Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные
методическая разработка (биология, 7 класс) на тему

Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» и является 5 уроком по программе В. В. Пасечника,  учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М., Дрофа.

На тип « Губки»  отводится 1 урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа.

К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа

Вначале урока  запланирована проверка знаний по жизненным функциям типа «Простейшие».

Из рассказа учителя, учащиеся узнают об  истории появления типа «Губки». Самостоятельная работа с текстом учит детей сравнивать, находить главное  и делать выводы.

 Дополнения учителя школьники записывают в тетрадь.

Работа с обобщающей схемой, которая представлена на доске, обеспечивает системный подход к развивающему обучению.

Большое внимание уделено на уроке самостоятельной работе учащихся со схемами.

Удивит учащихся история использования и добыча губок

В приложении 1 -  подобран интересный материал о симбиозе губок с различными животными.

В рубрике «Это интересно» (приложение 2) можно найти много удивительных фактов  о самых крупных и маленьких  представителях  типа «Губки».

Для закрепления знаний используется такая форма работы, как кроссворд.

Опережающее домашнее задание: повторить  §  5,  найти интересные факты по типу «Кишечнополостные».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сафьянова Лидия Петровна, учитель биологии  высшей квалификационной категории Муниципальное общеобразовательное  учреждение Лахденпохская средняя общеобразовательная  школа.

Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» и является 5 уроком по программе В. В. Пасечника,  учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М., Дрофа

Урок биологии в 7 классе, по теме:

«Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные».

Цель: изучить тип губки, как первых животных,  относящихся к многоклеточным.

 Задачи: рассмотреть историю появления губок, их многообразие и значение. Привлечь внимание учащихся к малоизученной группе животных. Познакомить с разнообразием губок.

Оборудование: таблицы по классификации губок, презентация «Губки». Видеофрагмент: «Регенерация губок».

Основные термины и понятия: многоклеточность, дифференциация клеток, хоаноциты, биофильтраторы, регенерация, симбиоз. Использован системный подход развивающего обучения.

Ход урока

      I.Организационный момент

       Настрой учащихся на урок.

       II. Проверка знаний

       III. Вместо точек подберите соответствующие слова

  1. Амёбы передвигаются при помощи ……..
  2. В состав пищи инфузорий – туфелек в основном входят……
  3. У пресноводных простейших продукты обмена веществ и избыток воды выводятся через ………
  4. Реакции простейших на действие раздражителей называют ……..
  5. Эвглены зелёные ……реагируют на свет.
  6. При наступлении неблагоприятных условий большинство простейших переходит в состояние ……..
  7. Заболевание малярию вызывает, попавший в кровь …….

          Вариант 2.

  1. Инфузория – туфелька передвигается при помощи ……..
  2. Фотосинтез у эвглены зелёной происходит ……….
  3. Непереваренные остатки пищи удаляются у инфузории – туфельки  через ...
  4. Амёбы ….. реагируют на свет
  5. Кислород в цитоплазму простейших поступает через ……
  6. Простейшие размножаются путём …..
  7. Дизентерийная амёба паразитирует в ……. человека.

       1V. История открытия губок

Рассказ учителя

Много ли мы знаем о губках? Да и большинство учебников упоминает губок как-то вскользь, не очень подробно и, похоже, не очень охотно. В чем же дело, почему так не повезло целому типу животных, довольно многочисленному и широко распространенному?

Зоологи до сих пор не знают точно, куда, в какое место животного царства поместить губок. То ли это колонии простейших, то есть одноклеточных организмов, то ли примитивные, но все же многоклеточные животные. Да и статус животных организмов губки получили только в 1825 г., а до этого их вместе с некоторыми другими сидячими животными относили к зоофитам – полуживотным, полурастениям.

Известковые губки известны с докембрия, стеклянные – с девона. В настоящее время большинство исследователей, вслед за Иваном Мечниковым, рассматривают в качестве предка губок гипотетическое животное — фагоцителлу. Об этом свидетельствует строение личинки губок, близкой к наиболее архаичным животным из подцарства фагоцителлообразных — трихоплаксам.

 Однако Геккель считал, что губки произошли от воротничковых жгутиконосцев, в колониях которых возникли анатомические и функциональные различия.

Губки оказались слепой ветвью эволюции, от них никто не произошел.

  1.  Многоклеточные животные – губки
  1. Предположите, какие особенности будут иметь губки в отличие от простейших?       Используйте параграф 5 учебника, стр. 22. Выпишите особенности в тетрадь.
  2. Дополнения учителя:
  1. Наличие клеток хоаноцитов или воротниковых клеток со жгутиками, биение которых создает ток воды, необходимый для снабжения организма пищей и кислородом и для удаления двуокиси углерода и продуктов обмена. Хоаноциты некоторых сложно устроенных губок способны ежеминутно «перекачивать» объем воды, равный объему самой губки.

                                                                 

Поперечный срез через стенку тела губки           1 - устье, 2 - полость тела, 3 – каналы

2.   Тело состоит в основном из студнеобразного вещества, внутри которого находится скелет из белка, углекислого кальция или кремнезема. Губки относятся к клеточному уровню организации

3. У  губок имеется уже дифференциация клеток, но еще нет или почти нет координации между клетками, необходимой для организации их в ткани.

4.  Клетки образуют очень рыхлый, непрочный комплекс, и если протереть губку через шелковое сито, то связи между ними можно совершенно нарушить, хотя сами клетки при этом не повреждаются. Затем клетки могут снова объединиться в комплекс, сходный с первоначальным.

5.   Так как губки обладают рядом своеобразных морфологических особенностей, свойственных только этому, типу, их обычно считают боковой ветвью эволюционного ствола многоклеточных животных. Они произошли от жгутиковых независимо от других Metazoa и не дали начала никакому другому типу.

6.  Живые губки напоминают кусок сырой печенки; обычно они имеют грязно-коричневую окраску, слизистую поверхность и неприятный запах.

7.   Губки — сидячие организмы различной величины от 1 см до 2 м в высоту; они могут образовать плоский нарост, могут быть  шаровидными, веерообразными или иметь форму чаши или вазы.
                             

                        Три типа строения тела губок: темной полосой обозначен слой хоаноцитов

8.Большинство губок гермафродиты. Размножение половое и бесполое.

Бесполое размножение происходит путём почкования, иногда и внутреннего. Почки, образующиеся на теле, как правило, не отделяются от материнского организма, что приводит к появлению колоний самой причудливой формы.

9. В половом процессе сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку; из яйца выходит личинка, некоторое время плавающая в воде, а затем прикрепляющаяся ко дну.

10. При превращении личинок во взрослые сидячие формы у губок происходит

    извращение зародышевых слоев: наружные жгутиковые клетки мигрируют

    внутрь, а клетки внутреннего слоя перемещаются наружу.

11.Губки медленно и слабо отвечают на разные раздражения, так как в их теле нет нервных клеток.

12.Получение кислорода и выделение продуктов диссимиляции совершается через внутреннюю и наружную поверхности тела.

13.Пищеварение, как и у простейших, внутриклеточное.

14. Разложенные в результате пищеварения вещества частично диффундируют в другие клетки и там усваиваются, а частично ассимилируются  на месте.

15.  Губки обладают большими возможностями к регенерации. Живая губка может быть разрезана на много кусков, и каждый кусок сохраняет жизнедеятельность.

     V. Самостоятельная работа учащихся с обобщающей схемой на доске

Дополните недостающие звенья в обобщённой схеме процессов характерных для одноклеточных и многоклеточных организмов:

Многоклеточные организмы

Одноклеточные организмы

Клетка

Клетка – часть целого, дифференцированы

Процессы:

Клетка – самостоятельное существо

                                 

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника стр.23

Классификация губок  

Используя текст учебника, составьте схему классификации губок.  Найдите отличия  в характеристике   классов губок.

 Схема для проверки выполненного задания.

           Тип губки

Класс известковые

Класс  обыкновенные

Класс стеклянные

Исключительно морские, обычно очень некрупные и невыразительные губки. Чаще всего они никак не окрашены, а скелет у них представлен известковыми трехлучевыми, четырехлучевыми и одноосными иглами.

Скелет у них состоит из кремнезема, иногда в сочетании со спонгином, иногда представлен одним спонгином или, что необычно для губок, отсутствует вовсе. Иглы обыкновенных губок очень разнообразны и подчас причудливы: имеют вид двусторонне заостренных игл, булав, якорьков, звезд и так далее. Их скелет очень нежен.

Морские, причем чаще всего глубоководные организмы. Бывают они как одиночными, так и колониальными. Живые губки обычно невзрачны, блекло окрашены, хотя и достигают довольно крупных размеров – 50 см в высоту. У некоторых стеклянных губок скелетные иглы срастаются своими концами.

Знаете ли вы?

Где применяется губка?

История применения губки

  1. Туалетная губка в древнем Риме.

Туалетной бумаги древние римляне не знали, вместо нее использовали простое приспособление – обычную средиземноморскую губку на палочке.

Немного о губке. Это морское беспозвоночное животное, скелет которого состоит из кремнезема, или кремнезема и спонгина, или одного спонгина. Вот этот скелет используют люди с древних времён.

Туалетная губка

В высушенном состоянии он твердый и ломкий, но если намочить – губка становится мягкой и хорошо держит воду. Кроме того, в виду присутствия в тканях антисептических веществ губка обладает бактерицидными свойствами

Срок "жизни" банной губки в современных условиях у одного хозяина – пара месяцев. Губки до сих пор – предмет промысла, и на рынках почти всех стран Средиземноморья можно увидеть развалы губок.

                   
Судя по свидетельствам современников, губки находились в общем пользовании (было бы странно представить римлянина, несущего в общественный туалет личную губку). В помещении туалета обычно стоял сосуд – ведро или таз, чаще из камня, в котором находились несколько губок. Предполагается, что до и после использования ее следовало помыть в небольшом канале с проточной водой, который обычно устраивался в центре туалета. В приличном туалете за губками присматривал служитель.

                 

           Маленький частный туалет в банном комплексе на римской вилле

  1. Губки представляют чрезвычайно удобное убежище для других организмов, и целый ряд мелких водных обитателей использует их поры в качестве жилищ. Здесь надо, прежде всего, назвать личинку сетчатокрылого — сизиры (Sisyra fuscata), имеющую 4,5 мм в длину, черно-бурого цвета. Кроме того, губки дают приют некоторым видам ручейников (Hydropsyche ornatula), хирономид (Glyptotendipes), водных клещей (Unionicola crassipes) и др. Постоянными комменсалистами губок являются некоторые виды инфузорий и коловраток. Иногда губки живут в тесном сожительстве с мшанками, причем эти организмы даже прорастают друг друга.
  2. Губки — активные биофильтраторы, некоторые из них способны пропускать через свое тело десятки и сотни литров воды в сутки.
  3. Случается, что губки, разрастаясь в водоемах, приносят некоторый, правда небольшой, вред.
  4.  Наблюдали, что они засоряли отверстия водопроводных труб и таким образом нарушали работу водопроводных сооружений.
  5. Днища деревянных судов могут обрастать губками, что препятствует быстроте их движения.
  6.  В рыбоводных прудах бодяга считается нежелательной. При сильном развитии она портит воду, придавая ей неприятный запах и вкус.
  7. Используется губка бодяга в медицине.
  8.  У человека при контакте с губкой может развиться сильный зуд и слабый отек пальцев, возможно обусловленный гистаминоподобным действием экстракта из губки.
  9. Под конец упомянем о японцах. Они, как всегда, "впереди планеты всей", завели у себя плантации туалетных губок, и те, кому в голову пришла такая благая мысль, явно не прогадали. Зарабатывают хорошо

Проверка усвоения материала. Заполнение кроссворда.

http://biouroki.ru/crossword/biologiya-7-klass-latushin/gubki.html

1. Глубоководные формы губок высотой до 50 см. Скелетные иглы содержат кремний. Окраска тела – белая, серая, жёлтая или коричневая.

2. Закономерное, правильное расположение частей тела относительно центра у многоклеточных животных.

3. Губки, имеющие известковый скелет, обитающие на мелководье морей и океанов. Окраска желто-серая.

4. Образ жизни животного, когда оно прикреплено неподвижно к субстрату (каменное дно или крупный предмет).

5. Губка, используемая человеком в медицине для лечения ревматизма, ушибов, синяков.

6. Губки, имеющие кремниевый скелет. Окраска разнообразная. Могут достигать размеров до 1 метра.

7. Одноклеточная водоросль, встречающаяся в цитоплазме губок обеспечивающая ее кислородом.

8. Клетки, выполняющие индивидуальную функцию.

9. Скелетные образования, имеющиеся в студенистом веществе тела губок.

    Интернет ресурсы

http://aquasea.narod.ru/sea_gubka.htm

http://filogeniya.ru/gubki-porifera-12.html

http://ulli-u.livejournal.com/84733.html

http://chihuashki.ru/blog/morskie-zhivotnye-rekordnykh-razmerov

Губки  интересно http://aquasea.narod.ru/sea_gubka.htm

http://www.dinos.ru/sci/20090212384.html

Оригинал новости: http://elementy.ru/news/430997

 http://brigantina.ucoz.com/publ/9-1-0-2292

http://www.medbiol.ru/medbiol/dog/001412a2.htm

http://www.medbiol.ru/medbiol/dog/000c6718.htm

http://www.kimmeria.com/crimea/black_sea_38.htm

Источник: http://bio.1september.ru

Литература

  1. Н.Грин, У. Стаут, Д.Тейлор. Биология, т.1. – М.: Мир, 1996.
  2.  В.А. Догель. Зоология беспозвоночных. – Л.: Высшая школа, 1983.
  3.  В.А. Догель. Курс сравнительной анатомии беспозвоночных. – Л.: Ленинградский университет, 1967.
  4. В. М. Колтун.    Жизнь животных, т. 1, М., 1968
  5. А.А Яхонтов Зоология для учителя издательство « Просвещение». Москва 1968 год
  6. Основы палеонтологии. Губки, археоциаты, кишечнополостные, черви, М., 1962;

Приложение 1.

Симбиоз губок с другими организмами.

Очень многие животные, встречающиеся на поверхности и внутри губок, вступают с ними в безобидные или обоюдовыгодные отношения. Таковы многие ракообразные, некоторые многощетинковые черви (полихеты), змеехвостки и др. Нередко в тканях губок откладывают яйца другие животные, например мелкие головоногие моллюски, многощетинковые черви, некоторые рачки, рыбы и т. д. Известным примером симбиоза служит сожительство рака-отшельника с пробковой губкой (Suberites domuncula). Губка поселяется на небольшой пустой раковине брюхоногого моллюска; в эту же раковину залезает молодой рак-отшельник, пользующийся ею для защиты своей мягкой задней части тела. Постепенно вся раковина обрастает губкой, свободным остается лишь вход в жилище рака-отшельника. С ростом губки растет и рак-отшельник. В результате внутри губки образуется спиральная полость, в которой живет рак-отшельник, выставив наружу переднюю вооруженную клешнями часть тела. При необходимости он может полностью скрываться внутри губки. Такой симбиоз выгоден обоим животным: рак-отшельник имеет надежное убежище, а губка получает возможность передвижения.

Рак-отшельник с пробковой губкой

Следует подчеркнуть, что биологические взаимоотношения ракообразных и губок очень разнообразны. Наблюдается около 500 различных случаев более или менее тесных связей, которые рассматриваются как явления комменсализма, мутуализма, паразитизма и отношения смешанного характера. Многие мелкие веслоногие и равноногие рачки, бокоплавы и близкие к ним морские козочки квартируют или паразитируют в губках. Они встречаются внутри — в каналах и полостях — и на поверхности — в многочисленных ямках и углублениях, питаясь отмершими частицами тела губок. Иногда таких рачков насчитывают десятками и сотнями экземпляров в одной губке.

Десятиногие раки-креветки используют губок в основном в качестве убежища от врагов. Рачки выходят из атриальной полости лишь ночью и редко покидают поверхность губок. Интересно, что обитающие здесь рачки по сравнению со свободноживущими близкими родичами откладывают значительно меньше яиц. Зато их яйца гораздо большего размера, что влияет на сокращение личиночного периода рачков, следовательно, и времени, которое они проводят вне защиты губок. При небольшом количестве яиц ускоренное развитие личинок — важное приспособление, отражающееся на сохранности потомства. Часто креветки и бокоплавы встречаются в полости губок парами. Очень любопытные отношения сложились между десятиногими рачками спонгикола (Spongicola venusta) и стеклянной губкой, известной под названием корзинка Венеры (Euplectella oweni). В обширной полости почти каждой губки живет пара таких рачков — самец и самка. Они забираются туда еще на стадии личинки и во взрослом состоянии уже не могут выйти на свободу, поскольку устье губки прикрыто защитной решеткой. Так эти рачки всю жизнь и проводят вместе, заключенные в полости губки. В Японии, у берегов которой обитает корзинка Венеры, издавна существует обычай дарить при свадебных церемониях экземпляры губок с находящейся внутри парой рачков как символ вечной и нерушимой любви и супружеской верности.

Краб Dromia

Некоторые крабы забавно используют непривлекательность губок для хищников. Они таскают на своей спине куски губок, поддерживая их задней парой конечностей. Такие крабы Dromia отрезают клешнями соответствующие величине их тела куски губок и общипывают их так, что они помещаются у них на спине. Со временем мягкая и эластичная губка, прижатая к телу краба, приобретает поверхность, удобно прилегающую к панцирю. Губка служит крабу своего рода щитом, который предохраняет его от нападения врагов.

Вполне вероятно, что здесь имеет значение резкий и специфичный запах губок. При появлении крупного хищника краб иногда сбрасывает со спины губку, отвлекая внимание врага, а сам быстро скрывается. Избегнув опасности, краб отыскивает другую подходящую губку и приспосабливает ее на свою спину. Иногда он использует для этого пробковую губку с сидящим в ней раком-отшельником. На панцире некоторых крабов находят плотно приросших к ним губок. В данном случае крабы также активно действуют, откусывая клешнями кусочки губок и пристраивая их на своей спине до тех пор, пока они не прирастут к панцирю.

Гораздо реже сожительствуют с губками сидячие ракообразные. К их числу относятся различные усоногие раки (Cirripedia), в частности морские желуди, или балянусы (Balanus). Эти рачки имеют наружный скелет из известковых пластинок, образующих своеобразный домик; верхние пластинки его могут расходиться, и в появившееся отверстие рачок высовывает наружу передние непрерывно двигающиеся конечности. Балянуск чаще всего встречаются на комкообразных губках, у которых в процессе роста развиваются образования, подобные галлам растений. Отдельные губки могут нести до сотни таких галлов. Морские желуди долго сопротивляются полному обрастанию их губкой, двигая конечностями, снабженными зубчиками. До полного обрастания губкой балянусы успевают достичь половозрелости ж дать потомство. Поселение балянусов на губках дает первым ряд выгод: защита от врагов, токи воды, создаваемые губками, слабая пищевая конкуренция с ними. Однако балянусы губкам никакой пользы не приносят. Чрезмерное засилье балянусов иногда вызывает неспособность губок к половому размножению и даже их гибель. Другие представители усоногих раков, морские уточки (Lepas), регулярно встречаются на длинном корневом пучке игл некоторых гиалонем (Hyalonema). который используется как подходящий субстрат, возвышающийся над сильно заиленным дном. На этом же корневом пучке игл могут поселяться коралловые полипы (Palythoa), образующие вокруг него плотный чехол со многими сидящими на нем небольшими зооидами. Постоянно поселяется на некоторых губках (Axinella) корковая актиния (Parazoanthus axinellae). Личинки ее обладают избирательной способностью к субстрату, оседая на тех губках, поверхность которых обычно используется ими в качестве места обитания, губка играет здесь пассивную роль и, очевидно, никакой выгоды от такого «квартиранта» не имеет.

     Приложение 2

Это интересно

Долгожитель Антарктическая губка.
Этот живой организм уникален в своем возрасте. Антарктическая губка – это долгожитель из долгожителей. Вполне возможно, что губки растут очень медленно в связи с низкими температурами. У них замедлен метаболизм.

        Антарктическая губка

Ученные обнаружили, что возраст самой «пожилой» антарктической губки составляет более полторы тысячи лет. А теперь на минуту представьте себе, сколько всего интересного повидала эта губка на своем веку. Именно этим живым существам принадлежит рекорд долгожительства в мире животных

Губки для великанов и карликов.

Среди примитивных морских животных — губок — самая высокая — кубок Нептуна.

«Рост» этого сидячего, действительно похожего на кубок существа, может достигать 120 сантиметров. А вот самую тяжелую губку нашли на Багамских островах. Она была в обхвате почти два метра и весила 41 килограмм. Правда, после того, как ее высушили, вес губки стал намного меньше — всего 5 кг 440 г. Ну а самой маленькой губочкой, пожалуй, не смогла бы мыться даже Дюймовочка: ее диаметр — всего-навсего 3 мм.
http://chihuashki.ru/blog/morskie-zhivotnye-rekordnykh-razmerov

         

Губка кубок Нептуна                                       Сварчевския папирусная    1- 4 мм.

Губка корзинка Венеры

Тело цилиндрической формы до 30 см длиной, состоит из шестиугольных игл, в состав которых входит кремнезем. Глубоководный вид тропической зоны Тихого и Индийского океанов.

В Японии евплектелла связана со свадебной церемонией. Молодые люди при заключении брака получают в подарок красивую полупрозрачную корзиночку с парой засушенных креветок внутри. Японцы давно заметили, что в каждой такой губке живут две креветки — самец и самка. Они забираются туда еще на личиночной стадии и, вырастая, уже не могут ее покинуть. Поэтому подарок имеет для молодоженов символическое значение — он служит олицетворением постоянной любви, верности и долгого супружеского счастья. В переводе с японского губка так и называется — «вместе прожить, состариться и умереть».

       корзинка Венеры

Губок изучают немногие зоологи. Объясняется это просто – большого практического значения они не имеют, внешне малопривлекательны, не то что, например, птицы, тигры или морские звезды. В то же время имя одного из самых крупных русских специалистов по морским губкам известно каждому. Сейчас мало кто помнит, что великий русский путешественник, этнограф и антрополог Николай Николаевич Миклухо-Маклай был зоологом по образованию. Ученик и ассистент великого Эрнста Геккеля, он много занимался губками наших морей. В конце многих научных названий губок, обитающих в северных морях, мы встречаем имя автора описания вида – Miclucho-Maclay.

Добыча губок.

Калимнос. Ныряльщики за губками.

Калимнос довольно небольшой остров в Эгейском море, является частью группы более 50 Додеканеских островов на юге Греции. Хотя ныряние за губками было источником дохода для многих греческих островов в последние столетия, Калимнос известен как центр греческой отрасли добычи губок. Воды вокруг греческих островов благотворны для их роста, из-за высокой температуры воды. Лучшие губки по качеству были на юге Средиземного моря. Точно неизвестно когда губка вошла в употребление. В древних писаниях(Платона, Гомера) губка упоминается как предмет для мытья. На Калимносе также ныряние за губками имеют корни с древних времён. Это одна из самых старых профессий на острове. Ныряние за губками дало социальное и экономическое развитие острову.  В прошлом ныряли методом «скин дайвинг». Команда выходила в море на маленькой лодке. Для поиска губок на дне использовали цилиндрический объект со стеклянным дном. Как только находилась губка ныряльшик доставал её со дна. Обычно он нёс на себе 15 кг плоский камень, извесный как «скандалопетра», чтобы быстро достать до дна. Срезанную губку собирал в специальные сети. Глубина и время погружения зависели от размера лёгких ныряльщика. Хотя это было довольно трудно добывать таким способом, но таким образом было добыто и продано очень много губок. Многие торговцы на Калимносе стали очень богаты. С 1865 г. В торговле губками наступил бум. Причиной для этого стало представление стандартного водолазного костюма или Скафандро как назвали греки. Торговец с острова Сими завёз снаряжение, вероятно Сибе Гормана. Преимущества были на лицо. Теперь, ныряльщики могли оставаться на сколько угодно и на больших глубинах. Лучшие губки находили на глубине около 70 метров. Ныряльщик мог теперь ходить по дну и искать их.

В 1868 г. Флот ныряльщиков за губками составлял:
300 кораблей с ныряльщиками(от 6 до 15 ныряльщиков на каждом корабле) 70 кораблей которые добывали губки гарпунами.

С появлением костюма торговля получила огромный рост. С Калимноса корабли уходили в Эгейское и Средиземное моря. Уходили так далеко как Тунис, Ливия, Египет, Сирия. Они находились в море по 6 месяцев.
Выгода на добыче и продаже губок была высокой. Для ныряльщиков рабочие условия в костюме были. Однако, появилась большая опасность при погружениях - декомпрессионные заболевания. Скоро после введения скафандра произошли первые несчастные случаи с ныряльщиками. Симптомы, тяжелые боли, паралич и смерть в конечном итоге были ужасающими для водолазов и других экипажей, поскольку они не имели понятия, что являлось причиной всего этого!
Ежедневные погружения на 70 метров и больше и всплытие без остановок безопасности нанесли разрушительный эффект: в первый год использования скафандра около половины ныряльщиков было парализованы или умерли от декомпрессионной болезни. Между 1886 и 1910 г. Погибли около 10000 ныряльщиков и 20000 были нетрудоспособны.

Это оказало большое влияние на всех жителей Калимноса. В каждой семье были отцы, дети, братья и другие родственники которые были парализованы или не вернувшиеся с сезона. К концу19-го века это вызвало большие волнения на Калимносе, особенно среди женщин. В то время остров был оккупирован турками. Женщины просили турецкого султана запретить скафандр, что он и сделал в 1882 году. Прибыль упала, ныряльщики вернулись к старому способу добычи (скин дайвинг). Примерно через 4 года скафандр снова начали использовать произошли и новые несчастные случаи.

Современная добыча губок

      Наиболее широкое применение с древнейших времен до наших дней имеют туалетные губки, скелет которых лишен минеральных игл. Промысел туалетных губок ведется в умеренных, субтропических и отчасти тропических морях на небольшой глубине.

Ныряльщик отрывает губку от камня или другого субстрата и укладывает ее в сетку, которую затем поднимают с помощью веревки в лодку. Иногда применяют драгу или железную кошку, но при таком способе добычи много губок повреждается

   Опережающее домашнее задание: повторить  §  5,  найти интересные факты по типу      «Кишечнополостные».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку « Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные» Сафьянова Л.П. Сафьянова Лидия Петровна, учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ Лахденпохская средняя школа

Слайд 2

История открытия губок Зоологи до сих пор не знают точно, куда, в какое место животного царства поместить губок. Статус животных организмов губки получили только в 1825 г., а до этого их вместе с некоторыми другими сидячими животными относили к зоофитам – полуживотным, полурастениям. Теория Ильи Мечникова Теория Эрнста Генриха Геккеля Эрнст Геккель Илья Мечников Сафьянова Л.П.

Слайд 3

1 — парагастральная полость, 2 — устье, 3 — хоанаоциты (воротничковые клетки энтодермы), 4 — эктодерма, 5 — иглы минерального скелета, 6 — канал. Строение губки Сафьянова Л.П.

Слайд 4

Классификация губок Тип Губки Класс известковые губки Класс стеклянные губки Класс обыкновен- ные губки Сафьянова Л.П.

Слайд 5

Процессы губок Дыхание . Питание Выделение . Пища Пищеварительная вакуоль Выделение остатков пищи Кислород Углекислый газ Сафьянова Л.П.

Слайд 6

Размножение губок Бесполое размножение наружным почкованием Сперматозоиды выходят в воду и проникают в тело других губок, где оплодотворяют яйцеклетки . . Личинка Сафьянова Л.П.

Слайд 7

Замечательна способность пресноводных губок к перенесению неблагоприятных условий существования. Их геммулы очень хорошо сохраняются даже в течение нескольких лет. При полном высыхании водоема, например, они могут самым различным способом, в том числе с помощью ветра или прикрепившись к ногам птиц, переноситься в другие места. И если такие геммулы попадают в воду, они дают начало новому поселению губок. Выживаемость губок Геммула губки Сафьянова Л.П.

Слайд 8

Симбиоз губок Рак-отшельник с пробковой губкой Краб Dromia использует губку Креветки спонгиколя Живут в губках парами Два поколения козочек, отцы и дети. Бокоплавы. Змеехвостки (офиуры) в губке. Морской желудь, Балянус Сафьянова Л.П.

Слайд 9

У губок очень хорошо развита способность к регенерации тканей: даже если губку разрезать на куски, то из каждого кусочка через некоторое время вырастет новая губка. Сафьянова Л.П.

Слайд 10

Добыча губок Для поиска губок на дне использовали цилиндрический объект со стеклянным дном. Как только находилась губка - ныряльщик доставал её со дна. Срезать ножом губки нельзя, чтобы не повредить, и потому их просто срывали со скал руками . Обычно ныряльщик нёс на себе 15 кг плоский камень, известный как «скандалопетра», чтобы быстро достать до дна. Собранную губку собирали в специальные сети. Здесь с них снимали верхние оболочки и, при помощи специальной машины, выдавливали внутренний студенистый слой. Затем губки развешивали на мачтах корабля для сушки. После этого их пропускали через ряд ванночек с кислотами и марганцовкой, и губки становились беленькими и мягкими. В 1868 г. Флот ныряльщиков за губками составлял: 300 кораблей с ныряльщиками(от 6 до 15 ныряльщиков на каждом корабле) 70 кораблей которые добывали губки гарпунами.. Сафьянова Л.П.

Слайд 11

Интересные факты Ученые расшифровали геном морской губки Amphimedon queenslandica – существа, появившегося на планете более 600 миллионов лет назад и не являющегося полноценным многоклеточным животным. Руководила командой биологов Манси Шривастава (Mansi Srivastava) из Массачусетского технологического института (MIT). . Исследователи оценили, что в геноме губки содержится от 18 до 30 тысяч генов (для сравнения, в геноме человека около 30 тысяч генов). Ученые выделили 4670 семейств генов, которые являются общими для всех животных. Четверть из них – а точнее, 1286 семейств – так или иначе необходимы для поддержания многоклеточности. Сафьянова Л.П.

Слайд 12

Губка использует множество слоев стекла, которые удерживаются органическим клеем, что делает структуру чрезвычайно стойкой к разломам и трещинам. Ученые надеются скопировать биологические процессы губки для производства усовершенствованных волокон и систем, но при этом признают, что «современные технологии пока не могут конкурировать с изощренными оптическими системами организмов». Морская губка может научить инженеров и архитекторов тому, как строить удивительно прочные структуры из хрупкого материала. Технология будущего Сафьянова Л.П.

Слайд 13

Применение губок Маленький частный туалет в банном комплексе на римской вилле Туалетная губка Продажа губок С глубокой древности люди применяли губки как средство гигиены. Они ныряли и доставали ее со дна, мяли ногами, сушили. Губка сгнивала, оставался лишь мягкий скелет. Им и мылись древние греки и римляне, а кроме того, использовали его, как сейчас используют туалетную бумагу. Оттого слово «губка» у греков и римлян считалось даже не совсем приличным . Сафьянова Л.П.

Слайд 14

Сафьянова Л.П. Опережающее домашнее задание: повторить § 5, найти интересные факты по типу «Кишечнополостные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики в 6 классе по теме "Обыкновенные дроби"

Урок-игра по математике "Математический бой". Закрепление знаний, умений и навыков по теме "Обыкновенные дроби"....

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби».

Это урок обобщающего повторения и закрепления знаний по данной теме.Задачи урока:Обучающие: обобщить и закрепить полученные знания и умения по теме «Обыкновенные дроби».Развивающие: развитие ана...

Конспект урока по математике в 5-м классе по теме "Обыкновенные дроби"

Данная тема по программе любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта.Тип урока: Урок обобщения и систематизации, проводимый в форме урока – путешествия....

Урок по биологии для 7 класса на тему "Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная"

Данный урок проводится с учащимися класса.Целью урока является создание условий для осмысления новой учебной информации, повышение мотивации учащихся.Презентация применяется на этапе объяснения нового...

Урок по биологии для 7 класса. Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная.

Данный урок разработан и проведён с учащимися 7 класса общеобразовательной средней школы базового уровня. Накопляемость учащихся в классе - 27 человек, уровень подготовленност...

МАСТЕР - КЛАСС Декупаж стеклянного сосуда.

Слово decoupage французского происхождения, обозначает «вырезать». Следовательно, техника декупажа - техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. Такая техника у...