Календарно - тематическое планирование 10 класс (профильный уровень)
календарно-тематическое планирование (биология, 10 класс) на тему
Данное календарно - тематическое планирование предлагается для классов профильного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_10_klass.docx | 37.25 КБ |
Предварительный просмотр:
\
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 10 КЛАСС
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе в 10 классе -105 часов, в 11 классе - 105 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к Уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета
«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать
- • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет,); строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских к мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов);
- сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов,
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории,- законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,
- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
•сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,
экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и
животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и
мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного
отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро-и микро-
эволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований;
- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
•оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в фор мировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
- выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
- определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
- отличать научные методы, используемые в биологии;
- определять место биологии в системе естественных наук.
- доказывать, что организм - единое целое;
- объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации
живой природы;
- обосновывать единство органического мира;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принци пов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит инте-гративный характер и включает в себя следующие умения:
- определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
- приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
- объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
- указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
- отличать биологические системы от объектов неживой природы.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.
Календарно-тематическое планирование
по общей биологии
10 класс, 3 часа в неделю «105 часов»
Программа для полной общеобразовательной школы 10-11 классы по биологии.
Составитель В.С. Кучеренко, М. : Дрофа, 2005 год.
Государственные стандарты основного общего и среднего (полного образования)
(Приказ Минобразования РФ №1089от05.03.2004 года)
Учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов Общая биология профильный уровень
10класс, М.: Дрофа 2011год
№ п/п | Разделы | Темы | дата |
1 | Введение в биологию 6 часов | Предмет и задачи общей биологии. | |
2 | Уровни организации живой материи. | ||
3 | Основные свойства живого. | ||
4 | Основные свойства живого. | ||
5 | Обобщение. Общая биология, её задачи и значение для науки и практики. | ||
6
| Зачёт по теме «введение в биологию» |
7 | Глава 2. Возникновение жизни на земле. 14 часов | История представлений возникновении жизни, представления средних и древневековых философов. | |
8 | Работы Л. Пастера. | ||
9 | Теории вечности жизни. | ||
10 | Материалистические теории происхождения жизни. | ||
11 | Современные представления о возникновении жизни. Эволюция химических элементов в космическом пространстве. | ||
12 | Образование планетных систем. | ||
13 | Первичная атмосфера земли и химические предпосылки возникновения жизни. | ||
14 | Источники энергии и возраст Земли. | ||
15 | Условия среды на древней Земле. | ||
16 | Теории происхождения протобиополимеров. | ||
17 | Эволюция протобионтов. | ||
18 | Начальные этапы биологической эволюции. | ||
19 | Обобщение. Возникновение жизни на земле. | ||
20 | Зачет по теме «Возникновение жизни на земле». | ||
21 | Учение о клетке 13 часов | Введение в цитологию. Химическая организация клетки. | |
22 | Неорганические вещества клетки. | ||
23 | Биологические полимеры – белки. Функции белков. | ||
24 | Функции белков. | ||
25 | Органические молекулы – углеводы. | ||
26 | Органические молекулы – жиры и липоиды. | ||
27 | Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты. | ||
28 | Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты. | ||
29 | Решение задач по молекулярной биологии | ||
30 | Решение задач по молекулярной биологии | ||
31 | Урок обобщение по теме « Химия клетки» | ||
32 | Урок обобщение по теме « Химия клетки» | ||
33 | Зачёт по теме « Химия клетки» | ||
34 | Структурно-функциональная организация клеток эукариот и прокариот 16 часов | Цитология - наука о клетке. Клеточная теория строения организмов. | |
35 | Эукариотическая клетка. Наружная цитоплазматическая мембрана. Цитоплазма. | ||
36 | Одномембранные органоиды эукариотической клетки. | ||
37 | Одномембранные органоиды эукариотической клетки. | ||
38 | Двумембранные органоиды эукариотической клетки. | ||
39 | Двумембранные органоиды эукариотической клетки. | ||
40 | Немембранные органоиды эукариотической клетки. | ||
41 | Немембранные органоиды эукариотической клетки. | ||
42 | Клеточное ядро. Строение и функции хромосом. | ||
43 | Особенности строения растительной клетки. | ||
44 | Прокариотическая клетка. | ||
45 | Прокариотическая клетка. | ||
46 | Вирусы. | ||
47 | Вирусы. | ||
48 | Урок обобщение | ||
49 | Зачет по теме « Структурно-функциональная организация клеток эукариот и прокариот» | ||
50 | Обеспечение клеток энергией 9 часов | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | |
51 | Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Световые реакции фотосинтеза. | ||
52 | Темновые реакции фотосинтеза. | ||
53 | Хемосинтез. | ||
54 | Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. | ||
55 | Брожение и дыхание. | ||
56 | Брожение и дыхание. | ||
57 | Урок обобщение | ||
58 | Зачёт по теме « Обеспечение клеток энергией» | ||
59 | Наследственная информация и её реализация в клетке 7 часов | Генетическая информация в клетке. Биосинтез белка. Транскрипция. | |
60 | Генетический код. | ||
61 | Биосинтез белка. Трансляция. | ||
62 | Регуляция транскрипции и трансляции. Современное представление о гене. | ||
63 | Решение задач по теме «Биосинтез белка» | ||
64 | Решение задач по теме «Биосинтез белка» | ||
65 | Зачёт по теме « Наследственная информация и её реализация в клетке» | ||
66 | Воспроизведение биологических систем 13 ч. | Жизненный цикл клетки. | |
67 | Митоз. Фазы митоза. | ||
68 | Мейоз. Фазы мейоза. | ||
69 | Развитие половых клеток. | ||
70 | Оплодотворение у цветковых растений. Оплодотворение у животных. | ||
71 | Вегетативное размножение. Бесполое и половое размножение. | ||
72 | Онтогенез. Дробление. Эмбриогенез: гаструляция и органогенез. | ||
73 | Сходство зародышей и эмбриональная дифференциация признаков. Причины нарушений развития организмов | ||
74 | Постэмбриональный период. | ||
75 | Зачёт по теме « Воспроизведение биологических систем» | ||
76 | Основы генетики и селекции Основные закономерности явлений наследственности 30 ч. | Генетика. Основные понятия. Генетическая символика. Гибридологический метод изучения наследования признаков, разработанный Г.Менделем | |
77 | Генетика. Основные понятия. Генетическая символика. Гибридологический метод изучения наследования признаков, разработанный Г.Менделем | ||
78 | Первый закон Г.Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения. | ||
79 | Второй закон Г.Менделя – закон расщепления признаков. | ||
80 | Цитологические основы законов Г.Менделя. Гипотеза чистоты гамет. | ||
81 | Решение генетических задач. | ||
82 | Решение генетических задач. | ||
83 | Анализирующее скрещивание. | ||
84 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя – закон независимого комбинирования признаков. | ||
85 | Решение генетических задач. | ||
86 | Решение генетических задач. | ||
87 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Закон Т.Моргана. | ||
88 | Решение генетических задач. | ||
89 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | ||
90 | Решение генетических задач. | ||
91 | Зачет по теме « Решение генетических задач» | ||
92 | Зачет по теме « Основные закономерности явлений наследственности» | ||
93 | Зависимость проявления генов от условий внешней среды(фенотипическая изменчивость) | ||
94 | Модификационная изменчивость, норма реакции. Особенности модификационной изменчивости. | ||
95 | Модификационная изменчивость, норма реакции. Особенности модификационной изменчивости. | ||
96 | Наследственная (генотипическая изменчивость). Виды мутаций. | ||
97 | Наследственная (генотипическая изменчивость). Виды мутаций. | ||
98 | Классификация мутаций по уровню их возникновений. | ||
99 | Классификация мутаций по уровню их возникновений. | ||
100 | Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. | ||
101 | Урок – обобщение. | ||
102 | Зачёт по теме « Основные закономерности явлений наследственности» | ||
103 | Генетические основы индивидуального развития 4 ч | Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития. | |
104 | Проявление генов в развитии. Плейотропное действие генов. | ||
105 | Летальные мутации. | ||
106 | Урок обобщение. | ||
107 | Генетика человека 5 ч | Особенности и методы изучения генетики человека. | |
108 | Наследственные болезни человека, меры их профилактики. | ||
109 | Решение генетических задач | ||
111 | Решение генетических задач | ||
112 | Зачет по теме «Генетика человека» | ||
113 | Основы селекции 7 ч | Селекция, её задачи и методы, их генетические основы. | |
114 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | ||
115 | Создание пород животных и сортов растений. Методы селекции растений и животных. | ||
116 | Создание пород животных и сортов растений. Методы селекции растений и животных. | ||
117 | Селекция микроорганизмов. Биотехнология. | ||
118 | Достижения современной селекции. | ||
119 | Зачет по теме « Основы селекции и биотехнологии» | ||
120 | Повторение (итоговое тестирование за 10 класс в форме ЕГЭ) | ||
- | |||
130 | |||
131-136 | резерв |
Календарно – тематическое планирование по курсу
«Биология. Профильный уровень. 10 класс»
(4 часа в неделю)
К учебнику Захарова В.Б. Биология. Общая биология. Профильный уровень.10 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по экономике 11 класс профильный уровень
Календарно-тематическое планирование по экономике 11 класс профильный уровень, рассчитанный на 1 час в неделю под редакцией профессора А.Я. Линькова...
Календарно-тематическое планирование по праву 11 класс профильный уровень
Календарно-тематическое планирование по праву 11 класс профильный уровень, рассчитанный на 1 час в неделю по учебнику: Право Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин...
Календарно-тематическое планирование по математике 10-11 класс (профильный уровень)
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «Математика» на профильном уровне отводится 476 учебных часов: 238 час...
Примерное календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)...
Календарно-тематическое планирование "Химия. Базовый уровень. 10 класс"
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического учебника:Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 11 класс, базовый уровень – М.,: Просвещение, 2020...
Календарно-тематическое планирование "Химия. Базовый уровень. 10 класс"
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического учебника:Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 10 класс, базовый уровень – М.,: Просвещение, 2020...
Календарно-тематическое планирование "Биология. Базовый уровень. 10 класс"
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. 10 класс. Каменский А. А., Касперская Е.К., Сивоглазов В.И.— М.: Просвещение, 2021...