Жевательная резинка: друг или враг?
творческая работа учащихся по биологии (6 класс) по теме

Пересыпкина Анна Евгеньевна

Тема исследования: «Жевательная резинка: друг или враг?».
Актуальность исследования проблемы заключается в том, что множество людей, большинство из которых дети, употребляют жевательную резинку. Постоянное применение жевательной резинки в какой-то мере влияет на их жизнь, здоровье, психологическое состояние.
Цель работы: выяснить положительное и отрицательное влияние жевательной резинки на организм человека и составить рекомендации по ее употреблению.
Методы исследования:
1. Изучение литературы.
2. Наблюдение.
3. Описание.
4. Анкетирование.
5. Практический опыт.
6. Сравнение.
7. Анализ полученных данных.
В результате проведённого исследования по теме «Жевательная резинка: друг или враг?», изучив специальную литературу, мы дали разумное объяснение пользы и вреда жевательной резинке, достигнув цели своего исследования: выяснили положительное и отрицательное влияние жевательной резинки на организм человека. Подтвердили гипотезу о том, что если ребенок часто употребляет жевательную резинку, то она не принесет ему пользы.
В своей работе мы пользовались методами изучения специальной литературы, описания, обращения к глобальной компьютерной сети Интернет, практическим опытом, анкетирования, наблюдения.
Мы расшифровали индекс «Е», благодаря литературным источникам много узнали об этих добавках. К сожалению, информация очень скудная и большей частью предлагается лишь в виде таблиц, но этого вполне достаточно для выводов о негативном влиянии большинства пищевых добавок на организм.
Проанализировав результаты исследований, мы составили несколько простых правил употребления жевательной резинки с пользой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhev._rezinka_drug_ili_vrag.doc568 КБ

Предварительный просмотр:

Жевательная резинка: друг или враг?

Выполнила: Вышегородцева Елена Александровна, 6 класс, 12 лет.

Руководитель: Кудашева Анна Евгеньевна, учитель МБОУ «СОШ№108»

г. Трехгорный

2012


Оглавление

Введение.        

1. Теоретическая часть        

1.1. История появления жевательной резинки.        

1.2. Состав жевательной резинки        

1.3. Полезные свойства жевательной резинки        

1.4. Негативное влияние жевательной резинки        

2. Экспериментальная часть        

2.1 Химическое исследование жевательной резинки        

2.1.1 Определение многоатомных спиртов.        

2.1.2 Свойства резиновой основы жвачки.        

2.1.3 Обнаружение аспартама в жевательной резинке.        

2.1.4 Обнаружение  ментола.        

2.1.5 Обнаружение  красителей, входящих в состав жевательной резинки.        

2.1.6. Исследование жевательной резинки как противокариозное средство.        

2.2 Социологический опрос школьников        

2.3. Изучение оберток жевательной резинки.        

Заключение.        

РЕКОМЕНДАЦИИ.        

Библиографический список.        

Приложение 1        

Приложение 2.        

Приложение 3.        

Приложение 4.        

Приложение 5.        

Приложение 6.        

Введение.

На протяжении многих лет мы слышим споры на тему: вредная или полезная жевательная резинка. На сегодняшний день мы имеем только начальные представления о пользе употребления жевательной резинки и что очень важно - о возможных негативных последствиях ее применения.

Тема исследования: «Жевательная резинка: друг или враг?». Мы попытаемся дать разумное объяснение тому, что связано с жевательной резинкой и расскажем о пользе и вреде жевательной резинки.

Актуальность исследования проблемы заключается в том, что множество людей, большинство из которых дети, употребляют жевательную резинку. Постоянное применение жевательной резинки в какой-то мере влияет на их жизнь, здоровье, психологическое состояние.

Цель работы: выяснить положительное и отрицательное влияние жевательной резинки на организм человека и составить рекомендации по ее употреблению.

Для достижения поставленной цели исследования требуется решить следующие задачи:

  1. Обзор и анализ литературы по проблеме исследования.
  2. Изучить свойства жевательной резинки различных марок.
  3. Определить состав жевательной резинки различных марок.
  4. Провести анкетирование среди учащихся начальных классов школы.
  5. Изучить состав пищевых добавок на наличие вредных веществ.
  6. Составить рекомендации на основе полученных данных.

Гипотеза: если ребенок часто употребляет жевательную резинку, то это может отразиться на его здоровье.

Объект исследования: жевательная резинка.

Предмет исследования: свойства жевательной резинки.

Для реализации поставленных задач, определили следующие методы исследования:

  1. Изучение литературы.
  2. Наблюдение.
  3. Описание.
  4. Анкетирование.
  5. Практический опыт.
  6. Сравнение.
  7. Анализ полученных данных.

1. Теоретическая часть

1.1. История появления жевательной резинки.

Известно, что древние греки жевали смолу дерева мастики, которое растет в Турции и Греции, и назвали свою жевательную резинку «мастика». Жевательная резинка, как предполагалось, помогала чистить зубы и освежала дыхание. Резина Мастики все еще используется на Ближнем Востоке и Греции.

Индейцы жевали застывший сок деревьев. Более чем 1000 лет назад в Центральной Америке, индейцы Майя жевали «chicle», который является соком дерева саподилла. Годами позже, этот тот же самый сок послужил основой для создания промышленности жевательной резинки (Chickle – 1)чикл, каучук, 2) жевательная резина).

На южноамериканском континенте индейцы жевали сок хвойных деревьев. Белые поселенцы узнали эту привычку и стали собирать застоявшийся сок для жевания. Они сделали свою собственную жевательную резинку отечественного производства из смолы хвойных растений и пчелиного воска.

Но первая коммерческая жевательная резинка стала изготавливаться с 23 сентября 1848 года Джоном Б. Куртисом и его братом в штате Мэн. Изделие Куртиса называлось "State of Maine Pure Spruce Gum" — что-то вроде "Чистая еловая резинка из штата Мэн". Подобно многим новым изделиям, продажи поначалу были очень небольшими. В те времена за один пенни можно было купить две жевательные резинки. Достигнув определенного успеха в своей деятельности, они переехали из Бангора, штат Мэн в Портленд, штат Мэн в 1850 и стали добавлять парафин к своим изделиям. Некоторые из этих парафиновых ароматизаторов были «Белая Гора», «Самая большая и Лучшая», «Четыре в одном», «Сахарные Сливки» и «Ликорис Лулу». Производство постепенно расширялось, и скоро штат работающих над жевательной резинкой насчитывал 200 служащих, однако эти жевательные резинки теряли свою популярность, частично из-за примесей (загрязнений), которые было трудно удалить из смолы.

Уильям Финли Семпл из Штата Огайо получил первый патент на жевательную резинку 28 декабря 1869. Патент номер 98.304 гласящий об определенной комбинации каучука с другими веществами, в разных пропорциях, пригодных для приготовления жевательной резинки. Однако Семпл никогда не делал жевательную резинку для продажи.                                                                
Следующий поворот в истории жевательной резинки произошел в 1869 году. Изгнанный с родины бывший президент и генерал Мексики Антонио Лопез де Санта Анна жил в Нью-Джерси. Он привез тонну Мексиканского чикла, надеясь его продать и убедил Томаса Адамса из Нью-Йорка купить его. Адамс был фотографом и изобретателем и  планировал вулканизировать этот каучук, чтобы использовать его как заменитель резины. Но его эксперименты в вулканизации не принесли желаемых плодов. Однако Адамс заметил, что Санта Анна любил жевать chicle. Разочарованный резиновыми экспериментами, Адамс решил сварить маленькую партию chicle в своей кухне, чтобы приготовить жевательную резинку. Он выставил пробную партию своего нового товара в нескольких местных магазинах, чтобы посмотреть, будут ли люди покупать его. Людям понравилась его резинка, и вскоре его бизнес стал весьма удачным.

В 1871году Адамс запатентовал машину (механизм) создания резины, так что он мог делать жевательную резинку в больших количествах. Он добавлял экстракт лакричника к своей жевательной резинке, чтобы привлечь большее количество покупателей. И снова это был успех. Это было первая приправленная резина в Соединенных Штатах, называлась она «Черным Джеком». В это время, жевательная резинка изменила свою форму и из бесформенных кусков превратилась в продолговатую палочку. «Черный Джек» производился до 1970-х, когда это было прекращено из-за низких продаж. Но в 1986 году «Черный Джек» получил свое второе рождение, наряду с резинкой со вкусом гвоздики, когда Варнер Ламберт (преемник компании Адамса) запустил программу «Ностальгия по Резинке». Адамс продолжал иметь успех с жевательной резинкой Tutti-Frutti. Это была первая жевательная резинка, проданная с торговых автоматов. Впервые эти автоматы были поставлены в Нью-Йорке в 1888 году на платформе станции Эль.

Джону Колгану, аптекарю из Луисвилла, Штат Кентукки, обычно приписывают улучшение аромата жевательной резинки. В 1880, он добавил к сахару аромат прежде, чем сахар был добавлен к резиновой массе. Это способствовало тому, что аромат и вкус жвачки оставался надолго.

На заре двадцатого столетия большое количество производителей жевательной резинки конкурировали за внимание и почитание потребителей: - компания «Ригли» продавала жевательные резинки производства компании Zeno;

- Биман выставил на рынок жевательные резинки с пепсином, которые, веря рекламе, способны были облегчить расстройство желудка;

- компания Франка Х. Флиера продавала жвачки покрытые леденцом.

- Франк Каннинг разрабатывал и внедрял так называемую «зубную резину» - «Dentyne»(т.е. защищающую зубы).

В годы сухого закона в барах, незаконно торгующих спиртными напитками, посетителям раздавали жевательную резинку со вкусом гвоздики, чтобы освежить дыхание людям, пившим нелегальный ликер.

Развитие сахарных заменителей в 1950-х вело к появлению жевательных резинок без сахара.

Форма жевательной резинки была изобретена в 1906 Франком Х. Флиером. Но жвачка Blibber-Blubber была настолько липкая, что ее неудобно было продавать. Годами позже, в августе 1928, Уолтер Диемер из компании Франка Флиера придумал удачную формулу. Диемер был не химик, доктор, или аптекарь, он был бухгалтер. Диемер хотел сделать свою резинку более привлекательной для глаза, поэтому он окрасил ее в розовый цвет (потому что это было единственный цвет на руках в Компании). В дальнейшем созданием жевательной резинки занимались различные компании, но форма жвачки осталось той же.

1.2. Состав жевательной резинки

По мнению академика Тодора Дичева, большинство жевательных резинок вместо защиты зубов и десен содержат такие компоненты, которые сами являются причиной таких заболеваний зубов, десен и полости рта, как кариес, пародонтоз.

Мы проанализировали состав наиболее популярных жевательных резинок («Orbit Спелая малина», «Orbit Сладкая мята», «Hubba Bubba Чудесная черника», «Dirol Ягодный микс» и т.д.) и выявили компоненты, содержащиеся в них: подсластители, резиновая основа, ароматизаторы натуральные, идентичные натуральным и искусственные, стабилизатор  Е 422, загуститель Е 414, эмульгатор Е 322, краситель Е 171, глазурь Е 903, антиоксидант Е 320.

Из справочника "Санитарные правила и нормы СанПин" мы узнали, что: стабилизатор Е 422 - это глицерин. Так, глицерин при всасывании в кровь обладает сильными токсическими свойствами, вызывая достаточно серьезные заболевания крови. Эмульгатор Е322 - это лецитин. Лецитин получают, как правило, из сои. Содержится он в яичном желтке. Это ценное вещество является важным поставщиком фосфора для нашего организма и помогает регулировать жировой обмен. Лецитины ускоряют слюновыделение, что в свою очередь, приводит к постепенному нарушению работы пищеварительного тракта. Антиоксидант Е 320 - при частом употреблении продукции, содержащей антиоксидант, повышается содержание холестерина в крови. Кислота Е330 – это лимонная кислота. Долгое и неконтролируемое употребление лимонной кислоты может вызвать серьезные заболевания крови. Загуститель Е414 – это гуммиарабик, глазурь Е903 - это карнаубский воск. Он придает глянец и блеск продукту. Оболочка из глазури не дает высыхать продукту, не пропускает жир изнутри и влагу снаружи. Ароматизаторы натуральные, идентичные натуральным и искусственные, для того чтобы изготовить натуральный ароматизатор, используют плоды, ягод, листья, цветы и другое природное сырье. Идентичные натуральным ароматизаторы получаются, когда к натуральному экстракту добавляют небольшое количество веществ, синтезированных химическим путем. Такие ароматизаторы отличаются высоким качеством и насыщенным вкусом, при этом абсолютно безвредны для здоровья.

Данные ингредиенты в определенных пропорциях и концентрациях патологически не воздействуют на организм человека.

1.3. Полезные свойства жевательной резинки

С точки зрения стоматологии первые, час-полтора после приема пищи жвачка способствует выработке желудочного сока, что помогает перевариванию пищи.

Жевательная резинка вычищает жевательную поверхность зубов. Жевание резинки полезно как для гигиены полости рта, так и для улучшения состояния десен. Именно сегодня наблюдается тенденция использования жевательной резинки в качестве универсального защитного средства.

Жевательная резинка с полирующими свойствами, уничтожает зубной камень и тормозит развитие микроорганизмов в полости рта. Кроме того, у детей жевание резинки укрепляет челюсти, у старшего поколения улучшает работу слюнных желез. Жевательная резинка освежает полость рта; ее часто жуют те, кто хочет бросить курить.

1.4. Негативное влияние жевательной резинки

В ряде случаев жевательная резинка может оказывать и негативное влияние: 

1.Со стороны желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы желудка) - наиболее опасным является употребление жевательных резинок на голодный желудок. 

2.От сахаросодержащих жвачек лучше отказаться совсем, так как их употребление – прямая  дорога к заболеванию кариесом.

3. Надувные жевательные резинки нарушают прикус у детей. 

4. На прилепленной под школьную парту жвачке несколько дней живут микробы больного школьника, жевавшего ее.

5. Огромный процент поддельной жвачки на рынке могут содержать ингредиенты, способные вызвать местные и общие аллергические реакции.

6. Из-за нее ломаются зубы и выпадают пломбы. 

7. Следует избегать заглатывания жвачки, поскольку она накапливается в толстом кишечнике и со временем приводит к его непроходимости.

8.  Жевательная резинка вызывает привыкание.

9. И самое главное, необходимо помнить: ни одна жевательная резинка не заменяет обязательную двухразовую чистку зубов щеткой.

2. Экспериментальная часть

2.1 Химическое исследование жевательной резинки

Современные жевательные резинки представляют собой совокупность многих веществ. Это каучуки и разнообразные пищевые добавки. Перед проведением опытов аккуратно снимают оболочку  с жевательных резинок и мелко нарезают ее ножом.

2.1.1 Определение многоатомных спиртов.

Опыт 1. Помещаю в пробирку измельченную оболочку одной подушечки жвачки разных марок («Orbit Спелая малина», «Orbit Сладкая мята», «Hubba Bubba Чудесная черника», «Dirol Ягодный микс») и приливаю 2-3 мл дистиллированной воды. Закрываю пробирки пробками и встряхиваю в течение 1 минуты. Во всех четырёх пробирках получаю мутный раствор, в который добавляю 1 мл раствора гидроксида натрия NaOH и 2-3 капли 10%-ного раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваю содержимое пробирок и наблюдаю появление сине-фиолетового окрашивания. Изменение цвета объясняется образованием комплексных соединений катионов меди(II) с многоатомными спиртами, входящими в состав оболочки жевательной резинки.

         Опыт 2. Помещаю в пробирки, нарезанные жевательные резинки (по одной подушечки жвачки разных марок: «Orbit Спелая малина», «Orbit Сладкая мята», «Hubba Bubba Чудесная черника», «Dirol Ягодный микс») и приливаю 5 мл 96%-ного этилового спирта. Закрываю пробирки пробками и встряхиваю в течение 1 мин. Фильтрую смесь и определяю в фильтрате присутствие многоатомных спиртов. (Приложение 2)

2.1.2 Свойства резиновой основы жвачки.

        Разделяю жевательные резинки, оставшиеся после жевания, на пять частей и помещаю каждую в отдельную пробирку. Приливаю в пробирку соответственно 96%-ный этиловый спирт,  бензин,  ацетон, концентрированные серную, азотную и соляную кислоты так, чтобы кусочек жвачки был полностью покрыт. Оставляю пробирки на 30-60мин. Делаю вывод о сравнительной устойчивости жевательной резинки в различных средах, учитывая, что каучуки (резина) отличаются плохой устойчивостью к маслам, растворителям алифатической и ароматической природы. Они также нестойки к действию концентрированных кислот. (Приложение 3)

2.1.3 Обнаружение аспартама в жевательной резинке.

Поскольку эта реакция высокочувствительная, для её проведения беру 2 мл спиртового экстракта из жвачки и приливаю к нему, соблюдая осторожность, 0,5 мл концентрированной азотной кислоты. Осторожно нагреваю смесь на водяной бане, для чего на  электроплитку с огнезащитной прокладкой помещаю стакан с водой, в который опускаю пробирку с исследуемой смесью.

Содержащийся в некоторых жвачках подсластитель аспартам (Е951) реагирует с концентрированной азотной кислотой с появлением характерного желтого окрашивания.

2.1.4 Обнаружение  ментола.

Для опыта беру подушечку жевательной резинки с ментолом, мелко нарезаю и помещаю в пробирку. Добавляю 5 мл 96%-ного раствора этилового спирта. Взбалтываю смесь в течение 1 минуты и фильтрую.

Добавляю к спиртовому экстракту жвачки воду. Сразу происходит помутнение, так как растворимость ментола в воде низкая (0,05%). Добавляю к мутному раствору 96%-ный раствор спирта.

Осадок исчезает, так как ментол хорошо растворяется в спиртах.

2.1.5 Обнаружение  красителей, входящих в состав жевательной резинки.

Помещаю в пробирку окрашенную жевательную резинку («Hubba Bubba Чудесная черника»), нарезанную на небольшие кусочки, и приливаю 2-3 мл дистиллированной воды. Нагреваю пробирку в пламени спиртовки или на водяной бане до получения, окрашенного раствора. Разливаю раствор в две пробирки, в одну из них добавляю 1 мл раствора серной кислоты, в другую 1 мл раствора гидрооксида натрия. Наблюдаю, происходит ли изменения окраски красителя в зависимости от среды. Затем нагреваю пробирку, в которую добавили раствор гидроксида натрия. Краситель синего цвета Е 133 – бриллиантовый синий FCF (жевательная резинка  «Hubba Bubba Чудесная черника») в кислой среде становится темнорозовым, а при нагревании с раствором щелочи приобретает красно-коричневый оттенок. (Приложение 4)

2.1.6. Исследование жевательной резинки как противокариозное средство.

В ходе исследований замерялось значение рН  слюны после приема пищи до использования жевательной резинки и после её применения (длительность жевания 15 минут,40 минут). Для этого использовали цифровую лабораторию «Архимед». Полученные  результаты сравнили со значениями рН слюны после приема пищи без применения жевательной резинки(через 15 минут,40 минут после приема пищи). (Приложение 6 ).

2.2 Социологический опрос школьников

Для  изучения представления школьников  о пользе и  возможных негативных последствиях использования жевательной резинки было проведен социологический опрос среди учащихся 3-4 классов нашей школы.  Всем были заданы следующие вопросы:

  1. Как часто вы пользуетесь жевательной резинкой?
  2. С какой целью вы используете жевательную резинку?
  3. Какую жевательную резинку вы предпочитаете?
  4. О  каких положительных свойствах жевательной резинки вы знаете?
  5. О каких негативных последствиях применения жевательной резинки вы знаете?

В анкетировании участвовало 56 школьников. Полученные результаты свидетельствуют о том, что: 60 % опрошенных учащихся используют жевательную резинку довольно часто и 3% после еды; нравится вкус -  9 % учащихся, освежает полость рта 56 % учащихся, получить удовольствие 35 % учащихся; 10 % учащихся считают, что использование жевательной резинки полезно  для гигиены полости рта.

А так же учащиеся знают и о негативных последствиях жевательной резинки:

- наличие запломбированных зубов 14 % учащихся;

- заболевание желудочно-кишечного тракта 57% учащихся;

- заболевание кариесом   5 % учащихся.  

Результаты анкетирования отражены в диаграммах. (Приложение 1).

2.3. Изучение оберток жевательной резинки.

Большинство школьников на вопрос, откуда они узнают о жвачках, ответили, что из рекламы на телевидении. На вопрос о пищевых добавках в жвачках учащиеся затруднились ответить. Некоторые учащиеся имеют какие-то представления о них, но никогда всерьез не задумывались и не интересовались составом жвачек. Но нас интересовал именно вопрос о наличии в жевательных резинках пищевых добавок, то есть того, на что покупатель не обращает внимания. Мы отправились в магазин и переписали все пищевые добавки со всех имеющихся жевательных резинок. Провели анализ и оставили те добавки, которые представляют угрозу здоровью человека согласно классификациям, найденным в литературе. (Приложение 5).

Оказалось, что остерегаться следует не только добавок, присутствующих в жвачках, но и других компонентов, входящих в их состав. Вот список побочных эффектов, связанных с компонентами жевательной резинки:

        Заменители сахара сорбит, ксилит, маннит, мальтит могут вызвать диарею, боль  в животе, метеоризм.

        Ароматизаторы, полученные из корицы могут вызвать язвы в полости рта.

        Масла из надувающихся жевательных резинок типа «баббл гам» могут вызвать воспаления кожи вокруг рта.

        Сахара, содержащиеся в некоторых видах жвачки, могут вызвать кариес.

        Лакрица (солодка), содержащаяся в некоторых жвачках, может вызвать повышенное давление и опасное уменьшения количества калия в крови.

Получается, что среди изученных нами жевательных резинок нет ни одной, которую можно бы жевать без опасения за свое здоровье. Может быть, использовав одну подушечку мы никакого вреда для своего организма не почувствуем, в чем я, впрочем, стала очень сильно сомневаться, но, согласно обработанным анкетам, школьники в день используют до 3-4 подушечек. В неделю - 21, в месяц до 90! А сколько жвачек жуют за год и вообще за весь свой возраст! А еще малыши очень часто просто глотают эти жвачки, в чем они сами и признались. Становиться страшно. И все эти пищевые добавки не проходят для организма бесследно.

Заключение.

В результате проведённого исследования по теме «Жевательная резинка: друг или враг?», изучив специальную литературу, мы дали разумное объяснение пользы и вреда жевательной резинке, достигнув цели своего исследования: выяснили  положительное и отрицательное влияние жевательной резинки на организм человека. Подтвердили гипотезу о том, что  если ребенок часто употребляет жевательную резинку, то она не принесет ему пользы.

В своей работе мы пользовались методами изучения специальной литературы, описания, обращения к глобальной компьютерной сети Интернет, практическим опытом, анкетирования, наблюдения.

Мы расшифровали индекс «Е»,  благодаря литературным источникам много узнали об этих добавках. К сожалению, информация очень скудная и большей частью предлагается лишь в виде таблиц, но этого вполне достаточно для выводов о негативном влиянии большинства пищевых добавок на организм.

Нам как покупателям, нужно быть грамотными и следовать некоторым правилам:

- запомнить хотя бы запрещенные к применению в России пищевые добавки;

- внимательно читать этикетку и ознакомиться с составом покупаемого продукта;

- не покупать продукты с неестественно яркой, кричащей окраской;

- не обольщаться рекламными продуктами. В этом случае вы, покупая товар, большую часть стоимости оплачиваете за рекламу, а не за качество и вкус продукта;

- постараться отучить себя от глупого и не привлекаемого жевания жвачек, заменив их на изюм и орехи - и сытно, и полезно;

- если вы сторонник того, что жвачка очищает зубы, после приема пищи просто прополощите рот водой.

Нам  бы очень хотелось, чтобы наше поколение выросло здоровым.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проанализировав результаты  исследований,  мы составили несколько простых правил употребления жевательной резинки с пользой.

  1. Жевать  надо только после еды в течение 10- 20 минут;
  2. Жевать резинку можно не чаще 3-4 раз в день;
  3. Не жевать на голодный желудок;
  4. Предпочитать жвачку с сахарозаменителями;
  5. Не использовать жевательную резинку с красителями;
  6. Недопустимо заглатывание  жевательной резинки;
  7. Используемая жевательная резинка должна быть произведена известной фирмой, положительно зарекомендовавшей себя на рынке и строго следящей за качеством своей продукции;
  8. Жевать её следует аккуратно, без демонстрации «спецэффектов», особенно если вы находитесь в общественных местах;
  9. Употреблять жевательную резинку только в уместных ситуациях, чтобы не оказаться некультурным человеком;
  10. Использованная жвачка должна выбрасываться только в специально предназначенные для этих целей места в мусорные урны, и ни в коем случае – под ноги.

Помните! Никакая жевательная резинка не сможет заменить полноценную чистку зубов зубной пастой!

Библиографический        список.

  1. Современная мультимедийная энциклопедия. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей/ Составители Н. Ю. Буянова и др. - М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998
  3. О. Остапчук . Детская энциклопедия: Шоколад. – ЗАО «Аргументы и факты – детям», 2002
  4. Медицинская информационно-консультативная система – WWW.ILL.RU
  5. Журнал «Здоровье» №2 2002 г.
  6. Павлова Н.И. «Родительское собрание  «Чем накормить первоклассника» ж-л «Завуч начальной школы» 2007 №7
  7. Павлючкова М. «Меню отличника» ж-л «Здоровье школьника» №8 2006
  8. Словарь химических терминов.
  9. Газета “Комсомольская Правда” от 20. 11. 2008 г.
  10. Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.  // Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии , 2005
  11. Дайджест Ридерз // Все о здоровом образе жизни, 1998
  12. Константинов А.П. // Занимательная экология, 2007
  13. Шелтон Г. Основы правильного питания. – СПб.: Невский проспект, 2003
  14. Алексеев А., «Пищевые добавки», газета «Секретинфо» №77 - 8262 от 9.09.2003.
  15. Буравчикова Д., Гарматина Ю., «Чем красна икра?», газета «Аргументы и факты» № 52, 2007
  16. Мельников А., «Чудеса на букву Е», газета «Аргументы и факты» № № 39, 40, 2007
  17. Мельников А., «Хватит жевать - начинайте читать», газета «Аргументы и факты» № 5, 2008
  18. Мельников А., «Полуфабрикаты полусъедобны?», газета «Аргументы и факты» № 6, 2008
  19. Назаренко В.М. «Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу», журнал «Химия в школе» №5, 1997.
  20. Современное домоводство, или Советы со всего света о том, как вести дом, укреплять семью и здоровье. Составитель Бакланов В.Н. - М.: Воскресенье, 1997 - 688с.
  21. Использование Интернет-сайтов:          www.junior.ru, www.stomatolog.ru, www.avtocat.net

Приложение 1

Диаграмма № 1.

Диаграмма № 2.

Диаграмма № 3.

Диаграмма № 4.

Диаграмма № 5.

Приложение 2.

Определение многоатомных спиртов.

Опыт 1.

Название жвачки

Результаты опыта

Добавление воды

Добавление NaOH и CuSO4

1.

«Orbit Спелая малина»

Мутный раствор

Выпал сине-голубой осадок

2.

«Orbit Сладкая мята»

Мутный раствор

Выпал сине-голубой осадок

3.

«Hubba Bubbа Чудесная черника»

Раствор окрасился в розовый цвет

Выпал сине-голубой осадок

4.

«Dirol Ягодный микс»

Белый мутный раствор

Выпал сине-голубой осадок

Опыт 2.

 Название жвачки

Результаты опыта

Добавление спирта

Добавление NaOH и CuSO4

1.

«Orbit Спелая малина»

Прозрачный раствор

Выпал голубой осадок

2.

«Orbit Сладкая мята»

Прозрачный раствор

Выпал голубой осадок

3.

«Hubba Bubbа Чудесная черника»

Прозрачный раствор

Выпал голубой осадок

4.

«Dirol Ягодный микс»

Прозрачный раствор

Выпал голубой осадок

Приложение 3.

Свойства резиновой основы жевательной резинки.

Добавленные вещества

Название жвачки

«Orbit Спелая малина»

«Orbit Сладкая мята»

«Hubba Bubba Чудесная черника»

«Dirol Ягодный микс»

H2SO4

Раствор окрасился в слабо-рыжий цвет, а жвачка в ярко-рыжий

Раствор и жвачка окрасились в ярко-рыжий цвет

Раствор окрасился в коричневый цвет, а жвачка в тёмно- коричневый

Раствор и жвачка окрасились в рыжий цвет

HCl

Изменений не произошло

Поверхность жвачки стала пористой

Жвачка окрасилась в оранжево- розовый цвет

Раствор окрасился в слабо-жёлтый цвет, а жвачка стала пористой

HNO3

Жвачка окрасилась в светло-жёлтый цвет

Жвачка частично разложилась

Раствор окрасился в мутно-жёлтый цвет, а жвачка в коричневый

Раствор окрасился в слабо-жёлтый цвет, а жвачка стала пористой

Спирт

Изменений не произошло

Изменений не произошло

Изменений не произошло

Изменений не произошло

Ацетон

Изменений не произошло

Изменений не произошло

Жвачка побелела

Изменений не произошло

Бензин

Жвачка полностью разложилась

Жвачка частично разложилась

Изменений не произошло

Жвачка разложилась, выпал мутный осадок

Приложение 4.

Свойства красителей, входящих в состав жевательной резинки.

Название жвачки

Результаты опыта

Нагревание водного экстракта жвачки

Добавление H2SO4  в нагретый раствор

с NaOH

Добавление  NaOH в нагретый раствор

Нагревание пробирки с NaOH

«Hubba Bubba

Чудесная черника»

Раствор насыщенно-малинового цвета

Раствор светло-красного цвета

Раствор тёмно-розового цвета

Раствор красно-коричневого цвета

Приложение 5.

Наличие пищевых добавок (ПД) в жевательных резинках.

    Название жвачек

Код ПД и их действие на организм

102

103

124

141

150

160

171

320

321

322

330

951

129

133

132

О

Р

О

П

П

ВК

А

П

Х

ЖКТ

Х

Х

ЖКТ

Р

ВК

А

ГА

А

А

ГА

Дирол

Клубничная поляна

+

+

Ледяная мята

+

+

Морозная свежесть

+

Черешня

+

+

+

Малабар

Клубника

+

Краситель

+

+

+

+

Орбит

Апельсин

+

+

+

Вриглис

+

+

+

+

Белоснежный

+

+

+

Грейпфрут

+

+

+

Земляничный

+

+

+

Классический детский

+

+

+

Корица с мятой

+

+

+

Лимонный

+

+

+

+

Лесные травы

+

+

+

Нежная мята

+

+

+

Сочный арбуз

+

+

+

Морозная вишня

+

+

+

Классический

+

+

+

Фито

+

+

+

Для детей с кальцием

+

+

+

Профессионал

+

+

+

+

Аква

+

+

+

+

+

+

+

Тропический

+

+

+

+

Стиморол

+

+

Фруша

+

+

Хубба – Бубба

Кола

+

+

Апельсин

+

+

Яркая ягода

+

+

Вишня

+

+

Арбуз в квадрате

+

+

Клубничный бум

+

+

Аппетитный апельсин

+

+

Эклипс

Лимон айс

+

+

+

+

+

Черри айс

+

+

+

+

+

Аэроволны

+

+

+

+

+

О - опасные                     ВК - вредные для кожи (кожные высыпания)

Р - ракообразующие       Х - повышенный холестерин

П - подозрительные        ЖКТ - расстройство желудочно-кишечного тракта

А - аллергия                     ГА - гиперактивность детей

Согласно таблице, все жевательные резинки имеют опасные пищевые добавки - это аллергены (132, 160, 951), вызывающие заболевания желудочно-кишечного тракта, печени и почек (171, 320, 322), имеющие повышенный холестерин (320, 321) и даже ракообразующие (330, 103) - в жвачках «Дирол черешня»,  «Дирол клубничная поляна», «Орбит для детей с кальцием», «Орбит тропический», и «Фруша». Имеются добавки, вызывающие гиперактивность детей, повышающие возбудимость нервной системы (Е129) - «Хубба-бубба арбуз в квадрате», «Хубба-бубба клубничный бум», «Хубба-бубба аппетитный апельсин», «Орбит аква», «Эклипс черри айс», «Эклипс черри лимон айс»

Краситель Е171, который чаще используется именно в жевательных резинках и присутствует практически во всех исследуемых нами жвачках, называется диоксид титана, или, как принято говорить среди маляров, титановые белила. Раньше эта краска была разрешена только для косметики, мыла и стройматериалов. А сейчас мы с удовольствием употребляем её при жевании жвачки.

Приложение 6.

Значение рН в ротовой полости

Название жевательной резинки

рН 15 минут жевания

рН 40 минут

жевания

рН (без жевательной резинки),15 минут после приема пищи

рН (без жевательной резинки),40 минут после приема пищи

рН после еды

Orbit  классический

6,0

6,0

7,0

7,0

5,0

Orbit освежающая мята

6,0

6,0

7,0

7,0

5,0

Orbit сладкая мята

6,0

6,0

7,0

7,0

5,0

Orbit свежее дыхание

6,0

6,0

7,0

7,0

5,0

Dirol персик

6,0

7,0

7,0

7,0

5,0

Dirol малина

6,0

7,0

7,0

7,0

5,0

Dirol апельсин

5,0

6,0

7,0

7,0

5,0

Исследования показали, что значения рН в ротовой полости нормализуются  после приема пищи примерно одновременно как с использованием жевательной резинки, так и без её использования ,некоторые жевательные резинки наоборот увеличивают кислотность среды в ротовой полости.

 Для полного удаления  зубного налета  жевательные резинки (даже содержащие твердые гранулы) не эффективны.

Во время жевания повышается слюноотделение, что способствует удалению остатков пищи с зубов. При  наличие кариеса жевательная резинка сама может застревать в дефекте эмали, что способствует развитию кариеса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жевательная резинка. Вред и польза.

Презентация о вреде и пользе жевательной резинки Презентация о вреде и пользе жевательной резинки....

Социальный проект "Жевательная резинка:польза или вред?"

Социальный проект в рамках предмета "Технология"...

«Жевательная резинка: польза или вред?»

Классный час, проведенный в 5 классе, в рамках двумесячника "Молодежь за ЗОЖ".Тема классного часа  посвящена любимому лакомству детей - жевательной резинке. Конспект составлен по различным ...

Плюсы и минусы жевательной резинки

В данной работе изучаются положительные и отрицательные воздействия жевательной резинки на организм человека.  Автор знакомит с историей возникновения жевательной резинки, ее составом, ...

Исследовательская работа на тему: «Жевательная резинка: польза или вред?»

   Работа посвящена актуальной проблеме– здоровья современных школьников. Реалии жизни таковы, что ребята часто употребляют жевательную резинку....

Кейс «Жевательная резинка: хорошо или плохо?»

В кейсе разбираются все отрицательные и положительные свойства жевательной резинки, рассказывается о ее составе и вреде многих пищевых добавок...

Жевательная резинка польза или вред?»

Классный час (5 класс).Тема: «Жевательная резинка: польза или вред?»Цель: показать и рассказать учащимся о пользе и вреде жевательной резинки на здоровье, воспитывать культурное поведение при ис...