Лишайники.
материал по биологии по теме

Каримова Элина Александровна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Отдел Лишайники»

Краткая аннотация

Данный урок - второй по теме «Отдел Лишайники» (программа Сонина-Плешакова, Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс). На предыдущем рассмотрены вопросы строения, жизнедеятельности и местообитания лишайников. Учащиеся готовили дома кроме теоретического материала информацию практического характера: рассмотреть деревья, растущие рядом с домом.

Форма учебной работы:

Классно – урочная, ведущий метод обучения  - объяснительно иллюстративный .

Цель урока:

Систематизировать знания учащихся о лишайниках, рассмотреть вопросы их практического использования, в том числе как объекта лихеноиндикации.

Задачи урока:

-развивать мышление учащихся, работая с биологической терминологией

- повторить вопросы биологии лишайников;

-расширить кругозор учащихся в области практического использования лишайников;

- способствовать развитию интереса к родному краю (сбор информации  по лихеноиндикации и ее обработка);

-развивать интеллект учащихся через вопросы проблемного характера.

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютер.

Вступление. Интрига урока.

- В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс».

Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайниках!

- Почему собралось много желающих на лекцию?

         (заинтересовало название лекции)

- Почему беседа называлась «РАСТЕНИЕ – сфинкс»?

                (в те времена лишайники считали растениями)

- Почему Тимирязев назвал лишайники «СФИНКСАМИ»?

Учитель сообщает цель урока и предлагает ответить на вопросы:

- Как называется тело лишайника?

                            (слоевище или таллом)

- Какие вы знаете типы слоевищ?

                        (накипные, листоватые, кустистые)

- От чего зависит окраска лишайника?

                           (от преобладающего пигмента)

- Как питается водоросль в теле лишайника?

                         (автотрофно, фотосинтезирует)

- Как питается гриб в теле лишайника?

        (гетеротрофно, берет готовые вещества у водоросли)

- Где можно встретить лишайники?

        (на коре деревьев, на почве, скалах; учитель может дополнить ответ учащегося – на старинных пушках (металле), на древесном угле, на стекле; данные факты подтверждают, что лишайники используют субстрат как опору)

- Почему лишайники так широко распространены?

        (обладают морозоустойчивостью, засухоустойчивостью, легкостью вегетативного размножения)

- Взгляды на взаимоотношения гриба и водоросли в теле лишайника постоянно меняются. (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией таблиц размером А4, на которых написаны типы взаимодействий)

      Первоначально лишайники считали консорцием, т.е. гриб и водоросль - неделимое целое.

      В середине 19 века была доказана двойственная природа лишайника. Помещенное в банку с водой тело лишайника распалось, а высвободившиеся водоросли стали размножаться делением и вскоре образовали зеленый налет. Через два года немецкий ботаник А. Де Бари для обозначения выгодных взаимоотношений двух организмов, образующих лишайник, ввел термин «симбиоз».          

Тема урока:  Значение лишайников

- Каково же значение лишайников в природе и жизни человека?

Спросить у ребят:

Обобщить.

Возможно вы знаете, где используются лишайники ?

Спросить ребят.

Презентация Лишайники( использование в жизни человека)

1.Поскольку лишайники могут расти в таких условиях, в которых другие организмы существовать не могут,  часто являются пионерами зарастания каменных субстратов.

2.В тундровой зоне, где основные продуценты мхи и лишайники, последние являются главным кормом северных оленей. Могут лакомиться ими свиньи и овцы.

3.В Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария, из нее готовят блюдо иватаке. В конце 19 века лишайники в больших количествах продавали на рынках Токио, но в середине 20 века исчезли из продажи - истощились запасы. Многие народы, путешественники, люди находящиеся в бедственном положении своим спасением и выживанием обязаны лишайникам!

4.В результате взаимодействия гриба и водоросли образуются специфические вещества, которые нигде в природе больше не встречаются –        лишайниковые кислоты, обладающие антибиотическим действием.

Так усниновая кислота, образуемая 70 видами лишайников, под названием антибиотика бинан введена в медицинскую и ветеринарную практику для лечения ран, язв, ожогов, гнойных процессов.

5.Из лишайников извлечено ароматическое вещество резоноид, являющееся хорошим закрепителем аромата. Из сухих лишайников получают порошок - основу пудр.

6.Основной цвет красителей, получаемых из лишайников - темно-синий. Добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные, желтые тона. До сих пор в Шотландии некоторые твидовые ткани окрашивают только красителями из лишайников.

7.Свойство лишайника медленно расти используют для датировки возраста субстрата. Когда открыли статуи на о. Пасхи, потребовалось определить их возраст. Обычные радиоуглеродные методы были не применимы, т.к. статуи были высечены из вулканического туфа. Сравнили размеры слоевищ на фотографиях 1914 и 1961 г.г. и (исходя из возможностей времени, можно попросить учащихся предположить действия археологов, хорошая возможность применить субъектный опыт) … по годовому приросту определили минимальный возраст статуй - 430 лет.

8.Путем наблюдений были установлены закономерности: чем крупнее промышленный город, чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше видов лишайников; первыми в загрязненной воздушной среде исчезают кустистые лишайники, затем листоватые и последними – накипные. Учитель может попросить объяснить почему именно в такой последовательности.

(У кустистого лишайника больше площадь соприкосновения с воздухом, а, следовательно, больше накапливается загрязнений).

Вы узнали сегодня о значении лишайников для жизни человека. Мы должны сохранять их, не дать им погибнуть.

Рассказ учителя о красной книге

-Что вы знаете о красной книге?

Для чего она создана?

Презентация.

Закрепление:

Что мы узнали на уроке:

Спросить ребят.

Учитель подводит итоги урока, задает задание на дом, сообщает и комментирует оценки учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.

Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...

Царства "Бактерии", "Грибы", "Лишайники"

Обобщающий урок биологиив 7 классе...

Лишайники и их группировки в дубовых и грабовых лесах

научно - практическая работа об экологии, систематике  и индикационном значении лишайников...

"Лишайники"

"Лишайники"   ЛишайникиЛлллжжжжллллллдддддлшшшшшитп...

презентация на тему "Лишайники"

Презентация по биологии на тему "Лишайники"для 6 класса к учебнику И. Н. Пономаревой....

Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники

адания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники Кемеровской области....

План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....