Разработка урока биологии для 7 класса по теме "Многообразие Кишечнополостных"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Беганова Наталья Николаевна

Методическая разработка содержит подробное описание каждого этапа урока.На уроке используется игровой момент, исследовательские задачи, тесты. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_kishechnopolostnye.zip2.34 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 13 с  углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области

"Многообразие кишечнополостных,

их значение в природе и жизни  человека"

/методическая разработка урока биологии в 7 классе/

Подготовила: Беганова Наталья Николаевна,

учитель биологии

Губкин 2012

Цели урока:

1. Образовательные:

  1. раскрытие многообразия кишечнополостных,
  2. особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания,

2. Развивающие:

  1. учить анализировать полученную информацию,
  2. развивать воображение,
  3. учить выделять причинно-следственные связи.

3. Воспитательные:

  1. развивать экологическую культуру,
  2. любовь к животному миру.

Предполагаемый результат урока:

  1. знание систематики типа: класс Гидроидные, класс Сцифоидные медузы, класс Коралловые полипы.
  2. умение отличать перечисленных животных.
  3. ознакомление с ролью животных в природе и жизни человека.

На уроке с этой целью используется мультимедийная разработка, которая дает возможность показать красочные изображения животных, схемы и таблицы, которые используются в различных частях урока, как наглядное оформление сказанному.

Ход урока.

I. Постановка познавательной цели.

Учитель: - Сегодня на уроке мы вспомним особенности строения и жизни кишечнополостных животных , познакомимся с многообразием кишечнополостных. Определим их роль в природе и практическое значение

II. Актуализация опорных знаний.

1. К какому подцарству относят кишечнополостных?                          Многоклеточные

2. Сколько слоев клеток в теле гидры? 

Два

3. Какая симметрия у кишечнополостных?                                             Радиальная

4. Какое пищеварение у гидры?                                                         

Клеточное и полостное

5. Какой образ жизни у кишечнополостных?                                        Малоподвижный

6. Какое размножение у кишечнополостных?                                    

 Бесполое и половое

7. Способность восстанавливать утраченные части тела после повреждения называется                                                                                                           Регенерация

8. Ответная реакция организма на воздействие окружающей среды посредством нервной системы называется                                                                                        Рефлекс

9. Какой способ движения у медуз?                                                             Реактивный

10. Сколько классов животных в типе кишечнополостные?                      

  Три

Учитель: - Молодцы, правильно все определили.

III. Изучение нового материала:

А) Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
Почему кишечнополостные столь многообразны? В чем же заключается многообразие  кишечнополостных?

Учитель: - На слайде изображены кораллы, актиния, гидра, делающая кувырок через голову, колония гидроидных полипов.

 На какие классы делится тип кишечнополостных?

Б) У нас на уроке в гостях морские кишечнополостные медузы и коралловые полипы. Давайте послушаем их диалог.

1.Медуза крестовичок: Нас нельзя объединять в один вид. У нас слишком много различий.

2.Морская оса: Медузы состоят из 98% из воды. Они практически не видны в воде, кроме некоторых видов.

3.Актиния: Отличный плюс. Разбавленный водой живой студень. (немного с иронией)

4.Черный коралл: А кораллы имеют прочный скелет, который состоит из кальция.

5.Цианея: Зато мы можем передвигаться пульсирующими движениями выталкивая воду из под купола.

6.Черный коралл: Зато кораллы могут быть одиночными и колониальными.

7.Актиния: Одиночные актинии  прикрепляются к какому-нибудь морскому животному, с помощью него передвигаются, а колониальные создают целые коралловые заросли.

8.Медуза крестовичок: Но знаешь, актиния, есть в нас что-то общее

9.Актиния: Да, питание.

10.Медуза крестовичок: Стрекательные клетки…

11.Актиния: И поражённые ими маленькие рыбешки.

12.Медуза крестовичок: Зато нас можно увидеть везде. Нас много, не то, что вы, плодитесь маленькими кустиками.

13.Черный коралл: Наша территория имеет площадь 150 тысяч до первых миллионов квадратных километров. А ещё кораллы живут на земле, не менее 550 млн. лет.

14.Медуза крестовичок: Но всё же мы лучше. Нами заинтересовалась уже генная инженерия.

15.Морская оса: Да, наш ген добавляют в картофель, чтобы он лучше рос.

16Цианея: С помощью нас предсказывают погоду.

17.Медуза крестовичок: ученные изобрели специальный прибор, который называется вестник шторма.

18.Актиния: Да, вами только ученые и интересуются! А нами много других людей. Практически каждая женщина имеет у себя в шкатулке украшения из благородного коралла.

19.Медуза крестовичок: а мы очищаем воду, пропуская её через себя, чтобы вы, кораллы, росли лучше! А еще нас люди употребляют в пищу. У китайцев, корейцев и японцев медузы считают одним из деликатесов. Особенно вкусна медуза корнерот.

20.Актиния: А мы помогаем людям хорошо провести время. Большой барьерный риф, никогда  о  таком не слышала? Располагается не далеко от берегов Австралии.

21.Благородный коралл:  Заросли кораллов под водой напоминают сказочный разноцветный лес. Они дают убежища огромному количеству морских животных, которые прячутся от врагов или подстерегают добычу среди причудливых коралловых зарослей. А рыбы-попугаи питаются кораллом, отгрызая от него своими ороговевшими челюстями куски.

22.Медуза крестовичок: В народе ходит легенда, что мы это холодное прозрачное сердце старшего брата, который не спас от погибели младшего, в тот момент, когда он тонул.

23.Благородный коралл: В мире существует специальная международная группа, которая занимается изучением коралловых рифов.

24.Медуза крестовичок: Всё, я больше не могу! Вызываю тебя на дуэль!

25.Актиния: Хорошо, где мои стрекательные клетки?

(стоп кадр)

26.Актиния: А мне понравилось! 

27.Медуза крестовичок: Мне тоже.

(Они тыкают друг друга.) 

28.Благородный коралл: Всё, хватит.

29.Медуза крестовичок: Слушай, а давай ее.

30.Актиния: Давай! (Они парализуют Благородный коралл)

31.Медуза крестовичок: Ладно, хватит. Я хотела бы представить тебе своих собратьев.

32.Цианея: Я – цианея. Один из самых красивых видов. Любуйся на меня хоть 3 часа. Мой купол в диаметре 2 метра, а щупальца простираются на 35 метров.

33.Морская оса: Я одна их самых опасных медуз – морская оса. Я стала причиной гибели 66 человек в 1886 году, так что берегись меня.

34.Медуза крестовичок: Я – медуза крестовичок. Самая маленькая из своих собратьев, но зато одна из самых опасных. Я могу парализовать любую рыбу, и даже человеку могу нанести большой урон для здоровья. 

35.Актиния: Вот мои друзья.

36.Благородный коралл: Издавна люди изготавливали различные украшения из красного, розового, а иногда и чёрного благородного коралла. Эти кораллы имеют микроскопические иглы внутри своего тела, что служит нам отличной защитой. Растём мы очень долго: чтобы изготовить один грамм вещества скелета, нужна работа полутора тысяч полипов в течении года. Добывают нас в основном в средиземном море.

37.Черный коралл: В древней классической литературе много упоминаний о чёрном коралле. Думали, что он обладает большими целебными свойствами. Добывали его в средиземном и красном морях, и в персидском заливе. Этот коралл является родственником морского пера и благородного коралла. Браслеты из него до сих пор популярны в Китае, Японии. Его используют как средство от ревматизма и талисман, чтобы не утонуть.

38.Актиния: Актинии – кораллы, живущие не в колонии, а по одиночке. Они очень похожи на цветы. Именно за эту схожесть нас прозвали морскими анемонами. Если человек коснется актинии, то почувствует боль, а мелких рыбёшек парализует мгновенно. Но рыбы клоуны прячутся в щупальцах актинии от врагов. Рыбы – клоуны и актинии часто делятся с друг с другом добычей.

Ребята, давайте попытаемся решить спор  между медузами и кораллами и найти признаки по которым «за» объединение в одну группу, и «против».

Против

  1. Движение
  2. Наличие известкового скелета
  3. Колониальные и одиночные.

За

  1. Кишечная полость
  2. Два слоя клеток эктодерма и энтодерма.
  3. Стрекательные клетки
  4. Диффузные нервные системы.

В)    Значение кишечнополостных

  1. Звено в цепи питания морских и пресноводных водоёмах.
  2. Создают рифы, атоллы – кольцеобразные коралловые острова
  3. Очистка водоемов от взвешенных частиц.
  4. Симбиоз различных животных с Кишечнополостными.

IV. Закрепление:

А) Решение исследовательских задач

 №1- Медузы обладают несколько большой плотностью, чем вода, однако они не тонут. Что помогает им держаться в тех слоях воды, где обитает их постоянная добыча?

Ответ: Обладая несколько большой плотностью, чем вода, медузы вынуждены активно передвигаться, чтобы не тонуть. Кроме того, держаться на уровне обитания их добычи медузам помогают светочувствительные органы и органы равновесия, которые расположены по краям зонтикообразного тела.

№2 – Оказывается, что особи колоний мадрепоровых кораллов, которые обращены в сторону моря, находятся в более благоприятных условиях, чем те, которые находятся с противоположной стороны колоний. Почему?

Ответ: Со стороны открытого моря условия обитания мадрепоровых кораллов более благоприятные, так как оттуда поступает свежая вода с большим количеством питательных веществ.

№3 – Гидру можно вывернуть наизнанку, вытянув основание тела через рот, гидра,  вновь вывернуться,  не может. Но,  тем не менее,  через некоторое время она переходит в нормальное состояние. Предложите объяснение этому явлению.

Ответ: Все клетки гидры не находятся на строго определенных местах. В средней части  тела клетки интенсивно размножаются и передвигаются в двух противоположных направлениях,  т.е. состав клеток постоянно обновляется, хотя внешне животные остаются неизменными.

Б)Тестирование

Верны ли утверждения?

1. Кишечнополостные относятся к подцарству Простейшие.

2. Кишечнополостные относятся к подцарству Многоклеточные.

3. Имеют двустороннюю симметрию тела.

4. Имеют радиальную симметрию тела.

5. Исключительно водные животные.

6. Среди кишечнополостных встречаются сухопутные виды.

7. Двухслойные животные.

8. Трехслойные животные.

9. Имеют эктодерму, энтодерму и неклеточную мезоглею.

10. Имеют эктодерму, энтодерму и мезодерму.

11. У данных организмов впервые появляется нервная система диффузного типа.

12. У данных организмов впервые появляется нервная система лестничного типа.

13. У данных организмов впервые появляется дыхательная система.

14. У данных организмов впервые появляется выделительная система.

15. Имеют кишечную полость.

16. Имеют только ротовое отверстие.

17. Есть и ротовое и анальное отверстие.

18. Впервые появилось кишечнополостное пищеварение.

19. Сохранилось внутриклеточное пищеварение.

20. Характерно наличие стрекательных клеток.

21. Среди кишечнополостных есть колониальные формы.

22. Для большинства характерны две основные жизненные формы: полип и медуза

В)

Выполните задание: внимательно читайте предложенные ниже утверждения и вставляйте пропущенные слова.

1. Кишечнополостные – низшие многоклеточные двухслойные животные с ______________ симметрией тела.

2. Известно около _______________ тысяч видов кишечнополостных.

3. Гидры и медузы – одиночные организмы, а кораллы - _____________________________.

4. Кишечнополостных животных, ведущих прикреплённый образ жизни, называют _____________________________________________________________________________

5. На верхнем конце тела гидры имеется рот, окруженный ___________________________.

6. Медузы резко выталкивают из-под колокола воду и вследствие этого получают толчок вперед, такой способ движения называется _______________________________________.

7. Тип взаимодействий кишечнополостных с другими животными в биоценозе, называется _____________________________________________________________________________

8. Тело кишечнополостных состоит из двух слоев клеток – наружного и _______________.

9. Внутри тела этих животных имеется полость, которая называется __________________.

10. Наружный слой тела кишечнополостных представлен клетками: нервными, кожно-мускульными, промежуточными и _______________________________________________.

11. Стрекательные клетки, имеющие капсулы с ядом, размещаются в основном на органе тела, который называется _____________________________________________.

12. Внутренний слой тела кишечнополостных образован пищеварительно-мускульными и _________________________________________________________________ клетками.

13. У кишечнополостных происходит внутриклеточное и ____________________________ пищеварение.

14. Дышат кишечнополостные растворенным в воде ________________________________, поглощая его поверхностью всех клеток.

15. Ответная реакция организма на действие раздражителей, осуществляемая при участии нервной системы, называется____________________________________________.

16. Процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела называется _____________________________________________________________________________

17. Кишечнополостные размножаются бесполым и _________________________________ способами.

18. Тканью у животных называют группу клеток, имеющих сходные строение, функции и происхождение и ___________________________________________________вещество

Рефлексия

Выставление оценок  Задание  на дом:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...

разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции

ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ   ЭВОЛЮЦИИ.   ПРАВИЛА   ЭВОЛЮЦИИ.                             ...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....