«Вред курения на организм человека»
материал по биологии (8 класс) по теме

Грушка Тамара Петровна

 

Тема вреда курения, влияния его на растущий организм до сих пор актуальна. По данным многочисленных социологических опросов с каждым годом увеличивается количество ку­рящих школьников, все чаще в их ряды попадают дети младшего подросткового возраста. Вот почему необходимо знакомить учащихся с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношение к курению как общественному явлению. Для разговора со школьниками о вреде курения я решила избрать сценическую форму, где нашлось бы место и постановке, и стихам и где обязательно был бы задействован каждый ученик как активный участник всего происходящего.

Урок проводится интегрировано с предметом математика, опираясь на знания ребят в решении задач на проценты.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме решения про­блемы; учебная деятельность подчиняется правилам беседы-обсуждения; учебный материал используется в качестве средства для решения про­блемного вопроса; в учебную деятельность вводится элемент заинтересо­ванности в здоровом образе жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8-м классе по теме «Вред курения на организм человека».

Проблема: «Жить или курить?»

Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи сценической формы, решения задач, урок-беседа, обсуждение.

В качестве демонстрационных пособий использовались географические карты мира, таблицы здоровых и поврежденных табаком органов.

Цели урока:

1. Актуализировать личностный смысл учащихся к формированию бережного отношения к здоровью как главной ценности человека.

2. Способствовать грамотному усвоению темы «Вред курения на организм человека»  на примерах решения задач.

3. Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?»

4. Содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о вреде курения и понятии «здоровый образ жизни».

Аннотация к уроку

Тема вреда курения, влияния его на растущий организм до сих пор актуальна. По данным многочисленных социологических опросов с каждым годом увеличивается количество курящих школьников, все чаще в их ряды попадают дети младшего подросткового возраста. Вот почему необходимо знакомить учащихся с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношение к курению как общественному явлению. Для разговора со школьниками о вреде курения я решила избрать сценическую форму, где нашлось бы место и постановке, и стихам и где обязательно был бы задействован каждый ученик как активный участник всего происходящего. 

Урок проводится интегрировано с предметом математика, опираясь на знания ребят в решении задач на проценты.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме решения проблемы; учебная деятельность подчиняется правилам беседы-обсуждения; учебный материал используется в качестве средства для решения проблемного вопроса; в учебную деятельность вводится элемент заинтересованности в здоровом образе жизни.

Правила урока-проблемы (урока-обсуждения) должны учитывать цели урока и индивидуальные возможности учащихся. На уроке создаются условия для проявления самостоятельной, мыслительной активности при решении заданного вопроса и принятии верного решения.

Урок-проблема имеет определенный результат, который является финалом обсуждения, придает уроку законченность, а учащимся при принятии верного выбора пути моральное и умственное удовлетворение.

Данный урок-проблема разработан в соответствии с требованиями личностно ориентированного урока. В нем созданы условия для самореализации ученика через познавательный интерес, через многообразие жизненных ситуаций и ответственный выбор учащихся.

Создание проблемных ситуаций на уроках биологии повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, помогает разобраться в правильности выбора жизненного пути.

Ход урока.

1-я часть урока.

Учитель:    Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его, обсуждая проблему для человечества - наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка - курение.

 Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение - опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2-3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел. Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно». А мы давайте подумаем - модно ли это? А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?»

На эти вопросы мы попытается ответить сегодня на уроке.

Показ пантомимы "Сказ о Красной Шапочке, или береги здоровье смолоду!". В ней участвуют 3 человека: Красная Шапочка, Волк, Ведущий.

Костюмы и оформление сцены: костюм Красной Шапочки, тапочки большого размера, корзина, кимоно, бандана; костюм волка, гитара, пачка сигарет; на сцене — макеты деревьев, фасад дома, цветы. Ведущий читает, а в это время на сцене разыгрывается действие.

*   *   *

(По сцене прогулочным шагом идет Красная Шапочка, размахивает корзинкой.)

Пошла Красная Шапочка при платьице,

при тапочках.

(Показывает тапочки большого размера на ногах.)

К своей старушке-бабушке лекарства отнести.

Идет она лесочками:

березками, дубочками.

(Красная Шапочка собирает цветы. Неожиданно появляется волк с гитарой в руках и сигаретой во рту.)

Вдруг серый волк встает ей на пути.

(Волк поет песню грубым голосом. Красная Шапочка изображает испуг, дрожит.)

Мурашечки по спиночке:

такое на тропиночке,

 что глаз не отвести!

А волк — бандюга старая — с окурком и гитарою,

к Шапочке пристал:

"Скажи мне, Шапка Красная!

 Не заливай напрасно мне, где бабушка живет?"

 Волк выбрал жизнь опасную,

сорвал шапчонку красную

(Снимает с головы Красной Шапочки головной убор и медленно уходит.)

и, мучаясь отдышкою,

поковылял вперед.

(Красная Шапочка снимает тапочки, спускается со сцены, бежит между первыми рядами зала, возвращается на сцену, заходит за макет фасада дома.)

А в это время Шапочка,

схватив под мышку тапочки,

как побежала к бабушке,

чтоб ту предупредить.

Бежала она быстро

тропинками тенистыми,

и Даже скорый поезд за ней бы не поспел.

Девчонка она резвая,

красивая, чудесная

и никотином легкие не хочет отравлять,

поэтому и волка может обогнать!

(На сцене появляется волк, все действия осуществляет медленно, так как они ему причиняют боль.)

А волк курить стал смолоду, свою дурную голову на "Яву" променял!

(Достает пачку сигарет; делает вид, что закуривает.)

И легкие скукожило,

(Сильно кашляет.)

и печень пропил тоже он,

(Хватается за печень.)

и зренье потерял.

(Изображает, что не видит вблизи.)

У волка пульс зашкаливал,

(Проверяет пульс.)

и очень тяжко кашлял он,

(Сильно кашляет.)

и бил эндартериит.

(Еле волочит ноги.)

Вот волк приплелся к бабушке,

(Стучится в дверь.)

не зная, что уж Шапочка давненько его ждет.

(Красная Шапочка в кимоно и бандане на голове выбегает к волку, показывает несколько приемов каратэ.)

И схватка была быстрая,

 и не звучало выстрелов

, как в фильмах разных там:

и пиф, и паф!

 (Волк падает.)

Владейте джиу-джицею и не зови милицию.

Не пейте, не курите, здоровью не вредите.

(Красная Шапочка, гордая и довольная, кланяется зрителям.)

2-я часть урока.

Учитель: На дом вам было задано провести небольшое анкетирование дома и в школе (анонимно).

Вопросы анкеты:

1. Курят ли ваши родители?

2. Пробовали ли вы курить?

3. Курите ли вы сейчас?

4. Я курю:

а) потому, что чувствую себя взрослым,

б) за компанию,

в) из-за интереса.

5. Знают ли ваши родители, что вы пробовали курить (курите)?

6. О вреде курения вы узнали:

а) от родных,

б) из газет, журналов, ТV,

в) в школе.

В течение недели ребятами был проведен анонимный опрос учащихся нашей школы под кодовым названием "Черный ящик". Мы хотели узнать число курящих и пробовавших курить школьников и причины, побудившие взять сигарету. К выполнению этого задания ребята подошли творчески. Заполненные анкеты учащиеся бросали, как при голосовании, в ящик, обернутый черной тканью с изображением черепа.

По результатам анкеты для каждого класса были вручены иронические грамоты по номинациям. Так, например, в классах, где много курящих, номинации были следующие: "Докурились!", "Всем попортим кровь!", "Еще чуть-чуть и загнемся!", "Бленд-а-мед не сломает сигареты след!", "Удар никотина в сердце!" В том классе, где ребята не курили, номинации звучали так: "За здоровое будущее!" Грамоты и диаграммы послужили дополнительным поводом задуматься о состоянии "легких школы".

Что показали ответы? Большая часть школьников (42%) пробовали курить. Огорчает тот факт, что 25% ребят, зная о вреде табака, продолжают курить. Анкета еще раз подтвердила, что большое значение имеет пример родителей: в курящих семьях дети курят.

Учитель: Хотелось бы привести некоторые интересные сведения и данные о вреде этой пагубной привычки:

Сообщение ученика 1.

"Табак родом из Америки. История приобщения европейцев к курению связана с именем Колумба. 12 октября 1492 года матрос Родриго Триона с корабля "Пинта" флотилии адмирала Христофора Колумба увидел землю. Колумб полагал, что перед ним восточный берег Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуана-хани. Колумб дал ей новое имя — Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов. В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения "петум". Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочку. В представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, но это не помешало многим матросам экспедиции и самому адмиралу втянуться в это занятие».

Сообщение ученика 2.

«Растение назвали табаком от имени провинции Табаго острова Гаити. После второго похода Христофора Колумба (1493-1496) семена табака были завезены в Испанию. Затем они попали в соседние европейские страны и в период великих открытий морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки земного шара.

Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал повсюду. В Италии он был объявлен "забавой дьявола". Римские папы предлагали отлучать курильщиков от церкви. В назидание пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.

В Англии по указу Елизаветы I (1585) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.

Распространению табака способствовало его свойство — привычная тяга к курению, с которой трудно бороться.

Учитель: К нам пришел старшеклассник. Он решил послушать, как вы умеете решать задачи на процентное соотношение, а заодно узнать ваше мнение о таком «модном» вопросе среди подростков «Куришь ли ты?»

У меня к вам просьба - помогите определить процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме. (Зачитывается задача.)

№1. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ - синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет 1/2 часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний 210 составляет 2/3 от количества окиси углерода. Старшеклассник показывает формулы химических веществ:

СО - окись углерода;

НСМ - синильная кислота;

никотиновая кислота.

(У доски ученик делает краткую запись условия. Ребята обсуждают коллективно.)

 Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от различных заболеваний. Например? (Обсуждение вопроса всем классом.) (Ученики отвечают на вопрос и приводят примеры заболеваний: легкие, сердца, печени, болезни ног.) Невольно возникает вопрос: почему же все-таки люди курят? (Ответы учеников, из которых делается обобщение: любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».)                                Учитель: Когда же чаще всего начинают курить? Конечно же, в подростковом возрасте.  (Ученики предъявляют свою информацию.)               

Сообщение ученика 3.

"В середине 30-х годов XVIII века знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней, создавший классификацию животного и растительного мира, присвоил табаку родовое название "никотиана" в честь Жана Нико, начавшего первым культивировать табак в Европе".

Сообщение ученика 4.

"В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле.  

Во времена царствования Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами по стопам, во второй — отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. В силу того, что табак оказался прибыльным предприятием, так как торговля им приносила существенную прибыль, с 1697 года (правление Петра I) табак оказался официально разрешенным».

 Учитель:    №2. Курящие дети сокращают жизнь на 15%, Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей. Если средняя продолжительность жизни в России 56 лет (47,6 года). (Обсуждают, стоит ли начинать курить, если срок жизни укорочен.)

 Как вы думаете, кто является примером для подражания?

Ученики:    В первую очередь - взрослые и, конечно же, родители. Дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны.

Сообщение ученика 5.

"Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз — инфарктом миокарда, в 10 раз — язвой желудка (демонстрация здорового и больного желудка). Курильщики составляют 96-100 % всех больных раком легких (показ здоровых и пораженных легких). Каждый седьмой долгое время курящий болеет облитерирующим эндартериитом — тяжким недугом кровеносных сосудов. Велика роль табака и в возникновении туберкулеза. Так, 95 из 100 человек, страдающих им, к моменту начала заболевания курили. Курение может вызывать никотиновую амблиопию. У больного, страдающего этим недугом, наступает частичная или полная слепота. Это очень грозное заболевание, при котором даже энергичное лечение не всегда бывает успешным".

Сообщение ученика 6.

 "Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток центральной и вегетативной нервных систем. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти. Никотин пагубно влияет на половые железы, способствует развитию у мужчин половой слабости — импотенции. Поэтому ее лечение начинают с того, что больному предлагают прекратить курение".

Учитель: Давайте мы посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если родители курят.

 №3. Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300 г. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125 г, если курит мать - меньше на 300 г. Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если: а)курит папа; б) курит мама.

Ответ округлите до единиц. (=3%, =9%) Задача на карточке. У доски два ученика: а) и б) решают отдельно. А на местах решают по вариантам: 1-й вариант -а), 2-й вариант - б). (Обсуждение и высказывание мнений учащихся.)

Ученики: Согласимся с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей.

Сообщение ученика 7.

"Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадают в кровь). Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20 000 сигарет, или 160 кг табака".

Сообщение ученика 8.

«В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40-летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер".

Учитель: "Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился термин "пассивное курение". В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и непроветренном помещении определяется значительная концентрация никотина. Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливости и напряжения. Никотин и сухие частицы табачного дыма способствуют развитию аллергических заболеваний у детей".

№4. Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков -60%, девочек - 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек. (Задачу решают самостоятельно. У доски решает ученик. Ответы сравнивают, сверяют с тем, что решено у доски.) 

Вывод. Почти половина учеников школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.  (Устная работа. Обсуждают всем классом.)

Учитель: При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания - органов дыхания и пищеварения. Остальные - по 1 заболеванию. Ну и как же вы думаете, нужно ли курить? Нужно ли придерживаться этой моды?

Учитель: Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Может быть, кто-то из вас приведет доводы полезности? (Мнения.) Так вот, во всем мире идет борьба с табаком. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Серьезный работодатель может отказать в приеме на работу или уволить курящего. Причину этого может объяснить такой пример.

№5. Если хороший секретарь-машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок. Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице? Сколько будет у нее ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше?

(32 ошибки; 48 ошибок) (Решают коллективно, у доски ученик.)

Учитель:   Ну, а теперь попробуем сделать вывод на основе ответа данной задачи. Я думаю, вам понятна причина увольнения курящего человека. Ежегодный прирост курящих в России составляет 3%. В 1998 году из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин - 40, ну а к 2002 году - мужчин 90 человек, женщин - 45. (Обсуждение)

 Подведение итогов.

Обсуждение - вывод ученика:

Учитель:    Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10м от дымящей сигареты. Довольно громкий скандал произошел в конце 80-х годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с 4 курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание - рак легких. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию.

Учитель:    Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996 года запрещено курить в ресторанах и барах.

Учитель: Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящего на курение». Не пора ли и нам задуматься серьезно над вопросом «Жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.

3-я часть урока и инструктаж домашнего задания.

Учитель:    Дифференцированное домашнее задание такое:

1. Конкурс плакатов "Курение — вред!". Ребята должны были не только нарисовать плакат, но и защитить его идею. (Мы были поражены, с какой фантазией и энтузиазмом подошли дети к решению этой задачи! Тут были мини- сказки,  и стихи, и стихотворения классиков, и выдержки из научных статей. Так, например,  одна девочка нарисовала сигарету, которая своими "руками-щупальцами" притягивает все большее и большее число людей, а озвучила плакат стихотворением Д.Бершадского.

Мое имя — сигарета,

Я красива и сильна.

Я знакома с целым светом,

Очень многим я нужна.

Мозг и сердце я дурманю Молодым и старикам,

Скажем прямо — слабакам.

2. Сделать вывод, который необходим каждому из нас: «Модно? Полезно? Стоит ли начинать? А все-таки - жить или курить?» в форме эссе.

3.  Определить, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 8 рублей, ежемесячная зарплата 2000 руб. (в месяце 30 дней) (Домашнее задание записывают в тетради.)

Рефлексия. Этот этап показал, что урок достиг своей цели, учеников продолжали волновать проблемы, поставленные на уроке, причём уже независимо от сообщений услышанных на уроке, а исходя из собственного жизненного опыта; это были наблюдения, взгляды на мир и на себя в этом мире.

Следующее направление нашей деятельности вышли за рамки открытого урока, это— выступления агитбригад (учащиеся VIII кл.) во всех классах школы  с сообщениями, конкурсами плакатов и беседами о вреде курения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вырезки из статей газеты «АиФ. Здоровье». 1996-1997 гг.

2. Приложение к газете «Первое сентября». «Математика». 2000 г.

3. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания. Ред.- сост. Л. Ю. Ганич. – М.: Школа- Пресс, 1998.

4. Биология в школе. Библиотека журнала.- Вып. 3.

5. Мельникова Т. И. За здоровый образ жизни. Биология. – 1997. № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9 класса школы 8 вида " Вредное влияние курения на организм человека"

МОУ Специальная (коррекционная) школа 7,8 видов № 2г.Электрогорск Моск.область. Классный час  для учащихся  9 класса школы 8 вида  на тему :«О  вредном  влиянии кур...

Исследовательская работа по биологии «Влияние курения на организм человека»

1)      Актуальность исследования (почему данная тема взята автором для исследования)  Факт, что курение наносит человеку огромный вред уже давно доказан и не подве...

Проект "Влияние курения на организм человека".

Тема проекта: "Влияние курения на организм человека".Проект рассчитан на учеников 9-х классов, что не исключает возможностей его использования в других возрастных группах.Проект предполагает...

Презентация "Вредное влияние курения на организм человека."

Люди курят сигареты, сигары или трубочный табак. По современным данным, курение вызывает ослабление здоровья и преждевременную смерть.Табак- это травянистое растение, родиной которого является Южная А...

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 8 класса "Вредное влияние курения на организм человека"

Около 850 млн.человек курят табак, как правило в форме сигарет.90 % случаев заболевания раком легких вызвано курением табака, и 95 % людей, страдающих бронхитами, также являются курильщиками.Курильщик...

Презентация "Влияние курения на организм человека"

Презентация создана для проведения классного часа в 10-12 классах....

Вред влияния курения на организм человека. (диспут)

О пагубном влиянии курения на организм человека...