Активное обучение биологии в форме дидактических сказок (работы учащихся)
творческая работа учащихся по биологии по теме

Дидактические сказки учат детей понимать и беречь природу. В них вымышлены  события и разговоры между живыми существами. Основные биологические факты в сказках даются  с научной достоверностью. Сказки можно использовать как в начальных, так и  в средних классах. Перед чтением сказки необходимо сказать несколько слов о теме, затрагиваемой в ней. В ходе обсуждения школьники охотно ответят на вопросы и сами расскажут о своих наблюдениях в жизни природы. Такая форма общения позволяет легко и непринужденно закрепить новые знания.

Творчески работающий учитель находит программный материал, который можно подать в форме сказочного повествования. Курс биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» под редакцией Пасечника В.В. позволяет использовать в обучении дидактические сказки.

Сказки с удовольствием иллюстрируются школьниками. Ученические постановки являются логическим завершением работы над сказкой. Главное в сказке – мораль. Она должна учить доброте, учить жить в  согласии и взаимопонимании с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дидактические сказки биология15.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Все мы родом из детства», и про это нужно помнить, обучая детей в школе. А что любят дети больше всего? Играть, сочинять, фантазировать… И чтобы удовлетворить эти детские желания, на уроке биологии они могут проявить свои творческие способности, сочиняя биологические сказки.

Прием по своей сути не новый, но эффективно помогает изучить учебный материал, проявить свою творческую сущность, активизировать интерес к изучаемому предмету.

Сказки можно писать на разные учебные темы. И писать их могут все: и слабые, и сильные ученики. Особенно активно занимаются такой творческой работой учащиеся 5-6 классов.  «Сочини сказку!» - самое любимое домашнее задание.

И вот , что у нас получилось…

Путешествие в мир клетки

Жила – была девочка. Звали ее Лида. Лида училась в 6 классе. Из всех предметов больше всего она любила биологию. Однажды, делая биологию, она уснула…

И вдруг она очутилась в необычном месте. Перед ней возвышался странный замок. Его стены были светло – зеленного цвета. Она увидела ворота. Воротами служила большая дыра похожая на вход в пещеру. Девочка вошла внутрь. Перед ней была очень  оживленная дорога. По дороге двигались шарообразные существа. Лида подошла к одному из существ и спросила: «Скажите, пожалуйста, куда я попала?». «Вы попали в Клетку лука», - сказало существо. «А, тогда понятно, вы пластиды».  «Да, мы – пластиды». Тогда понято – воротами, в которые я вошла, были поры». «Ну да!» - ответили пластиды. «А где здесь вакуоль?». «Вон там!» - и пластид показал в ту сторону, куда двигался ряд остальных пластид.  «Как раз туда мы и направляемся». «Тогда подвезите меня, пожалуйста!» «Хорошо», - ответил пластид. «Залезай ко мне на спину, ну поехали!» Через некоторое время они подъехали к озеру Вакуоль. «Вот оно – наше озеро!» - сказал пластид. Лида поблагодарила доброго пластида, и не спеша направилась к озеру. Озеро было большим и чистым. Лида решила попить, так как было очень жарко. Жидкость оказалась горькой и неприятной на вкус, ведь она же находилась в клетке лука. Немного отдохнув, она направилась к королю Ядру.

Путешествие было долгим, но девочке нравилось наблюдать жизнь в клетке. На пригорке оказался замок, в котором жил король Ядро. Около прекрасных дворцовых ворот жил её поджидал слуга Ядрышко. Он провел девочку к своему королю Ядру. Вдруг весь волшебный мир клетки как по мгновению волшебной палочки растаял – девочка проснулась.

Лида вскочила с кровати и побежала к маме. «Мамочка, какой прекрасный сон я сейчас видела!»

Алис в стране чудес

Здравствуйте! Меня зовут Алиса. Я обожаю путешествовать там, где ни разу не был человек. В этот раз я отправляюсь исследовать строение, организм листа цветка Элодея.

Я сейчас попала в огромный, длинный коридор, по краям которого двигаются друг около друга клетки. Все эти клетки плавно перемещаются вместе с целлюлозой в одном направлении, вдоль клеточной оболочки. По их перемещению можно судить движение цитоплазмы. Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. В цитоплазме находиться небольшое плотное ядро, в котором можно увидеть ядрышко. Было установлено, что клетки  ядра имеют сложное строение. Почти  во всех клетках, обычно в старых, заметны полости вакуоли, в которой я увидела огромную лужу воды, даже целую реку. Это был клеточный сок. В клеточном соку я увидела пигменты – красящие вещества, которые, как мне известно, придают синий, малиновый, фиолетовый цвета окраса лепестку и другим частям тела растения. Дальше я видела пластиды и хлоропласты, в которых увидела хлорофилл. Через некоторое время я поняла. Все это похоже на королевство. Ядро, это тот самый король, ядрышко – принц. Все клетки – это подданные. И это все было настолько интересно и захватывающе! Лучше чем в микроскопе.

Мне очень понравилось это путешествие. Ведь это намного интереснее того, чтобы узнать, куда спешит кролик.  

Сказка о Розе и Турнепсе

В одно из великолепных садов жили по соседству прекрасная Роза, из семейства Розоцветных, и сильный Турнепс, из семейства Крестоцветных.

Семейство Розоцветных состояло из папы Абрикоса, мамы Малины и старшей сестры Вишни. А семейство Крестоцветных состояло из папы Редиса и Мамы репы.

Семейства уживались с трудом по соседству. Было много споров и разногласий. И надо же было такому случиться, что сильный Турнепс полюбил красавицу Розу. Влюбленные не находили понимания не с той, не с другой стороны. Чтобы сохранить свою любовь и счастье, влюбленные решили убежать из этого сада.

Они обратились за помощью к садовнику, и тот решил им помочь. Теперь великолепная роза и сильный Турнепс живут в другом саду, на одной грядке. Они очень счастливы и любят друг друга.

Бал цветов

Раз в сто лет на Земле происходит бал цветов. Люди не знают об этом, так как на ночь, на время этого волшебного события все люди, всё, что есть на земле, дома, горы, дороги, улетают на далекую звезду и там все это остается на целую ночь. Так, что если в эту ночь ты выглянешь в окно, или даже выйдешь на улицу, ты ничего не заметишь: тебя будут окружать знакомые предметы (ведь и твоя улица тоже перелетела на эту звезду). Но есть одно различие! На небе нет созвездия Малой Медведицы! Но никто этого не замечает.

Я открою вам секрет: я знаю средство, как увидеть бал цветов! Рассказать? Пожалуйста: за один день до этого волшебного бала надо пойти в березовую рощу, найти там чистенькую, молоденькую березку, положить к ней ухо и прислушаться… Ты должен услышать тихий-тихий звон колокольчиков. Если ты услышал этот мелодичный перезвон, знай – ровно через один день будет бал цветов. Надо сорвать белый цветок шиповника, смочить его лепестки вином и положить под подушку на ночь, в эту ночь во сне ты увидишь не обыкновенный бал.

Вот настала эта долгожданная ночь: как только пробило 12, все небо загорелось всеми цветами радуги. Вдруг на землю упала звезда. Звезда стала расти. Она росла, росла, пока не выросла до невероятных размеров. Вот раздался оглушительный хлопок и звезда превратилась в красивейший дворец. Из открывшихся хрустальных дверей вышла королева бала Роза. Она шла гордо, покачивая бутонами. Она позвонила в серебряный колокольчик и к замку со всех сторон начали собираться разные цветы. Глашатай Нарцисс громко объявил приглашенных: “Барон Тюльпан с любимой женой Лилией – семейство лилейных!”. “Мистер Душистый Табак с миссис Беладонной – семейство пасленовых! ” , “Граф Матник Луговой с графиней Кукурузой – семейсто злаковых.” И так далее. Гости вошли в главный зал. Королева Роза села на трон, сделанный из листа ландыша,  и отдала приказ о начале торжества.

Праздник прошел великолепно! Лилия почти всю ночь не вылезала из специально сделанного для нее бассейна, а ее супруг Тюльпан разговаривал с Редькой Дикой у камина, красавица Беладонна, аккуратно укладывала свои пять лепестков…. Вокруг кружились пары, играла веселая музыка, все зал был полон смеха. В завершении праздника был фейерверк.

Взошло солнце, и начался обычный рабочий день.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с аутентичным текстом. Поисковое чтение как форма управления самостоятельной работой учащихся.

Известно, что необходимо стимулировать и создавать условия для поисковой деятельности обучающихся. Чтобы пробудить мыслительную активность, мы представляем учащимся текст...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС" (тезисы Коваленко Елены Германовны, опубликованные в сборнике "ИТО-Ростов-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. в условиях перехода к ФГОС в основной школе в направлении организации практической деятельности учащихся. Цель рабо...

Активное обучение биологии в форме дидактических небылиц (работы учащихся)

В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). В этом плане разнообразить работу помогает еще и ...

Дифференциация в обучении. Типы, виды и форма активизации самостоятельной работы учащихся

В настоящее время задача, образования не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

Формы организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатике

Информатика как школьный предмет имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей с другими предметами, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария....