Рабочая программа по биологии_6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

Соверткова Юлия Владиленовна

Программа адаптирована к учебнику В.В. Пасечника (издательство Дрофа" 2006 год)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Таблично - графическая схема рабочей программы по биологии для 6 класса


п/п

Дата

по плану

Дата по

факту

Тема урока,

тип урока,

домашнее задание

Элементы содержания

Информационно-методическое

обеспечение

Виды

контроля, измерители

Планируемые результаты

освоения материала

Примечания, ссылки на ресурсы Дневника,ру

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

ТБ в кабинете биологии. Биология – наука о живой природе.  

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Домашнее задание.

Стр. 9-12, завести дневник фенологических наблюдений

ТБ в кабинете биологии. ТБ при проведении практических, лабораторных работ, экскурсий.

Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
. Методы изучения растений

Организация лабораторной работы «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений». (проверка работы – в конце года)

Таблицы, фотографии, электронное пособие «Биология 6 класс», издат. «Глобус»

Рабочая тетрадь на печатной основе

Знать основные царства живых организмов, методы изучения растений
Давать определение термину «биология»
Приводить примеры значения биологических знаний


 

Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений.  

Тип урока: экскурсия

Домашнее задание. 

Отчёт о творческом задании, повтор стр. 9-12

 Фенологические наблюдения за растениями осенью. Методы изучения растений


Фотокамера. Дневники наблюдений, карандаши

Отчет об экскурсии

Уметь наблюдать за сезонными изменениями растений




ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часа)

Устройство увеличительных приборов.

Л.р. « Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

Тип урока: комбинированный

Домашнее задание.

 §1, выучить правила

Правила работы с микроскопом.

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Организация лабораторной работы

 № 1.  Л.р. « Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

Ручные лупы, микроскопы, лабораторное оборудование,  кусочки плодов томата и арбуза

Л.р. « Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос.

Вопросы параграфа.

Знать: устройство лупы, микроскопа, правила пользования оптическими приборами; строение растительной клетки.

Уметь: настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их, находить нужные части клетки на микропрепарате, понимать значение слов: микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив, микропрепарат

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12637

Строение клетки.

Л.р. «Приготовление и рассматривание  препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

 Тип урока:

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Домашнее задание.

§2 до стр.19

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро,  вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Организация лабораторной работы

 № 2 «Приготовление и рассматривание  препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Компьютерная презентация Таблица, микроскопы, лабораторное оборудование. Лук.

 Л.р. «Приготовление и рассматривание  препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа.

 Знать клеточные структуры и их значения.

Уметь сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа;

 распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа

приложение к уроку:

http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=91784

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12638

Пластиды.  

Л.р. «Пластиды в клетках листа элодеи»

Тип урока: комбинированный

Домашнее задание.

§2

Пластиды

Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты,
хлорофилл

Организация лабораторной работы

 № 3 «Пластиды в клетках листа элодеи»

Таблица, микроскопы, лаб. оборудование

Л.р. «Пластиды в клетках листа элодеи»

Рабочая тетрадь на печатной основе

Устный опрос. Вопросы параграфа.

Знать: элементарное строение растительной клетки, значение частей клетки, их названия,

Уметь: готовить микропрепараты, находить изучаемые органоиды

Жизнедеятельность клетки 
Тип урока:Комбинированный урок.
Домашнее задание.

§3

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.
Изменения ядра и цитоплазмы при делении
Особенности строения молодой и старой клеток
 . Хромосомы
Значение движения цитоплазмы.

Таблицы, модели клетки, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа.

Знать структуры клетки, участвующие в делении;

роль хромосом

Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки
Отличать старую клетку от молодой клетки

Приложения к уроку:

http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=91776

http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=91782

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12640

Ткани.
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Домашнее задание.

§4, повтор §1-3

Понятие «ткань». 
Функции основных видов тканей. Виды тканей:
покровные, механические, проводящие, основные.

Таблицы, рисунки на стр. учебника. Компьютерная презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа.

Давать определение термину – «ткань»
Приводить примеры разных видов тканей
Распознавать и описывать строение тканей растения
Объяснять последствия для растения нарушение человеком покровной ткани

ТЕМА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (3 часа)

Тест «Клеточное строение организмов».

Царство Бактерии 
Тип урока.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Домашнее задание.

§5 до статьи «Распространение бактерий», работа над ошибками

Бактерии. Строение бактерий. Разнообразие бактерий
Строение бактериальной клетки:
оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения.

Компьютерная презентация, таблицы, модель бактериальной клетки, рисунки на стр. учебника

Рабочая тетрадь на печатной основе


Тест по теме «Клеточное строение организмов». Вопросы параграфа.

Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки
Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки

Видеофильм:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12098

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12623

Жизнедеятельность бактерий
Тип урока: Комбинированный урок.
Домашнее задание.

§5, сообщения

Распространение бактерий в природе. Жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Паразиты
Сапротрофы. Спор. аПитание, размножение, образование спор.

Таблицы, рисунки на стр. учебника. Компьютерная презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа.

Выделять отличительные особенности  жизнедеятельности бактерий
Объяснять, что бактерии живые организмы

Роль бактерий в природе и жизни человека
Тип урока. Комбинированный урок.
Домашнее задание.

§6, повтор § 5

 Роль бактерий в природе и жизни человека. Симбиоз
Значение бактерий в природе.
Значение бактерий в природе и жизни человека.
Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые бактерии Болезнетворные бактерии

Рисунки на стр. учебника. Компьютерная презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа.

Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий  в природе и жизни человека
Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
создание электронного проекта по изучаемой теме

Видеофильм: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12097

Презентации:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12624

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12625

ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 часа)

Царство Грибы

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Домашнее задание.

§7

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Признаки царства грибов.
Строение грибов:
грибница, плодовое тело.
Разнообразие грибов по способу питания:
сапрофиты, паразиты.

Таблица.  Компьютерная презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Письменный опрос по теме « Царство Бактерии». Вопросы параграфа.

Давать определение терминам сапрофиты, паразиты
Выделять признаки царства грибов
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека 
Сравнивать грибы с растениями и животными
*Создание электронного гербария

Презентации:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12628

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12634

Видеофильм о росте грибов:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12062

Шляпочные грибы.

Л.р. « Строение плодовых  тел шляпочных грибов».

Тип урока: Комбинированный урок.
Домашнее задание.

§8 , сообщения

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Мицелий
Микориза

Особенности строения шляпочных грибов.
Обмен веществ, размножение

Организация лабораторной работы

 № 4 « Строение плодовых  тел шляпочных грибов».

Таблицы, муляжи шляпочных грибов, плодовые тела .  Компьютерная презентация

Л.р. « Строение плодовых  тел шляпочных грибов».

Рабочая тетрадь на печатной основе

Устный опрос. Вопросы параграфа.

Сообщения

Давать определение терминам «мицелий», «микориза», «паразиты»
Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Татарстане
Распознавать по немому рисунку представителей шляпочных грибов и описывать строение шляпочных грибов
Различать ядовитые и съедобные грибы

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12627

Плесневые грибы и дрожжи. 

Л.р. « Плесневый гриб мукор»

Тип урока: Комбинированный урок.
Домашнее задание.

§9, сообщения

Дрожжи, плесневые грибы. Особенности строения плесневых грибов.
Плесневые грибы: мукор и пеницилл; дрожжи
*
Открытие антибиотиков и их использование

Организация лабораторной работы

 № 5 «Плесневый гриб мукор»

Микроскоп, микропрепарат плесени мукора

Л.р. « Плесневый гриб мукор»

Рабочая тетрадь на печатной основе

Устный опрос. Вопросы параграфа.

Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла
Объяснять пути заражения грибами-паразитами
Выявлять влияние грибов –паразитов на растения

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12630

Грибы – паразиты.

Тип урока: Комбинированный урок.
Домашнее задание.

§10, повтор  § 5- 9, тест на стр. 18-19




Грибы - паразиты. Меры профилактики заражения грибами-паразитами.
Головня, спорынья, грибы трутовики. Заражение сельскохозяйственных растений

Таблицы, муляжи трутовиков, гербарные экземпляры грибов-паразитов (спорынья, головня)

Компьютерная презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа. Сообщения

Знать: особенности строения и жизнедеятельности грибов-паразитов; представителей грибов – паразитов растения и животных, заболевания человека, вызываемые грибами-паразитами.

Уметь различать и называть возбудителей грибковых заболеваний растений

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12626

ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (8 часов)

Тест «Царства Бактерии и Грибы»

Царство Растения

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Домашнее задание.

§11, работа над

ошибками

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, ихсвязь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные,цветковые).
Низшие растения
Высшие растения Слоевище, таллом

Таблица. Рисунки на страницах учебника, живые объекты

Компьютерная презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Тест по теме «Царство Грибы». 

Вопросы параграфа.

Давать определение термину «ботаника»
Перечислять основные группы растений приводить примеры основных групп растений
Выделять особенности строения низших и высших растений

Водоросли 
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Домашнее задание.

§12 до статьи «Многообразие водорослей»».

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Основные признаки водорослей

Слоевище, ризоиды. Зеленые, бурые, красные водоросли

Организация лабораторной работы

 № 6 «Строение  зелёных водорослей»

Компьютерная презентация, рисунки на страницах учебника, микропрепарат спирогиры

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа.

Знать: что водоросли –самые древние растения на Земле; водоросли – низшие растения; особенности строения и способы размножения одноклеточных водорослей; значение одноклеточных водорослей в природе и хоз. деятельности человека

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12642

Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.

Тип урока: Комбинированный урок.
Домашнее задание.

§12, в. 10, 11 на стр. 62

Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Зеленые водоросли:
улотрикс, спирогира.
Бурые водоросли:
ламинария
Красные водоросли:
порфира

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал.  Компьютерная презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа.

Знать : строение многоклеточных зеленых водорослей; способы питания, размножения, среду обитания. Условия существования бурых водорослей; особенности строения и жизнедеятельности красных водорослей; значение водорослей в природе; их роль в жизни и деятельности человека.

Уметь: различать зеленые, бурые и красные водоросли; называть признаки, характерные для водорослей; определять отличия между ними.

Лишайники.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§13

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Лишайник

Симбиоз виды лищайников. Условия жизни

Значение

Лишайники – индикаторы воздуха

Таблица, гербарий, Компьютерная презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос.

Вопросы параграфа

Знать: строение слоевища лишайника, что лишайник – симбиоз водоросли и гриба; способы размножения лишайников, значение их в природе и использование человеком;

Уметь: различать кустистые, листовые, накипные лишайники; объяснять явление симбиоза

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12643

Видеофильм о строении лишайников:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12068

Мхи.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Домашнее задание.

§14, повторить §12, 13, сообщения о мхах

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Споровые растения Спорангий
Сперматозоид Яйцеклетка  Основные признаки мхов. Причины выхода растений на сушу. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Роль в природе и жизни человека.

Организация лабораторной работы

 № 7«Строение мха».  

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, микроскопы, микропрепарат спорогония кукушкина льна

Компьютерная презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос.

Вопросы параграфа.

Давать определение термину «высшие растения»
Распознавать и описывать внешнее строение мхов
Распознавать растения отдела Моховидные
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу  Объяснять роль мхов в природе и жизни человека, происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей

Презентации:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12645

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12648

Папоротники. Хвощи. Плауны.

Л.р. «Строение спороносящего папоротника, хвоща».  
Тип урока: Комбинированный урок
Домашнее задание.

§15

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Основные признаки папоротников.

Организация лабораторной работы

 № 8 «Строение спороносящего папоротника, хвоща».    Рисунки на страницах учебника, гербарный материал, микроскопы, микро-препараты соруса папоротника и споро-носного колоска хвоща

Л.р. «Строение спороносящего папоротника, хвоща». 
Рабочая тетрадь на печатной основе


Письменный опрос по темам «Водоросли. Лишайники. Мхи»

Вопросы параграфа.

Распознавать растения отдела Папоротникообразные . хвощи, плауны.
Распознавать и описывать внешнее строение папоротников , хвоща, плауна.
Выделять общие черты строения высших споровых растений
Объяснять роль папоротников  хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12647

Видеофильм о хвощах:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12069

Голосеменные растения

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Домашнее задание.

§16, повтор  §15

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Особенности строения: появление семян, развитие корневой системы.
Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы.*
Фитонциды.

Организация лабораторной работы

№ 9 «Строение  хвои и шишек хвойных  растений». 

 Рисунки на страницах учебника, гербарный материал, микроскопы, микропрепараты хвои, пыльцы и мужской шишки сосны

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа.

Сообщения





Давать определение термину голосеменные растения.
Распознавать растения отдела Голосеменные растения
Распознавать и описывать наиболее представителей голосеменных 
Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги


Покрытосеменные растения.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§17, повтор понятий §11-16, тест на стр. 31-32

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Размножение. Приспособленность к условиям жизни . жизненные формы покрытосеменных.

Комнатные растения. Гербарные образцы, модели, муляжи плодов. Таблицы, открытки. Электронная презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Письменный опрос по темам «Папоротники. Хвощи. Плауны. Голосеменные». Вопросы параграфа.

Знать: что цветок – орган семенного размножения покрытосеменных, что семена защищены плодом, органы – корень, побег, цветок, плод; приспособительные признаки; наличие вегетативного способа размножения; значение в природе и жизни человека; способы защиты и охраны цветковых растений, различия между культурными и дикорастущими растениями

ТЕМА 5. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (16 часов)

Тест «Царство Растения»

Строение семян двудольных растений.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§18 до статьи «Строение семян однодольных растений», сообщения

Строение семян двудольных растений: семенная кожура, семядоли, зародыш. Двудольные.

Организация лабораторной работы

№ 10 «Строение семян двудольных растений»  Лабораторное оборудование, семена фасоли

Рабочая тетрадь на печатной основе


Тест по теме «Царство Растения». Вопросы параграфа.

Знать: роль семян в жизни растений, значение слов семядоля, микропиле, рубчик; где находятся питательные вещества в семенах.

Уметь: находить в тексте учебника необходимую информацию, проводить наблюдения и делать по ним выводы

http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=115262

Строение семян однодольных растений.

Л.р. «Строение семян однодольных растений»  

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§18

Строение семян однодольных растений: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.
Однодольные
*Примеры запасающей ткани

Организация лабораторной работы

№ 11 «Строение семян однодольных растений»  Лабораторное оборудование. Семена пшеницы. Микроскопы, микропрепараты зерновки ржи

Л.р. «Строение семян однодольных растений»  

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа.

Распознавать и описывать строение семян однодольных и двудольных растений
Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений
Устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка

Приводить примеры запасающей ткани

http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=115264

Виды корней и типы корневых систем.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Домашнее задание.

§19

Виды корней и типы корневых систем. Корневой волосок.

Функции корня.

Организация лабораторной работы

№ 12 «Стержневые и мочковатые корневые системы»  Проростки фасоли, пшеницы, укоренившиеся черенки комнатных растений. Гербарий, таблица. Презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: функции корня; различия между тремя видами корней: главным, боковыми и придаточными., особенности стержневой и мочковатой корневых систем, значение окучивания для культурных растений.



Зоны корня.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§20

Строение корня.
Функции корня.
Ткани,: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая.
Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания; зона проведения.
Особенности клеточной строения корня растений наземной и водной сред обитания.

Организация лабораторной работы

№ 13 «Корневой чехлик и корневые волоски»  

Таблицы, микроскоп, микропрепараты корневого чехлика и корневых волосков, рисунки на страницах учебника.

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Приводить примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией
Распознавать и описывать зоны корня
Устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и функциями 
Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями

Видоизменения корней.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§21

Видоизменение корней.

Комнатные растения, гербарии, муляжи, презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: зависимость глубины проникновения корней в почву от состава почв и др. абиотических факторов; растения с корневыми клубнями, корнеплоды; корни-прицепки, значение воздушных и дыхательных корней.

Уметь: различать корневые клубни и дыхательные корни; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни.

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12650

Побег.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Домашнее задание.

§22 (стр. 100)

Побег. Листорасположение.  Рост и развитие побега. Узлы
Междоузлия

Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты (комнатные растения)

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега,
Приводить примеры растений, имеющих различное листорасположение
Объяснять, что стебель – осевая часть побега, а листья – боковые

Почки.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Домашнее задание.

§22 (стр. 101-103)

Почки и их строение. Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные.
*
Определение названий деревьев и кустарников, растущих около школы и вашего дома по внешнему строению почек

Организация лабораторной работы

№ 14 «Строение почек. Расположение почек на стебле»  Таблицы, рисунки на страницах учебника

гербарий

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега, почки
Объяснять, что почка – видоизмененный побег
*Определение деревьев и кустарников по внешнему строению почек

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12664

Внешнее строение листа.

Л.р. «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»  

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§23

Внешнее строение листа. Жилкование. Многообразие листьев. Типы жилкования, простые и сложные листья

Организация лабораторной работы

№ 15 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»  Коллекции простых и сложных листьев, комнатные растения. Гербарии. Презентация компьютерная

Л.р. «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»  

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: функции листа; из каких частей состоит лист; отличия между черешковыми и сидячими листьями; признаки простых и сложных листьев.

Уметь: различать сидячие и черещковые листья, находить на листе листовую пластинку и черешок; определять виды простых и сложных листьев; называть и определять признаки однодольных о двудольных растений.

Клеточное строение листа.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§24, сообщения

Клеточное строение листа.
Покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц); столбчатая и губчатая основные ткани; проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды); механическая ткань (волокна). Функции листа.


Организация лабораторной работы

№ 16 «Клеточное строение листа»  

Комнатные растения. Микроскоп, микропрепараты листа камелии,  эпидермиса листа герани

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа
Называть функции кожицы листа, мякоти листа и жилок
Распознавать и описывать строение листа
знать значение слов кожица листа, устьица. Столбчатая и губчатая ткани, межклетники, проводящие пучки. Мякоть листа, Осмос,  транспирация.

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12653

Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§25

Видоизменение листьев. Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности.

Компьютерная презентация

Комнатные растения. гербарии

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений , знать признаки листьев растений различных мест обитания; уметь: отличать световые листья от теневых.

ТБ в кабинете биологии.

Стебель.

Л.р. «Внутреннее строение ветки дерева»  

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§26

Строение стебля. Многообразие стеблей. Функции стебля.
Участки стебля:
кора, камбий, древесина, сердцевина. 
Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (
кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань. *Рост дерева в толщину

Организация лабораторной работы

№ 17 «Внутреннее строение ветки дерева»  

Таблица, коллекция древесных спилов, рисунки на страницах учебника, микроскопы, микропрепарат ветки липы

Л.р. «Внутреннее строение ветки дерева»  

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Приводить примеры тканей, расположенных в стебле
Называть функции слоев стебля
Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение стебля
Объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину
*Определение возраста деревьев по количеству годичных колец

http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=115289

http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=115297

Видоизменения побегов.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§27

Видоизменение побегов: корневище, луковица, клубень Надземные и подземные побеги.

Организация лабораторной работы

№ 18 «Строение клубня, луковицы»  Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты (клубни картофеля, луковица)

 Таблица. Компьютерная презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Работа по карточкам

Вопросы параграфа

Знать: функции видоизмененных побегов, растения имеющие корневища, клубневые растения, роль вегетативного способа размножения побегами, использование человеком видоизмененных побегов. Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги

Цветок.

Л.р. «Строение цветка»  

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§28, сообщения

Цветок и его строение. Околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Обоеполые и раздельнополые цветки.
Обозначения различных частей цветка.

Организация лабораторной работы

№ 19 «Строение цветка»  

Таблицы, модели цветков, рисунок в учебнике, микроскопы, микропрепараты пыльника, завязи  и семяпочки

Л.р. «Строение цветка»  

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: что цветок - видоизмененный побег, строение цветка; отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником, признаки правильных и неправильных цветков, строение тычинок и пестиков; обоеполые и раздельнополые цветки; однодомные и двудомные растения; значение терминов: пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашечка, чашелистики, цветоножка, пыльник, тычиночная нить, рыльце, столбик, завязь. Семязачаток.

Уметь: узнавать и называть части цветка; определять правильные и неправильные цветки, отличать обоеполые о раздельнополые цветки; выделять из знакомых растений однодомные о двудомные.

http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=115321

Презентации:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12659

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12663

Соцветия.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§29

Соцветия.
Биологическое значение соцветий
*Однодомные и
двудомные растения.
Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка

Организация лабораторной работы

№ 20 «Соцветия»  Таблицы, модели соцветий, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: определения соцветий; биологическое значение соцветий; часто встречающиеся соцветия.

Уметь: различать и называть соцветия; определять простые и сложные соцветия; называть растения

Плод.

Л.р. «Классификация плодов»  

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§30, сообщения

Плоды и их классификация.

Функции плода.
Виды плодов:
ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.
Сухие и сочные плоды.
Односемянные и многосемянные плоды.

Организация лабораторной работы

№ 21 «Классификация плодов» 

Таблицы, наборы муляжей плодов, коллекции семян

Л.р. «Классификация плодов»  

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Называть функции плодов;
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов

*Подбор и составление коллекций семян

Распространение плодов и семян.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§31, повтор понятий §18-30

Распространение

плодов и семян.Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных
*Способы распространения плодов:
саморазбрасывание, перекати-поле

Таблицы, наборы муляжей плодов, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Называть функции плодов; способы их распространения
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов
Выделять приспособления к распространению плодов и семян
*Подбор и составление коллекций семян

Презентация- обобщение:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12749

ТЕМА 6. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (15 часов)

Тест «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Химический состав растений.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 

Домашнее задание.

§32

Минеральные и органические вещества, содержание воды.

Организация лабораторной работы

№ 22 «Химический состав растений»  Лабораторное оборудование. Вода, йод,  сухой спирт, семена пшеницы, подсолнечника, белый лист бумаги кусочки стебля, корня

Тест по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Вопросы параграфа.

Знать: вещества органические; как опытным путем определять воду, минеральные вещества, жиры. Белки, углеводы (крахмал); растения, богатые жирами, углеводами, белками.

Уметь : пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы в результате наблюдений; отличать минеральные и органические вещества.

Минеральное питание растений.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§33

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное питание растений. Поглощение растворов минеральных веществ растениями; «плодородие почвы», удобрения, взаимосвязь растительных организмов со средой.

Коллекция почв,  минеральных удобрений.

Демонстрация опыта «Корневое давление»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: способы поглощения питательных веществ растениями; вещества, необходимые для роста и развития растений; что называется почвой; плодородием; органические и минеральные удобрения; способы внесения удобрений в почву.

Фотосинтез.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Домашнее задание.

§34

Воздушное питание растений. Фотосинтез
Условия для образования крахмала.
Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.
Локализация процессов фотосинтеза

Таблицы, электронный лабораторный практикум

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ
Объяснять космическую роль зеленых растений

Видеофильм о фотосинтезе:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12061

Дыхание растений

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§35

Значение дыхания
Опыты, подтверждающие дыхание растений.
Приспособления растений для дыхания.
Использование энергии растениями.
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Биологическое значение рыхления

Рисунки на страницах учебника, электронный лабораторный практикум

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Выделять приспособления растений для дыхания
Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений
Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания

Испарение воды листьями. Листопад.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§36

Испарение воды. Транспирация. Значение испарения воды.

Сезонные изменения в жизни растений.

Лабораторное оборудование, таблица, коллекция листьев. Репродукции картин

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: роль воды в жизни растений; что транспирация – регулируемый физиологический  процесс; роль устьиц в транс-пирации; зависимость испарения воды от условий среды и состояний устьиц; значение ис-парения воды в жизни растений.

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12657

Передвижение воды питательных веществ в растении.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание

§37

Проводящая функция стебля. Транспорт  веществ. Корневой давление Ситовидные трубки. Передвижение органических веществ по стеблю

Организация лабораторной работы

№ 23 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»  Таблицы, электронный лабораторный практикум

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ
Объяснять космическую роль зеленых растений
Знать: что сосудистые пучки соединяют корневую систему с листьями;

О роли корневого давления и испарения воды листьями в передвижении воды по стеблю.

Прорастание семян.

П.р. «Определение всхожести семян растений и их посев»

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§38 , повтор §32-37

Условия прорастания семян, питание проростков. Условия прорастания семян: температура, влажность, воздух, глубина заделки. Теплолюбивые и холодостойкие растения.

Организация практической работы

№ 1 «Определение всхожести семян растений и их посев»

»  Коллекция семян, почва, проросшие семена фасоли и пшеницы, таблицы

Компьютерная поддержка.

П.р. «Определение всхожести семян растений и их посев»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: условия хранения семян; причины гибели зародыша семени; признаки прорастания семян; условия, необходимые для прорастания семян; особенности роста и питания проростка.

Растительный организм, как единое целое.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§39

Обмен веществ и энергии. Рост растений. Целостность растительного организма. Взаимосвязь всех органов в растительном организме. Взаимосвязь растения со средой.

Таблицы, гербарии

Рабочая тетрадь на печатной основе


Вопросы параграфа.

Знать: о необходимости для нормальной жизнедеятельности растения существования и функционирования всех его органов; что главный признак живого организма – обмен веществ; какие процессы обуславливают рост растения; фазы развития злаков; особенности однолетних, двулетних и многолетних растений.

Способы размножения растений.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Домашнее задание.

§40 , сообщения

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.  Гамета. Зигота. Сперматозоид. Спермий. Яйцеклетка.

Таблицы, компьютерная презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Вопросы параграфа

Давать определение терминам «половое размножение», «сперматозоид», «яйцеклетка» Знать: что размножение – обязательное свойство любого живого организма; отличительные признаки растений, размножающихся спорами; особенности вегетативного размножения растений; значение слов гамета, сперматозоид, спермий, яйцеклетка, зигота. 

Уметь: различать половое и бесполое размножение.

Размножение споровых растений.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§41

Спорангий, заросток, зооспора, предросток. Представление  о чередовании поколений у мхов и папоротников. Условие оплодотворения у высших споровых растений

Таблицы, гербарии

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Распознавать и описывать этапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников
Объяснять условия размножения

Размножение голосеменных растений 

Тип урока: Комбинированный урок.

Домашнее задание.

§42

Строение пыльцы.
Органы размножения голосеменных растений.
Размножение и развитие голосеменных растений: формирование пыльцы и яйцеклетки; образование семян, развитие
молодого растения.
Условия и приспособления для размножения

Таблицы, карточки, гербарный материал, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Давать определение терминам: «половое размножение», «опыление», «оплодотворение»
Распознавать по немому рисунку и описывать этапы развития голосеменных растений
Выделять особенности размножения и развития голосеменных растений в  связи с условиями жизни

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

П.р. «Вегетативное размножение комнатных растений»  

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§43

Способы вегетативного размножения при помощи побегов, корней, листьев, почек. Роль вегетативного размножения.

Организация практической работы

№ 2 «Вегетативное размножение комнатных растений»  Таблицы, побеги растений, почва, гербарии.

Компьютерная поддержка.

П.р. «Вегетативное размножение комнатных растений»  

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: значение вегетативного размножения в природе; способы вегетативного размножения: черенками, отводками, отпрысками, ползучими побегами, прививкой, культурой ткани; растения, которые размножаются вегетативным способом

Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов.

Тип урока: урок изучения нового материала

Домашнее задание.

§44 до статьи   «Опыление»

Двойное оплодотворение цветковых растений.
Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка.

Таблицы, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус», модели цветка

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: роль цветка в половом размножении покрытосеменных растений; процессы формирования пыльцевых зерен и зародышевого мешка; последовательность процессов двойного оплодотворения; процесс образования семян  и плодов

Опыление. Способы опыления у цветковых.

Тип урока: Комбинированный урок

Домашнее задание.

§44, повтор понятий §32-43

Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление.
Ветроопыляемые насекомоопыляемые растения. Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми

Таблицы, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус», модели цветка

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: опыление – обязательное условие для оплодотворения; отличие перекрестного опыления от самоопыления; признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, искусственное опыление, его значение в с/х; термины.

Уметь: различат насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения

Зимние явления в жизни растений

Тип урока: экскурсия

Домашнее задание.

Отчет о творческом задании,  подготовка к контролю по теме «Жизнь растений».

Взаимосвязь организма со средой; влияние факторов среды на рост и развитие растений

Блокноты, карандаши, лупы.

Самостоятельные наблюдения в природе. Отчет об экскурсии.

Уметь самостоятельно проводить наблюдения в природе, анализировать, делать выводы.

ТЕМА 7. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ (7 ЧАСОВ)

Тест «Жизнь растений».

Основы систематики растений.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного контроля знаний

 Домашнее задание.

§45, работа над ошибками

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Классификация растений. Таксономические единицы. Многообразие и общие признаки цветковых растений.

Живые растения, ге                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                рбарии.

Тест по теме «Жизнь растений».

 Рабочая тетрадь на печатной основе


 Вопросы параграфа.

Знать: что такое вид; основные таксономические единицы; принцип, по которому образованы двойные названия видов; значение бинарной номенклатуры; значение латинских названий.

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

Тип урока: комбинированный урок Домашнее задание.

§46 , сообщения

Знакомство с классификацией цветковых растений. Признаки классов двудольных и однодольных растений; деление на семейства

Таблицы компьютерная презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: признаки двудольных и однодольных растений; принципы распределения растений по семействам.

Уметь: различать растения однодольные и двудольные; давать морфолого-биологическую характеристику растений

 

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

Тип урока: комбинированный

урок

Домашнее задание.

§47 , сообщения

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейств с учетом местных условий. Признаки семейства Крестоцветные: строение цветка, тип соцветия, тип плодов.

Типичные представители. Сельскохозяйственные растения. Лекарственные растения. Значение

Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений , электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: признаки семейства; культурные растения; медоносы, лекарственные, сорняки.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка

Семейства Розоцветные и Пасленовые.

Тип урока: комбинированный урок

Домашнее задание.

§48,49, сообщения

Морфологическая характеристика семейств с учетом местных условий. Признаки семейства Розоцветные и Пасленовые,  строение цветка, тип соцветия, тип плодов.

Типичные представители. Сельскохозяйственные растения. Лекарственные растения, ядовитые. Значение

Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений , электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12661

Семейства Мотыльковые и Сложноцветные.

Тип урока: комбинированный урок

Домашнее задание.

§50,51 , сообщения

Морфологическая характеристика семейств с учетом местных условий. Признаки семейства Мотыльковые и Сложноцветные  строение цветка, тип соцветия, тип плодов.

Типичные представители. Сельскохозяйственные растения. Лекарственные растения, ядовитые. Значение

Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений , электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа.

Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка

Класс Однодольные. Семейство Лилейные

Тип урока: комбинированный урок

Домашнее задание.

§52,сообщения

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика лилейных.

Признаки семейства Лилейные ; строение цветка, тип соцветия, тип плодов.

Типичные представители. Значение

Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений , электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа.

Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка; определять роль растений в природе , жизни и деятельности человека.

Семейство Злаки.

Л.р. «Строение растения семейства злаковых»  

Тип урока: комбинированный урок

Домашнее задание.

§53, повтор понятий §45-52

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Морфологическая характеристика злаков Признаки семейства Злаковые; строение цветка, тип соцветия, тип плодов.

Типичные представители. Сельскохозяйственные растения.

Организация лабораторной работы

№ 24 «Строение растения семейства злаковых»  

Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений ,

Л.р. «Строение растения семейства злаковых»  

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа.

Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка; определять роль растений в природе , жизни и деятельности человека.

ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА. (6 часов)

Тест  «Классификация растений».

Основные экологические факторы

Тип урока: урок изучения нового материала. 

Домашнее задание. §54, работа над ошибками

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Экологические группы растений. Влияние деятельности человека на растения.

Комнатные растения

Тест  по теме «Классификация растений».

Рабочая тетрадь на печатной основе


Письменный опрос Вопросы параграфа

Знать: факторы живой и неживой природы; составляющие среды жизни; о связи условий жизни и экологических факторов; влияние света, температуры, воды, минеральных веществ на растения; влияние живых организмов на растения; значение деятельности человека на растения.

Понимать значение терминов

Характеристика основных экологических групп растений.

Л.р. «Особенности строения растений разных экологических групп»

Тип урока: комбинированный урок

Домашнее задание.

§55 , сообщения

Характеристика основных экологических групп растений.

Организация лабораторной работы

№ 25 «Особенности строения растений разных экологических групп»

Гербарий, комнатные растения

 

Л.р. «Особенности строения растений разных экологических групп»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: приспособленность растений  к условиям обитания, признаки тенелюбивых растений, засухоустойчивых.

Уметь: узнавать и различать растения разных экологических групп; определять и называть признаки растений всех экологических групп.

Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществе.
Тип урока: комбинированный урок

Домашнее задание.

§56, 57

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ.
Сосновые леса, лиственные леса. Причины смены растительных сообществ
Фитоценозы. Растительность 

*Ярусность

Таблицы, фотографии, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Приводить примеры растительных сообществ
Описывать видовой состав растений лесного сообщества
Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества
*Создание презентаций «Растительные сообщества. Ярусность»

Видеофильм о венериной мухоловке:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12059

 Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах

Тип урока: экскурсия

Домашнее задание.

Творческие задания, повтор основных понятий по курсу «Бактерии. Грибы. Растения».

Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Растительные сообщества; поведение в природе, значение природоохранных мероприятий. Местные растительные сообщества.

Гербарии, открытки, презентация Блокноты, карандаши, лупы.

Инструктаж по правилам безопасного поведения в природе.

Знать и понимать  все основные понятия темы.

Обобщение знаний по курсу «Бактерии. Грибы. Лишайники».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний 

Домашнее задание. Подготовка к контролю по курсу «Бактерии. Грибы. Растения»

все основные понятия курса

Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений ,

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать и понимать  все основные понятия курса

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12660

Контроль знаний по курсу «Бактерии. Грибы. Растения».

Тип урока: урок контроля

Домашнее задание.

Работа над ошибками, сообщения

все основные понятия курса

Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений ,

Контроль знаний по курсу «Бактерии. Грибы. Растения».

Знать и понимать  все основные понятия темы.

ТЕМА 9. РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (4 часа).

Происхождение растений

Л.р. «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

Тип урока: комбинированный урок 

Домашнее задание.

§58 до статьи «Основные этапы развития растительного мира»

Многообразие растений и их происхождение. Палеоботаника

Ароморфоз. Признаки усложнения организации растений от водорослей к покрытосеменным; сущность процесса развития растительного мира.

Таблицы, гербарный материал, презентация Оценивание лабораторной работы

 № 26  «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений».

Л.р. «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

Рабочая тетрадь на печатной основе


Знать: что изучает палеоботаника, методы изучения вымерших древних растений; причины изменений растительного мира, разницу между споровыми и семенными растениями.

Уметь: называть признаки растений отделов.

Определять принадлежность растений к низшим споровым и к высшим 

Основные этапы развития растительного мира.

Тип урока: комбинированный урок

Домашнее задание.

§58

Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство

покрытосеменных в современном растительном мире. Эволюция. Геохронология.

Живые объекты. Гербарии, геохронологическая таблица

Презентация

Рабочая тетрадь на печатной основе


Устный опрос. Вопросы параграфа

Знать: основные этапы развития растительного мира; что одноклеточные водоросли – родоначальники зеленых растений; причины выхода растений на сушу; происхождение высших споровых растений; происхождение семенных растений.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Тип урока: комбинированный урок

Домашнее задание. 

§59

Отрицательные последствия деятельности человека, позитивное воздействие человека, охрана окружающей среды.

Портреты Н.И.Вавилова, И.В.Мичурина, муляжи, гербарии, таблицы

Презентация

Устный опрос. Вопросы параграфа

Работа по карточкам

Знать: факторы, влияющие на развитие растительного мира; приспособленность растений к природным условиям; роль растений в жизни человека; влияние деятельности человека на растительный мир; влияние вредных факторов на растения; способы охраны и защиты растений, особенности заповедников, заказников и др.

Презентация:

http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12652

Летние задания

Тип урока: обобщающий 

Домашнее задание. Летние задания

Этапы исследовательской работы

Оборудование для проведения исследовательских работ в летнее время

Устный опрос.

Знать этапы исследовательской работы



Предварительный просмотр:

Методические пособия для учителя:

  1. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004, - 128с.;
  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

Дополнительная литература для учителя:

  1. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология, Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил.
  2. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
  3. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
  4. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
  5. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
  2. Артамонов В.И. Зеленые оракулы. М.: Мысль, 198. – 185с.
  3. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
  4. Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
  5. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
  6. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
  7. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
  8. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
  9. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
  10. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
  11. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
  12. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
  13. Преображенская Н.В.  Рабочая тетрадь по биологии. 6 класс. К учебнику В.В. Пасечника. - М.: Экзамен, 2011.- 80 с: ил.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
  2. Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006.
  3. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
  4. Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

                      Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии

Отметка «5»:

  1. полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
  2. чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий,  верно использованы    научные термины;
  3. для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
  4. ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  1. раскрыто содержание материала;
  2. правильно, но не полно даны определения понятий и использованы научные термины;
  3. ответ самостоятельный;
  4. допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.

Отметка «3»:

  1. усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
  2. не всегда последовательно определение понятий, недостаточно чётко;
  3. не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
  4. допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

  1. основное содержание учебного материала не раскрыто;
  2. не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
  3. допущены грубые ошибка в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка «1» 

  1. ответ на вопрос не дан.

Оценка практических умений обучающихся

Отметка «5»:

  1.  правильно определена цель опыта;
  2. самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
  3. научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  1.  правильно определена цель опыта;
  2. самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта;
  3. допускаются 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
  4.  в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  1. правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
  2. допущены неточности и ошибка в закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

  1. не определена самостоятельно цель опыта;
  2. не подготовлено нужное оборудование;
  3. допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Отметка «1»:

  1. полное неумение заложить и оформить опыт.

 

Оценка умений проводить наблюдения

Отметка «5»:

  1. правильно по заданию проведено наблюдение;
  2. выделены существенные признаки,
  3. логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.

Отметка «4»:

  1. правильно по заданию проведено наблюдение;
  2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
  3. допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

  1. допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдений по заданию учителя;
  2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
  3. допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «2»:

  1. допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдения по заданию учителя;
  2. неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса);
  3. допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «1»:

  1. не владеет умением проводить наблюдение.



Предварительный просмотр:

Бактерии. Грибы. Растения

( 70 часов, 2 часа в неделю)

Пояснительная записка

Рабочая программа к учебному курсу по биологии для 6-го класса разработана в соответствии со статьей 32 закона Российской Федерации «Об образовании» пункт 2.7  на основе федеральных компонентов государственных стандартов, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой за курс основного общего образования и программы за курс основной общей школы («Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, 2010 год). Данная программа обеспечивает реализацию ФГОС,  основной общеобразовательной программы по предмету, образовательной программы школы и составлена с учетом соблюдения преемственности содержания между ступенями и классами.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (согласно федеральному базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 35 часов в год, ещё 35 часов выделено из школьного компонента в связи с усилением  эколого-биологического просвещения учащихся по учебному плану школы), в том числе учебных часов для 8 контрольных работы, 26 лабораторных работ (из которых 14 – оценочные), 2 практических работ, 3 экскурсий.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли бактерий, грибов, растений; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний.

Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе «Элементы содержания» и дополнены дополнительными элементами содержания, помеченными *. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения и уровни освоения учебного материала приведены в графе «Планируемые результаты обучения и уровень освоения», которые соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков. Поскольку 14 лабораторных работ и 2 практические работы занимают большую часть урока и  требуют применения полученных знаний, оцениваются все ученики. 12 лабораторных работ являются ознакомительными,  занимают небольшую часть урока и оценки ученикам за них выставляются по усмотрению учителя. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: Преображенская Н.В.  Рабочая тетрадь по биологии. 6 класс. К учебнику В.В. Пасечника. - М.: Экзамен, 2011.- 80 с: ил. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

        Согласно Уставу школы и Положению о текущем и промежуточном контроле при прохождении программы проводится 7 тематических  и 1 итоговая контрольные работы в виде разноуровневых тестов.


Планируемые результаты обучения в соответствии с требованиями стандарта

В результате изучения биологии  ученик 6-го класса должен:

называть

  1. общие признаки живых организмов;
  2. признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений

приводить примеры

  1. усложнения растений в процессе эволюции;
  2. приспособленности растений к среде обитания;
  3. наиболее распространенных видов и сортов растений

характеризовать

  1. строение, функции клеток бактерий, растений
  2. деление клетки;
  3. строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов; лишайника как комплексного организма;
  4. дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в бактериальном, грибном, растительном организме;
  5. размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений;
  6. среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
  7. растительные сообщества, приспособленность бактериальных, грибных, растительных организмов к жизни в сообществе;

обосновывать

  1. взаимосвязь строения и функций органов растений, бактериальных, грибных, растительных   организмов и среды;
  2. влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду обитания, последствия этой деятельности;
  3. роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны растительных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

•        организмы бактерий, грибов, лишайников, растений;

  1. клетки, ткани, органы органов растений;
  2. наиболее распространенные виды растений ХМАО - Югры, растения разных  семейств, классов, отделов;
  3. съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

  1. семейства, классы покрытосеменных растений, царства живой природы;

применять знания

  1. о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
  2. о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
  3. о растительных сообществах для обоснования мер их охраны;

делать выводы

  1. о клеточном строении организмов царств Растений, Грибов, Бактерий;
  2. об усложнении растительного мира в процессе эволюции.

наблюдать

  1. сезонные изменения в жизни растений;
  2. результаты опытов по изучению жизнедеятельности растительных организмов;

соблюдать правила

  1. приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  2. наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
  3. проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений;
  4. бережного отношения к организмам,  видам, природным сообществам, поведения в природе;
  5. профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...