Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.
методическая разработка (9 класс) на тему

Макаренко Виктория Владимировна

Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_organov_chuvstv.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Макаренко В.В., учитель биологии.

ГКОУ школа-интернат ст-цы Новолеушковской

Краснодарского края.

Тема урока. Значение органов чувств.

Цель урока: формирование знаний учащихся об основных органах чувств человека и их значении.

Задачи урока: развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать и обобщать; формировать навыки самостоятельности в обучении; развивать наблюдательность учащихся; развивать мышление, речь учащихся; формировать у школьников ответственное отношение к своему здоровью; воспитывать понимание здоровья как главной ценности в жизни.

Ход урока.

I. Организация класса.

II. Актуализация знаний.

Человек живет в сложном и многообразном мире. Вокруг него постоянно

происходят какие-то события. Мы различаем окружающие нас предметы по форме, величине, цвету, слышим звуки, чувствуем запахи, определяем вкус  при помощи органов чувств. Органы чувств – органы, передающие в мозг информацию из внешней среды или самого организма. Тема нашего урока «Значение органов чувств». Вы узнаете, какие органы чувств есть у человека, и какую роль они играют в нашей жизни.

III. Изложение материала урока.

1. С помощью органов чувств человек воспринимает и изучает окружающий мир. У человека 5 основных органов чувств.

   Орган зрения – глаза

     Орган обоняния – нос

Органы чувств                             Орган слуха – уши

        Орган осязания – кожа

Орган вкуса – язык

     Органы чувств не только сообщают нам о том, что нас окружает. Они предупреждают нас об опасности, позволяют изучать природу, играют важную роль в учебе и труде. Все органы чувств связаны с головным мозгом.

2. Зрение.

Брат с братом

Всю жизнь живут рядом.

Видят целый свет,

А друг друга – нет.

(глаза)

     Человек видит, а это значит, он различает размер, форму, цвет предметов, оценивает расстояния до объектов. Глаза – это наш первый помощник, без которого наша жизнь не была бы такой яркой и красочной.

3. Слух.

У зверушки – на макушке,

А у нас – ниже глаз.

(уши)

     Мы живем в мире, наполненном звуками. Поют птицы, шелестит листва, воет вьюга, гудит мотор, потрескивает костер, звучит речь. Человек слышит и различает все звуки.

       Игра «Звуки вокруг меня». Учащиеся должны сказать, какие звуки они слышат: в аудиозаписи звуки моря, звуки леса, звуки городской улицы, смех ребенка, лай собаки.

     Большую часть информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения и слуха.

4. Обоняние.

Меж двух озер стоит утес,

В нем две пещеры, это - …

(нос)

     Обоняние позволяет человеку различать разные запахи. Одни запахи могут успокаивать человека, вызывать у него приятные ощущения. У каждого из нас есть свои любимые запахи. Кому-то нравится, как пахнут розы, другого радует запах свежеиспеченного хлеба, запах скошенной травы. Однако есть резкие, неприятные запахи, которые предупреждают об опасности. Напр., запах несвежей пищи или вредных веществ в воздухе.

5.Осязание.

     При помощи кожи человек ощущает тепло и холод, прикосновение и давление. Осязание – очень важное чувство. Благодаря осязанию мы реагируем на боль.

     Игра «Мешочек». Ребята поочередно не глядя вынимают предметы из мешочка. На ощупь определяют, какой предмет они вынули.

6. Вкус.

     Вкус позволяет оценить качество пищи. Вкусная пища улучшает аппетит, способствует лучшему пищеварению.

     Игра «Определи на вкус». Ученик с закрытыми глазами должен определить  на вкус различные продукты (яблоко, апельсин, шоколад, огурец, хлеб,сыр).

7. Каждый орган чувств реагирует только на свои определенные раздражители из окружающей среды. Глаз воспринимает свет, ухо – звук. В ответ на раздражение в органе чувств возникает возбуждение. Оно распространяется по нерву и достигает головного мозга. Когда сигналы от органов чувств достигают коры больших полушарий, возникает ощущение, напр. запаха, вкуса. С помощью нервов все органы чувств связаны с ЦНС.  

8. Органы чувств тесно связаны между собой. Они дополняют  друг друга. Вместе они дают полное представление о предмете, который мы изучаем. Органы чувств работают согласованно друг с другом.

9. Представьте, что перед вами на столе лежит яблоко. Благодаря зрению вы можете определить его форму, размер, цвет. Вы можете взять его в руки и благодаря осязанию ощутить его прохладную гладкую поверхность. Обоняние и вкус сообщают нам, какие у яблока специфические запах и вкус. Все эти ощущения вместе создают общий образ яблока.

10. Человек не обладает таким острым зрением, как орел. Человеческий слух хуже, чем слух многих ночных хищников. Обоняние человека развито слабее, чем у собаки. Однако у человека очень хорошо развита кора больших полушарий. Это позволяет ему очень точно воспринимать окружающий мир.

11. Органы чувств можно развивать и тренировать. Дирижер слышит одновременно все музыкальные инструменты в своем оркестре. Дегустатор может различить на вкус десятки сортов сыра. Мукомол на ощупь может определить до 40 сортов муки. В парфюмерной промышленности работают люди, которые могут отличить запахи сотни различных духов.

IV. Закрепление материала урока.

1. Заполнение таблицы.

Орган чувств

Значение

Зрение

Слух

Обоняние

Осязание

Вкус

2. Где анализируется информация о конкретном предмете: его цвете, размерах, вкусе и т. д.? Выберите правильный ответ на вопрос.

  1. Продолговатый мозг.
  2. Мозжечок.
  3. Кора больших полушарий.

V. Выводы.

1) У человека существует 5 основных органов чувств.

2) Органы чувств обеспечивают связь организма с окружающей средой.

3) Благодаря органам чувств человек может изучать окружающий мир, полноценно учиться и заниматься трудом.

VI. Домашнее задание.

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Источники.

  1. Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва «Биология. Человек». 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. «Просвещение», 2011.
  2. И.В. Романов, И.Б. Агафонова «Биология. Человек». 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. «Дрофа», 2008.
  3. Рабочая тетрадь к учебнику И.В. Романова, И.Б. Агафоновой. М. «Дрофа», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Листопад и его значение. Методическая разработка урока биологии

Методическая разработка урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»

Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...

Методическая разработка урока биологии "Многообразие кишечнополостных и их значение" (для учащихся 7 класса)

Урок биологии для учащихся 7 -х классов. Форма проведения: урок -путешествие...

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав» (методическая разработка урока биологии в 8 классе)

Урок биологии  проведен в 8 классе в котором обучается 21 человек. Психологическая обстановка в классе удовлетворительная.  Уровень  учебной мотивации средний, часть учащихся имеют не в...

Методическая разработка урока биологии в 7 классе на тему: "Многообразие земноводных их значение и охрана»

  Личностные: Принятие социальной роли обучающегося.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстн...