Экологическое воспитание школьников
методическая разработка по биологии (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Из опыта своей работы предлагаю материал. Некоторые аспекты формирования экологической культуры в учебное и внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры учащихся.

Купреенко Татьяна Алексеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 61 гор. Воронеж.

tatiyanakup@mail.ru

«Экологическая культура – это не часть

 образования, а новый смысл и цель

 современного образовательного процесса»

Г.Ягодин, Л.Третьякова

         На каждом новом этапе развития человечества возникает необходимость в воспитании гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества неразрывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования. В педагогике разработаны положения о  природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы.                                                      

         В основе всех цивилизаций лежали такие человеческие качества, как нравственность, сострадание, порядочность, мудрость, доброта. Сегодня необходимо вернуться к этим всеобщим гуманистическим ценностям и научить детей претворять их в жизнь. Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием собственного интеллекта, культуры, в том числе и экологической.

         Появляется новое понятие – экологическая культура, которую нужно рассматривать как элемент общего образования, связанный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества.

         В МОУ СОШ №61 реализуется образовательная программа, в которой определены цели и задачи развития с учётом приоритетов государственного образования. Одна из задач программы – построение учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование экологической культуры учащихся с учётом требований современного общества. В школе разработан план мероприятий по здоровьесбережению и формированию здорового образа жизни.

         Проблема личностного развития, как единого целостного процесса может быть реализована в том случае, если учитель имеет общую картину основных направлений формированию экологической культуры ученика.

Главными задачами воспитания экологической культуры являются:

- вооружение учащихся определённым объёмом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда;

- развитие умений и способностей беречь и укреплять своё здоровье и всех членов общества;

- учить мыслить и действовать экологически целесообразно;

- формировать потребности общения с окружающей средой, сбережения её от загрязнений и разрушений;

- формировать привычку соблюдать экологические предписания и запреты, желание решать экологические проблемы своей местности, убеждение в своей ответственности за состояние окружающей среды.

            Реализация всех поставленных задач будет способствовать воспитанию экологической культуры наших учащихся. Экологическая культура ничто иное, как материализованное сознание в поступках, словах и делах людей.

НАПРАВЛЕНИЯ:

1.Сохранение здоровья

Самое ценное, что есть у человека, - жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится и экономически необходимо. Основной задачей экологической культуры является теоретическое освоение школьниками знаний по санитарии, гигиене, закаливанию, борьбе с вредными привычками, о досуге. Формирование ответственного поведения школьников, осознающих ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.

2.Нравственные и эстетическое воспитание

Экологическая культура – это нравственная, социально необходимое качество личности, которое включает культуру познавательной деятельности по освоение опыта человечества его отношения к природе, как источнику искусства объекту эмоциональных,  в том числе и эстетических, переживаний. Здесь важно развивать эстетический вкус, умение оценивать эстетику, как естественный, так и преобразованной природной среды.

3.Патриотическое воспитание и формирование активной жизненной позиции

Экология и патриотическое воспитание направлено на формирование активного участия в жизни края, высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и природной среды во всех видах общественно-трудовой деятельности. Формирование активной жизненной позиции, выраженной в нетерпимости к проявления безответственного отношения к природе.

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВУЗом    

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТ

Я предлагаю ученикам следующие типы проектов:

1)Индивидуальные

2)Одновозрастные

3)Разновозрастные

4)Внутри школьные

Задачи проектной деятельности следующие:

1)Вовлекать в творческое проектирование новых учеников.

2)Расширять области тематического исследования в проектной  

   деятельности.

3)Освоение электронных форм проектов.

4)Расширять границы практического использования проектов.

5)Укреплять престиж участия в проектной деятельности.

            Вся проектная деятельность связана с воспитанием экологической культуры и должна включить не только сбор, обработку, систематизацию, и обобщение информации по выбранной теме, но и представлять собой самостоятельное оригинальное её толкование или решение. Учитывая возможность ученика, выбирается такой тип проекта, чтобы ребёнок смог раскрыть свой талант и реализовать свои возможности максимально. Это может быть:

- практико-ориентированный,

- исследовательский,

- монопроект,

- межпредметный.

             В ходе работы над проектом роль учителя отодвигается на второй план. Он является координатором и консультантом. Очень важно, чтобы руководство учителя было деликатным, скрытым, ненавязчивым.

             Нашу новую проектную деятельность мы начинаем в начале учебного года. Темы выбирают дети и обосновывают свой выбор и здесь главное направить ученика таким образом, чтобы он использовал не только всё, что знал по этой теме, но и открыл для себя новое, чтобы шло развитие личности. Затем приступаем к исследовательской деятельности.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Это – один из видов познавательной деятельности: процесс выработки новых научных знаний, которые характеризуются объективностью, доказательностью,  точностью. Цель исследовательской деятельности – воспитание юных исследователей природы, приобщение к здоровому образу жизни. У школьников недостаточно сформированы навыки исследовательской культуры. И здесь мы нашли пути решения это проблемы – в школе есть необходимые условия и ресурсы: пришкольный участок, оборудованный кабинет биологии. Это позволило организовать опытную и практическую работу учащихся. Школьный участок и стал первым объектом исследования. Так родился наш проект «Ландшафтный дизайн территории школы №61». Здесь мы ставили одно условие: проект должен отвечать запросам и возможностям школы. Проблема проекта: как оформить участок с минимальными финансовыми вложениями и максимальным эстетическим фактором.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВУЗами.

Чтобы расширить и активировать работу по формированию исследовательской культуры, воспитанию экологически грамотной личности мы прибегли к сотрудничеству с вузами. экологическое воспитание - это всё-таки практические дела. Мы реализуем и это в экологических акциях, экологических движениях и конкурсах.

Нельзя не видеть, что 20-21 век принесли человечеству не только выдающиеся достижения в науке, технике, прорыв в космос, обогащение культурного наследия, но и катастрофические по своим последствиям разрушительные катаклизмы, войны и революции, трудно поправимые деформации нравственных идеалов и ценностей. Речь идёт в буквальном смысле о   физическом выживании человечества, о продотврашении необратимой нравственной деградации человеческого общества.

Несёт ли образование свою долю ответственности  за те неблагоприятные тенденции в нравственной духовной сфере человеческой цивилизации, которые сложились в этот исторический период и ставят под угрозу жизнь на планете Земля?

Я считаю, что да. Сфера образования, несомненно, имеет отноше7ия к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным последствиям, которые всё более явственно дают о себе знать. Ибо причиной их в конечном счёте является сам человек, утративший способность активно противостоять злу во всех его проявлениях, потерявших веру в нравственные, духовные ценности Мира и смысл человеческой жизни.

Большую роль в формировании экологической культуры принадлежит внеклассной работе и соответственно экологическому мониторингу, повышающему уровень научных экологических знаний, формирующего практическое умение и навыки по слежению за состоянием окружающий среды.

Об экологических проблемах, которые носят сейчас глобальный характер, говорят много. Но одно дело черпать теоретическую информацию, а другое дело на практике самому оценить изменения окружающей среды.

На уроках и во внеурочной деятельности, согласуя работу можно воспитать экологически грамотную личность, а значит начнет задумываться молодежь, не бросит фантик от конфеты ребёнок мимо урны, не сорвёт первоцветы бабушка, если призвать бойкотировать покупки этих букетиков население, покормит бездомное животное прохожий  и станет общество добрее и бережливее к природе, а значит и к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»

Материал из опыта работы  по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....

Экологическое воспитание школьников

Сегодня экологическое образование и  воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом...

Экологическое воспитание школьников на уроках технологии

Экологически чистые продукты играют важную роль в  рационе питания человека, особенно школьника. Рациональное питание - основа здорового растущего организма ребёнка. На уроках технологии, при изу...

Экологическое воспитание школьников

В этой статье рассказывается как можно ввести экологическое воспитание на уроках математики. Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. Заниматьс...

Экологическое воспитание школьников

Представлена программа экологического воспитания школьников...

Научно- исследовательская работа Краеведение в экологическом воспитании школьников.

История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько п...