олимпиады по биологии 6 ,7,8,9 класс (школьный уровень)
олимпиадные задания по биологии по теме


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  (2012-2013 гг.)

6 класс

Инструкция по выполнению работы

        На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 1 часа (60 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 17 заданий.

         Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

          Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

           За каждый правильный ответ в зависимости  от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I.

          Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

На русский язык переводится, как слово «растение, трава»:
а) «ботанэ»,       б) «биос»,        в) «дендро»,         г) «логос».

Кукуруза относится к:

       а) однолетним травам,           б) деревьям,

       в) многолетним травам,          г) кустарникам.

 3.    Растения считаются на Земле основным источником:

        а) углекислого газа,   б) азота,     в) водорода,      г) кислорода.

4.     К генеративным органам растения относится:

        а) цветок,    б) стебель,    в) лист,   г) корень.

5.     Что из перечисленного ниже обычно характерно для старой растительной клетки?

        а) одна очень крупная вакуоль,             б) ядро расположено в центре,

         в) очень тонкая клеточная оболочка,    г) интенсивно делится.

6.     Спорами размножается:

         а) яблоня,     б) редис,      в) папоротник,      г) ель.

 7.      У семени фасоли наибольшую массу имеет:

          а) семенная кожура,    б) семядоли,

          в) зародышевая почка,      г) зародышевый корень.

8.       Липа отличается от жука тем, что она:

           а) растет,      б) образует органические вещества,

           в) состоит из клеток,       г) дышит.

9.       Каким термином называют стебель с листьями и почками:

           а) ствол,      б) ветка,    в) побег,    г) воздушный корень.

10.      Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

            а) в неправильной установке света,    

            б) нужно было поставить большее увеличение,

            в) нужно было сделать тонкий срез листа,

            г) нужно было подкрасить лист красителем.

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за правильный ответ).

Общий внешний вид растения называют жизненной формой.

Клеточный сок – содержимое живой клетки.

Главный признак жизни клетки – обмен веществ.

Тополь – семенное растение.

Микроскоп – прибор для изучения растений.

Часть III.

Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 2. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между растением и продолжительностью его жизни:

Продолжительность жизни                                                   Растения

А. Однолетнее                                                                              1. Морковь

Б.  Двулетнее                                                                                2. Томат

В.  Многолетнее                                                                           3. Шиповник

                                                                                                          4. Календула

                                                                                                           5.  Пион

Часть IV.

Дайте развернутый ответ на вопрос. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4.

Какие типы пластид встречаются в растительных клетках? Какую окраску они имеют? Могут ли они превращаться друг в друга? Ответ подтвердите примерами.  

 Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Фамилия ________________________                         Шифр _____________

Имя         ________________________

Класс      ________________________

Школа   ________________________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. Школьный этап. 2011-12 уч. год. 6 класс

Часть 1. 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Часть 2. 5 баллов (по 1 баллу за каждое задание).  

1

2

3

4

5

 "ДА" или «НЕТ»

 

 

 

 

Часть 3. 2 балла.

Растения

1

2

3

4

5

Продолжительность жизни

Часть 4. 4 балла.

Ответ:



Предварительный просмотр:

Часть I.

          Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.    Семена образуются:
       а) на рыльце пестика,   б) в завязи пестика,    в) в столбике пестика,

        г) в пыльнике тычинки.

2.     Какую из перечисленных функций корни не выполняют:

         а) закрепление растений в почве,    

         б) всасывание воды и минеральных веществ из почвы,

         в) запасание питательных веществ,

         г) образование питательных веществ в растении.

3.     Ночных насекомых-опылителей скорее всего привлекает:

          а) форма цветка,      б) окраска цветка,      в) размеры цветка,     г) аромат цветка.

4.     Если у растения параллельное или дуговое жилкование листьев, то у этого растения вероятнее всего:

           а) стержневая корневая система,       б) мочковатая корневая система,

           в) может быть любая корневая система,

           г) тип жилкования не связан с типом корневой системы.    

5.      В старых деревьях часто встречаются большие дупла. Это опасно для живого дерева в первую очередь тем, что:

          а) у дерева не развиваются корни,  

          б) дуплистое дерево не способно к размножению,

          в) на дереве не развиваются новые побеги,

          г) нарушается проведение воды и органических веществ по стволу.

6.       Цветковые растения размножаются:

          а) семенами и вегетативным путем,     б) только вегетативным путем,

          в) только семенами,                              г) спорами.

7.       Пестик и тычинка – главные части цветка, потому что они:

           а) самые большие,   б) самые яркие,      в) являются органами размножения,

           г) самые сложные по строению части.

8.       Для прорастания семян необязательным  условием является:

           а) влага,  б) тепло,   в) свет,   г) воздух.

9.       К покрытосеменным растениям относятся все:

          а) цветковые растения,     б) растения Земли,    

          в) растения, дающие семена,       г) опыляемые растения.

10.      Из названных растений можно считать водорослью:

          а) ряску,   б) камыш,   в) морскую капусту,     г) кувшинку.

11.      Съедобная часть белого гриба называется:

           а) грибницей,   б) пеньком,   в) шляпкой,   г) плодовым телом.

12.      Животные отличаются от растений тем, что:

            а) состоят из клеток,    б) питаются готовыми органическими веществами,

            в) растут,                            г) размножаются.

13.       К фотосинтезу способна:

            а) инфузория-туфелька,     б) эвглена зеленая,      г) амеба дизентерийная,

             г) лямблия кишечная.

14.        Сократительная вакуоль инфузории – это органоид:

               а)  выделения,      б) размножения,    в) пищеварения,   г) дыхания.

15.         Функции простейших животных в природе заключается в том, что они:

               а) служат пищей животным,    б) поедают бактерии,

               в) образуют осадочные породы,     г) участвуют во всем перечисленном.

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Признаки класса однодольных растений:

I.  стержневая корневая система
II. дуговое жилкование листьев
III. параллельное жилкование листьев
IV. перистое жилкование листьев
V. мочковатая корневая система
а) II, V;
б) I, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV, V.

 2. Семенами размножаются:

I.  водоросли
II. мхи
III. цветковые растения

IV. хвойные растения

V. папоротники
а) II, V;
б) III, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.

 3.      Функции цветка, важные для жизнедеятельности растений:

I.  испарение воды
II. привлечение опылителей
III. образование нектара

IV. образование семян

V. запасание органических веществ
а) II, IV;
б) III, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.

4.  Выберите растения, у которых сложные листья:

I.  береза
II. дуб
III. желтая акация

IV. земляника лесная

V. шиповник
а) II, V;
б) III, IV.
в) II, III, V;
г) III, IV; V.

 5. К животным подцарства Простейшие относятся:

I.  амеба протей
II. хламидомонада
III. инфузория-туфелька

IV. радиолярия

V. ряска
а) I, II, V;
б) I, III, IV.
в) II, III, V;
г) III, IV; V.

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за правильный ответ).

Все растения, существующие на Земле, имеют цветки.

Если у растения  цветки крупные, ярко окрашенные, имеют запах, то они опыляются ветром.

Сухие семена дышат.

Мхи относятся к споровым растениям.

Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки.

Гриб пеницилл используют для получения антибиотиков.

Лишайники не растут в промышленных городах, потому что там загрязнен воздух.

Плоды лопуха распространяются ветром.

В клетках и растений, и животных есть хлоропласты.

Зоология – наука о животных.

Часть IV.

Дайте развернутый ответ на вопрос. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 3.

Какие простейшие вызывают заболевание  малярии? Кто является переносчиком возбудителей  болезни? Назовите меры профилактики малярии.

 

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Фамилия ________________________                        

Имя         ________________________

Класс      ________________________

Школа   ________________________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. Школьный этап. 2012-13 уч. год. 7 класс

Часть 1. 15 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

Часть 2. 10 баллов (по 2 балла за каждое задание).

1

2

3

4

5

Ответ

Часть 3. 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 "ДА" или «НЕТ»

 

 

 

 

Часть 4. 3 балла.

Ответ:



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  (2012-2013 гг.)

9 класс

Инструкция по выполнению работы

        На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 2 часа (120 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 52 задания.

         Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

          Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

           За каждый правильный ответ в зависимости  от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I.

          Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.     На процессы жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они
       а) поглощают из воздуха,   б) всасывают из почвы,    в) получают от других организмов,

        г) создают сами в процессе фотосинтеза.

2.     В чем проявляется приспособленность большинства деревьев к опылению ветром?

         а) образуют крупную, липкую, шероховатую пыльцу,

         б) цветут весной, до распускания листьев,

         в) имеют яркую окраску лепестков и крупные одиночные цветки,

        г) содержат в цветках нектар и большое количество пыльцы.

3.     Генеративный орган – цветок – имеется у:

         а) голосеменных,     б) папоротниковидных,    в) покрытосеменных,  г) плауновидных.

4.      Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они:

           а) аккумулируют солнечную энергию,  б) выделяют кислород,

          в) поглощают из окружающей среды минеральные вещества,

           г) поглощают из окружающей среды углекислый газ.

5.       Непостоянную температуру тела имеет:

          а) прыткая ящерица,    б) заяц-беляк,   в) пестрый дятел,   г) синий кит.

6.       Сигналом к осеннему отлету насекомоядных птиц служит уменьшение:

          а) количества пищи,   б) длины светового дня,    в) влажности воздуха,

          г) температуры воздуха.

7.       Главное отличие млекопитающих от других позвоночных животных - :

         а) наличие шейного отдела позвоночника,     б) два круга кровообращения,

         в) выкармливание детенышей молоком,

        г) теплокровность и четырехкамерное сердце.

8.      Функцию питания и роста кости в толщину выполняет:

          а) губчатое вещество,    б) желтый костный мозг,  

          г) надкостница,    г) красный костный мозг.

9.      В скелете человека неподвижно соединены между собой кости:

          а) плечевая и локтевая,    б) грудного отдела позвоночника,

          в) мозгового отдела черепа,     г) ребер и грудины.

10.     При переломе позвоночника необходимо:

           а) уложить больного на спину на мягкую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,

           б) уложить больного вниз лицом на твердую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,

           в) наложить тугую повязку вокруг туловища и транспортировать пострадавшего в больницу,

            г) ждать врачей, не оказывая помощь.

11.      Большой круг кровообращения – это путь крови от:

           а) левого желудочка по всем артериям, капиллярам и венам до правого предсердия,

          б) правого желудочка по легочной артерии и капиллярам, легочной вене до левого предсердия,

           в) левого предсердия по артериям, капиллярами венам до правого желудочка,

           г) от правого предсердия по венам, капиллярам, артериям до левого желудочка.

12.      Предупредительные прививки защищают человека от:

           а) любых заболеваний,    б) ВИЧ-инфекции и СПИДа,

           в) хронических заболеваний,      г) большинства инфекционных заболеваний.

13.      Малокровие у человека возникает в следствие:

           а) недостатка кальция в крови,     б) нарушения деятельности органов пищеварения,

          в) уменьшение содержания гемоглобина в эритроцитах,

           г) уменьшение количества витаминов в организме.

14.     Недостаток в организме человека витамина А приводит к заболеванию:

          а) куриной слепотой,    б) сахарным диабетом,     в) цингой,   г) рахитом.

                15.    Нервные импульсы от органа в мозг проводят:

                          а) чувствительные нейроны,         б) двигательные нейроны,

                          в) вставочные нейроны,                  г) все указанные нейроны.    

                16.     Обнаружение в крови человека повышенного содержания сахара свидетельствует о нарушении функции:

                        а) поджелудочной железы,    б) щитовидной железы,    в) надпочечников,

                        г) гипофиза.

               17.     Зрительная зона у человека находится в доле коры больших полушарий головного мозга - :

                         а) затылочной,   б) височной,   в) лобной,   г) теменной.

                18.     Реакция человека на зеленый свет светофора – это рефлекс:

                        а) врожденный,  б) приобретенный,   в) безусловный,   г) наследуемый.

              19.    Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в:

                       а) коре больших полушарий,   б) продолговатом мозге,   в) мозжечке,

                       г) среднем мозге.

              20.    Какое заболевание приводит к потере человеком иммунитета?

                        а) ангина,  б) корь,   в) СПИД,    г) коклюш.

              21.     Клетки, сходные по происхождению и выполняемым функциям, образуют:

                        а) ткани,   б) органы,   в) системы органов,   г) единый организм.

              22.      Клетки прокариот, в отличие от эукариот,:

                        а) не имеют плазматической мембраны,   б) не имеют оформленного ядра,

                        в) состоят из более простых органических веществ,   г) содержат цитоплазму.

              23.     Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой расположены органоиды и ядро,-:

                         а) вакуоль,   б) цитоплазма,   в) аппарат Гольджи,   г) митохондрии.

               24.    Как называют органоид, участвующий в сборке молекул белка?

                        а) митохондрия,   б) лизосома,    в) аппарат Гольджи,     г) рибосома.

               25.    Отличительным признаком живого от неживого является:

                        а) изменение свойств объекта под воздействием окружающей среды,

                       б) участие  в круговороте веществ,   в) воспроизведение себе подобных,

                        г) изменение размеров объекта под воздействием среды.

     

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

 1. Вегетативные органы цветкового растения:

                 I.  корень
                II. стебель
                III. листья
                IV. цветок
                V. плод

                 а) I, II, III;
               б) I, IV, V;
              в) I, II, III, V;
               г) II, III, IV, V.

2.  Функции цветка, важные для жизнедеятельности растений:

I.  испарение воды
II. привлечение опылителей
III. образование нектара

IV. образование семян

V. запасание органических веществ
а) II, IV;
б) III, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.

  3. Приспособлениями птиц к полету можно считать:

                I.  видоизмененные конечности
               II. хорошее обоняние
               III. один круг кровообращения и легочное дыхание
               IV. полые кости скелета
               V. перьевой покров
               а) I, II, V;
              б) I, III;
              в) I, III, V;
               г) I, IV, V.

 4. К пресмыкающимся относятся:

            I.  серый варан
           II. аллигатор
           III. среднеазиатская черепаха
           IV. серая жаба
           V. саламандра
           а) I, II, V;
          б) I, II, III;
          в) II, IV, V;
          г) II, III, IV.

       5.    Какие признаки характерны для человека и других млекопитающих?

               I.  теплокровность
              II. трехкамерное сердце
              III. диафрагма
              IV. выкармливание детенышей молоком
              V. один круг кровообращения
              а) II, V;
             б) II, IV;
             в) I, II, III, IV;
             г) I, III, IV.

6.  Выберите признаки, характерные для соединительной ткани:

               I.  межклеточное вещество хорошо выражено
              II. способна сокращаться
              III. бывает жидкой, хрящевой, костной
              IV. межклеточное вещество слабо выражено
              V. одна из функций - транспортная
              а) II, V;
             б) II, IV;
             в) I, III, V;
             г) II, III, IV.

7.    К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?

              I.  искривлению позвоночника
             II. нарушению строения суставов верхних конечностей
             III. смещению внутренних органов
             IV. нарушению функций костного мозга
             V. нарушению кровоснабжения органов
              а) I, II, V;
            б) II, IV;
            в) I, III, V;
            г) II, III, IV.

      8.   Внутренняя среда организма человека образована:

               I.  цитоплазмой клетки
              II. кровью
              III. лимфой
              IV. межклеточной жидкостью
              V.  водой

              а) II, V;
             б) I, II, IV;
             в) I, III, V;
             г) II, III, IV.

      9.    Много белков содержится в продуктах питания:

               I.  сахар
              II. мясо
              III. хлеб
              IV. рыба

               V. сыр

              а) I, II, V;
             б) II, IV, V;
             в) I, III, V;
             г) II, III, IV.

      10.    Какие свойства живого характерны для всех живых организмов?

               I.  обмен веществ
              II. способность к фотосинтезу
              III. наследственность
              IV. раздражимость
              V. теплокровность
              а) I, II, V;
             б) II, IV;
             в) I, III, IV;
             г) II, III, IV.

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за правильный ответ).

Дышат растения только днем, на свету.

У голосеменных растений семена лежат на чешуях шишек открыто.

В клетках бактерий нет ядра.

Рыбы – раздельнополые животные.

Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.

Птицы и млекопитающие – теплокровные животные.

Вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих.

Сердце человека – это трехкамерный мышечный орган.

Анатомия  - это наука о функциях организма и его органов.

Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.

Неподвижно соединены между собой теменная и височная кости.

Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.

Эпителиальная ткань образует покровы тела.

Цитоплазма – это внутренняя полужидкая среда клетки.

Экология – это наука о клетке.

Часть IV.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом:

Вид                                                       Способ приобретения иммунитета

А. Естественный                                1. Передается по наследству

Б. Искусственный                             2. Вырабатывается под действием вакцины

                                                              3.  Возникает после введения в организм лечебной

                                                                    сыворотки

                                                               4. Формируется после перенесенного заболевания

                                                               

Установите, в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике млекопитающего, начиная от черепа:

А) поясничный,   Б) грудной,    В) хвостовой,    Г) крестцовый,   Д) шейный

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Фамилия ________________________                        

Имя         ________________________

Класс      ________________________

Школа   ________________________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. Школьный этап. 2012-13 уч. год. 9 класс

Часть 1. 25 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Ответ

Часть 2. 20 баллов (по 2 балла за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Часть 3. 15 баллов (по 1 баллу за каждое задание).  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 "ДА" или «НЕТ»

 

 

 

 

11

12

13

14

15

 "ДА" или «НЕТ»

 

 

 

 

Часть 4. 4 балла (по 2 за каждое задание).

Задание на установление соответствия.

Способ приобретения

1

2

3

4

Вид иммунитета

Задание на установление последовательности.

Последовательность

1

2

3

4

5

Отделы позвоночника



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  (2012-2013 гг.)

8 класс

Инструкция по выполнению работы

        На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 1 час (60 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 37 заданий.

         Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

          Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

           За каждый правильный ответ в зависимости  от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I.

          Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.    Общим признаком клеток все существующих на Земле организмов является :
        а) обмен веществ,   б) наличие хлоропластов,    в) одинаковое строение,

        г) наличие ядра.

2.   Вода необходима для прорастания семян, потому что:

       а) зародыш потребляет только растворенные питательные вещества,

       б) в воде растворены органические вещества,

       в) в воде находятся минеральные вещества,

       г) при прорастании необходимо увеличивать массу семян.

3.    С появлением растений на Земле атмосфера обогатилась:

        а) кислородом,    б) азотом,   в) углекислым газом,    г) водородом.

4.     Бактерии, наиболее полезные для человека:

        а) стрептококки,  б) туберкулезная палочка,   в) молочнокислые,   г) пневмококки.

5.       Семенами размножаются:

         а) хвощи и плауны,    б) мхи и папоротники,    в) папоротники и водоросли,

         г) хвойные и цветковые.

6.      Двойное латинское название принято для обозначения:

          а) класса,    б) вида,   в) рода,   г) типа.

7.       В организме животного не существует ткани:

         а) соединительной,     б) нервной,   в) проводящей,   г) мышечной.

8.       Органы объединяются в систему органов, потому что:

          а) они рядом расположены,    б) сходны по строению,

          в) выполняют общую функцию,     г) взаимодействуют с другими системами.

9.       Из перечисленных червей в кишечнике человека паразитирует:

          а) многоглазка,    б) печеночный сосальщик,    

          в) белая планария,     г) бычий цепень.

10.      Кто из насекомых проходит стадию куколки:

           а) саранча,   б) тля,    в)  бабочка,   г) клоп.

11.      Дальневосточный лосось во время нереста в реках ничего не ест и погибает от истощения.   Это происходит потому, что:

           а)  нет пищи,    б) есть запасы жира,    в) кишечник сжат созревшей икрой,

           г) много конкурентов за пищу.

12.     Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоемов. Чем это можно объяснить?

           а) они размножаются на суше,    б) у них лучше развиты легкие и более сухая кожа,

           в)  у них короткие задние конечности и длинные передние,

           г) они питаются наземными беспозвоночными животными.

13.      Кожа ящерицы выполняет функцию:

           а) дыхания,    б) защиты от потери воды,   в) выделения,   г) опоры.

14.     Какая особенность органов кровообращения сформировалась в процессе эволюции у птиц?

          а) два круга кровообращения,        б) четырехкамерное сердце,

          в) разветвленная сеть капилляров,    г) автоматия сердечной мышцы.

15.      Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию:

           а) волосяного покрова и ушных раковин,   б) голой кожи, покрытой слизью,

          в) рогового панциря или щитков,     г) сухой кожи с роговыми чешуями.

16.       К основным распространителям инфекционных заболеваний относится:

            а) домовая мышь,   б) лисица,   в) ондатра,     г) корова.

17.      Клетки человека не способны к:

        а) размножению,  б) обмену веществ,   в) развитию,   г) фотосинтезу.

18.    Функцию питания и роста кости в толщину выполняет:

          а) губчатое вещество,    б) желтый костный мозг,  

          г) надкостница,    г) красный костный мозг.

19.     При переломе позвоночника необходимо:

           а) уложить больного на спину на мягкую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,

           б) уложить больного вниз лицом на твердую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,

           в) наложить тугую повязку вокруг туловища и транспортировать пострадавшего в больницу,

            г) ждать врачей, не оказывая помощь.

20.     Импульсы от органа в мозг проводят:

                          а) чувствительные нейроны,         б) двигательные нейроны,

                          в) вставочные нейроны,                  г) все указанные нейроны.    

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за правильный ответ).

Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.

Овощеводы и полеводы размножают растения только семенами.

Рыбы – раздельнополые животные.

Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.

Птицы и млекопитающие – теплокровные животные.

Вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих.

Анатомия  - это наука о функциях организма и его органов.

Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.

Неподвижно соединены между собой теменная и височная кости.

Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен:

Царство                                                Признак

А. Растения                                          1. Растут в течение всей жизни

Б.  Животные                                      2. Активно перемещаются в пространстве

                                                               3.  Питаются готовыми органическими веществами

                                                                4. Образуют органические вещества в процессе

                                                                    фотосинтеза

                                                                5. Имеют органы чувств

                                                               6. Являются основным источником кислорода на Земле

Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей:

                    А) семейство Волчьи                                            Г) Отряд Хищные

                    Б) Класс Млекопитающие                                  Д) Тип Хордовые

                    В) Вид Обыкновенная лисица                           Е) Род Лисица

Часть IV.

Дайте развернутый ответ на вопрос. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4.

Каковы причины нарушения осанки? К чему может привести неправильная осанка?

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Фамилия ________________________                        

Имя         ________________________

Класс      ________________________

Школа   ________________________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. Школьный этап. 2012-13 уч. год. 8 класс

Часть 1. 20 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

Часть 2. 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 "ДА" или «НЕТ»

 

 

 

 

Часть 3. 4 балла (по 2 за каждое задание).

Задание на установление соответствия.

Признак

1

2

3

4

5

6

Царство

Задание на установление последовательности.

Последовательность

1

2

3

4

5

6

Категории

Часть 4. 4 балла.

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная олимпиада по биологии для 6-9 классов

Задания школьной олимпиады соответствуют структуре заданий, заявленных для муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников: 1 задание - выбор 1 ответа из 4; 2 задание - множес...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Вопросы школьной олимпиады по биологии для учащихся 7 классов

Вопросы школьной олимпиады по биологии для учащихся 7 классов...

Олимпиада для 5 класса (школьный уровень)

Школьный тур олимпиады по английскому языку для 5 класса....

Олимпиада по коми языку для 9 класса ( школьный уровень)

Тестовые задания для проведения олимпиады по коми языку в 9 классе...

Всероссийская олимпиада для школьников по немецкому языку 5- 6 классы. Школьный уровень.

В данном материале представлены задания олимпиады по немецкому языку школьного уровня для учащихся 5-6 классов....

Задание к олимпиаде по МХК 5-6 класс школьный уровень

Школьный  этап  Всероссийской олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) содержит вопросы и задания, обеспечивающие преемственность вопросов и заданий  посл...