Нетрадиционный урок в 6 классе на тему: Беседа - путешествие "Мир вокруг нас"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Егина Вера Федоровна
Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Данный урок способствует формированию основ экологического обучения у учащихся с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа – путешествие «Мир вокруг нас»

Цели:

  1. Обучение школьников простейшим умозаключениям, развитие их логического мышления;
  2. Формирование представлений о сходстве процессов, происходящих в организме человека и растений;
  3. Воспитание бережного отношения к природе.

Ход занятия

Первый корреспондент. — Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

 Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же –

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

— Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово.) Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе?

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер. Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной. То он серый, те он синий,

 То он ярко-голубой.

— Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы — очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? "Ответы школьников.)

— Проветрили комнату, убрали пыль влажной тряпкой — убрали микробов с голубого поля! (Воспитанник убирает аппликации микробов.) Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель — Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое. Если мы сумеем очистить все поля — наш человечек будет улыбаться!

— Теперь следующая страничка нашей газеты — посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.

Второй корреспондент. — Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова: Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно, репродуктор, И еще магнитофон.

— Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: Эй, гражданка, у окна, Вы же в доме не одна. Почему же целый дом Должен слушать этот гром? (Ответы школьников.)

— Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины — грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить — громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно — резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) — звуки вокруг нас. Одни стрелки — резкие, громкие. Другие — волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

— Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы школьников.)

— Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.

Учитель — Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Третий корреспондент.

 Не умыться, ни напиться Без воды,

Листику не распуститься без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

 И поэтому всегда Всем везде нужна вода!

— Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег — это вода и облака — это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода, какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:

 Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок!

— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей.)

— Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна — это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? (Ответы детей.)

— Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна (Убирает.)

— Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле — чистая вода! А теперь, зеленая страничка нашей газеты. Четвертый корреспондент. — Зеленая страничка нашей газеты — страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей.)

— Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

 Шустрым бегает зверьком,

 В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

 Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг.

— Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей.) Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей.)

— Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

— Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений.)

— Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения — природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей.)

— Главное правило — не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное — не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы — орла или ястреба и лягушки или жабы.

Учитель  поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.)

Учитель — Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается — ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо.) Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы и его надо беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сценарий проведения нетрадиционного урока по музыке по теме "Интонация"

В игровой форме даю общие представление о том, что такое интонация, какое значение она имеет в музыке. Раскрываю смысл понятий: "Ритм", "Темп", "Тембр", "Динамика", "Мелодия", "Выразительность", "Изоб...

Открытый урок в 10 классе по теме «Электрическое поле вокруг нас»

Дан подробный конспект открытого урока по теме "Электрическое поле вокруг нас" ,который был проведён 19 марта 2011 года в ГБОУ СОШ № 639 во время Общегородского для открытых дверей, проводимых во всех...

Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"

Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети...

Интегрированный урок по ИЗО и музыке в 7 классе по теме:"Беседа на тему "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина).Особенности творчесства Н.А.Римского- Корсакова"

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Конспект нетрадиционного урока английского языка на тему "True friend"

Конспект нетрадиционного урока английского языка. Урок-конференция на тему "Лучший Друг" . Данная форма проведения урока подходит для этапа закрепления лексического материала, она позволяет более проч...

Конспект урока 8 класс по теме "Искусство вокруг нас"

Конспект урока по курсу Искусство 8-9 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская", презентация к уроку, приложение...

урок алгебры в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия вокруг нас"

Тип урока: повторительно-обобщающий.Цели:-Обобщить теоретические знания по теме; совершенствовать навыки нахождения n-го члена  суммы  n-первых членов арифметической прогрессии с помощью фор...