Использование ИКТ на уроках биологии
статья по биологии на тему

Зимина Любовь Владимировна

Статья, раскрывающая значение информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_obuchenii_biologii.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в обучении биологии

        Использование компьютера на уроках биологии – это средство (одно из многих!) для достижения учебных целей. При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков, при проверке знаний, и, самое важное, как мне кажется, во время проведения биологического практикума.

        Особенно в общей биологии (9-11 класс) есть ряд разделов, отличающихся сложностью явлений и протекания процессов, а вследствие этого, сложных для восприятия и понимания. К таким процессам можно отнести: микромир клетки – строение и функции органоидов, процессы биосинтеза белка, развитие жизни на Земле. Здесь без компьютерного моделирования никак нельзя обойтись. Ведь ученые давно прогнозируют, каким наш мир будет через 100, 200, 1 млн., 5 млн. лет в присутствии человека и без него, созданы потрясающие модели этих явлений. Подвижные компьютерные модели помогают учащимся выйти из затруднительного положения – понять явление, которое сложно представить. Компьютер не только создаёт модель, но также позволяет изменить условия его протекания, посмотреть с оптимальной для усвоения скоростью.

        Компьютер может использоваться как средство для создания проблемных ситуаций:

Отключить звук и попросить учеников прокомментировать наблюдаемое на экране явление или процесс. Затем можно посмотреть ещё раз со звуком;

Остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее описание процесса;

Продемонстрировать явление или процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так.

Также на уроках биологии информационные технологии используют при проведении лабораторного практикума и контроле знаний учащихся. Компьютерное тестирование в последнее время особенно актуально в связи с новым видом экзамена в форме ЕГЭ. При этом решается ещё ряд важных задач:

Можно составить тесты, которые ориентированы не столько на запоминание, сколько на понимание процессов;

Повышает объективность оценки ответов;

Позволяет осуществить индивидуальный подход;

Сокращает время проверки знаний.


Народная мудрость гласит: «Не можешь изменить обстоятельств - измени хотя бы своё отношение к ним».Так и с контролем знаний: мы не можем изменить содержание, значит нужно постараться и изменить хотя бы форму проведения, сделать её интересной и доступной даже для самых слабых учеников, чтобы дети не ждали опроса домашнего задания как страшного наказания. В компьютерном виде тренировочное решение задач, тестов ребятам нравится по многим причинам:

Они заняты любимым делом – общением с компьютером;

Они не теряют времени на оформление работы;

Они легко могут исправить ошибки, и это не будет бросаться в глаза;

Оно быстро получают результат.

В Интернете есть масса программ, которые свободно выложены и предлагаются авторами бесплатно, но их почти невозможно изменить и  не всегда они вписываются в формат урока. Поэтому поле для деятельности учителя здесь обширное. Самая востребованная программа в биологии Microsoft Power Point, которая позволяет демонстрировать весь визуальный ряд представителей животного и растительного мира. Неоценима эта программа и в представлении и следовательских работ, так как сейчас везде требуется презентация работы на компьютере. В субботу 25.10.2008г. ученик 9 класса нашей школы представлял свою исследовательскую работу по физиологии животных на конкурсе « Юные исследователи природы» и занял первое место. Сейчас мало просто выполнить работу, нужно ещё грамотно её преподнести, в чём ему во многом помогла грамотно и красочно составленная презентация работы.

        Учитывая методическую тему нашей школы с помощью информационных технологий, мы можем демонстрировать процессы, которые были открыты нашими петербуржскими учеными. Например, с группой восьмиклассников мы сейчас пытаемся выработать условные рефлексы у животных и человека. С помощью компьютера мы можем моделировать этот процесс так, как делал это И.П.Павлов в нашем Первом медицинском институте, который носит его имя. Эту работу мы хотим представить на всероссийский конкурс «Портфолио ученика», для этого каждый из ребят должен уметь пользоваться Интернетом.

        Не всегда возможно выехать с детьми на тематическую экскурсию, но зато с помощью Интернета на уроках природоведения в 5 классе мы легко можем перенестись в Пулковскую обсерваторию, в 6 классе, на уроках ботаники, в Ботанический сад, в 7 классе, на зоологии,- в зоологический музей, в 8 классе, на анатомии, - в Кунсткамеру или институт им. И.П.Павлова.


        Преимущество уроков биологии с использованием компьютера состоит в том, что с их помощью можно реализовать идею индивидуального, дифференцированного процесса обучения, реально подготовить ребят к активной работе в современных условиях и жизни в информационном обществе.

        

Автор: Зимина Л.В., учитель биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии

как сделать урок биологии интересным...

статья "Использование растений на уроках биологии"

Использование растений на уроках биологии в 6, 9-11 классах при изучении тем : "Лист", "Видоизменения листьев",  "Видоизменения корней", "Конвергенция и дивергенция" и т.д....

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Из опыта работы по теме: Использование ИКТ на уроках биологии  как способ повышения мотивации к изучению предмета                    ...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ЭОР на уроке биологии на примере урока “Выделение”

Данная презентация создана для учителей биологии, преподающих в  основной школе, с целью привлечения внимания к использованию ЭОР в учебном процессе. Использование ЭОР на всех этапах урока обеспе...