Бактерии
план-конспект урока по биологии на тему

Луговых Нина Валентиновна

урок по теме "Бактерии" в 6 классе общеоразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bakterii.doc47 КБ
Microsoft Office document icon urok_vich.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: «Бактерии, их многообразие  и значение».

 Цель: Дать представление о многообразии бактерий и их практическом  
использовании человеком и значении в природе.

Задачи: Формирование гигиенических навыков, представлений о ЗОЖ.

Проверить уровень теоретической подготовки.

Отработать умение формулировать биологические проблемы и решать их.

Научить анализировать, делать выводы, развивать  теоретическое мышление.

Оборудование: таблицы, весы с оригинальными разновесами, молочные продукты (ряженка, иммунеле, йогурт),

План урока

1.Проверка уровня знаний по теме «Бактерии».

2.Изучение разнообразия бактерий.

3.Выявление роли бактерий в природе и жизни человека.

4.Рефлексия.

1.Проверка знаний.

-На доске зарисовать строение бактериальной клетки.

-Зарисовать бактерии, отличающиеся по форме клетки.

-В каких средах могут обитать бактерии?

-Почему бактерии считают самыми древними организмами Земли?

-Какова их роль в развитии биосферы?

-Объясните причины выносливости бактерий.

-Почему их называют «прокариотами»?

-Объясните значение терминов «аэробы» и «анаэробы».

2.Разнообразие бактерий

По способам питания:

Гетеротрофы:                                                   Автотрофы

а ) сапрофиты;                                                  (цианобактерии)  

б)симбионты ;

в)паразиты-патогенные –

 бактерии, вызывающие заболевания:

-ботулизм;

-брюшной тиф;

-дизентерию;

-газовую гангрену;

-столбняк;

-сифилис;

-холеру;

-проказу и др.

Какие условия являются неблагоприятными для бактерий?

Недостаток воды (высушивание фруктов).

Низкая температура (замораживание продуктов).

Высокая температура (кипячение, стерилизация).

Большая концентрация соли.

Кислая среда (уксус или кислота).

Избыток сахара (засахаривание).

Чистота и стерильность.

?Какова роль бактерий в природе?              

Великие  могильщики природы                       Возбудители заболеваний

Симбионты.                                                               –Портят продукты.

Производители кислорода.

Обеспечивают брожение.

Образуют полезные ископаемые.

Очищают воду.

Производители лекарственных веществ.                

-

Сделайте правильные выводы о значении бактерий в природе.

4.Рефлексия.

  Вопросы для проверки знаний.

1.Зарисуйте форму бактериальной клетки:

а) кокков;

б )вибрионов;

в) бацилл;

г) спирилл;

2.В каких средах могут обитать бактерии?

3.С помощью чего бактерии переносят неблагоприятные условия?

4.Как называются бактерии вызывающие болезни?

5Как называются организмы ,не имеющие оформленного ядра?

6.Как называются бактерии, которым для жизни необходим кислород

7.Назовите бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами?

Это интересно!

Постоянными обитателями ротовой  полости являются:

Стрептококки, лактобактерии, коринебактерии,актиномицеты,миксоплазмы, спорообразующие бактерии, синегнойная палочка, кишечная палочка.

В 1г.сухой массы зубного налета содержится 250 млн.бактерий.

Дисбактериоз – количественное и качественное нарушение в составе микробного сообщества организма человека.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Царство Вирусы.

Разнообразие и значение. ВИЧ – инфекция / СПИД.

(слайд №1)                      

Цель урока: 

1. Осмыслить понятие « вирусы как неклеточные формы жизни»

2. Выявить  роль социальных факторов в распространении  вирусных  инфекций

3. Расширить знания прикладного характера, составляющие  основу  ЗОЖ, борьбы с распространением СПИДА.

Задачи: 1. Развивать умение формулировать и решать биологические

                  проблемы, анализировать и систематизировать изучаемый

                  материал, делать выводы.

              2. Формировать научное мировоззрение, основы гигиенических

                  норм и правил, генетической и экологической грамотности.

              3. Проверить уровень усвоения информации

Проведение урока сопровождается  презентацией.

План урока

Формулировка биологической проблемы:

Вирусы – это….?

Решение биологической проблемы методом «мозгового штурма»:

а) формулировка гипотез;

б) выбор и обоснование гипотез, исходя из особенностей строения

    вирусов;

в) пути проникновения вируса в клетку и выходе вирионов из нее;

г) анализ и формулировка выводов.

    3. Являются ли вирусы живыми организмами? (проблемной вопрос)

    4. Беседа о видах вирусных инфекций.

    5. ВИЧ – инфекция / СПИД. – Информационный блок.

    6. Рефлексия.

Определение понятия «вирусы».

Вирус…..?

                                 1             2          3         4            5       (по щелчку)

Форма жизни примитивного строения.

Неклеточные формы жизни.

Внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.

Уникальная форма жизни.

Биологическая система организменного уровня.

а) Строение вирусов. (схема) (слайд №3 и №4,исп.перо или маркер)

б) Проникновение вируса в клетку – рецепторный эндоцитоз (схема)

в) Пути выхода вирионов из клетки –

                               хозяина.

Разрушение клетки                             Используя клетки – хозяина

 – хозяина                                длительное время как инкубатор

Без суперкапсиды                               Покрытых суперкапсидой

г) (возвращение к пункту 1)

Обоснование определений понятия «вирус».

   III.  (слаид №2,использование шторки)

?                                           Вирусы

         

        существо                                                                   вещество

                                  ?                                                                                  ?

          живое                                                                       неживое

способность к воспроизведению                         - не имеют клетки;

себе подобных;

способность мутировать  ;                                    - нет собственного обмена веществ;

приспособленность к среде                                 - нет самостоятельной репродукции

(хозяину)    ;                                                              ДНК.

упорядоченная структура,

поддерживающая гомеостаз;

эволюционное развитие.

Способность вирусов мутировать (слайд №5, стрелка)

IV. Вирусные инфекции. (таблица)

Беседа с учащимися  об инфекционных заболеваниях.

V. ВИЧ / СПИД (слайд №6), (фрагменты видеофильма со звуковым сопровождением:

а) иммунная система организма человека;

б) стремительное шествие по планете;

в) возможные пути передачи ВИЧ;

г) СПИД – угроза национальной безопасности.

VI. Рефлексия.

Тестирование учащихся по теме «Вирусы».(слайд №7 и ….)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

Конспект урока "Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность."

Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча...

Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...

Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"

Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка : Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии

Методическая разработка по теме: Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии ...

Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."

Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...