глобального потепления, а также антропогенного влияния на этот процесс, человечество начнет более ответственно относиться к тому, что его окружает.

Новизна:
Человек, несомненно, способствует ухудшению экологической ситуации в мире. Проект направлен на то, чтобы ознакомить аудиторию проблемой глобального потепления и методами борьбы с этим явлением.

1. Глобальное потепление климата

     Глобальное потепление, мы постоянно слышим это выражение, но за знакомыми словами стоит пугающая действительность. Начнем с понятия.

Глобальное потепление – это процесс постепенного роста средней годовой температуры поверхностного слоя атмосферы Земли и Мирового океана вследствие всевозможных причин (увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере Земли, изменение солнечной или вулканической активности и т.д.).

    Часто  в качестве синонима глобального потепления употребляют словосочетание «парниковый эффект», но между этими понятиями есть небольшая разница. 

  Парниковый эффект – это увеличение средней годовой температуры поверхностного слоя атмосферы Земли и Мирового океана вследствие роста в атмосфере Земли концентраций парниковых газов (углекислый газ, метан, водяной пар и т.д.). Эти газы играют роль плёнки или стекла теплицы (парника), они свободно пропускают солнечные лучи к поверхности Земли и задерживают тепло, покидающее атмосферу планеты.

    Что бы понять, что произойдёт, когда лёд растает, учёным необходимо изучать процессы, которые вызываю таяние. Современные передовые технологии способны открыть древнюю историю наше планеты, изучая изменения которые имели место в прошлом и они надеются предсказать наше будущее.

2. Эволюция глобального климата

Климат на Земле никогда не был неизменным. Он подвержен колебаниям во всех временных масштабах - от десятилетий до миллионов лет. К числу наиболее заметных колебаний относится цикл порядка ста тысяч лет - ледниковые периоды, когда климат Земли был в основном холоднее по сравнению с настоящим, и межледниковые периоды, когда климат был теплее. Эти циклы вызывались естественными причинами. По мнению ряда ученых и сейчас мы находимся в “движении” от одного ледникового периода к другому, но скорость изменений очень мала - порядка 0,02 градусов Цельсия за 100 лет.

2.1. Естественные причины изменения климата

Солнечная активность

Все происходящие процессы на планете зависят от активности нашего светила – Солнца. Поэтому даже самые малые изменения солнечной активности непременно сказываются на погоде и климате Земли. Выделяют 11, 22 и 90-летние (Глайсберга) циклы солнечной активности. Вполне вероятно, что наблюдаемое глобальное потепление связано с очередным ростом солнечной активности, которая в будущем может снова пойти на убыль.

Влияние Мирового океана

Океаны занимают три четверти площади поверхности планеты, и являются огромным накопителем солнечной энергии. Он определяет направление и скорость движения теплых океанических течений, а также воздушных масс на Земле, которые сильно влияют на климат нашей планеты. В настоящее время природа этого влияния изучена довольно слабо, так, к примеру, средняя температура океанической толщи 3,5°С, а поверхности суши 15°С, поэтому усиленный теплообмен между толщей океана и приземным слоем атмосферы может приводить к значительным климатическим изменениям. Кроме того, количество углекислого газа, растворенного в водах океана, более чем в 60 раз превышает общее его количество в атмосфере, и как следствие некоторых природных процессов парниковые газы могут поступать из океана в атмосферу, существенно оказывая влияние на климат Земли.

Вулканическая деятельность

Вулканическая активность также является источником поступления в атмосферу Земли аэрозолей серной кислоты и большого количества углекислого газа, выделяющегося при извержении вулканов. Все зарегистрированные случаи вулканической активности сопровождались кратковременным похолоданием вследствие выброса пыли, и впоследствии долговременным ростом среднегодовой температуры за счет, выброшенного в атмосферу углекислого газа. Это может значительным образом сказаться на климате Земли.

Смещение угла вращения Земли и постепенное изменение орбиты

По предположению автора этой гипотезы, эти астрономические изменения вызывают постепенное смещение радиационного баланса планеты, а следовательно и климата. Астроном Миланкович, пользуясь этой гипотезой вполне точно (по данным палеонтологов) рассчитал даты и длительность прошлых ледниковых периодов нашей планеты. По этой теории, изменения будут происходить на протяжении сотен тысяч лет, но вряд ли эта гипотеза имеет отношение к относительному быстрому глобальному потеплению последнего века.

В настоящее время, ни одна из альтернативных гипотез не имеет заметного числа сторонников среди ученых-климатологов. Наиболее правдоподобным выглядит предположение, что глобальное потепление, которое мы наблюдаем, является результатом совпадения сразу большого числа факторов, тем более, что планета Земля – это большой живой организм, который мы еще слишком мало изучили.

2.2. Антропогенный фактор

   Главной причиной возникновения такой проблемы, как потепление климата, считается сжигание нефти, газа и угля для получения электроэнергии. Ее расходуют машины на промышленных предприятиях, автомобили, мобильные телефоны, компьютеры. При горении ископаемых образуется парниковый газ диоксид углерода (CO2). Леса, способные удерживать его, вырубаются, уничтожаются пожарами. На их месте появляются пахотные угодья.

     Тысячелетиями мировые выбросы CO2 оставались стабильными, пока не началась индустриальная эпоха. Около 200 лет назад человечество предпочло использовать машины вместо силы мышц, воды и ветра. С тех пор уровень диоксида углерода непрерывно увеличивается. Под его воздействием температура земной поверхности повысилась в среднем на 0,8 °C. Этого оказалось достаточно для масштабных климатических изменений.

    Дополнительно нагреванию планеты способствует рост потребления мяса, поскольку жвачные животные выделяют огромное количество метана (CH4).

3. Влияние глобального потепления на окружающую среду

Начиная примерно с 1860 г. – времени первых инструментальных замеров приземной температуры воздуха – вплоть до настоящего времени отмечается постепенный рост температуры на Земле. По данным Национального агентства США по аэронавтике и исследованию космического пространства, на планете стало теплее за столетие на 0,8 градуса. Потепление неравномерно (в высоких широтах изменения температуры почти в 3,5 раза больше, чем у экватора) и ярче выражено зимой.

Что точно нас ожидает, ученые сказать не в состоянии. Они делают предположения о последствиях наблюдаемого глобального потепления, опираясь на исторические сведения и используя климатические модели. Прогнозы развития ситуации вызывают тревогу.

Для океанов и прибрежных зон

Еще большее потепление спровоцирует таяние всех мировых запасов льда и повышение уровня океана на 60 метров. Это приведет к затоплению низменных прибрежных районов.

Из-за окисления воды вымрет 20% морских обитателей. При повышении температуры на 1,5 °C исчезнет около 70-90% кораллов, на 2 °C — 99%.

Для суши и растений

Последствия сильного потепления в глобальных масштабах — частые засухи, пожары, наводнения. Если не остановить его, опасность вымирания угрожает половине видов живых организмов, так как условия жизни не соответствуют их потребностям. На территории Сибири не останется хвойных деревьев. Исчезнут белые медведи, моржи, северные морские котики.

В результате увеличения температуры, количества осадков, содержания в атмосфере углекислого газа усилится рост растений, особенно в тропическом и умеренном климатических поясах Северного полушария, Африканский саванный регион Сахель превратится в область с муссонной циркуляцией атмосферы, а европейские леса уступят место степям, а южная часть континента станет пустыней.

Для атмосферы Земли

Изменится распределение и количество осадков. Последствие нагревания океанов — испарение большого количества воды, что усилит парниковый эффект.

К тому же теплый воздух удерживает больше влаги: при росте температуры на 1 °C содержание водяного пара в нем увеличивается на 7%.

Экстремальные погодные явления на Земле перестанут быть редкостью. Возрастет сила ветров. Частота тропических штормов, возможно, уменьшится, но их интенсивность увеличится. Зима будет начинаться позже, заканчиваться раньше.

Для человека и всех живых организмов

Изменение климата опасно для здоровья живых существ. Растет количество периодов аномальной жары летом, жертвами которой становится все больше людей и животных. Однако, несмотря на рост приповерхностной температуры, местами возможно временное похолодание.

Моделирование климата показало, что таяние арктических льдов приведет к нарушению воздушных течений, вследствие чего утроится опасность наступления экстремально холодных зим в Евразии.

Другие последствия усиления глобального потепления для живых существ:

- Изменятся области распространения, популяции, инфекционный потенциал возбудителей заболеваний.

- Участятся сильные шторма, вызывающие стихийные бедствия: наводнения и т. д.

- Таяние ледников в горах приведет к затоплениям во многих местах. Но в далеком будущем климат станет сухим, вследствие чего возникнет нехватка пресной воды, поскольку ледники — это огромные ее хранилища, питающие реки.

- Из-за роста температуры и изменения количества осадков снизится производительность сельского хозяйства.

- Увеличатся области распространения и популяции вредителей.

- Возникнет дефицит пищевых ресурсов.

3.1. Влияние глобального потепления в России.

   По мнению российских и зарубежных экспертов, глобальное потепление может привести к изменению экстремальных метеорологических и климатических условий на территории России. Наряду с общим трендом повышения средних значений температур отмечается увеличение амплитуды кратковременных температурных колебаний и повторяемость аномальных явлений, связанных с сильными морозами и высокими положительными температурами, штормовыми ветрами, снегопадами, ливневыми дождями.

По данным Росгидромета за 2018 год, за последние 30 лет по всей стране увеличилась среднегодовая температура. Особенно это заметно на Чукотке, где она выросла больше чем на 3 °C. При повышении температуры на 3–5 градусов Цельсия и увеличении осадков на 10–20% прогнозируется рост годовых стоков Волги и Днепра на 25–40%, Енисея – на 15–20%, сток рек в Северный Ледовитый океан – на 15–20%. Ожидается увеличение опасных паводков на реках Центрального региона, юга России, Южного Урала, Сибири и Дальнего Востока. Прогнозируемое уменьшение осадков в зонах вокруг озера Байкал, а также Восточной Сибири приведет к росту числа и масштабов лесных пожаров. Возможны изменения режима стока рек и рост вероятности крупных наводнений. Негативные последствия ожидаются также в связи с повышением уровня подземных вод и заболачиванием, что может привести к увеличению числа чрезвычайных ситуаций на шахтах и других подземных сооружениях. Наиболее серьезные последствия будут вызваны потеплением в северных регионах России. Так в России согласно исследованиям, с 2011 года скорость увеличилась вдвое – до 4,4 млрд. тонн в год или до 32 сантиметров поверхности. Наиболее активные потери зафиксированы в области земли Франца-Иосифа. Оттаивание мерзлых пород может привести к необратимым природным процессам, росту числа техногенных чрезвычайных ситуаций из-за обрушения зданий и сооружений.

4. Методы борьбы с процессом глобального потепления

Представители государств регулярно собираются для обсуждения проблемы.

Самые важные документы по охране окружающей среды подписаны в 1997 и 2015 годах.

Это Киотский протокол и Парижское соглашение, ратифицированное Россией осенью 2019 года. Они дополнили Рамочную конвенцию ООН об изменении климата 1992 года. Страны решили:

1. Не позднее чем до 2050 года выйти на уровень “нулевых выбросов” диоксида углерода.

2. Значительно сократить выбросы других парниковых газов, особенно метана.

3. Снизить потребление электроэнергии.

4. Осуществить декарбонизацию энергетики, то есть полностью отказаться от использования органического топлива с содержанием CO2 и перейти на альтернативные источники энергии.

5. Снизить эмиссии парниковых газов в сельском хозяйстве.

6. Использовать методы очистки от углекислого газа воды и воздуха.

Выполнение этих мер поможет избежать надвигающейся катастрофы.

   Однако климатологи подвергают критике заключенные соглашения, поскольку они подписаны не всеми странами и не предусматривают никакой ответственности за недостижение намеченных целей. В 2017 году о выходе из Парижского соглашения объявили Соединенные Штаты, занимающие второе место по объему выбросов загрязняющих веществ.

Факторы, замедляющие потепление

Если бы не мировой океан, температура воздуха у земной поверхности поднималась бы еще быстрее. Он поглощает лишнюю тепловую энергию и четвертую часть двуокиси углерода, выделяемого в атмосферу. Чем холоднее, тем эффективнее протекает процесс. Насыщенная CO2 вода опускается вниз, где газ хранится долгое время. Часть его накапливается в морских отложениях. Однако с усиленным поглощением диоксида связывают чрезмерные нагревание, окисление, испарение воды.

Антропогенные факторы, тормозящие негативные процессы:

1. Строительство новых АЭС, заменяющих существующие ТЭС. В отличие от последних они используют для получения электроэнергии не органическое топливо, а энергию атома.

2. Внедрение инновационных технологий, направленных на очищение атмосферы от парниковых газов: метана, диоксида углерода, гидрофтор-и перфторуглеродов, оксида азота, гексафторида серы.

3. Развитие “зеленой” энергетики, то есть использование энергии воды, ветра, солнца вместо сжигания ископаемых видов топлива.

4. Восстановление лесов.

Практическая часть.

В 7а классе я провел анкетирование по теме «Осведомленность населения о проблемах, связанных с глобальным потеплением»t1601813558aa.gif

t1601813558ab.gif

t1601813558ac.gif

Результаты обработки анкеты показали, что большинство респондентов знают о глобальном потеплении климата  и какие процессы приводят к парниковому эффекту.

Печально, что около половины опрашиваемых не интересуются экологическими проблемами, связанными с глобальным потеплением.

Продуктом проектной работы является

Заключение

    В ходе исследования данной работы были решены следующие задачи: рассмотрели глобальное потепление как термин, изучили гипотезы и причины повышения температуры на Земле, а также провели независимый опрос, касающегося темы глобального потепления.

В результате работы я пришел к выводу, что глобальное потепление несет большую угрозу для человечества, которое отчасти является одной из причиной изменения баланса климата на Земле. Именно деятельность человека приобрела глобальный природообразующий масштаб. До сих пор мы преимущественно, искали как можно больше взять у природы. Но наступает пора столь же целеустремленно поработать и над тем, как отдать природе то, что мы у нее забираем.

Я считаю, что сейчас все силы надо бросить на то, чтобы на каждом производстве был разработан замкнутый цикл, то есть, чтобы не выбрасывалось ни в воздух, ни в реки, а все перерабатывалось. От этого все только выиграют. Государство получит дополнительную продукцию, а люди будут дышать чистым воздухом. А использование энергии перевести на альтернативные экологически чистые технологии.

Чем скорее человечество поймет о своей, разрушительной деятельности, тем больше надежды на предотвращение глобальной катастрофы.

Давайте делать всё чтобы Защитить нашу землю от катастрофы!!!

Список литературы

В.Б. Жарников, А.В. Ван «Роль техногенеза в глобальном изменении климата» 5стр.

Л. В. Бондаренко, О. В. Маслова, А. В. Белкина, К. В. Сухарева «глобальное изменение климата и его последствия» 85-88 стр.

http://www.priroda.su/item/389

http://www.elfael.ru/winegs-33-2.html

https://otherreferats.allbest.ru/ecology/00142379_0.html#text

http://www.dishisvobodno.ru/eco_lipetsk_region.html

Приложение 1

Анкета  «Осведомленность населения о проблемах, связанных с глобальным потеплением»

1.Знаете ли вы какие факторы влияют на процесс глобального потепления?

2. Вы знакомы с методами борьбы с глобальным потеплением?

3. Интересуетесь ли вы экологическими проблемами связанными с глобальным потеплением?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательский проект на тему: «Деятельность человека, как причина глобального потепления» Автор проекта : Иванцов Петр, обучающийся 7 В класса МБОУ «СОШ № 9» г. Троицк Н аставник проекта: Шафигуллина Н.Р. ,учитель географии

Слайд 2

Объект исследования: Техногенная деятельность, изменение климата Предмет исследования: Влияние антропогенной деятельности на глобальное повышение температуры, влияние изменения климата на планету и Россию. Цель: Выяснить, в чем проявляется влияние глобального потепления на мир, какие существуют методы борьбы с данной проблемой. Задачи: 1. Формирование у аудитории представления об основных причинах глобального потепления и его влияния на климат. 2. Познакомить аудиторию с основными отраслями антропогенной деятельности, влияющими на процесс глобального потепления. 3. Знакомство с методами решения экологических проблем, появившимися в результате антропогенной деятельности. 4. Воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Слайд 4

Парниковые газы – одна из основных причин того, что климат меняется. Они сосредотачиваются в тропосфере .

Слайд 5

Парниковый эффект

Слайд 7

Дополнительно нагреванию планеты способствует рост потребления мяса, поскольку жвачные животные выделяют огромное количество метана (CH4).

Слайд 9

Интересно, но, когда ледники и области с вечной мерзлотой начинают таять, они выделяют метан – тоже парниковый газ

Слайд 12

Анкета «Осведомленность населения о проблемах, связанных с глобальным потеплением» 1.Знаете ли вы какие факторы влияют на процесс глобального потепления? 2. Вы знакомы с методами борьбы с глобальным потеплением? 3. Интересуетесь ли вы экологическими проблемами связанными с глобальным потеплением?

Слайд 13

«Осведомленность населения о проблемах, связанных с глобальным потеплением»

Слайд 15

Объект исследования: Техногенная деятельность, изменение климата Предмет исследования: Влияние антропогенной деятельности на глобальное повышение температуры, влияние изменения климата на планету и Россию. Цель: Выяснить, в чем проявляется влияние глобального потепления на мир, какие существуют методы борьбы с данной проблемой. Задачи: 1. Формирование у аудитории представления об основных причинах глобального потепления и его влияния на климат. 2. Познакомить аудиторию с основными отраслями антропогенной деятельности, влияющими на процесс глобального потепления. 3. Знакомство с методами решения экологических проблем, появившимися в результате антропогенной деятельности. 4. Воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока на тему: «Глобальное потепление»

План открытого урока на тему: "Глобальное потепление"...

Глобальное потепление климата

В данной презентации показаны причины и последствия глобального потепления климата...

технологическая карта урока и конспект с презентацией на тему "Глобальное потепление - миф или реальность?"

В данном уроке кратко рассматриваются возможные причины глобального потепления и роль Ал.Гора в продвижении этого вопроса.Указаны ссылки на видеоматериалы иприлагается презентация по теме....

Исследовательская работа "Глобальное потепление: миф или реальность?"

Исследование годового хода температур и количества осадков в своем городе и анализ полученных данных....

Исследовательский проект "Математика в жизни человека"

Данная работа относится к разделу проблемно - исследовательский проект...

Экология: глобальное потепление.

В данной работе представлены факты глобального потепления на планете....

Проект "Влияние антропологической деятельности на глобальное потепление климата"

        Основным замыслом проекта является осуществление сбора и изучения информации о влиянии антропологической деятельности глобальное потепление климата....