Листопад и его значение. Методическая разработка урока биологии
методическая разработка (7 класс) по теме

Макаренко Виктория Владимировна

Методическая разработка урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл listopad_i_ego_znachenie.docx377.96 КБ

Предварительный просмотр:

Макаренко В.В., учитель биологии

ГКОУ школа-интернат ст-цы Новолеушковской

Краснодарского края

Урок биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Листопад и его значение.

Задачи урока:

  1. углублять понятия о приспособленности растений к условиям внешней среды, о сезонных изменениях в жизни растений, о взаимосвязи живой и неживой природы;
  2. развивать мышление, наблюдательность учащихся;
  3. воспитывать эстетические чувства;
  4. прививать любовь к природе.

Оборудование: гербарий, осенние листья деревьев и кустарников; иллюстрации: органы растений, листья летом и осенью, осенние изменения в природе; репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»; опорные схемы; тестовые задания на карточках.

Ход урока.

I. Организация класса.

     Настрой учащихся на продуктивную работу.

II. Опрос по изученному материалу.

1. Назовите органы цветкового растения.

2. Назовите органы растения, которые представлены на гербарном материале (3 – 4 растения).

3. Какой орган растений сейчас изучаем?

4. На этой картинке один лист существенно отличается от 4-х других. Назовите его номер. В чем его отличие? У какого растения такие листья?

5. Каково значение листьев в природе и жизни человека?

6. Каково значение листьев для растения?

7. Какие основные процессы происходят в листьях?

8. Что происходит при дыхании в листьях?

9. Что происходит при образовании питательных веществ в листьях?

10. От чего зависит окраска листьев?

11. Назовите растение в кабинете, в листьях которого меньше хлорофилла, чем в листьях других растений. Почему вы так думаете?

III. Переход к теме урока.

     Те процессы в листьях, о которых мы говорили, происходят в теплые и жаркие месяцы года. Но наступает похолодание, короче становится день, и жизнь растений изменяется. Самое явное изменение в жизни растений – опадение листьев.

IV. Формулировка темы урока.

     Тема нашего урока: «Листопад».

От каких двух слов образовано слово «листопад»? Какую соединительную гласную надо написать?

V. Задачи урока.

     На уроке вы узнаете, почему деревья и кустарники сбрасывают листья; какое значение это имеет для растений, а также какое значение листопад имеет в природе и жизни человека.

VI. Изложение материала урока.

1. Давайте вспомним весну. Весной, когда листья только появляются, они имеют нежно-зеленую окраску. За несколько дней листья вырастают, становятся крупней. В середине лета листья уже не такие нежные. Они становятся жесткими – стареют. В них накапливаются минеральные соли. Часть этих солей становится вредной для растений, и во время листопада они избавляются от них.

     Итак, одно из значений листопада состоит в удалении минеральных солей.

2. Сбросив листья, растения в сотни раз снижают испарение. Листья испаряют огромное количество воды. Так, береза испаряет 6 ведер, а дуб – 5 ведер воды в день.

     Сколько ведер воды испаряет береза за 10 жарких дней? За месяц?

     Испарение воды листьями в зимнее время не прекращалось бы, в то время как поступление воды в растения через корни зимой прекращается. Поэтому, если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы от недостатка влаги.

     Итак, с помощью листопада растения снижают испарение.

3. Наконец, сбрасыванием на зиму листвы деревья и кустарники предохраняют себя от поломок. Часто зимой во время снегопадов под напором снега ломаются даже крупные ветви деревьев. Таких поломок было бы еще больше, если бы листья не опадали, и снег удерживался на их поверхности.

     Итак, с помощью листопада растения предохраняют себя от повреждений.

4. Таким образом, значение листопада состоит:

  1. в удалении солей,
  2. снижении испарения воды,
  3. предохранении от повреждений.

     Листопад – это защитное приспособление растений к условиям зимы. Листопад приспосабливает растения к перезимовке.

5. На ваших столах находятся карточки с изображением еловой хвои и листьев березы. Чем различаются между собой 2 листа березы?

     У большинства растений перед листопадом изменяется окраска листьев. Они становятся желтыми, красными, пестрыми. Почему же это происходит?

     Листья растений, как вы знаете, имеют зеленый цвет из-за большого количества хлорофилла. Хотя есть в листе и желтый, и красный красители, но их меньше. Хлорофилл недолговечен. Он разрушается и вновь образуется в растении, причем это может происходить только при условии хорошего освещения.

     Осенью процесс образования хлорофилла прекращается. Лист теряет зеленую окраску, и  желтые пигменты, не заметные до этого времени, внезапно обнаруживаются. Разрушение хлорофилла идет более быстрыми темпами на ярком свету в солнечную погоду. Поэтому в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют зеленую окраску. А наступление ясных дней сразу вызывает пожелтение листьев.

6. Листопад происходит у всех растений: и лиственных, и хвойных. Только у хвойных листопад наступает весной, и листья опадают не все сразу, а постепенно, в течение нескольких лет.

VII. Закрепление материала урока.

1. В чем состоит значение листопада?

Значение листопада

2. Работа с учебником.

     Чтение и разбор статьи со с.68 – 70.

3. Самостоятельная работа.

Тестовое задание.

Какое значение имеет листопад? Выберите правильные ответы.

  1. Снижает испарение воды.
  2. Защищает деревья от ветра.
  3. Предохраняет деревья от повреждений.
  4. Предохраняет деревья от мороза.
  5. Способствует удалению ненужных солей.

4. Опавшие листья под деревьями часто выглядят неаккуратно, поэтому осенью листья обычно сжигают. Можно ли найти лучшее применение опавшим листьям: не сжигать, а как-то использовать?

     Листопад возвращает почве извлеченные из нее минеральные вещества. Минеральные соли из перегнивших листьев в будущем снова пойдут для питания растений.

5. Играет ли листопад какую-то роль в жизни человека?

     Художники, поэты, композиторы во все времена вдохновлялись осенними красками природы на создание прекрасных произведений.

     Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Осень». Показ репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу,

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холода щеки горят,

Любо в лесу мне бежать.

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать.

           (А. Майков)

У сгнившей лесной избушки,

Меж белых стволов бродя,

Люблю собирать волнушки

На склоне осеннего дня.

Летят журавли высоко

Под куполом светлых небес,

И лодка, шурша осокой,

Плывет по каналу в лес.

И холодно так и чисто,

И светлый канал волнист,

И с дерева с легким свистом

Слетает прохладный лист.

          (Н. Рубцов)

     Какие чувства вызывает у вас листопад?

С листопадом связаны некоторые народные приметы.

Быстрый дружный листопад – к суровой зиме.

Дуб начал сбрасывать листву – к похолоданию.

VIII. Домашнее задание.

С. 68 – 70, уметь объяснить причины листопада.

IX. Подведение итогов, выставление оценок.

X. Окончание урока.

Использованные ресурсы.  

1.  З.А. Клепинина «Биология. Растения, бактерии, грибы». Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2006.

2. http://learning.9151394.ru/file.php/2527/Skhema_dykhanie_rastenii_1.jpg   - сравнение процессов дыхания и фотосинтеза

3. http://www.16x10.ru/_ph/13/2/802893140.jpg  - зеленый лист березы

4. http://img0.liveinternet.ru/images/foto/b/3/502/1415502/f_15683347.jpg  - желтый лист березы

5.  http://lenagold.ru/fon/clipart/e/elka/elky152.jpg  - ветка ели

6. http://900igr.net/datas/izo/Priroda/0008-008-I.I.-Levitan-Zolotaja-osen.jpg  - И. Левитан «Золотая осень»

7. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/34/106/34106718_listopad.jpg  - листопад

8. http://www.seychas.ua/files/11/_Voting_Answers_image_large_11686.jpg  - девушка и желтые листья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.

Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии "Многообразие кишечнополостных и их значение" (для учащихся 7 класса)

Урок биологии для учащихся 7 -х классов. Форма проведения: урок -путешествие...

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав» (методическая разработка урока биологии в 8 классе)

Урок биологии  проведен в 8 классе в котором обучается 21 человек. Психологическая обстановка в классе удовлетворительная.  Уровень  учебной мотивации средний, часть учащихся имеют не в...

Методическая разработка урока биологии в 7 классе на тему: "Многообразие земноводных их значение и охрана»

  Личностные: Принятие социальной роли обучающегося.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстн...