Использование элективных курсов в обучении биологии
статья по биологии по теме

Карягина Вера Владимировна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_elektivnyh_kursov_v_obuchenii_biologii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование элективных курсов в обучении биологии»

Выполнил учитель биологии

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Сергиевск

Карягина В.В.

Самара,  2012г.

Сегодня биология – наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Биология из описательной науки превратилась в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли.              Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.

Основные цели профильного обучения

  1. Обеспечение  углубленного изучения  биологии
  2. Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ с учётом интересов, склонностей и способностей

     Ученик, как правило, полученной информацией в реальной жизни       воспользоваться не способен. На элективных занятиях основной акцент сделан на помощи ученику в определении интересующих его проблем. Соответственно содержание курса расширяет знания, объединяет научные знания с обыденными, житейскими, как бы поднимает личный жизненный опыт ученика на научный, теоретический уровень.    

     Элективный курс включает межпредметные знания, что позволяет сформировать умения и навыки. Умение организовывать наблюдение, поставить эксперимент, предполагает исследовательскую, творческую деятельность учеников.

      Усвоение и выявление  уровня учебного материала школьниками возможно с помощью специально разработанных заданий, решения генетических задач, семинарских занятий, лабораторных работ, экскурсий.

      Методические идеи настоящего курса заключаются в  том, что обучение не может и не должно сводиться только к овладению терминологией, биологическими законами, оно невозможно без коммуникативно-деятельностной основы, без личностно-ориентированного подхода. Для реализации данного подхода необходимым условием является персонификация, т.е. содержание образования должно представляться через личный опыт учителя. Ученики должны задуматься: если это важно для учителя и моих одноклассников, может быть, это важно и для меня.

      Предпрофильная подготовка и профильное обучение не могут быть иными, как только личностно-ориентированными. Потому что выбор профессии – это выбор личностно своей программы дальнейшего развития и самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

        Элективный курс может быть применен для предпрофильного обучения учащихся и профильной подготовки старшеклассников, избравших естественно-научный, медицинский и другие профили.  

      Данная программа может быть адресована тем учащимся, которые хотели бы качественно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам по биологии, в том числе и  к ЕГЭ. (Программа прилагается)

Элективные курсы естественного цикла в профильном образовании учащихся

Профильные и элективные курсы- новые элементы учебного плана, которые составляют индивидуальную образовательную траекторию для учащихся старшей школы. Эти курсы призваны удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности старшеклассников.

Основные задачи элективных курсов:

  1. Обеспечить углубленное изучение биологии
  2. Усилить профиль для дальнейшего самоопределения, практическую направленность биологического образования
  3. Определить правильность предварительного профессионального выбора.
  4. Создать условия, способствующие целенаправленной подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ по биологии и поступлению в ВУЗы медицинского, экологического,  с/х и физкультурного профилей.
  5. Приучить учащихся к исследовательской работе, работе с современной биологической литературой и Интернетом.
  6. Расширить кругозор учащихся, повысить мотивацию к обучению, социализацию учащихся через самостоятельную деятельность, подготовит к вузовской системе обучения
  7. создать условия для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него.

Методы и формы обучения на элективных курсах определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных способностей, развитием и саморазвитием личности

Старшая школа ориентирована в большей степени на поступление в ВУЗ, поэтому преобладающими формами занятий должна быть вузовская система. В этой связи предусматривается:

  1. лекционно-семинарская система занятий
  2. лабораторные работы
  3. проектная деятельность
  4. творческие работы с литературой, информацией на  электронных  носителях  и  в  сети  Интернет
  5. Самостоятельная  исследовательская деятельность  учащихся  

Элективные курсы из моей практики:

  1. «Хромосомы и пол»
  2. «Жизненные циклы»
  3. «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки»
  4. «Молекулярные основы наследственности»
  5. «Клетки и ткани»
  6. «Генетика человека»
  7. «Антропогенез»
  8. «Что вы знаете о своей наследственности

Основные трудности

1.Отсутсвие методических пособий для учителя

2.Недостаток лабораторного оборудования

  1. по возможности курсы должны опираться на какое-либо пособие, это позволит исключить «монополию учителя на информацию»
  2. программа курса может состоять из ряда законченных модулей. Это позволит ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти, в следующей четверти (полугодии) на занятия по другому элективному курсу.
  1. Таким образом, отобранное содержание должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, а с другой - предоставляя ученику возможный опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
  2. выяснить возможность обеспечения данного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическим материалом, лабораторным оборудованием и т. д., составить список литературы для учителя и учащихся;
  3. продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление и т.д.

    Образовательный продукт - это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроках в ходе познавательной, исследовательской деятельности.  Образовательным продуктом ученика являются ; конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, доказательство теоремы, стихи, сказки, очерки, трактаты, живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, модель, макет, схема, компьютерная, программа и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Генетика человека", биология 10 класс

Рабочая программа является модифицированной,  разработана на основе программы Ю.В Филичевой «Генетика человека».Программа адресована обучающимся 10 класса химико-биологического профиля. Программа...

Элективный курс "Я с биологией дружу"

Элективный курс "Я с биологией дружу" рассчитан на учащихся 7 класса. Темы связаны с животным и растительным миром....

Элективный курс "Практиум по биологии" 10-11 класс

Биология изучается в базовом курсе биологии 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы 1 час в неделю. Этого времени так мало, что его не хватает даже для прохождения программного материала. А ...

Элективный курс по молекулярной биологии, цитологии и генетике 11 класс

Предлагаемый курс раcчитан на 35 часов (1 час в неделю, 1 час резерв), он поддерживает и углубляет базовые знания  по биологии и направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций ...

Элективный курс профильного обучения в 10-х классах «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»

Элективный курс профильного обучения   в 10-х классах «Решение задач по молекулярной биологии  и  генетике»...

ПРОГРАММА элективного курса по общей биологии для 11 класса «ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ»

Программа элективного курса составлена на основе программы В.Б.Захарова «Общая биология» для общеобразовательных учебных заведений, 2002 г.,  предназначена для работы в 11 классе и ра...

ПРОГРАММА элективного курса по общей биологии для 10 класса «ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ»

Программа элективного курса составлена на основе программы В.Б.Захарова «Общая биология» для общеобразовательных учебных заведений, 2002 г.,  предназначена для работы в 10 классе и ра...