Программа предпрофильного курса "Клетка и её структура"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

 

Предлагаемый предпрофильный  курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 9 классов, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr_kurs_9_k.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Луковниковская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрена на заседании ШМО:  

            _______ Нилова Т.А.

протокол № __ от __________

«Согласовано» завуч по УВР МОУ Луковниковская СОШ»:  

         ________ О.В. Юнина

«Утверждаю» директор МОУ

Луковниковская СОШ:     _________ О.М. Васильева

приказ  № ___ от ____________

ПРОГРАММА

Предпрофильного курса

«Клетка и её структура»

( 9 КЛ.)

Составлена учителем БИОЛОГИИ

Юниной О.В.

2012 г.

Пояснительная записка

Предлагаемый предпрофильный  курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 9 классов, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.

Предпрофильный  курс рассчитан на 8 часов. К нему разработан подробный тематический план (Приложение 1). Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем

Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией.

Основная концепция курса:

Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;

Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;

Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук

Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

Устройство светового микроскопа;

Положения клеточной теории;

Особенности прокариотической и эукариотической клеток;

Сходство и различие растительной и животной клеток;

Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;

Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

Учащиеся должны уметь:

Работать со световым микроскопом и препаратами;

Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;

Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

Определять тип ткани по фотографии;

Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);

Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

Работать с современной биологической и медицинской литературой;

Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;

Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.

Содержание курса

Общее количество часов – 8

Тема 1. Введение в биологию клетки (1 ч)

Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.Лабораторная работа. Устройство микроскопа.

Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (1 ч)

Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.

Лабораторная работа. Особенности строения клеток эукариот и прокариот.

Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (1 ч)

Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клеток.

Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (1 ч).

Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрии – энергетические станции клетки. Схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.

Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (1 ч).

Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Структура хромосом. Ядрышко – его строение и функции.

Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. Митоз – его биологическое значение. Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине.

Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ.

Тема 6. Эволюция клетки (1ч).

Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.

Обобщающий семинар (2 ч). Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.

Литература для учителя:

Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – пер. с нем. М: Мир, 1986.

Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. – Изд-во СпбГУ, 1992.

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1998г.

Литература для учащихся:

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т.

Тематический план


п/п

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Общая цитология (биология клетки)

1.

Введение в биологию клетки.

Л/р. Устройство микроскопа

1

Лекция

Работа в парах

Опорный конспект

Схема строения микроскопа

2.

Общий план строения клеток живых организмов.

Л/р. Особенности строения клеток эукариот и прокариот.

1

Групповая работа


Работа в парах

Устный отчет групп


Отчет с выводами и рисунками, открытки.

3.

Основные компоненты и органоиды клеток.

Л/р. Основные компоненты клеток.

1

Семинар


Коллективная работа

Сообщения


Модель клетки

4.

Метаболизм – превращение веществ и энергии.

1

Семинар;

Тестовая работа    

Схема синтеза АТФ;

Контрольная работа.

5.

Ядерный аппарат и репродукция клеток.



1

Групповая работа


Лекция


Практическое занятие

Решенные проблемные задачи;

Опорный конспект, схема.

Выводы с рисунками и схемами, открытки.

6.

Эволюция клетки.

1

Семинар

Сообщения, доклады.

7-8

Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.

2

Обобщающий семинар

Решенные проблемные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»

Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием  13 занятий, определяет план...

Программа предпрофильной подготовки для 7-8 класса

Программа предпрофильной подготовки для обучающихся 7-8 классов.При изучении данной программы  акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на р...

Рабочая программа предпрофильного курса “Мультимедийные технологии”

В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных зад...

Программа предпрофильного курса "Превентивная медицина"

Я бы доктором пошёл, пусть меня научат...

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...