Урок по теме:"Класс Хрящевые рыбы.Отряды:Акулы.Скаты.Химерообразные"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Курапова  Наталья  Анатольевна

Разработка  урока в 7 классе по теме: "Класс Хрящевые рыбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по теме :  Класс Хрящевые  рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные

Образовательные задачи. Обеспечить закрепление общей  характеристики рыб; познакомить учащихся  с общей характеристикой класса хрящевых рыб, их многообразием и значением, с особенностями отрядов  акул, скатов,химерообразных продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью) .

Воспитательные задачи. Привлечь внимание учеников к проблемам охраны природы (экологическое воспитание); помочь ощутить красоту и гармонию в природе, раскрыть ее роль как источника творчества и вдохновения (эстетическое воспитание); в целях профилактики утомления учащихся на уроке сменять виды деятельности, следить за их осанкой (физическое воспитание).

Развивающие задачи. Формировать умения: выделять главное в изучаемом материале; проводить сравнение  строения  и  процессов жизнедеятельности  рыб; анализировать результаты ; рецензировать ответы товарищей.

Оборудование: таблицы, рисунки из учебника и других книг с изображением морских и пресноводных рыб, презентация  об акулах, скатах , влажный препарат «Внутреннее строение  рыбы».

Методические рекомендации

  1. Актуализация  знаний.

1.Фронтальный  опрос.

А)Почему хордовых  считают  самым  многообразным типом среди животных?

Б)Какие признаки  положены в основу деления типа хордовых на подтипы?

2.Выполнение  тестовых заданий.

Особенности строения и жизнедеятельности рыб

Выберите правильные утверждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)
3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)
4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.
5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)
6. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)
7. Кровеносная система рыб незамкнутая.
8. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)
9. Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.
10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
11. Органы выделения рыб – почки. (+)

Укажите правильные ответы

Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;
б – полухордовые;
в – хордовые. (+)

2. Большинство рыб относится к классу:

а – костных рыб; (+)
б – хрящевых рыб;
в – ланцетников.

3. К парным плавникам относятся:

а – только грудные;
б – только брюшные;
в – грудные и брюшные. (+)

4. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – создание устойчивости тела при движении;
б – защита от хищников;
в – то и другое. (+)

II. Изучение нового материала

  1. 1.Актуализация знаний о классификации класса рыб, основных отрядах хрящевых и костных рыб, их многообразии. (Беседа с использованием таблиц, решение биологических  задач)

Биологические задачи

1. Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?

2. У большинства современных рыб кожа покрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?


2. Класс Хрящевые рыбы, особенности организации как наиболее древних позвоночных: своеобразный чешуйчатый покров, парные плавники, хрящевой скелет, отсутствие жаберных крышек, плавательного пузыря и др. Акулы и скаты – основные представители хрящевых рыб, многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, рисунка  86 учебника, слайдов  презентации.)


3. Особенности строения, жизнедеятельности хрящевых рыб, многообразие видов (тигровая, белая, гигантская и китовая акулы, скат хвостокол, электрический скат, химерообразные и др.), черты приспособленности к питанию, передвижению. Роль в морских биоценозах. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц, слайдов презентации.)

Физминутка

III.Закрепление  знаний

1.Фронтальная беседа  по вопросам  на последнем слайде  презентации.

2. Самостоятельная  работа , в ходе которой  учащиеся выполняют рисунок

Задание   «Скат»

1. К классу хрящевых рыб относятся:

а) окуни и щуки (1–2–3–4–1);
б) акулы и скаты (3–4–2–1–3);
в) кильки и сардины (4–3–2–1–4);
г) караси и сазаны (3–4–1–2–3).

2. К классу костных рыб относятся:

а) пескари (24–18–26–16);
б) химеровые рыбы (16–18–24–26);
в) акулы (24–26–18–16);
г) скаты (16–26–28–18).

3. У этого вида рыб отсутствует плавательный пузырь:

а) китовая акула (16–12–23–20);
б) речной окунь (16–23–12–20);
в) сазан (16–23–20–12);
г) линь (16–20–23–12).

4. Из перечисленных видов акул питается планктонными организмами:

а) сельдевая акула (5–9–8);
б) гигантская акула (5–8–9);
в) акула-нянька (9–5–8).

5. Тело этой рыбы, относящейся к классу хрящевых, уплощено в спиннобрюшном направлении:

а) катран (25–11–22–14);
б) полярная акула (25–14–22–11);
в) манта (25–11–14–22).

6. Акулы этого вида могут достигать в длину 20 м. В отличие от подавляющего большинства видов хищных акул, они питаются планктоном и мелкой рыбешкой:

а) тигровая акула (22–21–20–17);
б) белая акула (17–22–21–20);
в) китовая акула (22–17–21–20);
г) акула-молот (17–20–22–21).

7. Одной из крупнейших пресноводных костистых рыб, которая иногда может достигать в длину 5 м при массе до 300 кг, является:

а) обыкновенная щука (6–10–7);
б) обыкновенный сом (6–7–10);
в) налим (6–7–11);
г) сазан (6–10–11).

8. Самые быстроходные виды рыб могут развивать скорость до 100–130 км/ч. К этой группе относятся:

а) сельдяной король (13–15–17);
б) луна-рыба (19–17–15);
в) пила-рыба (13–19–15);
г) меч-рыба (13–15–19).

(Правильные ответы: 3–4–2–1–3; 24–18–26–16; 16–12–23–20; 5–8–9; 25–11–14–22; 22–17–21–20; 6–7–10; 13–15–19.)

Правильно выполненное задание

III. Задание на дом: изучить § 22,ответить на вопросы в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

разработка урока по теме "Класс Двудольные семейство Крестоцветные" 6 класс

данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" В. В. Пасечник....

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии.Урок по теме "Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные"

Цели урока:1. Сформировать у обучающихся знания об особенностях строения, многообразии, среде обитания, значения в природе и жизни человека хрящевых рыб, как  самостоятельной группы хордовы...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Презентация к уроку на тему: "Класс рыбы: Хрящевые и костные"

Презентация является приложением к уроку в 7 классе по программе И.Н. Пономарёвой....

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...

урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс

сформировать знания об основных классах  типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....