Урок практикум-минимум по теме "Корень" 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Демидович Ирина Аркадьевна

Урок промежуточного контроля знаний. Проводится с целью проверки  умения применять теоритические знания на практике: определять типы корневых систем на гербариях, различать зоны корня по таблице,знать правильную последовательность при пересадке растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:


                



МАОУ средняя общеобразовательная школа №40













Практикум-минимум



по теме «Корень»



(6 класс)





                                           











                                            разработала:



                                                                   учитель высшей категории



                                                                            Демидович Ирина Аркадьевна



























ТОМСК




Цель: выяснить уровень знаний и умений по изученному материалу.

Задачи:

Образовательные:

  1. проверить знание основных терминов и понятий по теме;
  2. проверить умение применять теоретические знания на практике;
  3. проверить практические умения:

 - при пересадке растений;

 - определять типы корневых систем на гербариях;

 - различать по таблице зоны корня.

Развивающие:

  1. развивать стойкий интерес к предмету;
  1. формировать коммуникативные навыки:

 - умение обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения;

  1. формировать информационную компетентность:

 - умение находить нужную информацию из различных источников.

Воспитательные:

  1. воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.

Тип контроля: промежуточный.

Обеспечение урока:

таблицы: «Типы корневых систем», «Зоны корня»;

гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами;

таблички с терминами: мочковатая корневая система, стержневая корневая

система, пикировка, придаточные корни;

карточки с заданиями;

чёрный ящик с луковицей внутри;

3 цветочных горшочка, 3 совочка, 3 молодых растеньица,

2 ящичка с землёй, дренаж;

3 баночки с надписями: «Было легко и интересно»,

                                          «Было трудно и интересно»,

                                          «Было трудно и неинтересно» и 30 жетонов.

Подготовка учащихся к уроку: подготовить сообщение, доклад по теме:

«Удивительное о корнях», «Это интересно» (по желанию).  

На доске записана тема урока: Применение знаний на практике по                                                        

                                                  изученным вопросам темы «Корень».

Сценарий урока:

I.  Организационный момент.

   Приветствие, определение отсутствующих, организация внимания,

сообщение цели и задач урока.

II.Проверка полученных знаний, умений и навыков.

3 ученика работают по карточкам на первых партах:

          Закончи предложение:

1.Отщипывание кончика корня -  это ……............................................................

2.Корневая система, в которой хорошо развит главный корень называется … .

3.Боковые корни  – это …………………………………………………………….

4.Корни, отрастающие от стебля, называются ………………………………….

5.Корень, который развивается из зародышевого корешка называется ……….

6.Определите тип корневой системы:

        1               2

                                                                   

2 ученика работают у доски по заданию.

           Задание:

Зарисовать стержневую корневую систему. Обозначить корни, которые её образуют.

            Задание:

Зарисовать мочковатую корневую систему. Обозначить корни, которые её образуют.

2 ученика работают с гербариями по заданию.

            Задание:

Выбрать 2 растения с мочковатой корневой системой. Докажите, почему

именно эти растения вы выбрали.

            Задание:

Выбрать 2 растения со стержневой корневой системой. Обоснуйте свой выбор.

Вопрос классу: Как по листьям определить тип корневой системы?

                          (если лист очень длинный - мочковатая КС; по жилкованию

                            листа).

      Мы в букет собрали маки жаркие,

     Много незабудок голубых,

     А потом цветов нам стало жалко:

     Снова в землю посадили их.

     Только ничего не получается-

     От любого ветерка качаются!

     Почему осыпались и вянут?

     Без корней расти и жить не станут!

     Как ни тонок, неприметен

     Под землёю корешок,

     Но не может жить на свете

     Без него любой цветок!          (В.Жак)

 - Как же правильно посадить растение, чтобы оно не погибло?

3 ученика - в роли практиков, будут показывать свои умения.

2 ученика - контролёры ОТК.

В это время проводится игра с классом «Да» или «Нет»?

Если  «Да» - хлопаем в ладоши, если «Нет» - не хлопаем.

1. Корень, отрастающий от главного, называется придаточным. (-)

2. Корневая система, которая развивается из главного корня называется       стержневой.(+)

3. Корень - это вегетативный орган.(+)

4. Из зародышевого корешка развивается боковой корень.(-)

5. Все корни одного растения образуют корневую систему.(+)

6. Главный корень развивается из зародышевого корешка.(+)

7. После пикировки усиливается рост боковых корней.(+)

8. Корень - это репродуктивный орган.(-)

9.Почвенный раствор-вода с растворёнными в ней минеральными солями(+).

10.При повреждении корневых волосков растение погибает.(+)

А теперь заслушаем наших контролёров ОТК. Все ли правильно посадили

растения?

Практики отвечают на вопросы:

  1. Для чего на дно горшочка  кладут камешки (дренаж)? (чтобы не застаивалась вода и не гнили корни).

 2. Сколько земли необходимо насыпать в горшок? (чтобы не доставала               1,5 - 2см. до края горшка).

   Почему?(если насыпать больше, будет некрасиво и вода будет выливаться).

3. Как глубоко надо садить растение? (до корневой шейки).

4. Зачем после посадки землю приминаем пальчиками?

5. Что же мы теперь должны сделать? (полить).

6. Как же правильно поливать? (вода должна быть комнатной температуры,

   отстоявшейся, поливать осторожно, чтобы вода не разбрызгивалась; после

   пересадки полить обильно).

7. Почему растение вы пересаживали вместе с землёй? (чтобы не повредить

    корневые волоски).

8. Что произойдёт при повреждении корневых волосков? (растение не сможет  всасывать воду и погибнет).

 - Есть ли у вас дома комнатные растения? (Да). Вы должны правильно ухаживать за ними.  

Работа у доски по таблице «Зоны корня».

  1. Перечислите по порядку зоны корня (зоны: деления, роста, всасывания,

    проведения).  

2. Чем снаружи покрыта верхушка корня? (корневым чехликом).

3. Я показываю корневые волоски и спрашиваю: что это такое?

4. Для чего нужны корневые волоски?

5. В какой зоне корня находятся корневые волоски?

6. Что такое корневой волосок? Дайте определение.

 - Какую роль играют корни в жизни растений? (закрепляют растение в почве,

   всасывают питательные вещества, участвуют в вегетативном размножении,

   запасают питательные вещества).

Заслушиваются сообщения учащихся.

Интересные факты:

У четырёхмесячного растения озимой ржи общая протяжённость всех корней - 619 метров, а у 100 - летней сосны - 50 километров.

Следовательно, корни выполняют очень важную работу.

Перед нами -  «Чёрный ящик».

«В чёрном ящике лежит талисман. Он предохраняет воинов от стрел. Он содержит фитонциды и защищает от болезнетворных микроорганизмов.

Философы разрезали его пополам и говорили, что это похоже на орбиты, по

которым вращаются планеты. Он выделяет вещества, которые раздражают

слизистую оболочку глаз и вызывают слезотечение».

Что лежит в чёрном ящике? (Лук).

Какая у лука корневая система? (мочковатая).

III. Обсуждение и подведение итогов.

  Происходит оценивание деятельности учащихся на уроке.

IV. Домашнее задание:

Поставьте луковицу в баночку с водой, отметьте  уровень воды. На листочке отмечайте, что происходит с луковицей:

29 - поставили луковицу в баночку с водой;

30 - ничего не происходит;

31 - уровень воды в баночке уменьшился;

1 - появился маленький корешок;

2 - корешок увеличился в размере:0,8см. и т.д.

Сделать вывод: какой тип корневой системы сформировался?

V. Рефлексия.

  На кафедре стоят 3 баночки с надписями и лежат жетончики. Учитель просит учащихся в конце урока, при выходе из класса, положить жетончик в баночку с той надписью, которая соответствует их оценке урока.

                                   

.

   

     

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....