Обобщающий урок в 8 классе по ОДС "О чем рассказал скелет?"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Джанаева Лилия Рифатовна

урок-обобщения, где используется материал для подготовки к ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_chem_rasskazal_skelet.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «О чем рассказал скелет…»

Тип урока : урок обобщения

Педагогическая технология: здоровьесберегающая

Контроль: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль    

Цели урока:

1)обобщить и систематизировать знания учащихся по опорно-

двигательной системе человека (ОДС);

2) проверить уровень знаний  и умений учащихся по ОДС и  оказанию первой медицинской помощи при повреждении скелета;

3) воспитывать умение правильно держать осанку.

              Оборудование:

              Компьютер, мультимедийный проектор, экран, модель скелета, тестовые задания  

              для учащихся,  зачетные листы

Ход урока

Введение в урок

     Учитель ставит перед классом цель урока. Учащимся выдаются зачетные листы, которые они заполняют постепенно по ходу урока.

     К завершению урока лист выглядит примерно так:

Фамилия, имя ученика

  1. Самооценка (каждый ученик оценивает свой уровень знаний по этой теме в начале урока)
  2. Фронтальный опрос.
  3. Цифровой диктант (самопроверка по критериям, данным учителем)
  4. «Кто быстрее?» (работа в группах)
  5. Терминологическая разминка с соседом (взаимопроверка)
  6.  Тест-контроль    (оценивается учителем после сдачи листа)
  7. Рефлексия.

     Итак, мы закончили изучение раздела «Опорно-двигательная система человека»  и девизом сегодняшнего урока будут слова Л.Н.Толстого «Ум человеческий только тогда понимает обобщения, когда он сам  его сделал или проверил» (слайд 2).

 А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц.

 

     Настроились на урок и, пожалуйста, сейчас каждый оцените свои знания по этой теме, если Ваше мнение к концу урока изменится, то Вы можете эту оценку, данную себе исправить.

  1. РАЗМИНКА (фронтальный опрос)

По очереди каждый участник отвечает на вопрос по цепочке,  некоторые ответы  надо показать на модели скелета.

1. Какие функции  выполняет скелет?    (опорная и защитная) .

2. Как иначе называется скелет головы? (череп) . 

3. Скелет головы состоит из двух частей: каких?  (мозговой и лицевой) . 

4. Какие отделы скелета туловища вам известны? (позвоночник и грудная клетка) . 

5. Из чего состоят позвонки?  (тела, дуги и отростков) .

6. Какие кости образуют плечевой пояс? (лопатка и ключица) . 

7. Перечислить  отделы скелета верхней конечности. (плечо, предплечье, кисть) .

8. Полное или частичное нарушение целостности кости. . . (перелом) .

9. Перечислить  отделы нижней конечности. . . (бедро, голень, стопа) .

10. Как называется плотная, сросшаяся с костью оболочка? (надкостница) .

11. Чем заполнены  полости трубчатых костей? (костным мозгом) .

12. Какие известны виды соединения костей. . . (неподвижное, полуподвижное, подвижное) .

13. Подвижное соединение костей называется …. (сустав) .

14. Кости бывают. . . (трубчатые, губчатые, плоские) .

15. Мышцы прикрепляются к костям с помощью чего?  (сухожилий).

16. Мышцы противоположного действия называются  (антогонисты)

17. Мышцы, действующие в одном направлении. . . (синергисты) .

18. Понижение двигательной активности – это  (гиподинамия) .

19. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. . . (осанка) .

20. Как называется болезненные изменения стопы. . . (плоскостопие) .

II. ЗАДАНИЕ – ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ

- На экране даны утверждения.  Вы  должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям. Если вы сделаете правильно, то в ответе получите какую-то интересную комбинацию цифр (слайд  3)

  1. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.
  2. У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.
  3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы.
  4. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые.
  5. Рост кости в толщину происходит за счет надкостницы.
  6. Дети более подвержены переломам костей, чем взрослые.
  7. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.
  8. Желтый костный мозг – место образования клеток крови.
  9. У человека в черепе преобладает лицевой отдел.
  10. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.
  11. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом.
  12. При открытом переломе в первую очередь надо привести кости в правильное положение..

              (слайд 4)    

Правильный ответ – это сегодняшнее число и месяц: 25 10

  По критериям, указанных на слайде (слайд 4), каждый оцените свою работу.

0 ошибок – «5», 1-2 ошибки  - «4», 3-4 ошибки – «3», более 4 ошибок – «плохо». Поставьте на зачетном листе оценку.

 А теперь проверим, как вы усвоили тему «Оказание первой помощи при повреждении скелета» в виде физкультразминки (слайд 5)

- Если вы согласны с утверждением, то потягиваетесь, если нет, то – встаете с места.

Учитель читает текст:

  1. При растяжении связок надо сразу сделать массаж.
  2. При вывихе надо постараться вправить кость на место.
  3. Переломы бывают закрытые  и открытые.
  4. При наложении шины  достаточно зафиксировать 1 сустав.
  5. При открытом переломе надо в первую очередь остановить кровотечение.

Верные утверждения: 3, 5

III. ЗАДАНИЕ  “КТО БЫСТРЕЕ” (задания из ГИА)

Ребята,  у вас на столах  есть листы разного цвета. Разберите их. Прочтите каждый свое задание. Вы сейчас  объединитесь в группы  по цвету листов с заданиями. У вас будет 5 минут, чтобы в группах по цвету обсудить это задание.

1 группа – зеленый цвет

Укажите правильную последовательность расположения отделов позвоночника.

А) грудной

Б) крестцовый

В) шейный

Г) копчиковый

Д) поясничный

Ответ:

В

А

Д

Б

Г

2 группа – синий цвет

 Установите соответствие между костями  и отделами скелета  

А) бедренная                                    1) скелет верхних конечностей

Б) локтевая                                       2) скелет нижних конечностей

В) лучевая

Г) плечевая

Д) большая берцовая

Е) малая берцовая

Ответ:

  А                    Б                        В                            Г                  Д                      Е

2

1

1

1

2

2

3 группа – красный цвет

Установите соответствие между костями  и отделами скелета  

А) теменная                                                   1) кости черепа

Б) грудина                                                      2) кости грудной клетки

В) ребра

Г) височная

Д) грудные позвонки

Е) лобная

Ответ:  

 А                      Б                       В                            Г                  Д                      Е

1

2

2

1

2

1

4 группа – желтый цвет

 

Выберите три верных ответа из шести, которые являются костями мозгового отдела. Какие из приведенных органов относятся к непарным?

1) скуловая

2) носовая

3) нижняя челюсть

4) лобная - непарная

5) теменная

6)  затылочная – непарная

5 группа – розовый цвет

 Установите соответствие между примером соединения костей и его типом.

СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ

A)        тазобедренный сустав                                               1) подвижное

Б)       лобная и теменная кости                                            2) неподвижное

B)        затылочная и височная кость

Г)  нижняя челюсть и кости мозгового черепа

Д) верхняя челюсть и кости мозгового черепа

А

Б

В

Г

Д

1

2

2

1

2

Проверить у доски по заранее заготовленной таблице.

             

4. ЗАДАНИЕ. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (работа с соседом)

За 2 минуты написать термины. Учитель засекает время, по истечении 2 минут, выявляют учеников, кто больше всех написал терминов. Затем учащиеся обмениваются листами с соседом и оценивает работы.

Критерии: 5 терминов – «5», 4 – «4»,  3 – «3».

  Работа выполняется по вариантам 1 и 2. Учащиеся 1 варианта отвечают только на нечетные вопросы, 2 вариант – на четные.

  1. Головка трубчатой кости –
  2. Тело трубчатой кости –
  3. Что обеспечивает рост кости в длину –
  4. Что обеспечивает рост кости в толщину –
  5. Подвижное соединение костей –
  6. Сильное смещение костей в суставе -
  7. Привычное положение человека в покое и при движении -
  8.  Малоподвижный образ жизни-
  9. Изгиб позвоночника вперед –
  10. Изгиб позвоночника назад –

(ответы через компьютер)

  5. ТЕСТ-КОНТРОЛЬ по заданиям из ГИА.

Выполнение теста индивидуально.

I вариант

Уровень А

 1. К мозговой части черепа относятся следующие кости: (0,5 балла)

а) лобная, теменные и затылочная;

б) теменные, скуловые и височные;

в) лобная, височные, теменные и затылочная;

г) верхнечелюстная, носовая и скуловые.

2. Гибкость позвоночника обеспечивается следующими особенностями строения: (1 балл)

а) подвижным соединением позвонков;

б) его длиной и изгибами;

в) полуподвижным соединением позвонков;

г) разными размерами позвонков.

3. Какое из предложенных определений сустава является, на ваш взгляд, наиболее полным и правильным? (1 балл)

а) Подвижное соединение костей;

б) сочленение костей позвоночных;

в) структура, обеспечивающая подвижное соединение костей позвоночных;

г) структура, обеспечивающая подвижное соединение костей многоклеточных животных.

4. Объясните, почему детские кости редко ломаются, но легко изменяют свою форму под влиянием неправильной осанки? (1,5 балла)

а) Высокая доля неорганических веществ;

б) низкая доля неорганических веществ;

в) низкая доля органических веществ;

г) не зависит от химического состава.

5. Какая особенность строения позвоночника НЕ связана с прямохождением? (1 балл)

а) S-образная форма;

б) хрящевые диски;

в) 5 отделов позвоночника;

г) большие размеры тел поясничных позвонков.

6. Назовите кость, которая не входит в состав грудной клетки. (1 балл)

а) Грудные позвонки;

б) ребра;

в) ключицы;

г) грудина.

7. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо. (1 балл)

а)      наложить жгут выше места перелома

б)      сделать холодный компресс

в)      наложить давящую повязку

г) зафиксировать поврежденную конечность с помощью шины

8. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы  ….(1 балл)

а)     шина не давила на поврежденный участок и не вызывала боли

б)     избежать инфицирования места перелома

в)     согреть поврежденную часть тела

г)     к поврежденному участку тела поступало больше кислорода

9. При растяжении связок, оказывая доврачебную помощь, следует .. (1 балл)

а)      наложить на сустав шину

б)      опустить поврежденную конечность в теплую воду

в)      обеспечить подвижность поврежденной конечности

г)      приложить к поврежденному суставу пузырь со льдом и туго забинтовать его

10. У человека, страдающего плоскостопием, (1 балл)

а)      внутренняя часть стопы образует свод, действующий как рессора

б)      нога опирается на пяточную кость, кости плюсны
и внешнюю часть стопы

в)      свод стопы опускается, связки ослабевают

г)      толчки при ходьбе и беге смягчаются,  походка плавная

11. Для уменьшения отека и боли при вывихе надо  (1 балл)

а)      вправить вывих самим

б)      согреть поврежденный сустав

в)      активно двигать поврежденным суставом

г)      приложить к суставу пузырь со льдом или холодной водой и обратиться к врачу

12. Скелетные мышцы, обеспечивающие движение костей,
прикрепляются с помощью сухожилий (1 балл)

а)      двумя концами к одной кости

б)      одним концом к одной кости,  а противоположным — к другой

в)      одним концом к кости, а другим — к соседней мышце

г)      одним концом к кости, а другим — к коже

Уровень В

 Установите соответствие между костью верхней конечности и отделом, к которому она относится: (4 балла)

КОСТИ КОНЕЧНОСТИ                         ОТДЕЛЫ КОНЕЧНОСТИ

1)      плечевая кость                            А) собственно конечность

2)      лопатка                                        Б) пояс конечностей

3)      ключица

4)      локтевая кость

5)      лучевая кость

6)      кость кисти

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

II вариант

Уровень А

1. У какой из названных костей черепа есть пара? (0,5 балла)

а) у теменной;

б) у лобной;

в) у затылочной;

г) у нижнечелюстной.

2. Какая кость не относится к скелету нижней конечности? (1 балл)

а) Бедренная;

б) большая берцовая;

в) малая берцовая;

г) лучевая.

3. Полость в средней части трубчатой кости взрослого человека заполнена клетками определенной ткани. Назовите эту ткань. (1 балл)

а) Кровь;

б) лимфа;

в) красный костный мозг;

г) желтый костный мозг.

4. Какие особенности определяют сходство между различными типами костей? (1,5 балла)

а) Форма и химический состав;

б) наличие губчатого вещества;

в) расположение в костях губчатого вещества;

г) строение компактного вещества.

5. Какой физиологический изгиб позвоночника появляется у ребенка, когда он начинает держать голову? (1 балл)

а) Шейный;

б) грудной;

в) поясничный;

г) крестцовый.

6. Укажите, какая функция НЕ характерна для костей. (1 балл)

а) Защита внутренних органов;

б) опора для внутренних органов;

в) восприятие раздражений;

г) участие в механической переработке пищи.

7. Оказывая доврачебную помощь, нужно положить человека на твердую поверхность лицом вниз при переломе (1 балл)

а) позвоночника                        б) черепа

в) бедра                                          г) ребра

8. Утомление мышц наступает медленнее при:  (1 балл)

а) большой нагрузке и высоком ритме работы

б) средней нагрузке и среднем ритме работы

в)   большой нагрузке и среднем ритме работы

г) малой нагрузке, но высоком ритме работы

9. Какие кости у взрослого человека соединены между собой неподвижно? (1 балл)

а)         локтевая и лучевая                   б)       теменная и височная

в)         большая и малая берцовые     г)        ключица и лопатка

10. Пример динамической работы — это (1 балл)

а)         удерживание поднятой штанги

б)         ожидание автобуса на остановке

в)         работа за компьютером

г)         бег на длинные дистанции

11. Наложение шины на сломанную конечность (1 балл)

а)     уменьшает ее отек

б)     замедляет кровотечение

в)     предупреждает смещение сломанных костей

г)     препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома

12. Пояс нижних конечностей образован (1 балл)

а)     лопаткой и ключицей

б)     бедром и голенью

в)     тазовыми костями

г)     плечом и предплечьем

Уровень В

 Соотнесите названия типов соединения костей с их особенностями. (4 балла)

 

Название

 

Особенности

А

Неподвижные соединения

1

Соединение между крестцовыми позвонками

Б

Полуподвижные соединения

2

Хрящевые межпозвоночные диски

В

Подвижные соединения

3

Прерывистое соединение

 

 

4

Кости мозгового отдела черепа

 

 

5

Соединение между предплечьем и плечом

 

 

6

Движение

 

 

7

Защитная функция

 

 

8

Непрерывное соединение

Рефлексия

-  А сейчас посмотрите на самооценку своих знаний по этой теме. Изменилось ли ваше мнение в конце урока после проверки уровня знаний. Поставьте рядом другую оценку, если мнение изменилось.

- Итак, о чем же нам рассказал скелет?  

Учащиеся заполняют таблицу на своих зачетных листах:

 

Я знал о скелете до изучения темы

Я узнал

Хочу узнать

V Рефлексия

«Итак, друзья мои, пора
Нам оценивать самих себя,
А также в целом весь урок,
Чтоб это сделать каждый смог
В портрете важную деталь дорисовать необходимо

Коль удался урок на славу,
Пусть наш биолог улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется,
Коль не понравился урок,
Улыбку прочь – рот на замок»

Домашнее задание

Предлагается на выбор выполнить один из проектов:

  1. Скелет человека в 3000 году.
  2. Диета для больных остеопорозом.
  3. Диета для пациентов с переломом кости.
  4. Кроссворд « Опорно-двигательная система»

       

     

  1. СПАСИБО ЗА УРОК

  Я вам желаю здоровья, красоты, настроения.

Примечание: На доске написать:

- тему урока;

-  начертить схемы для ответов задания 3.

- дом.задание

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ по теме «О чем рассказал скелет»

_______________________________________________________________

Фамилия, Имя ученика

  1. Самооценка ___________
  2. Фронтальный опрос.
  3. Цифровой диктант - ________________
  4. «Кто быстрее?» - _____________
  5. Терминологическая разминка с соседом -______________________
  6.  Тест-контроль    (оценивается учителем после сдачи листа)- ______

Ответы:

Уровень А

№ вопроса

Вариант ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Уровень В     (Для 1 варианта)

1

2

3

4

5

6

(для 2 варианта)

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Рефлексия.

 Заполнить  таблицу:

 

Я знал о скелете до изучения темы

Я узнал

Хочу узнать







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Литосфера" Обобщающий урок 6 класс

Данная презентация поможет учителям при проведении обобщающего урока...

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

обобщающий урок 5 классе по теме "В стране фонетики"

План -конспект на чувашском языке. Презентация "Фонетика сершывенче"...

Обобщающий урок 6 класс "Путешествие Казань - Москва или математическая география"

Обобщающий урок-экскурсия в 6 классе "Путешествие Казань-Москва" составлен с учетом межпредметных связей географии и математики....

Обобщающий урок «Добрые дела красят человека» по рассказу Ю.Я.Яковлева «Мальчик с коньками».

Цели:1. Учить составлять характеристику героя. Учить составлять план. Совершенствовать произносительную сторону речи.2. Развивать фонематический слух, связную устную речь, мышление, умение сравнивать,...

Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...

Урок английского языка. «Степени сравнения прилагательных. Обобщающий урок». 3 класс.

Представленный материал содержит коспект урока и презентацию к нему....