Методическая разработка урока в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Бирючатникова Юлия Владиславовна

Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В. В. Пасечника, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок – обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником. Учитель выступает в роли координатора деятельности учащихся. Урок построен с учетом интеграции различных форм работы, методов, а также деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волгоградская Государственная Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

Конкурс «Методическая находка»

Методическая разработка урока

Иммунология на службе здоровья.

                                                                        Работу выполнил

   учитель биологии МОУ

                                                                                      лицей №5

                                                                                      имени Ю. А. Гагарина

    Бирючатникова Ю.В.

Волгоград 2010


Содержание.

  1. Введение                                                                                        2-4
  2. Характеристика урока.                                                                 5-6
  3. Ход урока.                                                                                      7-8
  4. Домашнее задание.                                                                        9
  5. Заключение.                                                                                   10
  6. Литература.                                                                                    11
  7. Приложения.                                                                                  12

Введение.

В средней школе отсутствует планируемое время на самостоятельную работу, что явно противоречит требованиям современного образования и остро ставит проблему дефицита учебного времени, необходимого для качественного выполнения заданий самостоятельной работы.

Использование современных педагогических технологий обучения школьников и управления их познавательной деятельности привели к трансформации урока как формы организации учебного процесса в учебное занятие. Понятие «учебное занятие» шире понятия «урок». Урок мы рассматриваем, как частный случай учебного занятия. Учебное занятие характеризуется двояко: как организационная форма обучения и как временной отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности.

Как основная организационная форма учебное занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения. Как в целостном отрезке процесса обучения, в занятии взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: общие педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения и др.

Как педагогическая система учебное занятие отличается целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся, что и обеспечивает усвоение содержания и управление познавательной деятельностью школьников.

Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом, формулируется в соответствии с реализацией основных звеньев процесса обучения и определяет тип и структуру учебного занятия.

Учитывая концепцию Ю.А. Бабанского, классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом: изучения и первичного закрепления нового учебного материала; комплексного применения знаний; комбинированное; обобщения и систематизации знаний и умений; актуализации знаний и умений; контроля и коррекции знаний и умений. Структура учебного занятия отражает логику процесса усвоения знаний и умений. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок – обобщения и систематизации знаний и умений.

Тип учебного занятия

 Дидактическая цель

Структура

Обобщения и систематизации знаний и умений

Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Систематизация и обобщение.

Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.

Проверка уровня обученности.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов)

На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником. Под самостоятельной учебной работой педагоги понимают организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время.

Самостоятельная работа складывается из отдельных взаимосвязанных между собой внешних и внутренних элементов. Внешние элементы: задания, источники знаний, приемы учебной работы; внутренние элементы: мотивы деятельности, личный опыт ученика и его эрудиция, мыслительная деятельность.

Основная дидактическая функция самостоятельной работы учащихся - обеспечить овладение специфическими приемами учебной работы, приемами познания нового, исследовательскими методами обучения. Основная психологическая функция - обеспечить последовательное развитие самостоятельности мышления.

В зависимости от цели и содержания учебного занятия в педагогической практике, используется сочетание различных форм организации самостоятельной работы: фронтальной, индивидуальной, групповой, коллективной, парной. На данном уроке целесообразно применение индивидуальной (задание №1) и групповой (задание №3, №4) форм работы. Целью индивидуальной работы является:

- научить учащихся сосредоточивать внимание;

- работать с текстом самостоятельно;

- выделять главное.

Целью индивидуальной работы является развитие личностных качеств: инициативы, коммуникативных способностей, способности делать выбор и т.д.            

Успех познавательной деятельности ученика, во многом зависит от тщательности ее подготовки учителем, его умения организовать самостоятельную работу, управлять деятельностью школьников, уделять внимание классу в целом и каждому ученику.

На уроке используются репродуктивные и продуктивные (творческие частично-поисковые) методы обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Деятельность учащихся, используемая на уроке, подразделяется на регламентированную (задание №1, таблица) и нерегламентированную (задание №3, творческое задание, где используются герменевтические методы), что позволяет осуществить их интеграцию.  Регламентированная способствует развитию  рациональной стороны личности, логического мышления, способности анализировать, классифицировать, выделять главное, сравнивать и т.д. Нерегламентированная позволяет развивать сферу чувств и видение главного смысла.

Для эффективности выполнения самостоятельной работы, учащимся предлагается работа с инструктивной картой ученика (см. приложение 1.).


Методическая разработка урока биологии в 8 классе.

Иммунология на службе здоровья.

Урок – обобщение.

Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В. В. Пасечника, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок – обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником. Учитель выступает в роли координатора деятельности учащихся. Урок построен с учетом интеграции различных форм работы, методов, а также деятельности учащихся. В итоге смена образовательных ситуаций и деятельности приводит к осуществлению индивидуализации процесса обучения, позволяет развивать личностные качества школьников, а также способствует вовлечению всех учащихся в образовательный процесс.

 

Цели: Сформулировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека.

- обучающие:

  1. Учащиеся должны давать понятия иммунологии, вакцины, сыворотки.
  2. Учащиеся должны называть условия применения вакцин и сывороток.
  3. Учащиеся должны различать виды иммунитета и объяснять их значение.
  4. Учащиеся должны составить схему переливания крови и определить значение резус-фактора.
  5. Учащиеся должны составить модель «Современная наука иммунология и области ее применения».

- развивающие:

  1. Продолжить развитие у учащихся навыков самостоятельной работы и работы в группах.
  2. Продолжить формирование у учащихся умений систематизировать и обобщать информацию.
  3. Продолжить развитие у учащихся творческих способностей.
  4. Продолжить развитие у учащихся бережного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  1. сформулировать понятия «вакцина» и «сыворотка»;
  2. составить в виде таблицы сравнительную характеристику вакцины и сыворотки;
  3. рассмотреть схему классификации иммунитета;
  4. представить понятия аллергия и тканевая совместимость в виде образа;
  5. составить схему переливания крови;
  6. дать понятие и составить модель современной иммунологии.

Этап подготовки. Формирование групп учащихся (в зависимости от подготовленности класса к групповой работе, учитель может назначить координаторов среди учащихся, которые будут формировать группы, или предложить школьникам самим распределиться по группам). Количество учащихся, входящих в группы определяется учителем.

Оборудование: учебник (Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс – М.: Дрофа, 2007), фломастеры разных цветов, листы бумаги формата А3 (по количеству групп), инструктивные карты учащихся.

На данном уроке возможно применение интерактивной доски для демонстрации схем, моделей, а также проверки заданий учащимися.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Деятельность учащихся: регламентированная, нерегламентированная.

Методы обучения: репродуктивные, творческие.

Ход урока.

  1. Постановка проблемных вопросов для обозначения целей урока.

В настоящее время среди населения проводится вакцинация против гриппа. Для чего нам нужны прививки? Почему в одних случаях применяю вакцины, а в других  - сыворотки? Что такое аллергия и отчего при успешных операциях при пересадке органов все-таки часты случаи отторжения тканей? Что необходимо учитывать при переливании крови и кто является универсальным донором, а кто универсальным реципиентом? Что изучает наука иммунология и как она связана с проблемами сохранения нашего здоровья?

 Попробуем сегодня найти ответы на эти вопросы.

  1. Фронтальная работа.

Откройте с.94 § 19. Возьмите инструктивную карту, прочитайте и выполните задание №1. На выполнение задания 7 минут.

Проверка. Обратите внимание на доску (на интерактивной доске определения «вакцина», «сыворотка», заполненная таблица 1. Используется функция интерактивной доски «шторка»). Проверьте правильность выполнения задания. Можете исправить, или дополнить. 3 минуты.

Прочитайте задание №2. Еще раз ознакомьтесь с классификацией иммунитета, обратите внимание, на чем она основана (на интерактивной доске схема классификации иммунитета. Возможно использование функции интерактивной доски «передвижение объектов» для расстановки понятий «вакцина» и «сыворотка»).

Схема 1.

                      Иммунитет

                   /                    \

врожденный              приобретенный

       (наследственный)       (в процессе жизни)

                                                    /                   \

                                     естественный           искусственный

  (после перенесенного заболевания)             /              \

                                                                  активный         пассивный

                                                                   (вакцина)        (сыворотка)

 

Обратите внимание на связь данной классификации с понятиями «вакцина» и «сыворотка». На выполнение задания 7 минут.

  1. Работа по группам.

(Учащимся предлагается сесть по группам (4 группы). Группам присваивается номер).

Внимательно прочитайте задание №3. Обратите внимание на форму представления рассмотренного материала и на время выполнения задания. Действовать строго согласно регламенту. На выполнение задания 5 минут. Учащиеся знакомятся с понятием «аллергия» и причинами тканевой несовместимости. На представление результатов задания учащимся отводится по 2 минуты.

Группы получают различные задания. Задание №4 для I и III групп, а задание №5 для II и IV групп. Прочитайте задания. Обратите внимание на правильность, точность и время выполнения задания.

Результаты представляются на доске. Схемы, определения и модели проверяются (проверка схемы переливания крови и определений «донор», «реципиент», «резус-фактор» по образцу (возможно использование интерактивной доски), а модели иммунологии обсуждаются фронтально) и записываются в тетради.

  1. Домашнее задание.

§ 19, задание с.99.

Подготовить доклады о вкладе Э. Дженнера и Л. Пастера в развитие науки иммунологии, а также о проблемах профилактики СПИДа (индивидуальные задания (по желанию)).


Заключение.

На уроке используется интегральная технология обучения. Основной метод – самостоятельная работа учащихся.  В ходе урока у  учащихся формируются коммуникативно-информационные и учебно-познавательные компетенции. Смена образовательных ситуаций и деятельности ведет к осуществлению индивидуализации. Реализация целей и задач (непосредственный ожидаемый результат) достигается при помощи выполнения  заданий инструктивной карточки (см. приложение №1) и повышения учебной мотивации (отсроченный ожидаемый результат). К положительным моментам следует отнести смену деятельности учащихся, возможность развития различных качеств личности, следовательно – вовлечение всех учащихся в образовательный процесс. В ходе подготовки и проведения урока возможны следующие сложности: отбор материала (не должен быть слишком насыщенным), регламент по времени, организация класса.


Литература.

  1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982.
  2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс – М.: Дрофа,2007.
  3. Махмутов М.И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1985.
  4. А. Ройт, Дж. Бростофф, Д. Мейл Иммунология. – 2000. 
  5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  6. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. - М.: Педагогическое общество России, 2000.


Приложение 1.

Инструктивная карта учащегося.

Иммунология на службе здоровья.

В настоящее время среди населения проводится вакцинация против гриппа. Для чего нам нужны прививки? Почему в одних случаях применяю вакцины, а в других  - сыворотки? Что такое аллергия и отчего при успешных операциях при пересадке органов все-таки часты случаи отторжения тканей? Что необходимо учитывать при переливании крови и кто является универсальным донором, а кто универсальным реципиентом? Что изучает наука иммунология и как она связана с проблемами сохранения нашего здоровья?

Задание №1. Прочитайте текст § 19 с.94-96. Найдите определения вакцина и сыворотка. Выпишите данные определения в тетрадь. Укажите особенности применения вакцин и сывороток для сохранения здоровья человека. Определите связь между понятиями вакцина, сыворотка и антитела. Заполните таблицу 1. Внимание! Время выполнения задания 7 минут.

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика вакцины и сыворотки.

Признаки сравнения

Вакцина

Сыворотка

Что содержит?

Как организм получает антитела?

Как быстро развивается иммунитет?

Для чего применяют?

Направленность действия.

Задание №2. Рассмотрите схему классификации иммунитета на с.96. Посмотрите на схему 1 на доске. Как правильно расставить в данной схеме понятия «вакцина» и «сыворотка»?

 Задание №3. Внимательно прочитайте § 19 на с.97 (статьи «Аллергия» и «Тканевая совместимость»). Попробуйте представить понятия аллергия и тканевая совместимость в любой из предложенных форм:  

  1. рисунок;
  2. мини-сочинение;
  3. мини-сказка или стихотворение;
  4. плакат и др.

Обратите внимание на связь понятий аллергия и тканевая совместимость с понятием иммунитет и здоровьем человека.

 Внимание! Время выполнения задания 5 минут. На представление результатов 2 минуты.

Задание №4. (группам I и Ш) Внимательно прочитайте § 19 на с.97-98 (статьи «Переливание крови» и «Резус-фактор»). Составьте схему переливания крови. Дайте определение резус-фактору и укажите его значение при переливании крови. Выпишите определения донор и реципиент.

Внимание! Время выполнения задания 7 минут. На представление результатов 2-3 минуты.

Задание №5. (группам II и IV) На основании текста § 19 и выполненных заданий, дайте определение и составьте модель (схему) современной науки иммунологии.

 Внимание! Время выполнения задания 7 минут. На представление результатов 2-3 минуты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иммунология на службе здоровья человека Урок обобщения и систематизации знаний 8 класс

Слайд 2

– это медицинский препарат, который изготавливается из ослабленных или убитых микроорганизмов. Вакцина Сыворотка – это медицинский препарат, который содержит готовые антитела.

Слайд 3

Таблица 1. Сравнительная характеристика вакцины и сыворотки. Признаки сравнения Вакцина Сыворотка Что содержит? Как организм получает антитела? Как быстро развивается иммунитет? Для чего применяют? ослабленные готовые микроорганизмы антитела вырабатывает в готовом виде самостоятельно в течение в течение длительного короткого времени времени для профилактики для лечения

Слайд 4

Иммунитет врожденный приобретенный (наследственный) (в процессе жизни) естественный искусственный (после перенесенного заболевания) активный пассивный Схема 1. Классификация иммунитета (вакцина) (сыворотка)

Слайд 5

Схема 2. Схема переливания крови I ( 0 ) II(A) III(B) IV(AB) Донор Реципиент человек, отдающий кровь. - принимающий кровь при переливании.

Слайд 6

Иммуноло́гия — наука об иммунитете живых организмов, изучающая биологические механизмы самозащиты организма от любых чужеродных веществ. Иммунология — это наука о строении и закономерностях функционирования иммунной системы, её заболеваниях и способах иммунотерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Методическая разработка урока по биологии по теме "Здоровье кожи".

Данная разработка содержит подробное описание урока и презентацию к нему....

Методическая разработка урока интегрированного урока по физической культуре в 8 классе на тему "Физика на службе физической культуры"

Методическая разработка составлена полностью с требованиями ФГОС основного образования,интегрированный урок эффективен в освоении упражнений и запоминании и правельном применении физических формул....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА "ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ"

Цель: 1. Сформировать у учащихся общее представление о порядке прохождения военной службы по призыву.2. Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника.3. Создать на уроке микроклимат...

Методическая разработка урока по теме «Gesundes Essen» «Здоровая еда» в 5 «В» классе с использованием здоровьесберегающих принципов образовательного пространства урока. УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова

На своих уроках для организации благоприятного климата, для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддерживая мотивацию обучающихся использую элементы здоров...

Методическая разработка урока английского языка по теме «Здоровый образ жизни» ("Healthy Lifestyle")

Урок предназначен для среднеобразовательной школы среднего звена (в частности, для 6 класса). В свете современной жизни и здоровьесберегающих технологий данный урок очень актуален и направлен на приоб...

Разработка урока «Иммунитет. Иммунология на службе здоровья. Борьба организма с инфекциями»

В ходе изучения раздела «Внутренняя среда организма» в курсе биологии «Человек и его здоровье» особое место уделяется изучению типов и механизмов работы иммунитета человека. ...