Рабочая программа элективного курса по биологии "Лечебное дело"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме
Цель: создание ориентационной и мотивационной основы
для осознанного выбора медицинского профиля обучения
Для ее достижения предполагается ознакомить девятиклассников со спецификой видов деятельности, которые будут для школьников ведущими. Программа курса рассчитана на 17 ч, из них 2 ч — семинарские занятия и 15 ч отведно на выполнение лабораторного практикума.
Главным в содержании курса является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, предполагается также использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов). Другая особенность курса — его интегрированность и междисциплинарность.
Факультет медицинских вузов «Лечебное дело» готовит врачей общего профиля для взрослого населения. В содержании элективного курса «Лечебное дело» особое внимание обращается на ухудшение здоровья подрастающего поколения. Курс может быть реализован на основе того оборудования, которое есть в школьных кабинетах биологии, с добавлением небольших модулей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель директора поУР Директор МБОУ «Верхнесуньская СОШ»
____________/Назипова М.Х,/ МБОУ « Верхнесуньская СОШ» ___________ /Ярмиев Н.Г./
Протокол №1 ________/Газизова М.Н./ Приказ № 31\12 от « 27» августа 2012г. « 31 » августа 2012 г. от «1» сентября 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
МБОУ «Верхнесуньская СОШ»
наименование ОУ
Габидуллина Миляуша Хатиповна, высшая квалификационная категория
Ф.И.О , категория
Лечебное дело , 9 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета,
протокол № 1, от
«29» августа 2012 г.
- учебный год
Пояснительная записка
Цель: создание ориентационной и мотивационной основы
для осознанного выбора медицинского профиля обучения
Для ее достижения предполагается ознакомить девятиклассников со спецификой видов деятельности, которые будут для школьников ведущими. Программа курса рассчитана на 17 ч, из них 2 ч — семинарские занятия и 15 ч отведно на выполнение лабораторного практикума.
Главным в содержании курса является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, предполагается также использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов). Другая особенность курса — его интегрированность и междисциплинарность.
Факультет медицинских вузов «Лечебное дело» готовит врачей общего профиля для взрослого населения. В содержании элективного курса «Лечебное дело» особое внимание обращается на ухудшение здоровья подрастающего поколения. Курс может быть реализован на основе того оборудования, которое есть в школьных кабинетах биологии, с добавлением небольших модулей.
В процессе обучения учащиеся овладеют умениями:
- постигать основы методов диагностики заболеваний;
- оказывать первую доврачебную помощь;
- выполнять физиологические и медицинские измерения;
- наблюдать и описывать результаты своих наблюдений;
- обсуждать результаты экспериментов и участвовать в дискуссии;
- противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ (критическое отношение к рекламе);
- описывать микропрепараты;
- формулировать выводы.
Содержание курса
Тема 1. Диалог через века: «Почему врачи до сих пор дают клятву Гиппократа?» (1 ч)
Ролевая игра с целью ознакомления учащихся с развитием и накоплением знаний по анатомии и физиологии человека. Ученики-журналисты берут интервью у учеников-ученых, а ведущий дает краткую информацию об ученых прошлых столетий. Учащимся представляется возможность на машине времени перенестись в далекое прошлое и взять интервью у великих ученых, сравнить их представления об организме человека с представлениями ученых XXIв., а также дать оценку научной и практической деятельности ученых в минувшие времена.
Материалы и оборудование: портреты биологов; электронная библиотека «Просвещение». Биология. Анатомия и физиология человека. Биографии и портреты выдающихся биологов, хирургов, физиологов и анатомов; учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология. 6-11 классы» раздел «Хрестоматия» (использование информационных ресурсов Интернета).
Тема 2. Общее знакомство с организмом человека (3 ч)
Типы телосложения человека (конституция): мезоморфный, брахиморфный и долихоморфный; плоскости и оси, выделяемые в анатомии. Пропорции тела. Расположение внутренних органов человека.Расспрос и осмотр больного. Определение некоторых заболеваний по внешнему виду пациента.
Типы тканей и их свойства, связь строения с выполняемыми функциями. Основы гистологии.
Практические и лабораторная работы
- Пальпация лимфатических узлов.
- Измерение температуры тела.
- Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.
- Изучение микропрепаратов тканей животных и человека.
Материалы и оборудование: самодельные таблицы «Типы телосложения человека», «Оси и плоскости, делящие тело человека»; разборная модель «Торс человека»; атлас по анатомии в учебном электронном издании «Лабораторный практикум. Биология. 6-11 классы»; фрагмент видеофильма «Общее знакомство с организмом человека».
Тема 3. Эндокринная система человека (1ч)
Гуморальная регуляция функций. Гормоны. Классификация и строение желез внутренней секреции. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-эндокринолога. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога», врач и медсестра ведут прием больных, остальные — студенты-медики на практике. Сестра сообщает данные о больных, врач обращается к студентам, спрашивает их мнение, ставит диагноз и назначает лечение. Студенты сравнивают свои записи с рекомендациями врача.
Материалы и оборудование: атлас по анатомии; барельефная модель «Железы внутренней секреции человека»; учебные таблицы по анатомии.
Тема 4. Нервная система человека (2 ч)
Спинной мозг и спинномозговые нервы. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-невропатолога.
Отделы головного мозга. Классификация проводящих путей головного и спинного мозга. Локализация функций в коре полушарий переднего мозга.
Практическая и лабораторная работы
- Определение безусловных рефлексов разных отделов мозга.
- Строение нервной ткани.
Материалы и оборудование: таблицы по анатомии; рельефная модель «Строение спинного мозга человека»; раздаточные рельефные модели для самостоятельной работы «Строение спинного мозга человека»; микроскоп и микропрепараты; муляж «Головной мозг»; рельефная модель «Доли, извилины, цитоархитек-тонические поля головного мозга»; барельефные модели «Проводящие пути головного мозга», «Ромбовидная ямка, проекции ядер черепных нервов и желудочков головного мозга».
Тема 5. Анализаторы (3 ч)
Строение зрительного анализатора, вспомогательных систем глаза и их значение. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-офтальмолога. Гигиена зрения.
Строение слухового анализатора и его значение. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-отоларинголога. Гигиена слуха.
Роль анализаторов во взаимодействии организма и окружающего мира. Кожно-мышечное чувство. Обоняние. Вкус. Практические работы
- Обнаружение слепого пятна сетчатки глаза.
- Измерение остроты слуха речью.
- Распознавание знакомых веществ.
Материалы и оборудование: таблицы по анатомии; модель «Череп человека»; влажный препарат «Глаз крупного млекопитающего»; раздаточный материал для самостоятельной работы «Глаз человека»; рельефные модели «Глаз. Строение» и «Строение уха человека»; объемная модель «Глазное яблоко»; модели остеологические «Косточки слуховые»; цветущие растения; набор предметов (кубик, кусок сахара, камень, коробочка). Для практической работы необходимы: бальзам «Золотая звезда», растворитель, духи, нашатырный спирт, сердечные капли, подсолнечное масло.
Тема 6. Меры доврачебной помощи при повреждении опорно-двигательного аппарата (1ч)
Закрытые механические повреждения (ушибы и растяжения, вывихи, переломы). Ролевая игра «На приеме у травматолога» (первая помощь при закрытых переломах предплечья, плеча, бедра, голени, позвоночника и грудной клетки, черепа; наложение закрутки при открытом переломе предплечья).
Лабораторная работа
Первая помощь при повреждении скелета человека.
Материалы и оборудование: модель «Скелет человека»; видеофильм «Основы медицинских знаний»; материалы для оказания первой помощи; таблица «Оказание первой помощи при переломах и вывихах»; лабораторные работы на диске «Биология. 6-11 классы»; справочник по оказанию первой медицинской помощи.
Тема 7. Кровь и кровообращение (4 ч)
Компоненты внутренней среды организма: кровь, лимфа и тканевая жидкость. Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови. Лимфатическая система.
Давление и пульсодиагностика. Возникновение и поддержание кровяного давления. Знакомство с медицинским оборудованием. Генетика групп крови. Переливание крови. Донорские традиции в России.
Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца. Тоны сердца. Регистрация электрических про-
цессов в сердце. Знакомство с функционалом врача-кардиолога. Изучение кардиограмм.
Расчетные задачи по теме «Строение и работа сердца».
Первая помощь при заболеваниях органов кровообращения. Меры, направленные на остановку кровотечений.
Лабораторная и практические работы
- Мазок крови человека и лягушки.
- Измерение артериального давления.
- Изучение электрокардиограммы (ЭКГ).
- Приемы остановки кровотечений.
Материалы и оборудование: микроскоп и набор микропрепаратов; атлас по анатомии; тонометр; слайд-альбом «Человек и его здоровье»; модели-аппликации «Генетика групп крови» и «Переливание крови»; портрет И.П.Павлова; рельефная модель «Сердце человека»; объемная модель «Сердце»; электрифицированная модель «Сердце человека»; фрагменты ЭКГ; материалы для оказания первой помощи; таблица «Оказание первой помощи при сердечном приступе и кровотечениях»; имитаторы ранений (в картонной упаковке); справочник по оказанию первой медицинской помощи.
Тема 8. Заболевания органов дыхания и их предупреждение (1ч)
Дыхательные процессы. Болезни, передающиеся через воздух. Оказание первой помощи при нарушении дыхания.
Практическая работа
Определение состояния пострадавшего. Первая помощь при остановке дыхания.
Материалы и оборудование: рельефная модель «Строение легких»; прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса); модель объемная «Максим 111-01» — тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации; материалы
для оказания первой помощи; таблица «Оказание первой помощи при несчастных случаях. Приемы искусственного дыхания»; таблица по гигиене «Профилактика воздушно-капельной инфекции»; справочник по оказанию первой медицинской помощи.
Тема 9. Выделение (1 ч)
Строение и работа почек. Заболевания почек и их предупреждение. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-уролога.
Лабораторная работа Исследование мочи.
Материалы и оборудование: модель «Мочевая система человека»; атлас «Микроскопия осадков мочи»; рельефная модель «Строение почки человека».
Учебно – тематическое планирование.
по элективному курсу « Лечебное дело»
Класс 9
Учитель Габидуллина Миляуша Хатиповна
Количество часов
Всего 18 часов; в неделю_0,5 час.
Плановых контрольных уроков__ч., за чётов - ч., тестов -ч. Практические работы -10, лабораторные работы- 4.
Рабочая программа составлена на основе методического руководства «Элективные курсы .Биология для 9-11 классов» (Автор: О.Е. Аверчинкова , 2007г. )
Дополнительная литература:
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников. – М: АСТ-ПРЕСС, 2006. 2. Коган Т.В., Косицкий Г.И., Кураев Г.А. Кызыклы физиология.
- Т.А.Козлова., Биология в таблицах и схемах. Дрофа, 2007.
- Осмоловская Л.И. Биология. Человек. 8 класс. Дидактические материалы. 2005.
ЦОР:
http://school-collection.edu.ru/ мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»
http://www.kozlenkoa.narod.ru , Биология: сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко
www.bio.1 september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://school-collection.edu.ru/
Календарно- тематическое планирование
№ п/п№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | примечание |
По плану | фактически |
1 | Диалог через века: «Почему врачи до сих пор дают клятву Гиппократа?» | 1 | 14.01 |
2-4 | Общее знакомство с организмом человека • Конституция (рост, масса). Температура. Расположение внутренних органов. Пальпация внутренних органов брюшной полости и лимфатических узлов. Практические работа №1: «Пальпация лимфатических узлов», «Измерение температуры тела» • Расспрос и осмотр больного. Практическая работа №2 «Самооценка текущего состояния здоровья • Типы тканей и их свойства. Лабораторная работа №1 «Изучение микропрепаратов тканей животных и человека» | 3 | 21.01 28.01 4.02 |
5 | Эндокринная система человека • Ролевая игра «На приеме у эндокринолога» | 1 | 11.02 |
6-7 | Нервная система человека • Спинной мозг (ролевая игра «На приеме у невропатолога»). Практическая работа №3 «Определение безусловных рефлексов разных отделов мозга» • Головной мозг. Лабораторная работа №2 «Строение нервной ткани» | 2 | 18.02 25.02 |
8-10 | Анализаторы • Зрительный анализатор (ролевая игра «На приеме у офтальмолога»). Практическая работа №4 «Обнаружение слепого пятна сетчатки глаза» • Анализатор слуха и равновесия. Практическая • Кожно-мышечное чувство. Обоняние. Вкус. | 3 | 4.03 11.03 18.03 |
11 | Меры доврачебной помощи при повреждении опорно-двигательного аппарата • Ролевая игра «На приеме у травматолога». Лабораторная работа №3 «Первая помощь при повреждении скелета человека» | 1 | 1.04 |
12-15 | Кровь и кровообращение ■ Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови. Лабораторная работа №4 «Мазок крови человека и лягушки» • Движение крови по сосудам. Давление и пульсодиагностика. Практическая работа №7 «Измерение артериального давления» • Расчетные задачи по теме «Строение и работа сердца». Практическая работа №8«Изучение электрокардиограммы (ЭКГ)» • Первая помощь при заболеваниях органов кровообращения и кровотечениях. Практическая работа№9 «Приемы остановки кровотечений» | 4 | 8.04 15.04 22.04 29.04 |
16 | Заболевания органов дыхания и предупреждение • Практическая работа №10«Определение состояния пострадавшего. Первая помощь при остановке дыхания» | 1 | 6.05 |
17 | Выделение • Лабораторная работа№4 «Исследование мочи» | 1 | 13.05 |
18 | Обобщающий урок по курсу | 1 | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы ...
Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела»
Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Программа элективного курса: "Основы рекламного дела"
Программа курса «Основы рекламного дела» предлагается учащихся 10-11-х классов. Целью обучения по данной программе является получение учащимися знаний в области рекламного дела....
Рабочая программа элективного курса строительное дело
Рабочая программа элективного курса строительное дело...
Рабочая программа элективного курса 10-11 классы "Организация и бизнес-планирование собственного дела"
Рабочая программа элективного курса 10-11 класс "Организация и бизнес-планирование собственного дела"...