«Подготовка ученика к сознательному выбору профессии в процессе обучения биологии».
статья по биологии по теме

 

 

Тема:   «Подготовка ученика к сознательному выбору профессии в процессе обучения биологии»

     Новые задачи, поставленные обществом перед школой, помимо вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков, требуют развития у детей черт творческой деятельности, обеспечивающих их познавательную самостоятельность, формирующих творческий склад ума. Для этого необходимо еще на школьной скамье учить школьников самостоятельно устанавливать факты, объяснять их, находить закономерности, которым они подчиняются давать им оценку, то есть уметь решать проблемы, возникающие в процессе познавательной деятельности.

 Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины этих проблем заключаются не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных людей, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. Профессиональному самоопределению может способствовать самостоятельность учащихся при добывании знаний и их критическое осмысление. Последнее составляет одно из обязательных условий, обеспечивающих превращение знаний в убеждения. Поэтому существенное значение в процессе обучения приобретают приемы и методы, способствующие развитию самостоятельности и профессиональному самоопределению учащихся.  Одним из приемов профессионального самоопределения  обучающихся  в нашей школе является обеспечение возможности обучающимся выбрать профиль дальнейшего обучения, в данном случае химико-биологический  профиль.

Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.

Ведь знания, которые ученики получают на уроках биологии – это не самоцель, а средство для формирования социально зрелой и сознательной личности. Весьма, кстати, эффективное средство, ибо биология ставит перед людьми большое количество социальных и гуманитарных проблем, о которых нельзя не задумываться.

Биологическое образование преследует несколько целей:

n    Развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, охраны природы.

n    Овладение системой знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, экосистемах, биоразнообразии, эволюции, что необходимо для осознания ценности живого как уникальной и бесценной части биосферы.

n    Формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.

n    Установление гармоничных отношений с природой, самим собой, формирование норм и правил экологической этики, ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания школьников.

n    Формирование генетической грамотности – основы здорового образа жизни, сохранение психического, физического и нравственного здоровья человека.

Получается, что на уроках биологии важно показать красоту и гармонию природы и дать прочные знания. Но не менее важно создать условия для общения, творчества, радости от процесса саморазвития и самопознания. Для этого необходимо создать ряд условий, которые позволят уроку биологии быть успешным, т.е. достичь целей биологического образования.

Занятия по биологии имеют большие возможности для развития качеств личности, необходимых в профессиональной деятельности.

ВМБОУ «СОШ № 9» сложилась система работы химико-биологического профиля для подготовки обучающихся в Тюменскую медицинскую академию. Биология - один из наиболее важных предметов, так как знания биологии необходимы и  тем, кто связывает будущую профессию с медициной, физическим воспитанием (профилирующим экзаменом при поступлении в вузы становится биология), а также  всем обучающимся, формирующим отношение к  здоровью как ценности  жизни.

Учителями биологии нашей школы пройдены курсы «Предпрофильная подготовка и профильное обучение биологии в общеобразовательной школе», 2008г., Институт развития образования, г. Нефтеюганск;

Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам и дать возможность в разумной мере «разгрузить» их по непрофильным предметам. Переход на профильное обучение, по моему мнению, помимо углубленного изучения какого-либо предмета, должен также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием, приборами и приспособлениями, умений поставить, а затем проанализировать научный эксперимент. Это дает возможность обеспечить высокую степень готовности не столько к вступительным экзаменам в вуз, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях. Все это означает, что в ходе профильного обучения создается необходимая база для понимания вузовских курсов и научной литературы. А это представляется нам маловероятным без использования особых форм и методов урочной и внеурочной работы в профильных классах и школах.

     Профильное обучение отличается от непрофильного широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы (элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовательской работы школьников, экспериментальные задания и др.). Первоначально рассмотрим особенности форм и методов урочной работы, перечислим их и дадим им краткую характеристику.

    Обзорные и установочные лекции, которые являются основной формой изложения нового материала на уроке. Но так как лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, то лучше всего использовать лекцию-беседу. На таких лекциях старшеклассники постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, то есть проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, мы стараемся подвести их к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей и законов устройства и функционирования биологических систем. Известно, что изложенное учителем не всегда переходит в знания ученика, но те знания, к которым он подошел самостоятельно, - сохраняются практически всю жизнь.

     Лекция-беседа кажется нам эффективной еще и потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками.    

Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации может служить, по нашему мнению, важным источником знаний для учащихся профильных классов. Список литературы необходимо давать школьникам к каждому разделу программы, а порой даже и к отдельному уроку. Главное здесь то, чтобы ученик и литература нашли друг друга, поэтому вместе со списком публикаций необходимо указывать место, где их можно взять, иначе то или иное задание, связанное с самостоятельным поиском информации, школьниками не будет выполнено. Учитель должен хорошо знать ближайшие библиотеки и по возможности собирать нужные книги у себя в кабинете. Конечно, на создание хорошей библиотеки в кабинете тратятся годы, но делать это необходимо, иначе учебный процесс в профильных классах будет обеспечить весьма трудно.

В начале изучения каждого раздела  составляется список дополнительной литературы.  Библиотека кабинета биологии содержит литературу, распределенную по нескольким разделам: методическая; учебная; научная и научно-популярная; справочная; профессиональная ориентация учащихся; уход за растениями и животными. Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации включает в себя умение читать и умение вести записи. Организуя самостоятельную работу школьников с различными источниками информации, мы стараемся настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осознание полученных знаний, на их осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащихся профильных классов  учим грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.

    Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Рефераты учащихся профильных классов, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Уровень самостоятельности написания и сложности реферативных работ возрастает при переходе от класса к классу. Так, учащиеся 8-9-х классов выполняют работы, которые не всегда требуют наблюдения или научного эксперимента. Они чаще всего бывают посвящены отдельным темам школьного курса и призваны научить школьников работать с литературными источниками и вести грамотное реферирование.

Например, по биологии в 8-м классе школьники готовят совсем небольшие рефераты, при защите которых они учатся выделять главное, логически правильно строить свое выступление и т.д. Рефераты, выполняемые учащимися профильных 10-11-х классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника составления плана работы, подбора материала, оборудования, проведение наблюдений и эксперимента с четким фиксированием результатов. При выполнении этих работ школьники приобретают навыки исследовательской культуры и начинают проявлять интерес к творчеству.

     Семинары еще одна форма работы на уроках в профильных классах. Их, как правило,  организуем по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, «Генетические болезни человека, их предупреждение и лечение», «Этические и юридические проблемы применения генных технологий»), либо когда требуется всесторонний разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением (например, «Неклеточные формы жизни»). Как показывает  опыт, уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждают их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме.

Во время семинарских занятий старшеклассники учатся самостоятельно добывать научные знания, подбирают нужный материал по источникам, делают доклады, сообщения, развивают свою речь и мышление, получают навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. Во время выступлений они часто используют самодельные схемы, рисунки, таблицы. Именно на семинарах учащиеся знакомятся с некоторыми основами методологии, обсуждают вопросы, учатся спорить, отстаивать свои позиции, аргументировать их и т.д.

    Экспериментальные задания часто используются на уроках с целью развития у школьников познавательной активности и самостоятельности. Лабораторно-практические занятия - важная форма урочной работы в профильных классах. Лабораторные и практические занятия проводятся нами при максимально возможной самостоятельности старшеклассников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы школьники выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости - консультироваться с учителем. По возможности, учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер. Часто та или иная проблема ставится нами непосредственно перед выполнением практической работы.

     Зачеты и контрольные работы проводятся нами по завершению изучения каждого программного раздела. Зачеты, сдаваемые школьниками учителю устно по заранее сообщенным вопросам, позволяют выяснить теоретический уровень усвоения ими того или иного раздела учебной программы. Письменная же контрольная работа, проводимая нами после теоретического зачета, включает, как правило, вопросы проблемного характера, которые требуют сложных переносов знаний и творческого их осмысления.

Таким образом, система форм и методов учебной работы в профильных классах направлена, прежде всего, на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей.

Одной из характерных особенностей воспитательно-образовательного процесса в условиях профилизации является, как показывает наш практический опыт, наличие тесной связи учебной деятельности с внеурочной работой школьников. Часто в классах естественнонаучного профиля внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование старшеклассников, развитие у них творческих способностей. Учащиеся классов естественнонаучного профиля, как правило, активно участвуют в научно-исследовательских, научно-практических конференциях, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

    Предметные олимпиады - соревнование школьников по различным дисциплинам. Для учащихся профильных классов это, прежде всего, состязание по профильным предметам. Они занимают среди всех форм из методов внеурочной деятельности школьников, осуществляемой в условиях профильного обучения, особое место.

Олимпиады «работают» на обеспечение выбора дальнейшего жизненного пути старшеклассника, развивают индивидуальные особенности личности школьника, то есть по большому счету способствуют реализации целей профильного обучения. Главная задача олимпиад заключается, по нашему мнению, в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых учеников. Олимпиады, как показывает наш опыт, позволяют учащимся, да и учителям, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования.

По биологии проводятся школьные, городские, областные, зональные и российские олимпиады. В них принимают участие учащиеся 9-11-х классов. Даже школьникам, изучающим биологию в качестве профильной дисциплины, для успешного выступления на олимпиаде требуется, на наш взгляд, отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Это объясняется тем, что участникам олимпиад предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и задания, выходящие даже за рамки профильного изучения того или иного предмета. К тому же на олимпиадах предпочтение отдается оригинальным идеям решения задач с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т.п. Олимпиады по биологии и другим естественнонаучным дисциплинам требуют от школьников умений работать с оборудованием, осуществлять эксперимент и т.д. Все это необходимо для успешного выступления в практических турах олимпиады.

Подготовка школьников к олимпиадам осуществляется в основном под руководством учителей. Эта работа начинается  с отбора школьников для участия в городской олимпиаде. С этой целью в октябре проводится школьная олимпиада. Для ее проведения задания разрабатываются методическим объединением учителей естественнонаучных дисциплин с учетом многолетней практики участия школьников в городских и областных олимпиадах и требований, предъявляемых к их участникам. Тексты школьной олимпиады содержат вопросы и задачи различных типов и уровней сложности: от «утешительных» до сложных, играющих заметную роль в отборе участников будущей городской олимпиады. После определения победителей школьной олимпиады мы начинаем работу по их подготовке к городскому туру олимпиады.

Подготовка к городской олимпиаде требует разработки индивидуальной программы для каждого ее участника, которая учитывает степень владения каждым из них теоретическим материалом различных разделов школьного курса, уровень сформированности у них познавательной самостоятельности, особенности мышления каждого школьника и другие факторы. После подготовки программ начинается последовательная их реализация. Отрабатываются все разделы школьного курса биологии. Безусловно, работа по подготовке школьников к олимпиаде, не сводится лишь к рассмотрению заданий, предлагаемых учителем. Она предполагает огромную самостоятельную работу учащихся с разнообразной дополнительной литературой. Победители городских предметных олимпиад готовятся к участию в областных олимпиадах. Порядок подготовки к этому более серьезному испытанию интеллектуальных и морально-волевых качеств старшеклассников остается примерно таким же, как и на подготовительном этапе перед городской олимпиадой, но задания теоретического и практического характера, рассматриваемые при этом, являются, как правило, более сложными.

Помимо вышеизложенного, в нашей школе на протяжении многих лет ведутся элективные курсы, которые дают учащимся возможность реализовать свой интерес к предмету, познакомиться со способами деятельности и получить представление о некоторых современных профессиях, связанных с биологией. (Приложение:  Программа элективного курса  «Основы медицинских знаний» для учащихся 9-х классов).

Я предъявила некоторые особенности форм и методов урочной и внеурочной работы, используемых в классах естественнонаучного цикла. Они должны способствовать усвоению школьниками наряду со знаниями «способов деятельности». Благодаря им, учащиеся должны иметь возможность для развития своих интеллектуальных способностей: начальной исследовательской деятельности, освоения более сложного содержания знаний, чем это предусмотрено образовательным стандартом.

 

 

 

 

image

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.

                                   Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...

Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии

В данной разработке представлена консультация для родителей по подготовке к осознаному выбору профессии. Разработка будут полезна и психологам , педагогам, а так же родителям, чьи дети учатся в старши...

Открытый воспитательный час на тему: «Сознательный выбор профессии»

Мероприятие :" Сознательный выбор профессии" поможет учащимся понять, что наша жизнь состоит не из отдельных событий - это цельный процес,  будущее зависит от настоящего и будощего. Для человека ...

Памятка для учеников и родителей "Выбор профессии-дело не простое"

Памятка для учеников и родителей "Выбор профессии-дело не простое"...

Практическая деятельность по профессиональному самоопределению детей как система педагогического воздействия на учащихся для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и к...

Практикум "Секрет выбора профессии, через процесс самопознания"

Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека. В старшем школьном возрасте перед учащимися стоят следующие вопросы: Куда пойти учиться?; Кем быть?; Какую профессию выбрать?Я дли...

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...