Программа курса биологии для одаренных детей
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) по теме
Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование для занятий с детьми, увлекающимися биологией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса биологии для одарённых детей
Пояснительная записка
Программа предназначена для подготовки одаренных детей к предметным олимпиадам, к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, а также развития исследовательских способностей и реализации их на практике. Изучение программы проводится в течение года (1 час в неделю), в её содержание включены основы различных областей биологии. Программу отличает целостность, главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразие жизни на Земле, взаимосвязи этих процессов и роли их в развитии биологической и социальной культуры человека. Содержание программы отражает состояние науки и её взаимосвязи с решением современных проблем общества.
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе изучения учащимися биологии растений, животных, человека, общей биологии и экологии, являются хорошей мотивационной основой для изучения предмета, дальнейшего развития исследовательских навыков, а также профессиональной ориентации школьников.
На занятиях и при выполнении домашних заданий предусмотрено использование ИКТ и изучение дополнительной информации из различных научных источников.
Цель программы: обеспечение учащихся углубленными знаниями по биологии; понимания роли биологии в современной культуре в процессе формирования мировоззрения; формирование интереса и мотивации к изучению биологии; развитие познавательных и исследовательских способностей.
Задачи:
1. Углубить знания по темам: Биологии растений и животных; Человек и его здоровьё; Общая биология; Экология.
2. Закрепить навыки решения задач по общей биологии;
3. Закрепление и развитие системы биологических понятий, законов и закономерностей;
4. Развитие культуры исследовательской деятельности;
5. Формирование навыков практической деятельности и профориентации школьников;
6. Подготовка учащихся к олимпиадам и научно-практическим конференциям.
В ходе обучения по данной программе учащиеся должны знать:
- особенности жизни как формы существования материи;
- роль физических и химических процессов в живых системах;
- фундаментальные понятия о биологических системах;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии;
- соотношения социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике
уметь:
- пользоваться знаниями биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты;
- решать генетические задачи;
- работать с учебной и научной литературой, составлять планы, проекты, рефераты;
- владеть языком предмета.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Домашнее задание |
РАЗДЕЛ 1: Биология животных и растений. 13 ЧАСОВ | |||
1 | Отличительные особенности строения клеток разных царств живой природы. | Строение органоидов клетки. Решение тестов | |
2 | Пластический и энергетический обмен в клетке. | Решение тестов | |
3 | Фотосинтез, его роль для нашей планеты. | ||
4 | Способы деления клеток: митоз, мейоз. | Отличительные особенности митоза и мейоза | |
5 | Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян. | Овогенез, сперматогенез | |
6 | Основные этапы развития растительного мира | Растительные сообщества нашей местности | |
7 | Бактерии, их строение и жизнедеятельность | Отрицательная и положительная роль бактерий | |
8 | Грибы. Лишайники. | Симбиоз | |
9 | Классификация растений и животных | Решение тестов | |
10 | Эволюция систем органов у животных: кровеносной, дыхательной. | Решение тестов | |
11 | Эволюция систем органов у животных: пищеварительной, нервной. | Решение тестов | |
12 | Эволюция систем органов у животных: половой, опорно-двигательной. | Решение тестов | |
13 | Животные – обитатели нашей местности. Охрана растительного и животного мира. | Охраняемые территории ХМАО | |
РАЗДЕЛ 2: Человек и его здоровье. 10 часов | |||
1 | Строение и функции нервной системы: спинной и головной мозг. | Регуляция работы организма | |
2 | Эндокринная система: железы внутренней секреции. | Решение тестов | |
3 | Опора и движение. Строение скелета. | Решение тестов | |
4 | Кровеносная и дыхательная системы органов, их взаимосвязь. | Решение тестов | |
5 | Кровь и кровообращение. Иммунитет. | СПИД – сущность заболевания | |
6 | Кожа. Строение, функции, гигиена | Кожные заболевания | |
7 | Строение пищеварительной и выделительной систем. | Нормы питания. Рациональное питание | |
8 | Органы чувств. Высшая нервная деятельность человека. | Рефлексы условные и безусловные | |
9 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим – искусственное дыхание, ПП при кровотечениях и переломах. | Решение тестов | |
10 | Инфекционные заболевания, венерологические заболевания. Профилактика, лечение | Решение тестов | |
РАЗДЕЛ 3: Общая биология. Экология. 12 часов | |||
1 | Эволюционные учения. Дарвинизм. | Додарвиновский период. | |
2 | Главные направления эволюции. | Теории происхождения жизни на Земле. | |
3 | Происхождение и развитие человека. | Решение тестов | |
4,5 | Основные генетические понятия и методы генетики. Законы генетики: первый, второй и третий законы Менделя. | Составление родословной Генетическая символика | |
6,7 | Решение генетических задач повышенной сложности на моно- ди- и полигибридное скрещивание. | Решение генетических задач | |
8 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Решение генетических задач | |
9 | Селекция растений и животных. | Биотехнология | |
10 | Экология, её взаимосвязь с другими науками. Значение экологических знаний на современном этапе. Экологические факторы среды. Приспособления организмов к условиям среды. | Глобальные экологические проблемы Закон оптимума, его универсальность. | |
11 | Популяция. Вид. Биогеоценоз. Взаимосвязь организмов в природе. Биосфера, распределение жизни в биосфере. Круговорот веществ в природе. | Решение тестов Влияние человека на биосферу. | |
12 | Решение тестов по общей биологии. Защита проектов-презентаций. |
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №23
с углублением изучением иностранных языков.
Программа курса биологии
для одарённых детей
Ведет курс: учитель биологии и химии
Парахина Ольга Валентиновна
г. Нижневартовск, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-342136-1384253726.jpg)
Дополнительная образовательная программа летней профильной смены одаренных детей "Палитра"
Данная программа составлена для детей профильной смены для одаренных детей Тамбовской области на базе Ивановской СОШ,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-345523-1414519778.jpg)
Программа профильной смены для одаренных детей "Летний пленэр на Конде"
Данная программа является одним из направлений программы «Районный экспозиционный центр «Радужный мост», которая успешно реализуется в ЦДОД «Подросток» с 2006 года. Наиболее талантливые дети в течение...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/09/picture-621751-1683616515.jpg)
Программа СОШ п. Верхнеказымский "Одаренные дети" 2010-2015 годы
Программа СОШ п. Верхнеказымский "Одаренные дети" 2010-2015 годы содержит: паспорт, введение, содержание проблемы и ее необходимости решения программным методом, цель, задачи и сроки реализации програ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-936061-1510292546.jpg)
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/01/picture-1138717-1556727198.jpg)
Клетки и ткани (элективный курс по биологии для одаренных детей)
Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 10-х классов.Вопросы строения клеток, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-859669-1480518142.jpg)
Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»
Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...