Методические разработки по биологии
план-конспект урока по биологии (5,6,8 класс) по теме

Суркова Елена Николаевна

Конспекты уроков природоведения для 5 класа по теме "Среда обитания", урок-лото.

" Разнообразие бактерий"- 6 класс

"Организм человека. Общий обзор"-8 класс. "Крестики-нолики"

"Морской бой"-6класс, терминологический диктант

"Отделы растений" -6класс.  " Счастливый случай"

"Организмы. Размножение."-5 класс. Урок-игра "Восхождение"

"Питание организмов" -5 класс, "Морской бой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспекты по биологии804.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок –лото.

5класс. Природа (авторы Сухова, Строганов)

Среда обитания. Природное сообщество.

Для проведения игры ученикам предлагается начертить в тетрадях прямоугольное игровое поле -2 ячейки по вертикали и 3 по горизонтали. Оптимальный размер ячейки  -9 тетрадных клеточек в длину и 4 в ширину. Каждому ученику выдается карточка с терминами, которые он должен вписать в ячейки  своего игрового поля (можно изобразить на доске 3 варианта заполненных карточек).

Для заполнения игрового поля ученикам раздаются разноцветные кружки соответствующих размеров, вырезанные из бумаги. Задавая вопрос, учитель оговаривает, кружком какого цвета следует закрывать ответ на него. При предлагаемой последовательности вопросов в случае правильного заполнения ряды или столбцы таблиц должны оказаться закрытыми кружками одного цвета –это облегчает проверку.

 В ходе игры учитель достает заготовленные карточки и дважды зачитывает написанные на них вопросы, а ученик,  найдя в своих таблицах ответ, закрывает его кружком. Если все карточки оказываются заполненными правильно, выставляется «5», если один ответ неверный- «4».

Карточка №1

(Желтый)                                                             (Синий)                                        (Красный)

Факторы среды

Водная среда

Природное сообщество

Экология

Почва

Искусственное сообщество

Карточка №2

Факторы живой природы

Воздушная среда

Экосистема

Антропогенные факторы

Паразиты

Хозяин-Паразит

Карточка №3

Экологические факторы

Планктон

Пищевые цепи

Факторы неживой природы

Среда обитания

Хищник-Жертва

Карточка №4

Конкуренция

Морозостойкие организмы

Светолюбивые растения

Теневыносливые растения

Хозяин

Симбиоз

Вопросы.

1.Как называются условия среды обитания, от которых зависти жизнь организмов?  (желтый цвет)

2.Наука, изучающая факторы среды, влияющие на организм? (желтый цв)-экология.

3.К какой группе факторов относятся  животные, грибы,растения? (желтый)-факторы живой природы.

4.Фактор влияния на природу человеческой деятельности (желтый) –антропогенный

5.Факторы среды, влияющие на организм? (желтый –экологические

6.Группа факторов, к которым относят свет, температуру , влажность (желтый)-факторы неживой  природы.

7.О какой среде идет речь?

В этой среде растворены необходимые для жизнедеятельности организмов газы (кислород, углекислый газ). Растворены в ней и минеральные вещества, которые растения поглощают всеми частями своего тела. Но в этой среде мало света и  кислорода? 9Синий) –Водная.

8.Группа организмов, совместно обитающих и связанных между собой? (Зеленый) Биоценоз.

9. Пассивно плавающие организмы? (Синий),Планктон.

10. Какое название носят цепи передачи энергии от организма к организму ? (Зеленый) Цепи питания.

11.Верхний плодородный слой земли? (Синий) , Почва.

12.Как называются взаимоотношения организмов, когда особи одних видов животных питаются особями других видов? (красный), Хищник-Жертва.

13.Все, что окружает живой организм, в том месте, где он обитает,-… (Синий), Среда обитания.

14.Живые организмы, поселяющиеся на теле или в теле другого организма, питающиеся за его счет (Синий), Паразиты.

15.Совокупность организмов неживой природы носит название …(Красный), Экосистема.

16.Для какой среды обитания характерно наличие большого количества кислорода и света?(Синий), Воздушная.

17. Какое название носят группы организмов, совместно обитающих, взаимно связанных между собой, созданных человеком (Красный), Искусственное сообщество.

18.Какое название носят связи организмов, когда один из организмов приносит вред другому? (Красный), Хозяин –Паразит

19.Название каких взаимоотношений организмов переводится как «соревнование» (конкуренция, желтый цвет)

20.Организмы,  переносящие низкую температуру?         (Морозостойкие, синий)

21.Группа растений, приспособившихся к яркому освещению? (Светолюбивые, красный)

22.Группа растений, приспособившихся к условиям сильного затенения (Теневыносливые, желтый)

23.Организм, в котором поселяется паразит и ведет свою жизнь за счет него (Хозяин, синий)

24.Какое название носят взаимовыгодные отношения между организмами (Симбиоз, красный)

Задание 2.

Разгадай кроссворд и ты узнаешь имя ученого, который создал учение о биосфере.

1.     2.
                                                                                         

4

   

                   

                                                 

                                                                                                                         

1                          5.                                                                                              

1        

        


               6                                                     7.

                                                  

8.                              9.

                                                                                     

                                             

10.

                   

           


                                                          Организмы. Рамножение.

Урок-игра  «Восхождение»

Играют две команды. Каждой команде задается вопрос. Если команда не может ответить на вопрос или отвечает неправильно, имеет право ответить другая команда. За правильный ответ жетон получает команда и поднимается  в гору на 100м. В команде ребята сами решают, кому отдать жетон, т.е. отдают тому, кто ближе к правильному ответу. Выигрывает та команда, которая первой взойдет на вершину или поднимется выше других. После завершения игры ребята в командах обсуждают работу каждого и выставляют оценки.

        1300м

Вопросы:

1.Какой вывод можно сделать, узнав, что лист, плод, лепесток цветка, состоят из клеток?

2.Перечислите признаки, по которым семена растений можно назвать живыми?

3.Кто лишний, почему?

А) камень, корень, лист, стебель?

Б) почва, вода, цветок, воздух?

4. Как называется метод изучения природы. При котором специально изменяют условия? (Опыт)

5.Метод, при котором явления природы или живые организмы исследуют в обычной обстановке?

(наблюдение)

6.Назови 4 среды обитания организмов?

7.Кто лишний , почему?

Волк, бабочка, рыба, заяц, пчела?

8.какое животное самое большое на Земле?

9.какой опыт Ф. Реди поставил , чтобы доказать, что живое происходит от живого?

10. Как называется часть микроскопа, через которую рассматриваем глазом изображение?

11. Перечислите правила работы с микроскопом.

12. каковы правила приготовления микропрепарата?

13.В чем причина того, что из год в год появляются на Земле люди, животные, растения?

14. Какой процесс называют оплодотворением?

15. Какое размножение называют бесполым?

16. Какое размножение называют половым?

17.Приведите примеры животных размножающихся бесполым путем7

18.Какие животные называются гермафродитами? Примеры.

19.Какова роль цветка в жизни растений?

20. какие функции выполняет корень?

21. Каковы функции стебля?

22. Что происходит с семенем в грядке?

23. Почему из семени появляется новое растение?

24.Сколько родителей участвует в бесполом размножении?

25. Мужские половые клетки7

26. Женские половые клетки?

27. Каким значком обозначаются мужские и женские половые клетки?

28. Что такое гаметы?

Кроссворд « Увеличительный прибор».

  1. Увеличительный прибор
  2. Часть микроскопа , поднимающая и опускающая трубку зрительную, помогающая добиться четкого изображения.
  3. Часть  микроскопа, помогающая направлять свет в отверстие на предметном столике.
  4.  Часть микроскопа, соединяющая окуляр и объектив.
  5.  Часть микроскопа, увеличивающая изображение , полученное от объектива. Состоит их двух линз.
  6.  Часть микроскопа, при помощи которой получаем увеличенное изображение объекта.
  7. Часть микроскопа, на которой крепятся все остальные.
  8. 8. Самый простой увеличительный прибор.

                  3.«Живое –неживое ? Где обитает? Где можно найти?»

Камень, лиса, камыш, звезды, заяц, рыба, часы, термометр, одуванчик, стол, ручка, стрекоза, личинка майского жука, напильник, воздух, Солнце, лягушка. Метеорит, кувшинка, семя.

Б) Какие явления природы отражены в загадках?

1. Старик-шутник

На улице стоять не велит.

За нос домой тянет.

  1. Неизвестно, где живет.

Налетит –деревья гнет,,

Засвистит –по речке дрожь.

Озорник , а не уймешь.

  1. Летит птица орел,

Носит в зубах огонь,

Огненные стрелы пускает.

Никто ее не поймает.

4.Зимой на земле лежал,

Весной в реку побежал.

5.Похож я с виду на горох,

Где я пройду –переполох.

6. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Стало видно далеко.  

4.Подведение итогов

                                     «Разнообразие бактерий»

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о строении бактерий, изучению многообразия бактерий –их формы, групп по способам питания –сапрофитов. симбионтов, паразитов;

обеспечивать развитие умений объяснять отличительные особенности бактерий от других организмов; работать с текстом учебника; проводить лабораторные работы –рассматривать сенную палочку под микроскопом;

осуществлять формирование культуры труда, бережного отношения к лабораторному оборудованию; наблюдательности, самостоятельности.

 Оборудование: лабораторное оборудование. Микроскоп, культура сенной палочки, таблица «Бактерии»

Ход урока.

  1. Орг. Момент
  2. Опрос:
  3. –проверка д/з (См. ниже)

Ответ на головоломку: «Клеточная стенка бактерий содержит муреин»;

Работа у доски : споры холеры -2 дня;

Чумы: 2*4=8 дней;

Тиф -8*4=32 дня;

Сибирская язва -182672=3652 дней;

В)Отгадайте названия основных форм бактериальных клеток. Вписанные буквы будут вам подсказкой.

        

         

                           

        

  1. Как размножаются бактерии?

–Почему они способны выживать в самых неблагоприятных условиях?

        5.Самостоятельная работа :прочитать текст учебника, ответить на вопрос: Чем бактерии отличаются от растений?

6. Проверка ответов учащихся.

7. Закрепление (взаимопроверка)-выбрать правильное утверждение.

1 вариант.

1. Бактерии- безъядерные организмы.

2. Снаружи клетка бактерий покрыта щетинками.

3. Клеточная стенка непроницаема.

4.Размножаются только делением.

5.По способу дыхания –анаэробы и аэробы.

6.Бактерии- многоклеточные организмы.

7.Вибрионы имеют форму запятой.

8.Встречаются повсеместно.

9. Размножаются только спорами.

10. Питаются готовыми органическими веществами.        

                             2 вариант.

  1. Бактерии –ядерные организмы.
  2. Снаружи клетка бактерий покрыта клеточной стенкой.
  3. Все бактерии имеют жгутики.
  4. Спириллы –спирально закрученные бактерии.
  5. Живут только в бескислородной среде.
  6. Бактерии –одноклеточные организмы.
  7. Ядерное вещество представлено ДНК.
  8. Все бактерии –паразиты.
  9. В клетках бактерий содержится хлорофилл.
  10. Размножаются спорами, делением.

                                         Г)Работа класса.

1 вариант :№1,2,3-«5»

№1,3-«4»

№ 1,2 –«3»

Заполните пропуски.

  1. Бактерии встречаются повсюду. Особенно много бактерий в …2. Бактерии –это одна клетка с тонкой ….3. Под оболочкой  находится …4. В клетках бактерии нет..5. Форма бактерий …6. Бактерии размножаются…7. Бактерии питаются готовыми органическими веществами. Т.к. не имеют…8. Бактерии, которые питаются органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых организмов, называются…9. Бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов,-…10Чтобы уничтожить бактерии и их споры, на них действуют …при температуре  …в течение …часов.11 Губительны для бактерий ….
  2. Выберите правильное суждение.
  1. Бактерии встречаются повсюду..
  2. В классах до урока содержится бактерий больше, чем после урока.
  3. Бактерии- многоклеточные организмы.
  4. Форма тела бактерий различна- палочковидные, изогнутые, шарообразные.
  5. В клетках бактерий, как и у растений, имеется хлорофилл.
  6. Большинство бактерий бесцветно.
  7. Некоторые бактерии не имеют жгутики.
  8. Бактерии размножаются семенами
  9. Питаются бактерии готовыми органическими веществами.
  10. По способу питания бактерии разделяются на 2 группы.
  11. Солнечные лучи не губительны для бактерий.

*3. Цианобактерии, или сине-зеленые, долгое время относили к растениям, в частности к водорослям. Как вы думаете- почему? Как должны питаться эти бактерии, если их считали растениями?

2 вариант.

  1. Выберите правильный ответ  (0-нет, *-да)

1.Бактерии обитают:

А) только в воздухе; б) только в воде; В) повсюду;

2.Особенно много бактерий : А) в почве, б) в горячих источниках; В)в горах;

3.Бактерии –это: а) многоклеточные организмы; б)организмы, имеющие в клетке ядро;

В) одноклеточные организмы;

4.Для клетки бактерий характерно : А0 отсутствие ядра; Б) наличие хлорофилла; В) имеются пластиды;

5.Размножаются бактерии: А) вегетативно; Б) спорами; В) семенами

6.Питаются бактерии: А) готовыми органическими веществами; Б) сами вырабатывают крахмал, сахар;  В) добывают воду, соли из почвы;

7. Деление клеток у некоторых бактерий повторяется каждые: А) 10 минут; Б) 30минут; В) 20 минут

8. Под прямыми солнечными лучами бактерии гибнут в течение А) ч; Б)2ч; В03ч

9. Чтобы уничтожить бактерии, на них действуют паром при температуре : А) 120 градусов; Б) 60градусов; В) 180 градусов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

*

0

*

0

*

0

0

*

0

0

*

0

*

0

0

0

0

*

0

0

0

0

0

*

*

0

  1. Заполните схему: какие группы бактерий по способу питания различают. Запишите в схему определения для каждой группы.

                                                           

Бактерии

                                                                                                                                                                         

 *№3 Выясните отличия и сходства клеток бактерий и растений. По каким признакам бактерии выделили в отдельное царство?

  1. Сообщения учащихся «Самые-самые»
  2.  Самый древний бактериоподобный организм , возраст которого около400млн лет, был обнаружен в 1964г. в Уэлсе (Великобритания)
  3.  Самые крупные бактерии –спирохеты: их длина от 30до 50 мкм
  4.  Самые мелкие бактерии –микрококки и бактерия дифтерита, длина которых 0.2 мкм.
  5. Самые быстрые среди бактерий- палочковидный бделлвибрио бактериовору, передвигающийся с помощью жгутика, который вращается со скоростью 100 оборотов в секунду. За 1с эта бактерия преодолевает расстояние в 50 раз превышающее ее длину.
  6. Самыми выносливыми считаются микрококкус  радиодуранс, которые могут выдерживать радиацию а 6.5 млн рентген, что в 10тыс. раз превышает дозу, смертельную для человека.

2.6.Выводы:

-жизнестойкие

-«космополиты»

2.7. Чтобы сделать вывод о том, какие формы клеток характерны для бактерий и какова отличительная черта бактерий,  как самых простых организмов, нужно разгадать ребус.

1 вариант –разгадав ребус, вы узнаете какой формой обладают бактериальные клетки.

2 вариант –разгадав ребус, вы найдете главную отличительную черту бактерий.  

Ответ : бактериальная клетка не содержит ядра.

2.8. Выводы:

 -бактерии по форме бывают различны:

Бациллы- палочковидные;

-кокки- шарообразные;

-спириллы- нитевидные, вытянутые, закрученные ;

-вибрионы –в виде запятой.

2.9.Запись темы в тетрадь:

-занести данные по форме бактерий, сделать рисунок.

- составить характеристику бактерий (жизнестойкие, космополиты, не содержат ядра)

                     3. Изучение строения клетки бактерий.

–рассказ учителя (на доске записана таблица)

Части клетки

Функции

  1. Клеточная стенка
  2. 2. Капсула
  3. 3.Жгутики (ворсинки)
  4. Цитоплазма
  5. ДНК

(защита , опора. Форма клетки, проницаемость)

Защита от высыхания

Движение

Содержит питательные вещетсва, ферменты

Ядерное вещество , наследственная информация, деление клетки

-рассказ учителя

-работа с рисунками

-какова роль клеточной стенки , капсулы, ворсинок, цитоплазмы, ДНК?

-работа с учебником.

-занесение данных в таблицу

        

        

  1. Как размножаются бактерии?

–Почему они способны выживать в самых неблагоприятных условиях?

        5.Самостоятельная работа :прочитать текст учебника, ответить на вопрос: Чем бактерии отличаются от растений?

6. Проверка ответов учащихся.

7. Закрепление (взаимопроверка)-выбрать правильное утверждение.

1 вариант.

1. Бактерии- безъядерные организмы.

2. Снаружи клетка бактерий покрыта щетинками.

3. Клеточная стенка непроницаема.

4.Размножаются только делением.

5.По способу дыхания –анаэробы и аэробы.

6.Бактерии- многоклеточные организмы.

7.Вибрионы имеют форму запятой.

8.Встречаются повсеместно.

9. Размножаются только спорами.

10. Питаются готовыми органическими веществами.        

                             2 вариант.

  1. Бактерии –ядерные организмы.
  2. Снаружи клетка бактерий покрыта клеточной стенкой.
  3. Все бактерии имеют жгутики.
  4. Спириллы –спирально закрученные бактерии.
  5. Живут только в бескислородной среде.
  6. Бактерии –одноклеточные организмы.
  7. Ядерное вещество представлено ДНК.
  8. Все бактерии –паразиты.
  9. В клетках бактерий содержится хлорофилл.
  10. Размножаются спорами, делением.
  1. Выводы, итоги урока (выставление оценок, что нового узнали?)
  2. Домашнее задание : п.50, выучить термины, ответить на вопросы.

Найдите начало головоломки и прочитайте , какое вещество не встречается ни у растений, ни у животных, но есть у бактерий.

2.Для борьбы с бактериями в 19 веке Луи Пастер предложил пастеризацию. На чем основан этот метод? Как проводится пастеризация?

3.Посчитайте сколько дней бактерии могут сохраняться в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия в течение 2 дней, чумы –в  4 раза дольше, тифа – в 8 раз дольше, чем чумы, а сибирской язвы –в 1826 раз дольше, чем холеры?

 С -№2,3; А -№1;  В -№3,1

        Отделы растений.

Игра «Счастливый случай»

Цель : обобщить знания учащихся  о отделах растений, их особенностях.

Класс делится на две команды. Игра включает в себя несколько геймов.

Гейм «Дальше-дальше»

За 1 минуту  нужно ответить на 14 вопросов : при не знании ответа, команда говорит «Дальше» и задается следующий вопрос . За правильный  ответ -1 балл.

Вопросы для 1 команды.

1.Каких органов нет у мхов?

2.Как называется класс растений в семени которых находится одна семядоля?

3. Одноклеточная водоросль с 2 жгутиками?

4. как называются мужские половые клетки мхов?

5. Какую водоросль называют морской капустой?

6.Отделы каких растений размножаются семенами?

7.Пигмент. придающий растениям зеленый цвет?

8.Мох, образующий торф?

9.Где у мхов находятся споры?

10.Чем размножаются хвойные?

11.Во сколько раз больше массы собственного тела может поглотить воды сфагновый мох?

12.В шишках какого цвета весной у хвойных развиваются мужские половые клетки?

13. Как называются корнеподобные выросты мхов, водорослей?

14. Растения, у которых семена находятся внутри плода?

                                   Вопросы для 2 команды.

      1.Каковы способы размножения хламидомонады?

2. Нитчатая зеленая водоросль проточных водоемов?

3. Во сколько раз кукушкин лен может поглотить воды больше собственного веса?

4.Какие морские водоросли вам известны?

5. Какое условие необходимо для оплодотворения у мхов, папоротников ?

6.В шишках какого цвета развиваются у хвойных женские половые клетки?

7. Как называются женские половые клетки у папоротников?

8. Какую роль играют мертвые синие клетки листьев сфагнума?

9.Отдел растений , у которых  семена лежат открыто на чешуйках шишек?

10.Какие органы впервые появились у папоротников?

12.Бурая водоросль, произрастающая в северных морях?

13.Какое растение из голосеменных сбрасывает на зиму хвою?

14. Чем размножаются мхи, папоротники?

(Подведение итогов)

2 «Заморочки из бочки»

Участники по очереди достают из бочонка  вопросы, отвечают на них. Если ответа нет, то отвечают зрители.

Бочонок №4 – «Счастливый случай» -команда получает призовое очко, право еще на один бочонок.

  1. Водоросли- один из древнейших организмов, населяющих нашу планету. Ученые биологи считают, что их деятельность обеспечила возможность существования разнообразного мира животных как в морях, так океанах. Так и на суше. Объясните, что послужило основанием для такого утверждения?
  2. Вам хорошо известно, что высшие растения делятся на листопадные и вечнозеленые. Ко второй группе относятся почти все хвойные деревья. Каким образом пихта, ель, сосна и др. хвойные растения переносят зимнюю «засуху»?
  3. Ученые знают, что корневая система сосны бывает разной – в зависимости от условий: на песчаной почве мощный стержневой корень уходит глубоко в почву; на болоте –главный корень развит слабо, корневая система образуется за счет боковых корней. Назовите причины, вызывающие такой рост корневой системы?
  4. *Наименее устойчивы против газа, пыли –сосна, ель; лиственные породы; лиственница более устойчива. С чем это связано?
  5. Лесничие давно обратили внимание на то, что у сосны, растущей в лесу, нижние ветки очень быстро отмирают, тогда как у ели в таких же условиях почти полностью сохраняются в течение жизни. Объясните: почему?
  6. Ботаникам хорошо известно много случаев совместного проживания двух и более цветковых растений. Не являются исключением и голосеменные. Например, можжевельник является частым спутником сосны. Почему же он погибает, если рядом растет много елей?
  7. Хорошо известно, что во время бури ветер выкорчевывает ели, тогда как сосны ломает. Чем объясняется этот факт?
  8. Около 2/3 из примерно 1200 видов папоротников современных произрастают в тропиках, а оставшаяся 1/3 населяет леса умеренной зоны. Практически нет папоротников в степях, пустынях. С чем связано такое распространение папоротников на планете?

  1. Гейм «Ты –мне, я –тебе»

Команды задают друг другу заранее заготовленные вопросы (2-3).

                                           4.Гейм «Темная лошадка»

Первой отвечает та команда, которая первой поднимет руку. Если ответ неправильный. То отвечает другая команда.

  1. Эта водоросль была отправлена вместе  с другими живыми растениями, животными в кабине космического корабля «Восток-2».  Она и сейчас постоянно используется в биологических экспериментах на космических станциях. Что это за водоросль? С чем связано ее использование в условиях космоса?
  2. Из этих водорослей получают иод. Соли калия. Агар-агар, спирт. Они образуют целые подводные леса(Красные)
  3.  Старинное поверье утверждало, что это растение цветет в глухую июньскую ночь . накануне праздник Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой –помогает найти клады, скрытые в земле. Нашла ли подтверждение эта легенда? Почему? О каком растении идет речь?
  4. На корнях этого семейства образуются клубеньки, в которых появляются клубеньковые бактерии. Бактерии, растения этого семейства находятся друг с другом во взаимовыгодных отношениях –симбиозе. О растениях какого семейства идет речь?
  5. Это небольшое многолетнее растение, встречающееся под пологом леса, с сильно ветвящимся стеблем. Там. Где селится, почва заболачивается.. в процессе жизнедеятельности этого растения образуется торф- ценное топливо.
  6. Это растение размножается семенами, которые лежат открыто на чешуйках шишек. Листья превращены в хвоинки, которые опадают каждые 5-7 лет. Теневыносливо.

5.Гейм «Гонка за лидером»

                  1 команда.

  1. Сколько семядолей в семени фасоли, если ее корневая система стержневая? Каково должно быть жилкование листьев? К какому классу растений относится?
  2.  На учебно-опытном участке школы на делянках произрастают цветковые растения разных семейтсв. Вам предложили расставить на делянках таблички. По каким признакам  вы определите , где нужно поставить табличку «Семейство Розоцветные»?
  3. Кто лишний? Почему?

Яблоня, вишня, горох.

  1. Какие водоросли обитают на глубине более 100м?
  2. Перечислите отделы растений, представители которых размножаются спорами?
  3. Чем листья  папоротников отличаются от листьев других растений?
  4. Почему водоросли относятся к низшим растениям?
  5. Представители какого семейства имеют формулу Ч 5Л 5 (2+2+1)Т10(9+1)П1. Расшифруйте ее.
  6. Какие растения вызывают заболачивание почвы? Почему?
  7. Каких органов нет у водорослей?

Вопросы для 2 команды.

  1. Жилкование листьев у клена сетчатое. Какой тип корневой системы должен быть у него? Сколько семядолей в семени? К какому классу относится?
  2. По каким признакам вы определите , где на пришкольном участке вы поставите табличку «Семейство Лилейные»?
  3. Почему в ночь на Ивана Купала нельзя найти цветок папоротника?
  4. Почему плоды бобовых растений очень богаты белком, азотом по сравнению с другими растениями?
  5. Какое растение из хвойных сбрасывает на зиму иголки?
  6. Представители какого семейства имеют такую формулу цветка Ч5Л5Т∞П∞(1)? Расшифруйте ее?
  7. Кто лишний? Почему?  Лук, чеснок, тюльпан, слива.
  8. Какие растения первыми заселили сушу?
  9. Почему растения называют «зелеными легкими нашей планеты»?
  10. Почему предметы, организмы, попавшие в торфяное болото, не разлагаются?

                               *Дополнительные задания для команд.

1. Самым массивным деревом на Земле является секвойя дендрон гигантский. Общий вес его более 2000т. В то время как семя весит 4.7мг. посчитайте во сколько раз взрослое дерево тяжелее семени (1г=0.001мг)

2. Самая высокая в мире изгородь -из тиса ягодного. Она была посажена в 1720гв парке графа Батерста. Длина равна 155м, ширина в 34.3 раза меньше длины, высота в 2.2 больше ширины. Найдите площадь изгороди.

                                               Подведение итогов.

«Морской бой» -

игровая форма проверки знаний учащихся.

1 вариант.

Вопрос

Ответ

1

Вакуоль

А

След от места прикрепления семени к плоду.

2

Тубус

Б

Группа клеток, сходных по строению, происхождению, выполняемым функциям

3

Основная ткань

В

Резервуар, содержащий клеточный сок, запасные питательные вещества

4

Рубчик

Г

Бесцветные пластиды клетки

5

Лейкопласты

Д

Ткань, состоящая из клеток. Способных делиться

6

Двудольные растения

Е

Запасная питательная ткань

7

Ткань        

Ж

Часть микроскопа, служащая для рассмотрения препарата глазом

8

Образовательная ткань

З

Ткань, отвечающая за главные функции листа, содержит хлорофилл

9

Окуляр

И

Часть микроскопа, на которой крепятся окуляр, объектив

10

эндосперм

к

Растения, содержащие в семени 2 семядоли.

        2 вариант

Вопрос

Ответ

1

Микропиле

А

Ткань. Выполняющая функцию защиту растения, с тонкими, прозрачными оболочками клеток

2

Семя

Б

Внутренняя среда клетки, в которой располагаются другие части клетки

3

Однодольные растения

В

Зеленый пигмент клетки

4

Хлоропласты

Г

Ткань, образующая непрерывную сеть сосудов в теле растения

5

Цитоплазма

Д

Отверстие в семени

6

Хлорофилл

Е

Часть микроскопа, служащая для рассмотрения объекта

7

Объектив

Ж

Ткань, состоящая из клеток с толстыми оболочками, служащая опорой растениям

8

Покровная ткань

З

Зачаток будущего растения. Орган размножения

9

Механическая ткань

И

Растения, у которых в семени находится одна семядоля

10

Проводящая ткань

к

Зеленые пластиды клетки

                                             Ответ для 1 варианта

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

1

*

2

*

3

*

4

*

5

*

6

*

7

*

8

*

9

*

10

*


Ответ для 2 варианта

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

1

*

2

*

3

*

4

*

5

*

6

*

7

*

8

*

9

*

10

*

Учащиеся чертят игровое  поле 10*10. Учитель предлагает таблицу с ответами и вопросами. Задача учащихся : на поставленный вопрос  из таблицы найти ответ, соотнести координаты вопроса и ответа и занести их в свой игровое поле в форме рисунка корабля.

                                                «Морской бой»

2 команды чертят квадраты 5см*5см. В них рисуют корабли: 4 однопалубных,3 двупалубных, 2 трехпалубных,1 четырехпалубный.

На доске зарисован квадрат с очками.

р

е

с

п

у

б

л

и

к

а

1

5

10

15

20

25

2

3

30

40

5

10

15

4

5

20

25

30

40

5

6

7

10

15

20

25

30

8

9

40

5

10

15

20

10


Вопросы на 5 очков.

  1. Приведите примеры растений, питающихся животными.
  2. Какой орган  принимает участие в минеральном питании?
  3. Растение колокольчика имеет ярко-синие цветы, заметные издали. Кем опыляется это растение?
  4. Живой организм, поселяющийся на другом и питающийся за его счет, называют паразитом. Как называют организм, на котором поселился паразит?
  5. Какие приспособления имеют черви-паразиты для удержания в теле хозяина?
  6. Приведите примеры растений-паразитов.
  7. Какие 2 функции выполняет корень?
  8. Почему листья растений зеленые?
  9. Вещества, образованные в живом организме,-…
  10. Гусеница питается капустой, заяц обгрызает кору деревьев. К какой группе по способу питания они относятся?
  11. Приведите примеры хищных животных.
  12. Назовите грибы-паразиты.
  13. Каким способом растения одуванчика приспособились к распространению своих семян?
  14. Назовите 4 среды обитания живых организмов?
  15. Известно, что животные способны активно передвигаться, могут ли растения совершать движения?
  16. Спермии- это … клетки
  17. Яйцеклетки –это…. Клетки
  18. Размножение при помощи половых клеток…
  19. Размножение при помощи клеток тела-…
  20. Каков способ распространения семян у бешеного огурца?
  21. Каковы главные части цветка?
  22. Какие увеличительные приборы вам известны?
  23. Какие увеличительные приборы вам известны?

10 очков.

     1.Почему насекомые будут чаще посещать цветки шиповника, чем крапивы?

2.Кто из живых организмов создает себе сам крахмал, сахар?

3.Какие вещества необходимы растениям для образования органических веществ?

4.почему растение в темном месте желтеет?

5.Какие условия необходимы растениям для образования крахмала, сахара?

6.Откуда человек берет органические вещества, если сам их не образует?

7.Зачем человеку питательные вещества?

8.Почему некоторые растения питаются насекомыми?

9.Дайте определение «паразит»

10.На корнях орешника можно увидеть растение  розового цвета, петров крест. Объясните, как питается это растение. Чем обусловлена его окраска?

11.почему паразитические черви откладывают большое количество яиц?

12.Почему паразиты лишены органов передвижения?

13. Нужны ли паразиты на земле?

14.Растения получают минеральные соли через корень. Каким образом их получает человек?

15. почему кровь человека красного цвета?

16.Чем обусловлено малокровие?

17.С чем связано разрушение зубов у человека?

18.Как в организм человека может попасть ядовитое вещество –свинец?

19. как доказать, что в состав семян входит вода?

  1. чков.

1.Объясните:        

а)Трава            кролик          лиса         клещ

2. Какое опыление называется перекрестным?

3. Какие цветки называются обоеполыми?

4.Что такое хлорофилл?

5.Кто лишний : шиповник, береза, росянка?

6. Что такое самоопыление? Приведите примеры.

7.Чем отличается питание березы от питания мухоловки?

20 очков.

1.почему такие растения , как рожь, ячмень, пшеница растут большими скоплениями?

2.Почему тычинка –женский орган, а пестик –мужской?

3.В почву внесли в большом избытке нитраты. Стоит ли радоваться большому урожаю?

4. Почему кости человека, раковина моллюсков твердые на ощупь?

5. Как называются животные, питающиеся другими животными?

6. Как росянка приспособилась улавливать насекомых?

7. как доказать, что в состав семян входят соли?

                                    25 очков.

Найдите ошибки.

Цветок раффлезии душистой

Для радости пчелы пушистой

Зацвел на солнечной поляне-

Давайте мы туда заглянем!

  1. Одинокий цветок ячменя

Беззаботно дрожит на ветру…

  1. Во поле береза стояла.

И ее пчела опыляла.

  1. Знают все: и стар и  мал-

Вкусен плод картофеля.

Вырос знатный урожай!

Правда ведь, не плохо ли?!

30 очков.

«Кто это?»

-

1.Это высокое растение с яркими  цветами можно увидеть на опушках, полянах, гарях. Вырубках. У него два названия. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай.

2.Вся поляна покрыта голубыми, розовыми , синими цветами. Все чуть склонили головки, и  кажется, вот пробежит ветерок –и над поляной послышится тихий, серебристый перезвон.

3.Верхняя сторона листьев этого растения холодная,

как злая мачеха в сказке, а        нижняя –теплая и нежная, как родная мать.

-

-

4.Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра бело-пушистая. Желтые цветки превращаются в белые «головки» , а с «головок» слетают легкие «пушинки»

5.Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо путешественникам, натершему ногу, поранившему руку.

6.Раньше считали, что растение это «вооружено» длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название за растением сохранилось.

7.На кругленьких листочках сверкает капелька росы. Захочет муха напиться, сядет на листочек – и пропала: съест муху растение.

8.Знаменито это растение своими колючками, цепкими плодиками. Пройдет мимо человек, пробежит зверь –уцепится плодик и путешествует. А где упадет, может вырасти.

9.Красивый гриб яркий. А есть его нельзя. Но и не уничтожай – он в лесу нужен: для некоторых животных этот гриб –лекарство , а для многих насекомых , вредящих лесу и человеку, -смертельный яд.

40 очков.

  1. Почему в клубнях картофеля мы не обнаруживаем семян?
  2. 10.На капусте бабочка  капустная белянка откладывает яйца, из которых потом выходят личинки, питаются листьями капусты.  В тело гусеницы насекомое наездник откладывает яйца, из которых выходят личинки , начинают пожирать гусеницу заживо. Объясните, кто из животных –бабочка, гусеница, наездник –является паразитом. А кто хозяином?

                                                 Подведение итогов.

«ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению знаний учащихся в рамках темы «Организм человека. Общий обзор»;

Обеспечивать развитие умений учащихся самостоятельно  применять знания, способы умений в конкретных ситуациях; осуществлять контроль своей и чужой  деятельности, структурировать информацию; работать в группах;

Осуществлять формирование самостоятельности мышления, действий;

Информационной и коммуникативной культуры.

Оборудование: дидактические карточки, микроскопы, микропрепараты тканей, торс человека «Внутреннее строение человека».

Ход урока.

  1. Орг. момент
  2.  Сообщение цели урока.
  3. Объяснение правил игры.

Игра «Крестики-нолики»

Класс делится на две группы «Крестики» и «Нолики». На доске –название конкурса .

«Крестики» выбирают конкурс первыми по желанию. Затем право выбора предоставляется победителю. В ячейке записывается  «Х» или «О» , в зависимости от того, чья команда победила. Команды зарабатывают очки.

 «Лото»

«Дальше-дальше»

«Почемучка»

«Ткани»

 «Схемы»

«Выбери правильный ответ»

«Рефлекс»

«Органы»

«Третий лишний»

«Лото»

Каждому ученику выдается карточка с терминами, кружки разноцветные, соответствующие  размерам ячейки карточки. Задавая вопрос, учитель оговаривает, кружком какого цвета следует закрывать ответ на него. При предлагаемой последовательности вопросов в случае правильного заполнения ряды и столбцы таблиц должны оказаться закрытыми кружками одного цвета –это облегчает проверку. Учитель зачитывает вопросы, а ученик, найдя в своих таблицах ответ, закрывает его кружком. Выигрывает группа, допустившая меньше всего ошибок. Ее значок записывают в таблице на доске в соответствующем конкурсе.

                                             

Вопросы.

  1. наука, изучающая строение органов?
  2. Структуры цитоплазмы, выполняющие определенные функции?
  3. Главная часть клетки, несущая наследственную информацию?
  4. Увеличение размеров клетки?
  5. Нейрон, который передает импульсы от органов чувств в нервную систему?
  6. Длинный отросток нервной клетки
  7. Наука, изучающая функции органов?
  8. Вязкое содержимое клетки, содержащее органоиды?
  9. Процесс взаимодействия организма и окружающей среды, в результате которого из окружающей среды в организм поступают полезные вещества, а вредные вещества удаляются в окружающую среду?
  10. Органоиды клетки, участвующие в расщеплении органических веществ?
  11. Часть тела, занимающая определенное местоположение , имеющая свойственную ей форму, выполняющая характерные для нее функции?
  12. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая , контролируемая ЦНС?
  13. Нервная клетка?
  14. Наука, изучающая условия сохранения здоровья человека?
  15. Нервные клетки , воспринимающие раздражения, преобразующие их в нервный импульс?
  16. Путь, по которому проходит рефлекс?
  17. Органоиды клетки, вырабатывающие энергию?
  18. Способность всего живого реагировать на раздражение?
  19. Группа клеток, имеющая сходное строение, общее происхождение; выполняющая одинаковые функции?
  20. Короткий отросток нервной клетки?
  21. Группа органов, которые объединились для выполнения общих функций?
  22. Нервная клетка, передающая импульсы от ЦНС к органам?
  23. Созревание , в результате которого организм, клетка специализируется , становится способной совершать свойственную ей работу.
  24. Место контакта аксона с другими клетками?

Карточка №1.

Анатомия

Рефлекс

Нейрон

лизосомы

Чувствительный нейрон

Аксон

Карточка №2

Органоиды

Рецепторы

Физиология

Гигиена

Система органов

Дендрит

Карточка №3

Ядро

Ткани

Цитоплазма

Возбудимость

Двигательный нейрон

Митохондрия

                     

Карточка №4

Рост

Развитие

Обмен веществ

Орган

Рефлекторная дуга

Синапс

«Дальше-дальше»

За 1мин каждой группе предлагается ответить на 14 вопросов. Если ответ на вопрос не дается, учащиеся говорят :»Дальше». За каждый правильный ответ -1 балл.

«Крестики».

  1. Наука, изучающая функции организма.
  2. Клетки какой ткани плотно  сомкнуты , межклеточное вещество слабо развито?
  3. Какие органы образуют ЦНС?
  4. Какие нейроны называются двигательными?
  5. Путь, по которому проходит рефлекс?
  6. К какой системе органов относят сердце, сосуды?
  7. УЗИ –метод какой науки?
  8. Рецептор-?
  9. По классификации к какому классу принадлежит человек?
  10. Как называется регуляция органов, их систем при участии нервной системы?
  11.  Какой тканью образован головной мозг?
  12. Чем снаружи покрыта клетка?
  13. Какие органоиды вырабатывают энергию для клетки?
  14. Кровеносные сосуды образованы эпителиальной или мышечной тканью?

«Нолики»

1.наука, изучающая строение органов?

2. Ткани, клетки которой разбросаны, межклеточное вещество хорошо  развито?

3.Какие органы образуют периферическую нервную систему?

4.Какие нейроны называются чувствительными?

 5.Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной           системой?

6. К какой системе органов относятся  легкие, трахеи?

7. Эксперимент, анализы –методы какой науки?

8.Нейрон-…?

9. К какому отряду млекопитающих относят человека?

10.Отдел нервной системы, регулирующий работу внутренних органов?

11. Из какой ткани состоит сердце?

12. Внутреннее вязкое содержимое клетки?

13. Какой органоид выполняет функцию избирательной проницаемости в клетке?

14. Кости образованы из соединительной  или мышечной ткани?

«ТКАНИ»

-На препаратах узнать вид ткани, дать ей характеристику. Объяснить свой ответ.

«ОРГАНЫ»

-По заданию учителя показать на торсе определенную систему органов, назвать ткани, из которых они состоят. За каждый правильный ответ, -1 балл.

«РЕФЛЕКС».

1 команда: составить схему рефлекторной дуги чихательного рефлекса, Объясните ее.

2 команда: составьте схему ориентировочного слухового рефлекса «что такое?»

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

1 команда: А) рентген, вскрытие, анализ жидкостей;

Б) сердце, сосуды. Желудок.

2 команда: А) опыт, УЗИ, анализ;

                      Б) почки, мочеточники, сердце.

Свой выбор объясните.

«ПОЧЕМУЧКА»

Отвечает тот, кто первым поднимет руку.

  1. Почему у человек артериальная и венозная кровь не смешиваются?
  2. Почему мозговой отдел черепа человека развит сильнее лицевого?
  3. Почему у человека низкая плодовитость?
  4. Почему для человека характерна рассудочная деятельность?
  5. Почему у человека позвоночник S-образно изогнут?
  6. Почему жевательный аппарат может измельчать различную пищу в зависимости от возраста?
  7. Почему  у человека обеспечивается возможность захватывать  предметы, а при ходьме опираться на всю стопу?
  8. Почему у человека на нижней челюсти возник подбородочный выступ?

«СХЕМЫ»

2 человека на доске заполняют схемы.

1 команда.

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

                                                                                                                       

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

2 команда.         

                                                                                                                       

«ОРГАНЫ»

-Выбрать правильный ответ (1 балл за правильный ответ)

«Крестики»

  1. Какие из перечисленных органов не относятся к опорно-двигательной системе:

А) сердце; Б)скелет; В) мышцы;

       2. Какую функцию выполняет опорно-двигательная система: А) газообмен; Б) восприятие раздражения; В) опорную;

      3. Что из перечисленного не относится к пищеварительной системе: А) рот; Б) кишечник; В)артерии; Г) желудок;

4. Какую функцию не выполняет пищеварительная система: А) защитную; Б)переваривания пищи; В) всасывания питательных веществ;

5.Какой орган дыхания характерен для человека: А) легкие; Б)кожа; В)легочные мешки;

6.Какую функцию выполняет дыхательная система: А)двигательную; Б)защитную; В) газообмена?

7.Какие органы не относятся к кровеносной системе: А) вены; Б) артерии; В) почки;

8. Какая кровеносная система называется замкнутой: А) кровь движется по сосудам, омывает полость тела;

Б) кровь движется только по сосудам, в полость тела не попадает;

В) состоящую из двух кругов кровообращения.

9. Чем представлена женская половая система:

А) яичники; Б) семенники; В) эндокринные железы;

10. Рефлекс-

А) ответная реакция организма на раздражение; Б) нервная система;

В) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая, контролируемая нервной системой.

«НОЛИКИ»

1.Какие органы относятся к опорно-двигательной системе: А)легкие; Б) кости; В)сердце;

2.Какую функцию не выполняет опорно-двигательная система:

А)газообмен; Б) опорная; В) двигательная;

3.Что из перечисленного относится к пищеварительной системе: А) почки; Б) яичники; В) пищеварительные железы;

4.Какую функцию выполняет пищеварительная система: А) восприятие раздражения; Б) удаления вредных веществ; В) удаление не переваренных остатков;

5. Какой орган относится к дыхательной системе:

А)печень; Б) пищевод; В) легкие;

6.Какие органы не относятся к нервной системе: А)эндокринные железы; Б) головной мозг; В) спинной мозг;

7.Какая кровь называется артериальной : А) насыщенная кислородом; Б) насыщенная углекислым газом; В) насыщенная витаминами;

8.Какие сосуды называются венами: А) несущие кровь к сердцу;
Б) несущие кровь от сердца;

В) самые мелкие кровеносные сосуды;

9.Какие органы составляют выделительную систему: А) мышцы; Б) семенники; В) почки;

10. Как называются женские половые клетки: А) семенники; Б) яйцеклетки; В)гаметы.

Подведение итогов.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".

Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют  практическую работу, что позволяет им сф...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.

Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....

Листопад и его значение. Методическая разработка урока биологии

Методическая разработка урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Методическая разработка урока биологии в 11 классе

Урок «Наука экология. Организм и среда» в 11 классеЦель урока:1.     Используя презентацию учащейся  11 класса выяснить, что изучает наука     эколог...

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...