«Мультимедийная методическая медиатека учителя биологии»
статья по биологии по теме

 

Сегодня в традиционную схему «учитель — ученик — учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

Цели образования, которые мы реализуем в  центре образования: воспитание человека, самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы, требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений.

 В центре образования творческий коллектив рассматривает вопросы повышения качества преподавания учебных дисциплин за счет использования современных компьютерных технологий. Информационные технологии дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denisenko_statja.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Мультимедийная  методическая  медиатека  

учителя биологии»

Сегодня в традиционную схему «учитель — ученик — учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

Цели образования, которые мы реализуем в  центре образования: воспитание человека, самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы, требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений.

 В центре образования творческий коллектив рассматривает вопросы повышения качества преподавания учебных дисциплин за счет использования современных компьютерных технологий. Информационные технологии дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов.

Современный учебно-методический комплекс для общеобразовательной школы включает информационные ресурсы для учащегося и для учителя, при этом он может предполагать использование определенных видов оборудования и внешних информационных ресурсов: учебника и других учебных материалов на традиционных носителях, универсальных электронных энциклопедий, общеприкладного программного обеспечения  и др.

Работая в инновационном учебном заведении имею в кабинете биологии весь набор мультимедийных  средств обучения, начиная  от: компьютера и стационарного проектора, МФУ, системы пультового голосования, интерактивной доски, электронных микроскопов, портативной видеокамеры  и заканчивая огромной  коллекцией  мультимедийных дисков

Среди направлений развития инфраструктуры школы в рамках проекта «Строим школу будущего» важное место  в преподавании биологии  занимают:

- построение электронной (модульной) школы, использующей мультимедийные, телекоммуникационные, интерактивные технологии;

- формирование новой информационной культуры и работа школы в гипермедиасреде со знаниями и образцами деятельности.

Цель моей  работы  это создание мультимедийной  методической  медиатеки  учителя биологии,   комплекса  мультимедийных  средств и методического материала к нему в помощь учителю биологии.

 Созданная  мультимедийная методическая медиатека учителя биологии  это  CD –диски:

с  видеозаписями моей  педагогической концепции

видеозаписи уроков и самоанализ  уроков

 план-конспект  уроков

 комментарии методиста к урокам

 дополнительный материал  к урокам

  раздел об авторе

 структура урока

Данные мультимедийные методические продукты выпущены и растиражированы электронным издательством «Научно-производственная организация «Медиаресурсы для образования и просвещения»  в рамках  проекта «Фонда поддержки российского учительства», издательства «Учительская газета», «Ассоциации Лучших школ  России:

Диск 1: «Медиатека педагогического опыта. Биология. Денисенко Л.А. Железы внутренней секреции: 8 класс»

Диск 2: «Медиатека педагогического опыта. Биология. Денисенко Л.А. Внутренняя среда организма. Кровь: 8 класс»

Диск 3: «Медиатека педагогического опыта. Биология. Денисенко Л.А. Размножение и развитие организмов: 9 класс».

  Работая  с методической медиатекой,  учитель сможет,  не тратя большого количества времени, на высоком профессиональном уровне,  качественно, наглядно подготовиться и провести урок,   используя предложенные средства мультимедиа. Опыт работы по внедрению мультимедийной методической  медиатеки учителя биологии в образовательный процесс обобщен, распространен и на  городских и окружных семинарах  по экспериментальной и инновационной  деятельности.

  В 2008 году мы включились  в проект «Школьная медиатека 21 века», моя собственная  медиатека учителя биологии насчитывает уже около 50 мультимедийных дисков.

      Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии.

Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Можно использовать следующие методические приемы:

1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика

прокомментировать процесс, остановит кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.

2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового' материала можно: заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.

4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Метод проектов получил в последнее время широкое признание, многие педагоги считают его альтернативой классно-урочной системе. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания - наблюдение, опыт, аналогия, анализ и синтез. Некоторые исследователи настаивают на принципиальном различии - по смыслу, содержанию и направленности таких видов деятельности, как исследование и проектирование, и с ними нельзя не согласиться. Тем не менее, исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и могут послужить эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ребенка, подготовить его к реалиям взрослой жизни. Именно эти направления считаю ведущими в нашей педагогической деятельности. В профильных классах школы учебное проектирование и исследование надежный метод формирования устойчиво мотивации учебной деятельности.

Это убедительно показал опыт проведения учебного проекта «Мультимедийный учебник по биологии» в 8, в ходе которого учащиеся не только обобщили и систематизировали полученные знания, но и получили навыки исследовательского поиска: от постановки проблемного вопроса к формулированию гипотезы, выбору адекватных путей решения проблемы. Результаты деятельности оформлены в виде мультимедийных презентаций и печатных публикаций. Немаловажен также опыт работы в группе и представления плодов своей деятельности на научно-практической конференции.

В центре единого информационного пространства школы должен находиться ученик и только он. Главная цель создания единого информационного пространства школы — радикальное повышение эффективности собственно образовательного процесса.  Данные мультимедийные методические пособия актуальны для современной школы, так как предназначены для обеспечения учебно-воспитательного процесса школы информационными образовательными ресурсами и существенно  повышают качество преподавания биологии, что подтверждаются результатами  мониторингов и отзывами специалистов.

 Денисенко Людмила Александровна, учитель биологии ГОУ ЦО № 1468 г. Москва, победитель профессионального конкурса педагогов «Учитель третьего тысячелетия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Учебно – методическое пособие для учителей биологии: «Использование прикладных программных средств (ППС) во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».

Применение ЭОР в разумных приделах повышает познавательную активность учащихся. На сегодняшний день в большинстве школ есть целый комплекс прикладных программных средств обучения (ППС, как вариа...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Республиканский семинар учителей биологии на тему:"Изучение опыта работы методического объединения учителей биологии Правобережного района по повышению качества образования"

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории....

Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии

Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ  по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...