Конспект урока "Гигиена дыхания".
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Ковалева Галина Евгеньевна

Предлагаемый урок биологии рекомендуется для проведения в 8 классе.Основные задачи урока - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Дыхание»;- развить креативное и логическое мышление, умение анализировать и делать соответствующие вывод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_dyhanie_otkrytyy.docx68.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                             «Средняя общеобразовательная школа№7»

                                       Конспект урока:

                                    «Гигиена дыхания»

                                                                                    Учитель биологии-

                                                                                    Ковалева Галина Евгеньевна

                                                                         

                                                       г. Мичуринск

                                                 

Тема урока: Гигиена дыхания. 

Эпиграф: «Кто владеет дыханием, тот управляет своей судьбой». «Легко дышать – легко жить»

Цель:  -использовать  практико-ориентированный подхот в формировании познавательной активности на уроках  

-углубить и систематизировать знания учащихся об органах дыхания и  на их основе вывести правила гигиены дыхания.

Задачи: - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Дыхание»;

- развить креативное и  логическое мышление, умение анализировать и делать соответствующие вывод;

- формировать экологическую компетентность и стремление к здоровому образу жизни.

 -формировать умение использовать компьютерную технику в жизни.

Формирование общеобразовательных компетенций:

·         развитие навыков самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

познакомить с  гигиеной органов дыхания;

Формирование коммуникативных компетенций:

 ·        формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих;

·        развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения.

Формирование личностно-ориентированных компетенций:

·        способствовать пониманию необходимости здорового образа жизни;

·        способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Планируемые результаты: Учащиеся систематизируют знания об органах дыхания, конкретизируют знания о вредном воздействии загрязненного воздуха и курения.

Личностная значимость изучаемого для школьника: Курящий человек живет в среднем на шесть лет меньше.

Методы обучения: Проблемный. Почему нарушается работа органов дыхания?

Формы организации учебной деятельности: обобщающий урок/

 Развитие умений учащихся: работать с дополнительной литературой, обсуждать проблему, использовать личный опыт и впечатления, обобщать и анализировать информацию.

Оборудование: компьютер , опорные конспекты, валеологические задания    .

Ход урока

I. . Организационный.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  1. Вступительные слова учителя.

      Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.
      -Как вы думаете, в чем вы более всего нуждаетесь в данный момент?

В хорошем образовании?  В престижной работе?

Карьере?  Деньгах?

Наверное, каждый человек определяет для себя первоочередные цели и нужды в жизни...

Кто-то стоит краткосрочные планы...

Кто-то – планы на всю жизнь.. Но совершенно точно можно сказать, что ни одна из ваших целей не сравниться по значимости с архиважной потребностью...

Дышать...

Представляете себе, если бы вы не могли дышать 39 секунд...

Сейчас вы были бы готовы отдать все на свете ради одного вдоха...

А через минуту вы и вовсе потеряли бы сознание...

Еще через 3-4 минуты начнется отмирание клеток мозга  и  вас  уже  будет не вернуть к жизни...  

«Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить долгая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий».       Этими словами начинается литературное произведение  о дыхании.

     - Скажите, ребята, а зачем человек дышит?

Биологическое значение дыхания:

1.Обеспечение организма кислородом.

2.Удаление углекислого газа.

3.Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности.

4.Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Действительно, для жизнедеятельности организма, нужна энергия, работающие ткани жадно поглощают кислород. При тяжелой работе потребление кислорода возрастает в 6 раз.

Поэтому, очень важно, суметь сохранить здоровыми органы дыхания, а как это сделать, мы сегодня и познакомимся на нашем уроке, а так же по ходу урока выведем правила гигиены дыхания, ведь  тема урока «Гигиена   дыхания».

(слайд 1) 

Эпиграфом к нашему уроку, я выбрала слова : «Кто владеет дыханием, тот управляет своей судьбой». «Легко дышать – легко жить»

Помогут нам в изучении новой темы опорные конспекты, которые есть у каждого из вас.

II. Проверка качества усвоения ранее изученного материала.

1.Повторим, какие органы относятся к дыхательной  системе  человека

(слайд  2) На доске имеется схема строения дыхательной система, подобрать к рисунку подписи. И так дыхательная система состоит из воздухоносных путей и дыхательной части.

(слайд3)

3. Для выведения правил гигиены дыхания вспомним строение некоторых органов дыхания.

 (слайд 4) Носовая полость. Слизистая оболочка носовой полости пронизана множеством капилляров. Кровь согревает воздух, который проходит через нос. Слизь, выделяемая слизистыми железами, увлажняет вдыхаемый воздух и задерживает пыль. Очищает от пыли воздух и мерцательный эпителий, покрывающий слизистую оболочку носовой полости.

  Полость носа

   

Особенности строения

Функции

Извилистые носовые ходы. Слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, имеющая слизистые железы. Есть обонятельные рецепторы.

Обоняние. Согревание (охлаждение) воздуха, его увлажнение. Задерживание пыли, уничтожение бактерий.

В какое время года длинный нос полезнее короткого?

Ученые проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух с бактериями, поместили кролика. Как обычно, кролик дышал носом, и, хотя в воздухе были болезнетворные бактерии, он не заболел. Под другой такой же колпак посадили второго кролика, но в нос ему вставили стеклянные трубочки. При дыхании воздух в дыхательное горло поступал через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа. Кролик вскоре заболел и погиб.

Какое первое правило гигиены дыхания можно записать?   ( Дышать надо через нос)

(слайд 5) Гортань. Гортань расположена в передней части шеи. Она состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками.  Важную роль играет особый хрящ – эластичный, гибкий надгортанник. Гортань является важнейшей составной частью голосового аппарата, т.к. в ней расположены голосовые складки. Голосовые связки натянуты между хрящами. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. (слайд 6)Голосовые связки могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках. Строение голосовых связок дает им возможность колебаться как целиком, так и отдельными участками, от чего зависит характер звучания голоса. Просвет между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью.
При молчании голосовая щель широко раскрыта, при разговоре или пении – сужается. Размеры голосовых связок определяют тип голоса. У людей с низким голосом  -  складки более длинные и толстые,  а с высоким – короткие и тонкие.  В образовании голоса участвуют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо с маленьким язычком, глотка.

Как образуется звук?
(слайд 7) Воздух -голосовая щель -колебания голосовых связок -звук

Какие правила можно сформулировать, зная строение гортани?

(Не разговаривай,  когда ешь. 

Недопустимо злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой)

  Высота звука определяется формой и размерами гортани, связок. По звуковысотному признаку принято делить все голоса на несколько основных групп.

(слайд8)

Тип певческого голоса


 №___  Сопрано - высокий женский голос


№ ___  Меццо-сопрано – средний женский голос                              

 № ___ Контральто – низкий женский голос


№ ____ Тенор – высокий мужской голос


№ ____ Баритон - средний мужской голос

№ ____ Бас - низкий мужской голос

 

 

 

 

 

Сейчас мы прослушаем аудиозапись певческих голосов,  попробуйте определить  тип певческого голоса. Записать номера ответов в  таблицу.  

Тип певческого голоса

№ 1 Тенор – высокий мужской голос (Сергей Лемешев)


 № 2   Сопрано - высокий женский голос (Татьяна Шмыга)

№  3  Баритон - средний мужской голос (Муслим Магомаев)

№ 4  Меццо-сопрано – средний женский голос (Елена Образцова)                            

№ 5  Бас - низкий мужской голос (Борис Штоколов)

 (Слайд 9-13)

 

Развить голос и придать тембру нужные тебе оттенки помогут проверенные нами упражнения. (валеологический самоанализ)

 (слайд14)Гортань переходит в трахею. Она имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Трахея разделяется на два бронха, которые входят в легкие. Трахея и бронхи выстланы мерцательным эпителием, который, удаляет из органов дыхания пыль и другие инородные частицы. Слабое раздражение слизистой оболочки гортани, трахеи, бронхов вызывает кашель. В легких бронхи разветвляются. Концы мелких бронхиальных трубочек заканчиваются гроздьями тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. 

Какое правило можно сформулировать?  (При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком)

- А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:

"Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигарету и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три - четыре затяжки, выпуская дым через ноздри" (встреча Колумба и его команды с туземцами).

Сообщение уч-ся.

Действительно, как утверждают историки, табак завезли в Европу моряки из Южной Америки. Из Испании семена табака попали в Турцию (курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, виновных сажали на кол), в Персию (персидский шах приказал сжечь торговца, которых завез табак в страну), в Италию (Римский папа Урбан 7 отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак), в Россию, где за курение полагалось весьма серьезные наказания - от палочных ударов до отрезания носа и ушей. Торговцев табаком ждала смертная казнь. (По мере рассказа, называемые страны показать на карте).

Но постепенно запрет на курение отменялся в одной стране за другой. С годами к вредной привычке приобщались мужчины, женщины, подростки, даже дети. Возникла даже мода на курение.

Но врачи выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала 1960-х годов, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись!   Хочу привести высказывания некоторых выдающихся людей.

Писатель А. Дюма: "я отложил свою сигарету и поклялся. Что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь".

Л. Толстой, бросив курить, сказал: "Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голов".

(слайд15)По результатам опроса в нашей школе: 1. Пробовали курить -  49% из опрошенных   2. Курят – 36 %.

(слайд16) . В настоящее время наука располагает доказательствами того, что табак содержит губительные для организма вещества. Их около 400.

Сообщение уч-ся.

Никотин является естественным компонентом табачных растений -  это наркотик и сильный яд. Он легко проникает в кровь, накапливается в самых жизненно важных органах, приводя к нарушению их функций.

Смола – это все то, что содержится в табачном дыме, за исключением газов, никотина и воды. Каждая частичка состоит из многих органических и неорганических веществ, среди которых присутствует множество летучих и полу-летучих соединений. Дым попадает в рот в виде концентрированного аэрозоля. При охлаждении он конденсируется и образует смолу, которая оседает в дыхательных путях. Содержащиеся в смоле вещества вызывают рак и другие заболевания легких. Они также снижают эффективность иммунной системы. 

Угарный газ – это газ без цвета и запаха, присутствующий в высокой концентрации в сигаретном дыме. Его способность соединяться с гемоглобином в 200 раз выше, чем у кислорода. В связи с этим повышенный уровень оксида углерода в легких и крови у курильщика уменьшает способность крови переносить кислород, что сказывается на функционировании всех тканей организма. Мозг и мышцы (включая сердечную) не могут действовать в полную силу без достаточного поступления кислорода. Сердце и легкие должны работать с большей нагрузкой для того, чтобы компенсировать снижение поступления кислорода в организм. Угарный газ также повреждает стенки артерий и увеличивает риск сужения коронарных сосудов, что может привести к сердечным приступам. 

Цианистый водород или синильная кислота оказывает прямое пагубное воздействие на природный очистительный механизм легких через влияние на реснички бронхиального дерева. Повреждение этой очищающей системы может привести к накоплению токсичных веществ в легких, увеличивая вероятность развития болезни

- Курение приводит к заболеваниям – это рак легких, бронхит и другие. Курение опасно не только для того, кто курит, но особенно для некурящих людей. Поэтому стоять рядом с теми, кто курит не нужно, необходимо вести посильную борьбу с курильщиками.

Вывод: Каждый вправе делать свой выбор, но прежде, чем его делать, подумайте хорошо, для чего это нужно вашему организму.

(слайд 17)Так выглядят легкие курильщика. Как будут выглядеть твои органы решать тебе.                                      Я призываю – любите себя,

                                    Свой мозг, свою печень и сердце, друзья.

                                    Сделайте вывод сами немедля –

                                     Курить человеку опасно и вредно!

              Важным для дыхания является и чистота воздуху, которым мы дышим.  

О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко “Счастье”: “…ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман… Пейте только проточный воздух… Держитесь в своей болезни политики открытых дверей”.

Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Она портит жилище, одежду, продукты. Но, главное, пыль в воздухе вредна для здоровья человека. При помощи ультрамикроскопа подсчитали количество пылинок в воздухе. В 1 см? городского воздуха много сотен тысяч пылинок. В крупных промышленных городах ежегодно на 1 км? оседает до 1500 т пыли. Особенно вредна производственная пыль.

  Еще М.В.Ломоносов писал о вредности “каменной и земляной пыли”. И только спустя 100 лет было исследовано влияние пыли на организм.

   Каторжные условия труда шахтеров описал Эмиль Золя в романе “Жерминаль”, где он рассказал о рабочих, которые, откашливаясь, выплевывают угольную черную мокроту.

 (слайд18)  Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии. Они оседают на пылинки и, как на парашютах, долго находятся во взвешенном состоянии. Там, где много пыли в воздухе, много и микробов.

Учениками проводилось микробиологическое исследование, сейчас они вам расскажут о результатах своей работы

Сообщения уч-ся

 Нами проводилось исследование, цель которого была определить количество микробов в классной комнате до уроков, после первой смены и как различные температуры, а также другие абиотические факторы влияют на рост и развитие бактерий.  

(слайд19)Нами было подсчитано, что в 1 м? воздуха школьного класса до начала занятий 2600 микробов, а к концу занятий первой смены достигает 13500!

Из одной бактерии при температуре +30?С через каждые 30 минут образуются две, при температуре + 20?С их деление замедляется в 2 раза, а при температуре + 10?С – в 20 раз. Прекращаются размножаться микробы при +3, +4?С. В зимнем морозном воздухе почти нет микробов. Губительно действуют на микробы солнечные лучи.

Какие правила гигиены  мы можем еще записать?

(    Влажная уборка в помещение.)

Отказ от курения. Проветривание помещения)

Итальянская поговорка гласит: “Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач”.      

Наши ребята посетили Гор. больницу и получили интересную информацию.

Они познакомят вас с ней.

Мы побывали в Центральной городской больнице и побеседовали с врачом приемного отделения. Цель нашей беседы – Узнать с какими заболеваниями поступают больные в больницу .Результаты за три года.  

 (слайд20)

Диаграмма   1 Структура наиболее часто встречающейся патологии у пациентов.

Из  диаграммы  видно , что наибольшее число поступивших больных приходится на заболевания органов кровообращения, которые растут с каждым годом. Заболевания органов дыхания стоят на втором месте. На третьем – заболевания органов пищеварения.Это зависит от экологических, экономических и социальных условий, в которых мы живем. Люди все больше подвергаются нервно-психическим напряжениям, стрессам. Неумеренное, нерациональное питание, вредные привычки: курение и алкоголь наносят свой удар  по здоровью.

(слайд21)                                                       

Таблица 1                      Заболевания органов дыхания

2009

2010

2011

ОРВИ

-поступили в МГБ

 

                  212

 

                  185

 

                 230

 

Хронический бронхит

-поступили в МГБ

 

                120

               

 

                117

                 

                110

                 

Астматический статус

-поступили  

 

                  55

                 

                 58

                 52

                 

 

.Из таблицы мы видим , что самые распространенные заболевания органов дыхания это острые респираторные заболевания ( ОРВИ), Хронический бронхит и асматические заболевания.

(слайд22)

Таблица 2      Больничная летальность за 2009-2011 г.

             

Причина

2009

2010

2011

Пневмония

                          8

                         9

                         11

Отравление

                         10

                         9

                         12

Цирроз печени

                          8

                         7

                          9

ХОБЛ

                          7

                         8

                         10

Инфаркт миокарда

                        10

                        10

                         12

ХСН

                        12

                        11

                         14

Инсульт

                        15

                        17

                         18

Из таблицы № 2 мы видим, что число умерших   увеличилось, это можно объяснить  увеличением поступающих  больных, часто  с тяжелой сердечной, легочной патологией и не редко в  тяжелом состоянии.

Какие правила гигиены  мы можем еще записать?

(Необходимо своевременное обращение к врачу. Укреплять свой организм.)

-Что входит в понятие "общее укрепление организма"? Прежде всего, прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, в том числе и дыхательные. Некоторые несложные упражнения, которые займу немного времени, но окажут организму большую помощь, я вам сейчас покажу. Выполняйте вместе со мной.

Дыхательные упражнения.

1. Руки в стороны, затем вверх – вдох.           2. Руки к плечам, вверх – вдох.

   Руки в стороны, вниз – выдох.                          Руки к плечам, вниз – выдох.

3. Руки на поясе. На счет раз, два – вдох.       4. Руки на поясе. На счет раз два – вдох.

     На счет – три, четыре – выдох.                         На счет – три – резкий выдох.

Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером имеют в основном аллергический характер. Это связанно с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества, особенно если компьютер новый. Помимо выделения вредных веществ, компьютер создаёт вокруг себя электростатическое поле которое притягивает пыль и соответственно она оседает у вас в лёгких, в то же время работающий компьютер деонизирует окружающую среду, и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на лёгкие, так и на весь организм в целом.

Профилактика заболеваний органов дыхания.

    1. Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например: аквариум с рыбками (во-первых увеличивает влажность, во-вторых рыбки успокаивают нервы), декоративные водопады (опять же, повышают влажность, а падающая вода является естественным ионизатором воздуха, хотя конечно эффекта как после дождя с грозой не будет, но всё же).

    2. После покупки компьютера, желательно включить и оставить его на несколько часов в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик из которого сделан корпус монитора при нагревании выделяют очень большое количество вредных веществ.

И так мы составили основные правила гигиены дыхания. Вторую колонку заполните дома. Гигиена и профилактика заболеваний органов дыхания:

  1. отказ от вредных привычек – курение;
  2. проветривать помещения;
  3. чаще прогуливаться на свежем воздухе в скверах, парках;
  4. витаминизированное питание;
  5. занятия физической культурой, спортом.

Составить буриме:                                                                                

                                    --------------------------      лежать,                                            

                                  ----------------------------     дышать,

                                  ----------------------------     улыбаться,

                                  ----------------------------     заниматься!

А сейчас запишите каковы причины заболевания органов дыхания.

 Предполагаемый ответ: курение, попадание инородных предметов в дыхательные пути, экологическое загрязнение атмосферы, вирусы, бактерии, аллергия на пыль, шерсть, пыльцу растений.

Закрепление

(слайд23) проверь себя.

(слайл24) Решить чайнворд

Этот урок я хочу завершить словами поэта:

Живи - Не уставай дивиться

 Тому, как светел небосвод.

 И так дыши, как дышит птица,

 Пускаясь в дальний перелет.

Нам в этом мире многое дано,

 Расти, искать и ошибаться,

 Но, главное дано дышать.

 Любить, найти и не сдаваться!

(слайд32)

1. Учебник, таблица

2. Творческая лаборатория: 

а)  Провести валеологический самоанализ «здоровое дыхание»

б)  Подготовить сообщение о заболеваниях дыхательной системы

Домашнее задание

1CD  приложение к учебно-методическому комплекту

"Просвещение". Биология. Анатомия и физиология человека

  1. Биология. 1С: Репетитор.

   2.  Биология.   БЭНП «Кирилл и Мефодий».

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Федеральный портал «Здоровье и образование»  http://www.valeo.edu.ru/

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Терминальное состояние. Этапы сердечно-легочной реанимации

Информационный модуль

 Презентация

http://www.fcior.edu.ru/card/2413/terminalnoe-sostoyanie-etapy-serdechno-legochnoy-reanimacii.html

2

Терминальное состояние. Сердечно-легочная реанимация. Контрольные задания

 (№1 - проще)

Контрольный модуль

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/4220/terminalnoe-sostoyanie-serdechno-legochnaya-reanimaciya-kontrolnye-zadaniya.html

3

Терминальное состояние. Сердечно-легочная реанимация. Контрольные задания

 (№2 - сложнее)

Контрольный модуль

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/12414/terminalnoe-sostoyanie-etapy-serdechno-legochnoy-reanimacii-kontrolnye-zadaniya.html

   

Тест №1.

Ф. И. учащегося___________________________________

При выполнении заданий с выбором одного ответа (это А1-А3) обведите кружком номер правильного ответа в работе.

А1. Внутри носовая полость выстлана

1 жировой тканью;

2 слизистой оболочкой;

3 серозной оболочкой.

А2. Дыхательный центр располагается в:

1 коре больших полушарий;

2 среднем мозге;

3 продолговатом мозге.

А3. Лёгкие расположены

1 в грудной полости;

2 брюшной полости;

3 тазовой полости

В заданиях части В выберите три верных утверждения из шести, ответ запишите цифрами в порядке возрастания.

 

В4.

1. При вдохе диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются.

2. При вдохе диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются.

3. Кровь насыщается кислородом в тканях.

4. Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге.

5. Дыхательный цикл складывается из вдоха и выдоха, они ритмично следуют один за другим.

6. В лёгких кровь насыщается углекислым газом.

Ответ_________________________

При выполнении задания В5 - установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

В5. Установите соответствие между органом и выполняемыми им функциями.

1) Гортань

2) Лёгкие

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ                                                    ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ                А) Осуществляет газообмен между организмом и окружающей средой;

Б) Образование звуков и речи;

В) Проводит воздух в трахею;

Г) Выполняет выделительную функцию, удаляя из организма углекислый газ.

Ответ:

Ответ:

А

Б

В

Г

Тест №2.

Ф. И. учащегося___________________________________

При выполнении заданий с выбором одного ответа (это А1-А3) обведите кружком номер правильного ответа в работе.

А1. Надгортанник – особый хрящ:

1 лёгких;

2 трахеи;

3 гортани.

А2. Гортань орган дыхания

1 в котором образуются звуки;

2 в котором происходит газообмен;

3 выполняющий кроветворную функцию.

А3. Альвеолы – это:

1 разветвления трахеи;

2 лёгочные пузырьки;

3 выпячивания лёгочных пузырьков.

В заданиях В4 выберите три верных утверждения из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

В4.

1. В альвеолах происходит газообмен.

2. Кровь насыщается кислородом в лёгких.

3. В спокойном состоянии человек совершает 70 дыхательных движений в минуту.

4. Изменение концентрации углекислого газа не влияет на частоту дыхательных движений.

5. Вентиляция лёгких происходит благодаря вдоху и выдоху, которые осуществляются при расслаблении диафрагмы и межрёберных мышц.

6. Деятельностью дыхательной системы руководит кровеносная система.

Ответ_______________  

При выполнении задания В5 - установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В5. Установите соответствие между функциями и органами

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ                                                                               ОРГАНЫ

А) Согревает и увлажняет вдыхаемый воздух.

Б) Обеспечение газообмена между организмом и окружающей средой.

В) Задерживание и удаление пыли.

Г) Выделение из организма углекислого газа и воды

1) полость носа

2) лёгкие

Ответ:

А

Б

В

Г

Профилактика заболеваний органов дыхания

1. Курение приносит наибольший вред всем органам дыхания. Постарайтесь избавиться от этой вредной привычки.

 2. Резкое охлаждение вызывает спазм бронхов. Старайтесь не выходить на улицу во время сильных морозов.

 3. Дыхание носом очищает и согревает воздух.

 4. Занятия спортом на свежем воздухе укрепляет ваш организм. Только не надо злоупотреблять нагрузками.

 5. Постарайтесь успокаивать дыхание при различных стрессах.

 6. Занятия аутотренингом значительно облегчат приступ астмы. Научитесь расслабляться.

 7. Витамин А активизирует защитные силы бронхов. Много этого витамина содержится в растительной пище.

 8. Не старайтесь заглушить кашель. Он помогает очиститься бронхам от слизи и является естественной реакцией организма на инфекции.

 9. Судорожный кашель может быть вызван коклюшем, поэтому немедленно обратитесь к врачу.

 10. При заболеваниях бронхитом делайте дыхательные упражнения. Дышите с задержкой глубоко и медленно.

 11. Не откладывайте лечение астмы у детей, надеясь, что ребенок перерастет.

 

 Основные правила гигиены дыхания:

1. Дышать надо через нос,

2.  нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности, недопустимо злоупотребление высокими нотами, криком,


3. 
Необходимо исключить курение

4 . В течение суток ( 2 – 3 часа) полезно быть на свежем воздухе, необходима регулярная влажная уборка помещений,

6. При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком,  

                                                                                   

7. Регулярные обследования населения.

 

Валеологический самоанализ

Тест: “Твое здоровье”

  1. Я живу в загрязненном микрорайоне.
  2. После быстрого бега я долго не могу отдышаться.
  3. Недавно я переболел воспалением легких.
  4. Мне лень делать дыхательные упражнения.
  5. У меня часто воспаляются горло и дыхательные пути.
  6. Я редко бываю на улице.
  7. В морозный день мне трудно дышать.
  8. Я редко вытираю пыль в своей комнате.
  9. Дышу я чаще….
  10. Когда я вырасту, я буду курить.

Работа с тестом, отмечают “+”, “-”.

«Здоровое дыхание»

Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.
Многие люди дышат слишком часто (а норма – 16 вдохов в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным. В результате легкие не успевают как следует проветриться – свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается как бы невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо.
Полное дыхание – это соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания. Человек, постоянно практикующий полное дыхание, будет иметь широкую грудь – и любой узкогрудый человек может развить свою грудную клетку до нормальных размеров.
Давайте проверим, правильно ли вы дышите. Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. Определите, как именно вы дышите: активно расслабляя живот – брюшной тип дыхания, поднимая и опуская грудную клетку – грудной тип, совмещая то и другое – смешанный тип дыхания.
Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.
Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно. Давайте научимся дышать правильно, совершаем дыхательные движения животом. Вдох -1,2; выдох 1,2,3,4. Учиться дышать необходимо медленно.  Правильное  дыхание отпугивает многие болезни. На востоке существует легенда «Кто владеет дыханием, тот владеет судьбой». (Значит, дольше живет).

ПОРА МЕНЯТЬСЯ

Самое время заняться выразительностью голоса, если:

1 Тебя часто просят повторить то, что ты только что сказала.

2 Ты теряешься во время телефонных разговоров, не любишь произносить тосты и избегаешь публичных выступлений.

3 Иногда ты замечаешь, что собеседник, слушая тебя, постоянно отвлекается.

4 Тебе тяжело на работе вести какие-либо переговоры.

5 Никто никогда не делал комплиментов по поводу твоего голоса.

КАК НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ

Развить голос и придать тембру нужные тебе оттенки помогут проверенные нами упражнения.

Рецепт индийских йогов: встань прямо, ноги на ширине плеч. Спокойно подыши, после чего набери воздуха в живот и резко выдохни с громким звуком: «ха-а!».

Рецепт Тарзана: выдохни, затем глубоко вдохни. Громко произнеси «и-и-и-и», одновременно ударяя себя кулаками в грудь. Повтори со звуками «э», «о», «а», «у».

Репепт кобры: лежа на спине, правую руку положи на живот, а левую под поясницу. Глубоко вдохни через нос, словно направив воздух в живот. Задержи дыхание и плавно выхыхай вместе со звуками «ш-ш-ш» и «с-с-с», втягивая при этом живот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...

«Виды дыхания в народном хоровом пении. Цепное дыхание».

Занятие  фольклорного коллектива. Продолжение темы "Выды дыханий"...

"Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"

План конспект урока   по  программе для основной образовательной школы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова. Учебник "Биология. Человек", 8 класс....

Проверочная работа в формате ГИА по теме - «Дыхание. Система дыхания»

Цель работы: Проверка усвоения обучающимися знаний, сформированности умений в объеме, установленном обязательным минимумом содержания образования по теме «Дыхание. Система дыхания». Можно использовать...

План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока:    образовательная:  изучить анатомические и морфологические особе...

. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания

Урок биологии в 8 классе. Комбинированный урок. Урок участвовал в конкурсе "Учитель года- 2008"...

Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"

Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"...