Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии.Урок по теме "Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

 

Цели урока:

1. Сформировать у обучающихся знания об особенностях строения, многообразии, среде обитания, значения в природе и жизни человека хрящевых рыб, как  самостоятельной группы хордовых животных. Расширить представление о многообразии животного мира. Научить распознавать представителей хрящевых рыб. Сформировать умение делать выводы о приспособленности животных к среде обитания.

2. Развивать у обучающихся навыки работы с компьютером. Совершенствовать умение самостоятельной работы с учебником. Развивать познавательный интерес обучающихся к природе

3. Воспитывать у обучающихся любовь к природе, к окружающему миру.

Оборудование: компьютер, учебник, тест для индивидуальной работы, таблицы «Надкласс рыбы. Скелет окуня», «Надкласс рыбы. Внутреннее строение окуня», «Многообразие рыб», «Скелет рыбы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hryashchevye_ryby.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

                                                   

                                                   

Тема: Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

                                  Учитель: Лазарева Л. А.

                                                               

Класс Хрящевые рыбы.

Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные

        Цели урока:

1. Сформировать у обучающихся знания об особенностях строения, многообразии, среде обитания, значения в природе и жизни человека хрящевых рыб, как  самостоятельной группы хордовых животных. Расширить представление о многообразии животного мира. Научить распознавать представителей хрящевых рыб. Сформировать умение делать выводы о приспособленности животных к среде обитания.

2. Развивать у обучающихся навыки работы с компьютером. Совершенствовать умение самостоятельной работы с учебником. Развивать познавательный интерес обучающихся к природе

3. Воспитывать у обучающихся любовь к природе, к окружающему миру.

Оборудование: компьютер, учебник, тест для индивидуальной работы, таблицы «Надкласс рыбы. Скелет окуня», «Надкласс рыбы. Внутреннее строение окуня», «Многообразие рыб», «Скелет рыбы».

Ход урока.

Организационный момент.

Прежде чем приступить  к изучению новой темы, вспомним, что мы изучили на прошлом уроке.

Проверка домашнего задания.

Общая характеристика классов рыб. Внешнее строение. Хозяйственное значение рыб.( устный ответ у доски)

Внутреннее строение рыб (устный ответ у доски).

Внутреннее строение окуня (работа с компьютером)

Тестирование.

Изучение нового материала.

-  А теперь приступим к изучению нового материала. Откройте тетради и запишите число и тему урока. Сегодня мы начнем изучение темы «Хрящевые рыбы» с небольшого видеофрагмента.

1. Общая характеристика класса (рассказ учителя).

К хрящевым рыбам относятся акулы, скаты и химеры. Скелет у них не костный, а хрящевой. Жаберных крышек нет, а с каждой стороны 5-7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет.

2. Отряд Акулы (рассказ учителя с использованием таблиц, рисунков учебника № 86, 87, 88.)

К акулам относят рыб с удлиненной торпедообразной формой тела и длиной от 20 см до 20 метров. Так, например, акула-лилипут из группы колючих, обитающая в Мексиканском заливе, не превышает длины 20 см во взрослом состоянии. Китовая акула, длиной 18-20 м и массой около 10 тонн, является гигантом среди всех рыб, существующих ныне на нашей планете.

        Кожа акул шероховатая, покрыта чешуями, многочисленными зубчиками, зубцами. Чешуя имеет вид ромбических пластинок с острыми, загнутым вершиной назад шипом. Парные грудные плавники расположены горизонтально и обеспечивают движение рыбы вниз или вверх. Верхняя лопасть хвостового плавника, как правило, длиннее нижней. Движение вперед и повороты осуществляются изгибами хвостового плавника влево или вправо. На голове имеются слаборазвитые глаза, способные видеть предметы только в черно-белом изображении. Дышат акулы с помощью жабр. Их жаберные дуги усеяны  жаберными лепестками с обильно разветвленной кровеносной системой.

        Среди акул немало опасных для человека. Имея великолепное обоняние и систему улавливания малейших колебаний воды, акулы быстро появляются там, где плавают люди и есть запах крови. Акулы некоторых видов могут нападать на людей. Наиболее опасными являются акулы тигровая, тупорылая, молот, мако и большая белая.

        Акулы живут в морях и океанах, а также в южноамериканских реках Атлантического побережья.

3. Отряд Скаты (рассказ учителя с использованием таблиц, рисунков учебника №89).

        Это относительно крупные рыбы, некоторые из них достигают ширины 6-7 метров и массы 2,5 т. Самый маленький из них, например скат двукрылый, обитает в Желтом море и бывает шириной 10-15 см. Самый крупный представитель отряда – манта, имеющая массу около

2,5 т и относящаяся к семейству широких дьяволов. Представители большинства видов ведут придонный образ жизни, освоили как мелководья вблизи берегов, мак и значительные глубины (до 2700 м). Крупные скаты, например манты, живут в толще воды.

        Приспособления к донному существованию отразились на общем строении тела скатов. Тело их плоское, сплющенное в спинно-брюшном направлении, ромбовидное – со сросшимися, расширенными по бокам грудными плавниками. Хвостовой плавник имеет вид вытянутого тонкого хлыста. У донных рыб глаза располагаются на верхней стороне головы. Поперечный рот и пять пар жаберных щелей находятся на брюшной стороне. Кожа некоторых скатов гладкая, но у многих их них развиты чешуя и шипы, схожие с акульими. Чешуи у скатов называют кожными зубами. Кожа, не имеющая чешуй и шипов, защищена слизью, вырабатываемой кожными железистыми клетками.

4. Отряд Химерообразные (рассказ учителя с использованием рисунка на мониторе, рисунок учебника №90).

        К данному отряду относится малочисленная, своеобразная, преимущественно глубоководная группа малоподвижных хрящевых рыб. Их тело имеет мощный передний отдел, постепенно переходящий в тонкий задний хвостовой плавник, который заканчивается нитевидным придатком. Длина тела в  пределах 60 см – 2 м. Кожа голая. Известно около 30 видов химерообразных. Обитают они в морях Индийского, Атлантического и Тихого океанов.

        Наиболее  известный вид – химера европейская, или морская кошка, встречающаяся в Баренцевом море на глубине свыше 1000 м. В умеренно спокойных зонах Тихого и Атлантического океанов живут носатые химеры. Химерообразные промыслового значения не имеют: их мясо считается несъедобным. Жир, извлеченный из огромной печени, находит применение в медицине, а в некоторых отраслях промышленности используется как смазочный материал.  

- В этом материале есть несколько новых для вас понятий:

- акулы

-скаты

- Химерообразные.

IV. Работа с учебником. 

Откройте учебник на странице 106 и прочтите  дополнительный материал под рубрикой «знаете ли вы, что…»

- Что нового вы узнали из дополнительного материала о хрящевых рыбах?

         V. Закрепление материала.

Вопросы для закрепления:

Какие рыбы относятся к хрящевым?

На основании, каких признаков хрящевых рыб объединяют в одну группу?

Как приспособлены хрящевые рыбы к среде обитания?

         VI. Задание на дом

Изучить § 22 учебника.

Ответить на вопросы в конце параграфа.

        VII. Оценка работы учащихся.

       VIII. Заключение.

Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с особенностями строения, многообразием, образом жизни хрящевых рыб. Знания, полученные  на этом уроке, пригодятся вам для дальнейшего  изучения курса биологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хрящевые рыбы. Отряд Акулы

Познакомить обучающихся с образом жизни, средой обитания акул  и приспособленность их к данной среде. Акула- молот....

Урок по теме:"Класс Хрящевые рыбы.Отряды:Акулы.Скаты.Химерообразные"

Разработка  урока в 7 классе по теме: "Класс Хрящевые рыбы"...

Доклад «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».

Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации  - освоения знаний не произойдет. Как  же пробудить у детей желание ...

Презентация «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».

Перспективным направлением развития коррекционного образования  является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ве...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"

Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...