Рабочая программа по природоведению для 5 класса по УМК Д.И. Трайтака
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Ковалева Галина Евгеньевна

Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена в соответствии с авторскими  рекомендациями учебно-методического комплекта Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой . Содержание рабочей программы соответствует Федеральным образовательным стандартам ,   структура соответствует методическим требованиям. Данная программа апробированна в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5kl.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

              Программа составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету «Природоведение. 5 класс», государственной программой для общеобразовательных учреждений Природоведение (естествознание), 5 класс. Авторы: Д.И. Трайтак, А.Е. Андреева из сборника  «Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (авт. сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.: «Мнемозина», 2008.  

    Количество часов по базисному плану –70  часов из расчёта 2 часа в неделю. В план не включены экскурсии так как, в городе нет  условий для их проведения: отсутствуют обсерватории, политехнический музей, метеостанция, зоопарк, ботанический сад. В рабочей программе предусмотрено одна лабораторная работа и  16  практических работ.

    Базовый учебник:  А.Е. Андреева Природоведение. 5  класс: учебник для  общеобразовательных учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008.

«Природоведение» является пропедевтическим курсом для дисциплин предметной области «Естествознание», изучаемых в основной образовательной школе. Этот курс обладает мощным образовательным и воспитательным потенциалом, интегрирующим начальные знания по биологии, географии, физике, астрономии, химии и экологии.

Обучающие  задачи:

  1. Развитие у учащихся основных знаний о многообразии природных объектов и явлений, о взаимосвязи живой и неживой природы, о влиянии деятельности человека на природу;
  2. Формирование начальных знаний о методах науки;
  3. Развитие умений по применению усвоенных знаний и полученных навыков при решении учебных и практических задач;
  4. Формирование начальных исследовательских умений: проводить наблюдения, ставить простейшие опыты, осуществлять измерения, описывать полученные результаты, формулировать выводы;
  5. Формирование элементарных умений по оказанию первой (доврачебной) медицинской  помощи.

Развивающие  задачи:

  1. Развитие у учащихся интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, классифицировать, давать определения понятий;
  2. Развитие интереса к изучению природы, умственных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач.

Воспитательные  задачи:

  1. Развитие  у  учащихся ценностного отношения к природе и своему здоровью;
  2. Воспитание эстетического восприятия природы;
  3. Формирование у школьников понимания необходимости согласовывать поведение и деятельность человека в природе с экологическими нормами и правилами;
  4. Развитие ответственного отношения к собственному здоровью и формирование здорового образа жизни.

В данной программе перед учащимися раскрывается новый аспект изучения природы – познание целостности и единства живой и неживой природы на основе изучения особого (биокосного) тела природы – почвы. В содержании данного учебного курса раскрыта ключевая роль почвы в жизни биосферы и человека, что особенно важно в условиях современного экологического кризиса и перехода человечества к стратегии устойчивого развития.

Содержание программы включает шесть разделов:

Разделы

Количество часов

I. Познание природы человеком

9

II. Планета Земля

10

III. Многообразие природных явлений

12

IV. Природная среда. Почва как среда жизни

18

V. Почва – основа жизни на планете

12

VI. Здоровье и безопасность жизни человека

5

Повторение

4

Итого

70

 

                               Содержание программы.

                                                Раздел 1

                           Познание природы человека (9ч.)

   Как человек получает информацию о мире. Цвет как важнейшее свойство тел. Радуга. Как животные воспринимают цвет.

   Звук как средство общения и получения информации. Ультразвук, инфразвук. Эхо. Примеры использования современных технологий.

    Рождение научных представлений о мире. Как представляли устройство мира в древности.

    Звездное небо. Созвездия. Как ориентироваться по звездам.

    Науки о природе. Единство живой и неживой природы. Представления о строении веществ. Язык химии. Вещества в окружающем мире. Простые и сложные вещества. Состояния веществ.

    Понятие о свойствах веществ. Смеси. Использование их человеком.

    Рождение науки о почве. В.В. Докучаев – создатель учения о почве.

Практические работы:

 «Знакомство со справочными пособиями, СD-энциклопедиями. Поиск информации в сети Интернет»

«Нахождение полярной звезды на ночном небе и определение некоторых созвездий Северного полушария на карте. Фотографирование области ночного неба».

«Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек»

«Ознакомление с лабораторным оборудованием и правилами его безопасного использования. Составление «Правил безопасного поведения на уроках природоведения»

Лабораторная работа:   «Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов)»  

         

                                        Раздел 2

        Планета Земля (10ч.)

    Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. Земля – планета Солнечной системы.

    Форма и строение Земли. Земная кора. Минералы и горные породы. Изверженные и горные породы. Известняки.

    Оболочки Земли. Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Понятие о живом веществе.

    Почва – особое природное тело. Строение почвы. Почвы песчаные и глинистые. Почвенные растворы. Представление о круговороте веществ и энергии.

Практические работы:

  «Определение сторон света по Солнцу (компасу и часам ).  

  «Ознакомление с образцами горных пород и минералов (по коллекции минералов)

  «Сравнение свойств почвы и горных пород по образцам»

  «Определение структуры почв»

                                     Раздел 3

              Многообразие природных явлений (12ч.)

    Изучение природных явлений. Классификация природных явлений.

    Различные физические явления. Их использование человеком. Электрические и магнитные явления в природе.

    Примеры превращения веществ. Понятие о биологических явлениях.

    Погодные явления. Влияние погоды на организм человека.

    Выветривание горных пород. Понятие о коре выветривания. Образование отложений. Понятие о почвообразовании.

    Движение воды по поверхности Земли и в почве. Испарение воды и природные явления, связанные с испарением. Почвенные капилляры. Их свойства.

    Образование болот и их охрана. Образование торфа. Заболачивание почв. Эрозия почв.

Практическая работа:

«Влияние погодных условий на самочувствие человека»

                                   Раздел 4

            Природная среда. Почва как среда жизни.(18ч.)

    Разнообразие живых организмов и причина его сокращения. Понятие о виде. Понятие о царствах животных. Свойства живых организмов.

    Понятие о средах жизни, природной среде и экологических факторах. Примеры приспособленности организмов к условиям в различных средах. Почва как среда жизни. Распространение почв на Земле.

 Практические работы:                                    

  «Знакомство с местными видами растений»

  «Влияние влажности почвы на прорастание семян»

  «Влияние влажности почвы на состояние растений»

 

                              Раздел 5

           Почва – основа жизни на планете (12ч.)

     Понятие о плодородии почвы. Целина и залежь. Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие и улучшающие состояние почвенного покрова. Истощение почв. Применение удобрений. Понятие о системах земледелия. Приемы выращивания культурных растений. Понятие о мелиорации. Почвозащитное земледелие. Факторы среды и земледелие.

    Роль почв в биосфере. Загрязнение почв. Охрана почв.

Практическая работа:

  «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями».

                                 Раздел 6

        Здоровье и безопасность жизни человека (5ч.)

    Влияние образа жизни на здоровье человека. Вредные привычки. Их влияние на организм. Борьба с ними.

    Комфортные условия среды жизнедеятельности человека. Правила поведения в природе. Поведение в опасных ситуациях. Простейшие способы оказания первой помощи. Правила безопасности при работе с огнем и электроприборами.

Практические работы:

  «Измерение роста и массы человека, конструирование ростомера»

  «Способы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи при травмах».

  «Неотложные меры при укусах ядовитых животных.

   Первая помощь при отравлении грибами и ядовитыми растениями»

Перечень практических и лабораторных работ

1.

П/Р «Знакомство со справочными пособиями, СD-энциклопедиями. Поиск информации в сети Интернет»

2.

П/Р «Нахождение полярной звезды на ночном небе и определение некоторых созвездий Северного полушария на карте.».

3.

П/Р «Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек»

4.

П/Р «Ознакомление с лабораторным оборудованием и правилами его безопасного использования. Составление «Правил безопасного поведения на уроках природоведения»

5.

Л/Р «Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов)» Инстр. по ТБ

6.

П/Р «Определение сторон света по Солнцу (компасу и часам ).  

7.

П/Р «Ознакомление с образцами горных пород и минералов (по коллекции минералов)

8.

П/Р «Сравнение свойств почвы и горных пород по образцам»

9.

П/Р «Определение структуры почв»

10.

П/Р «Влияние погодных условий на самочувствие человека»

11.

П/Р «Знакомство с местными видами растений»

12.

П/Р «Влияние влажности почвы на прорастание семян»

13.

П/Р «Влияние влажности почвы на состояние растений»

14.

П/Р «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями».

15.

 П/Р «Измерение роста и массы человека, конструирование ростомера»

16.

П/Р «Способы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи при травмах».

17.

П/Р «Неотложные меры при укусах ядовитых животных .

 Первая помощь при отравлении грибами и ядовитыми растениями»

 

Всего –  17, из них одна лабораторная работа

Учебно – тематическое планирование

        Всего-70ч.; в неделю 2 ч.

        По плану:

Лабораторных работ -1

Практических- 16

Планирование составлено на основе  Программы для общеобразовательных учреждений (авт. сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.: «Мнемозина», 2008.

          Учебник-    Природоведение. 5  класс: учебник для  общеобразовательных учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008.


Урока

п\п


Темы

урока


             Название разделов и тем




1


2


3


4


5


6


7


8


9




10


11




12


13


14


15


16


17


18


19






20


21


22


23


24


25


26


27


28


29



30


31










32


33



34


35


36


37


38


39


40


41


42


43


44


45


46


47


48


49




50


51


52


53


54


55


56


57


58


59


60


61









62


63


64


65


66




67


68


69


70




1


2


3


4


5


6


7


8


9




1


2




3


4


5


6


7


8


9


10





1


2


3


4


5


6


7


8


9


10



11


12










1


2



3



4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18




1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12









1


2


3


4


5




1


2


3


4



Раздел I. Познание природы человеком (9ч)


Информация о мире. Цвет  - важнейшее свойство тел.


Звук – средство общения и получения информации.


Рождение научных представлений о мире.


Звёздное небо. Созвездия.


Науки о природе. Единство живой и неживой природы.


Строение вещества Язык химии.


Простые и сложные вещества Разные состояния веществ.


Свойства веществ. Смеси.


Наука о почве. В.В. Докучаев – создатель учения о почве.


Раздел II. Планета Земля (10ч)


Строение Солнечной системы. Солнце – звезда.


Земля – планета Солнечной системы. Форма, строение.





Земная кора. Минералы и горные породы.


Осадочные и магматические горные породы.


Оболочки Земли.


Биосфера. Живое вещество.


Почва – биокосное природное тело. Строение почв.


Почвы песчаные и глинистые.


Почвенный раствор – часть природных вод планеты.


Круговорот веществ.




Раздел III. Многообразие природных явлений (12ч)


Изучение и классификация природных явлений.


Физические природные явления и их использование человеком.


Электрические и магнитные явления в природе.


Превращение веществ. Биологические явления.


Погодные явления. Влияние на человеческий организм.


Выветривание горных пород. Кора выветривания.


Образование отложений.


Почвообразование.


Движение воды по поверхности Земли и в почве.


Испарение воды и природные явления. Почвенные капилляры, их свойства.


Образование болот, их охрана. Образование торфа. Заболачивание.


Эрозия почв.








Раздел IV. Природная среда. Почва как среда жизни (18ч)


Разнообразие живых организмов и причины его сокращения.


Свойства живых организмов, отличающих их от тел неживой природы.


Понятие о природной среде и экологических факторах.


Почвенные обитатели.


Жизнь животных в почве.


Осенние изменения в жизни почвенных животных.


Зимний «покой» в жизни почв.


Весенние явления.


Летняя засуха.


Воздух как составная часть природной среды.


Вода в почве и её роль в жизни растений.


Почвы «тёплые» и «холодные».


Распространение почв на земном шаре. Взаимосвязь климата и почв.


Почвы тундры.


Почвы таёжной зоны.


Чернозёмные почвы.


Луговые почвы.


Солончаки и солонцы.


Раздел V. Почва – основа жизни на планете (12ч)


Понятие о плодородии почвы.


Истощение почвы. Целина и залежь.


Удобрения. Виды удобрений.


Приемы выращивания культурных растений.


Мелиорация.


Почвозащитное земледелие.


Факторы среды и земледелие.


Почему необходимо беречь почву?


Роль почв в биосфере.  


Человек на Земле.


Загрязнение почв.


Понятие о здоровой, больной и мёртвой почвах.







Раздел VI. Здоровье и безопасность жизни человека (5ч)


Влияние образа жизни на здоровье человека


Помощь пострадавшему.


Правила поведения в природе.


Влияние факторов среды на здоровье человека.


Рациональное питание.


Повторение (4ч.)


Планета Земля.


Почва – основа жизни на планете


Человек и природа


Летнее задание

ТРЕБОВАНИЮ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

  1. О многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
  2. Свойства (физические и химические) тел природы;
  3. Основные методы изучения природы;
  4. Основные оболочки Земли;
  5. Свойства живых организмов и их отличия от тел неживой природы;
  6. О многообразии организмов как условия сохранения устойчивости жизни на Земле;
  7. Основные характеристики погоды, факторов среды, влияющих на организм человека;
  8. Сущность понятия «здоровый образ жизни»;
  9. Правила и меры по сохранению здоровья человека;
  10. Основные экологические проблемы своей местности и причины их возникновения;
  11. Редкие и охраняемые виды растений и животных;
  12. Правила и законы охраны природы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Узнавать наиболее распространенные виды растений и животных своей местности;
  2. Приводить примеры физических явлений. Превращений веществ, приспособлений растений и животных к условиям среды обитания;
  3. Определять  на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  4. Находить несколько созвездий Северного полушария с помощью звездной карты;
  5. Описывать собственные наблюдения и опыты (их цель, условия проведения и полученные результаты), формулировать выводы;
  6. Определять черты сходства и различия при сравнении природных объектов (не менее по 3-4 признакам);
  7. Описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел и веществ;
  8. Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  9. Находить определения терминов в справочной литературе;
  10. Кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  11. Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  12. Следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
  13. Оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях

Учебно – методическое обеспечение:

1.А.Е. Андреева Природоведение. 5  класс: учебник для  общеобразовательных учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008.

2.Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.)

3.Рабочая тетрадь Андреева А.Е.) 2. Методическое пособие (Андреева Н.Д.)

4.С.В. Суматохин. «Биология/Экология: Животные». Сборник заданий, задач и упражнений с ответами: Пособие для учащихся основной школы

Средства обучения: таблицы, лабораторная посуда, микроскопы, гербарии, коллекции

                                          Список  литературы для учителя:

   1.Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 864с.

2.Вронский, В.А. Прикладная экология : уч. пос. / В.А. Вронский. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. – 512с.

3.Горностаев, Г.Н. Энциклопедия природы России: Насекомые /
Г.Н. Горностаев. – М.: Просвещение, 1999. – 560с.

   4.Растения и животные Тамбовской области: кадастр и мониторинг. Сборник научных трудов. – Мичуринск, 2002. – 139с.

   5.Реки Тамбовской области: Каталог / Под ред. Н.И. Дудника. – Тамбов, 1991 – 47с.

        Список  литературы для ученика:

  1.Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;

  2.Акимушкин И. И.Исчезнувший мир.- Смоленск, Русич, 1999.- 192 с.- («Занимательный мир»).

  3.Акимушкин И.И. Проблемы этологии.- Смоленск, Русич, 1999.- 192 с.- («Занимательный мир»).

  4.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР)      КН.1. - М: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;

  5.Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М: Агропромиздат, 1991. - 336с.

  6.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.-334 с.

                    1CD  приложение к учебно-методическому комплекту

  1. Биология. 1С: Репетитор.

   2.  Биология.   БЭНП «Кирилл и Мефодий».

        Интернет-ресурсы

   1.http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****

   2.http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****

  3.http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****

 4.http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.***

                             

                               Муниципальное образовательное учреждение

                                 «средняя общеобразовательная школа№7»

рассмотрено:                                            согласовано:         

На заседании ШПОУ                                                     заместитель директора        

Протокол №_________                                                    по учебной работе

                                                   

от «___»______20___г.                                                   _______________________        

руководитель ШПОУ

___________________                                                  «_____»________20_____г.        

      Рабочая программа

      по природоведению

                                                              5 кл.

                                                      составитель:

                                                                      Ковалева Галина Евгеньевна,

                                                                      учитель биологии  I категории

 

                                          Мичуринск, 2011

                                     

Содержание:

 

 1. Пояснительная записка.

 2.Содержание учебного материала.

 3.Учебно – тематический план.

 4.Требования к уровню подготовки учащихся.

 5. Учебно – методическое обеспечение.

 6.Список литературы.

             

     

     

                         

             

         

        

                                                           

                                                           

         

                                                           

                                 

                           

 

        

                             

             

       

         

         

        

        

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Природоведение 5 класс.А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Рабочая учебная программа  составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и  Примерной  программы  основного общего обр...

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программапо математике 5 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...