Урок по теме:"Класс Хрящевые рыбы.Отряды:Акулы.Скаты.Химерообразные"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Разработка урока в 7 классе по теме: "Класс Хрящевые рыбы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме : Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные
Образовательные задачи. Обеспечить закрепление общей характеристики рыб; познакомить учащихся с общей характеристикой класса хрящевых рыб, их многообразием и значением, с особенностями отрядов акул, скатов,химерообразных продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью) .
Воспитательные задачи. Привлечь внимание учеников к проблемам охраны природы (экологическое воспитание); помочь ощутить красоту и гармонию в природе, раскрыть ее роль как источника творчества и вдохновения (эстетическое воспитание); в целях профилактики утомления учащихся на уроке сменять виды деятельности, следить за их осанкой (физическое воспитание).
Развивающие задачи. Формировать умения: выделять главное в изучаемом материале; проводить сравнение строения и процессов жизнедеятельности рыб; анализировать результаты ; рецензировать ответы товарищей.
Оборудование: таблицы, рисунки из учебника и других книг с изображением морских и пресноводных рыб, презентация об акулах, скатах , влажный препарат «Внутреннее строение рыбы».
Методические рекомендации
- Актуализация знаний.
1.Фронтальный опрос.
А)Почему хордовых считают самым многообразным типом среди животных?
Б)Какие признаки положены в основу деления типа хордовых на подтипы?
2.Выполнение тестовых заданий.
Особенности строения и жизнедеятельности рыб
Выберите правильные утверждения
1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)
3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)
4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.
5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)
6. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)
7. Кровеносная система рыб незамкнутая.
8. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)
9. Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.
10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
11. Органы выделения рыб – почки. (+)
Укажите правильные ответы
Рыбы относятся к типу:
а – бесхордовые;
б – полухордовые;
в – хордовые. (+)
2. Большинство рыб относится к классу:
а – костных рыб; (+)
б – хрящевых рыб;
в – ланцетников.
3. К парным плавникам относятся:
а – только грудные;
б – только брюшные;
в – грудные и брюшные. (+)
4. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:
а – создание устойчивости тела при движении;
б – защита от хищников;
в – то и другое. (+)
II. Изучение нового материала
- 1.Актуализация знаний о классификации класса рыб, основных отрядах хрящевых и костных рыб, их многообразии. (Беседа с использованием таблиц, решение биологических задач)
Биологические задачи
1. Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?
2. У большинства современных рыб кожа покрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?
2. Класс Хрящевые рыбы, особенности организации как наиболее древних позвоночных: своеобразный чешуйчатый покров, парные плавники, хрящевой скелет, отсутствие жаберных крышек, плавательного пузыря и др. Акулы и скаты – основные представители хрящевых рыб, многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, рисунка 86 учебника, слайдов презентации.)
3. Особенности строения, жизнедеятельности хрящевых рыб, многообразие видов (тигровая, белая, гигантская и китовая акулы, скат хвостокол, электрический скат, химерообразные и др.), черты приспособленности к питанию, передвижению. Роль в морских биоценозах. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц, слайдов презентации.)
Физминутка
III.Закрепление знаний
1.Фронтальная беседа по вопросам на последнем слайде презентации.
2. Самостоятельная работа , в ходе которой учащиеся выполняют рисунок
Задание «Скат»
1. К классу хрящевых рыб относятся:
а) окуни и щуки (1–2–3–4–1);
б) акулы и скаты (3–4–2–1–3);
в) кильки и сардины (4–3–2–1–4);
г) караси и сазаны (3–4–1–2–3).
2. К классу костных рыб относятся:
а) пескари (24–18–26–16);
б) химеровые рыбы (16–18–24–26);
в) акулы (24–26–18–16);
г) скаты (16–26–28–18).
3. У этого вида рыб отсутствует плавательный пузырь:
а) китовая акула (16–12–23–20);
б) речной окунь (16–23–12–20);
в) сазан (16–23–20–12);
г) линь (16–20–23–12).
4. Из перечисленных видов акул питается планктонными организмами:
а) сельдевая акула (5–9–8);
б) гигантская акула (5–8–9);
в) акула-нянька (9–5–8).
5. Тело этой рыбы, относящейся к классу хрящевых, уплощено в спиннобрюшном направлении:
а) катран (25–11–22–14);
б) полярная акула (25–14–22–11);
в) манта (25–11–14–22).
6. Акулы этого вида могут достигать в длину 20 м. В отличие от подавляющего большинства видов хищных акул, они питаются планктоном и мелкой рыбешкой:
а) тигровая акула (22–21–20–17);
б) белая акула (17–22–21–20);
в) китовая акула (22–17–21–20);
г) акула-молот (17–20–22–21).
7. Одной из крупнейших пресноводных костистых рыб, которая иногда может достигать в длину 5 м при массе до 300 кг, является:
а) обыкновенная щука (6–10–7);
б) обыкновенный сом (6–7–10);
в) налим (6–7–11);
г) сазан (6–10–11).
8. Самые быстроходные виды рыб могут развивать скорость до 100–130 км/ч. К этой группе относятся:
а) сельдяной король (13–15–17);
б) луна-рыба (19–17–15);
в) пила-рыба (13–19–15);
г) меч-рыба (13–15–19).
(Правильные ответы: 3–4–2–1–3; 24–18–26–16; 16–12–23–20; 5–8–9; 25–11–14–22; 22–17–21–20; 6–7–10; 13–15–19.)
Правильно выполненное задание
III. Задание на дом: изучить § 22,ответить на вопросы в конце параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс
Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...
разработка урока по теме "Класс Двудольные семейство Крестоцветные" 6 класс
данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" В. В. Пасечник....
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии.Урок по теме "Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные"
Цели урока:1. Сформировать у обучающихся знания об особенностях строения, многообразии, среде обитания, значения в природе и жизни человека хрящевых рыб, как самостоятельной группы хордовы...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Презентация к уроку на тему: "Класс рыбы: Хрящевые и костные"
Презентация является приложением к уроку в 7 классе по программе И.Н. Пономарёвой....
Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»
Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...
урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс
сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....