"Погружение в мир водорослей"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

В данном материале рассматривается строение основных классов водорослей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Тема урока: Погружение в мир водорослей.

Задачи: раскрыть характерные признаки строения, жизнедеятельности водорослей как низших растений, отличающие их от бактерий, грибов и лишайников; продолжить формирование умений распознавать изученные организмы, характеризовать их значение в природе; научить учащихся находить биологические закономерности, анализируя факты в определенной логической последовательности.

Оборудование: стаканы с живыми растениями хламидомонады и хлореллы, микроскопы, лупы, лабораторное оборудование, таблицы «Одноклеточные и многоклеточные водоросли», видеофильм «Размножение водорослей», видеосюжеты «Узнай водоросль», гербарный материал с зелеными, бурыми, красными водорослями.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- водоросли – низшие растения;

- особенности строения одноклеточных и многоклеточных водорослей;

- способы питания, размножения, условия существования водорослей;

- значение водорослей в природе и хозяйственной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

- различать зеленые, бурые, красные водоросли;

- называть признаки, характерные для водорослей;

- определять различия между красными, бурыми и зелеными водорослями.

I. Организационный момент.

1. Постановка целей и задач урока

II. Изучение нового материала.

1. Общая характеристика водорослей (низшие растения, автотрофы)

        Постановка проблемного вопроса:  В чем отличие бактерии от одноклеточной водоросли? (пользуясь таблицами, доказать, что одноклеточная водоросль представляет собой клетку-организм, способный к самостоятельному существованию, осуществляющий весь комплекс процессов жизнедеятельности. Выделить признаки отличия одноклеточных водорослей от бактерий)

        Рассказ учителя. Главное отличие одноклеточных водорослей от бактерий – наличие настоящего ядра. Содержимое ядра отделено от цитоплазмы мембраной. Связь ядра с цитоплазмой осуществляется через особые отверстия в мембране – поры. В клетках водорослей есть органоиды, и в частности хлоропласты, в которых идет синтез органики за счет энергии солнечных лучей.

        Отличаются водоросли от бактерий и строением клеточных жгутиков. Бактериальные жгутики имеют простое строение: это тонкие нити, вращающиеся с помощью базального тельца в мембране.

2. Одноклеточные и многоклеточные водоросли.

        Примером одноклеточных водорослей является «хламидомонада» («подвижное мелкое тельце в оболочке») – округлые клетки с двумя жгутиками равной длины; «хлорелла» - («зеленушка») – входит в состав планктона, поглощает до 25% всей солнечной энергии; используют в качестве добавки к корму скоту. Именно хлорелла была отправлена в космос вместе с другими растениями и животными в кабине второго космического корабля.    

        Все вы, конечно, видели длинные нитчатые колонии спирогиры, образующие зеленые «подушки» в пресноводных водоемах. Их скопления обычно называют тиной. Хроматофор у них в виде ленты, закрученной спиралью, располагается вдоль клеточной стенки. У улотрикса хроматофор имеет вид незамкнутого кольца. В отличие от спирогиры улотрикс прикрепляется к субстрату.

         В наших северных морях можно насчитать около 150 видов водорослей. Моря южных широт славятся водорослями-гигантами, с которыми связаны фантастические предания, сложенные мореплавателями. В Мексиканском заливе господствует водоросль ягодоносный саргассум. Вся водоросль увешана образованиями в виде вздутий, пузырьков, наполненных воздухом, выполняющих роль пузырьков.

        Клетки  бурых водорослей поверх целлюлозной оболочки покрыты особым пектиновым слоем. Вещества, входящие в его состав образуют вязкий раствор. Это свойство используют при производстве мороженого, фруктовых желе, консервов, пластмасс, лаков, красок, в текстильной промышленности, книгопечатании, медицине, парфюмерии. Но как широко ни использовал бурые водоросли человек, их роль в природе еще значительнее. Общеизвестна крупная бурая водоросль ламинария, известная в быту как морская капуста. Эти гигантские водоросли прикрепляются к дну корневидными выростами – ризоидами. 

        Морская капуста съедобна и высоко ценится. В Японии, Корее, Китае ее разводят искусственно, расчищая прибрежные участки и засеивая их спорами или молодыми слоевищами. В клетках ламинарии есть не только хлорофилл, но и красящее вещество – фукоксантин, способное поглощать невидимую красную часть спектра. Этим и объясняется способность бурых водорослей обитать на большей глубине, чем зеленые.

        В морях и океанах в большом количестве встречаются разнообразные красные водоросли, или багрянки. Красные водоросли – самые совершенные по строению низшие водные растения. Они проникают на большую, до 200 м, глубину, довольствуясь теми остатками света, которые проходят сквозь такую толщу воды. Причина теневыносливости красных водорослей – их фотосинтезирующие пигменты (красный фикоэритрин и синий фикоцианин). Красные водоросли синтезируют органическое вещество на таких глубинах, где ни зеленые, ни даже бурые водоросли расти уже не могут. Для человека они – важный объект промысла. Из багрянок получают вещество агар-агар (для получения чистых культур микроорганизмов, изготовление мармелада, пастилы, мороженое, желе).

III. Проверка знаний и умений

1. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам: Какие царства живой природы вы знаете? К какому царству относятся водоросли? Какое море получило название от водоросли? Где находится водорослевое море? Как называется наука, изучающая водоросли? Почему водоросли называют «легкими планеты»?

2. Работа в малых группах (в парах) «Собери картинку»

Каждая пара получает набор карточек. На одной стороне каждой карточки написаны систематические категории: «Царство: Растения», «Подцарство: Низшие растения», «Водоросли», «Одноклеточные водоросли», «Колониальные водоросли», «Многоклеточные водоросли».

Задание: используя знания по систематике, разложите предложенные карточки в логической последовательности.

Проверьте себя: переверните карточки, если правильно выполнено задание, то на оборотной стороне соединенных карточек вы прочитаете название водоросли «ламинария».

Беседа по вопросам: почему водоросли относятся к низшим растениям? Какие одноклеточные водоросли вам известны? Какие представители многоклеточных водорослей живут в пресной и морской воде? Как отличаются водоросли по цвету?

3. Работа с понятиями «Черный ящик».

Работа проводится в парах: один ученик выступает в роли учителя, другой – в роли ученика. На доске записаны понятия: ризоиды, слоевище, гамета, зигота, спорофит, гаметофит. Школьники, играющие роль учителя, спрашивают и проверяют правильность ответа с использованием перечня понятий. Затем ответивший ученик выступает в роли учителя.

III. Закрепление изученного материала.

1. Работа с сигнальными карточками «Красный - зеленый».

Учитель зачитывает классу вопросы, на которые каждый ученик отвечает поднятием красной сигнальной карточки (ответ – нет) или зеленой (ответ – да).

Вопросы:

1. Водоросли – это низшие растения?

2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?

3. Водоросли имеют органы?

4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?

5. По способу питания водоросли автотрофы?

6. Клетка водоросли имеет ядро, цитоплазму, оболочку, хроматофор?

7. Размножение с помощью спор называется половым?

8. При половом размножении образуются гаметы?

IV. Подведение итогов урока. Проводится обобщение материала о значении водорослей в природе и жизни человека. Заполнение таблицы

Водоросли в моей жизни

Я в жизни водорослей

  1. Предмет моей заботы в аквариуме
  2. Источник питания
  3. Обогащает атмосферу кислородом
  4. Сырье для пищевой промышленности
  5. Удобрения
  1. Исследователь
  2. Такая же частичка природы
  3. Убийца
  4. Потребитель
  5. Защитник

V. Домашнее задание: § 38, вопросы 1- 4, с.141, задание «Проверь себя». Подготовить сообщения на темы: «Ламинария – жительница морских огородов»; «Использование человеком продуктов, получаемых из красных водорослей».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения знаний "Погружение в мир водорослей"

Урок повторения и обобщения знаний "Погружение в мир водорослей" применяется при обощении знаний при изучении отдела Водоросли в 6 классе....

Конспект урока биологии в 6 классе по теме «Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные зеленые водоросли»

Цель урока: Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками строения и процессами жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей как представителей низших растений, их приспос...

Разработка открытого урока Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей.

Комбинированный урок "Многоклеточные водоросли". Биология 7 класс класс.Цель урока:продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с различным...

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7   класс Лабора...

Маршрутный лист ученика 6 класса по теме "Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водоросле"

При изучении темы и работе с информацией учебника выполняется работа в маршрутном листе. Выделяет следующие вопросы: 1. Классификация водорослей. 2. Строение водорослей. 3. Размножение водорослей. 4. ...