Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела»
элективный курс по экономике (10, 11 класс) на тему

Думченко Оксана Юрьевна

Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву и экономике, в соответствии с задачами модернизации содержания  обществоведческого образования в школе. В основу программы положены  основные положения концепции профильного обучения, а также концепция реализации Национальной президентской образовательной инициативы «Наша новая школа». Данный курс ориентирован на учащихся средней (полной) школы, имеющих интерес к экономике и ориентированных на выбор профессий, связанных с предпринимательством, менеджментом, маркетингом, финансовой и инвестиционной деятельностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_po_ekonomike.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву и экономике, в соответствии с задачами модернизации содержания  обществоведческого образования в школе. В основу программы положены  основные положения концепции профильного обучения, а также концепция реализации Национальной президентской образовательной инициативы «Наша новая школа».

Данный курс ориентирован на учащихся средней (полной) школы, имеющих интерес к экономике и ориентированных на выбор профессий, связанных с предпринимательством, менеджментом, маркетингом, финансовой и инвестиционной деятельностью.

Переход к рыночной экономике обусловил повышенный интерес к экономическим наукам, возросшую потребность в изучении прикладной экономики, в частности основ предпринимательской деятельности. Движение России к прогрессу будет эффективным, если наряду с крупными предприятиями в полную мощь заработают малые, частные, индивидуальные. И возможность проявить себя в этом важнейшем государственном деле могут (через несколько лет) сегодняшние школьники. Но для этого их надо готовить к участию и в большом и в малом предпринимательстве. Переход России рыночным отношениям потребовал от современной школы большой работы по подготовке и воспитанию делового человека – личности с развитым культурно - нравственным, творческим началом и экономическим мышлением. Понятие «деловая личность» выступает при этом как перспективная модель готовности человека к новому типу профессионально - трудовой, предпринимательской деятельности в условиях рынка.

 Содержание учебного курса адаптировано к условиям школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.

 Основой для получения знаний по основам предпринимательского права, в рамках данного элективного курса, является научно-практическое пособие доктора технических наук, профессора, А. М. Каунова  «Организация и бизнес-планирование собственного дела».

Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 11-х классов основам предпринимательства в основном в сфере малого бизнеса и рассчитана на 34 часа с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.

Цель курса:

Воспитание и формирование предпринимательского правосознания на основе ключевых образовательных компетентностей учащихся, позволяющих овладеть социальным опытом в сфере основ предпринимательской деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение.

   Задачи курса:

  • Удовлетворить познавательный интерес учащихся на основе готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
  • Повысить экономическую грамотность и предпринимательское самосознание;
  • Активизировать мотивационную установку учащихся к предпринимательской деятельности;
  • Сократить разрыв между теорией и практикой в экономическом образовании молодежи, через овладение знаниями и опытом в сфере предпринимательской деятельности;
  • Обучение партнерству, воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, честности, ответственности,  культуры поведения будущего предпринимателя.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, соответствующих его целям и задачам. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, приобщения к творческой деятельности, элементов критического мышления, способности к моделированию ситуаций, проектной и информационных технологий.

Ожидаемый результат:

Работа над курсом предполагает приобретение, развитие следующих навыков, умений и компетенций учащихся как совокупности действий, которая  позволит:

Изучить:

  • экономику малого бизнеса;
  • секреты малого бизнеса;
  • особенности управления на средних предприятиях;
  • особенности отдельных видов деятельности малых и средних предприятий;
  • основы государственного регулирования малого бизнеса;
  • возможности финансирования и инвестирования предпринимательской деятельности;

Понимать:

  • экономическую роль предпринимательства;
  • характерные черты и качества предпринимателя;
  • сущность планирования;
  • понятия дохода, затрат, прибыли;
  • назначение бизнес-плана;
  • технологию составления бизнес-плана;
  • финансовые механизмы поддержки предпринимательства;
  • национальные особенности государственного контроля;

Анализировать:

  • исходную ситуацию и принимать стратегическое решение;
  •  качества личности необходимые для успешной предпринимательской деятельности;
  • новые возможности предпринимательства;
  • структуру бизнес-плана;
  • особенности российской системы налогообложения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для эффективного планирования своей деятельности;
  • для анализа конкретных ситуаций в  повседневной деловой жизни;
  • для действия в соответствии с личной и общественной выгодой;
  • для самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации;
  • для эффективной работы в команде;

Изучение элективного курса ««Организация и бизнес-планирование собственного дела» предполагает итоговую форму аттестации  в виде защиты социальных проектов по выбранным заранее темам курса. Для получения положительной оценки по итогам курса необходимо: непосредственное участие в социальном проекте, двух ролевых играх, написание эссе, составление опорных схем по одной из тем курса.

  1. Тематический план элективного курса

  2. «Организация и бизнес-планирование собственного дела»

№ п/п

Темы занятий

Количество

 часов

Форма контроля

всего

теор.

прак.т.

1

Введение в экономику свободного предпринимательства.

1

1

2

Рынок - среда существования предпринимателей

1

1

Создание презентации «Организационно – правовые формы бизнеса»

3

Роль предпринимательства в российской экономике. Его виды и организационно-правовые формы

1

1

4

Предпринимательство - основные принципы, стратегия и технологические этапы деятельности

1

1

5-6

Общие предпосылки и процедура создания собственного дела

2

1

1

Оформление кластера «Условия

эффективности малого предпринимательства», тренинг

7

Как искать свою нишу на рынке?

1

1

8

Возможные источники и методы выработки предпринимательских идей

1

1

Разработка опорных схем, заполнение таблиц, составление памятки «Успех моего бизнеса», деловая игра

9-10

Бизнес-планирование - новое явление в экономике России.

2

1

1

Разработка бизнес-плана

11

Важнейшие этапы в деятельности предпринимателя

1

1

Деловая игра

 «Заключаем контракт»

12

Как исследовать потенциальный рынок?

1

1

13

Составляющие исследования рынка

1

1

Анализ схем

14

Первоначальная оценка стартового капитала и упрощенные методы проработки предпринимательской идеи

1

1

15-16

Прогноз прибылей и убытков будущей фирмы

2

2

Разработка опорных схем, заполнение таблиц,

17-18

Составление сметы

2

1

1

19-

20

Финансовый план движения денежных средств при оценке перспективности идеи создания собственного дела

2

1

1

Заполнение таблиц с использованием методики SWOT-анализа

21

Маркетинг в деятельности предпринимателя

1

1

Анализ диаграммы «Круговая сегментации потребителей»

22

Содержание, сущность, основные принципы и концепции маркетинга

1

1

Анализ диаграммы «Маркетинговая стратегия»

23

Основные правила разработки и вывода товара на рынок.

1

1

Приемы расчетов сопоставления текущей стоимости PV и будущей стоимости FT.

24

Жизненный цикл товара

1

1

25-26

Менеджмент в деятельности предпринимателя. Основные понятия, цели, задачи, принципы

2

1

1

Деловая игра

«Учимся вести переговоры».

27

Основные понятия, цели, задачи, принципы менеджмента

1

1

28

Управление финансами малого предприятия и налогообложение

1

1

Дискуссия «Малый бизнес – гарантия стабильности общества»

29

Правовое обеспечение предпринимательства

1

1

Изучение правовых документов, решение практических проблемных задач

30

Возможные предпринимательские риски и меры борьбы с ними

1

1

31-32

Моделирование предпринимательской деятельности по организации собственного дела «Шаг за шагом» - упражнение-тренинг

2

1

1

Защита социальных проектов «Проблемы малого бизнеса в моем городе»

33

Резерв

2

Итого

34

                                                                                                           

                                                                                                                                 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
  4. Федеральный Закон от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  5. Федеральный Закон от 26.12.08. №294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  6. Высоков В.В. Предпринимательский всеобуч. Ростов-на-Дону, 2009.
  7. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М.,2004.
  8. Бараненко С.П. Основы предпринимательства. М.,2010.
  9. Бизнес-план. Методические материалы. М.,2005.
  10. Лошкарев В.Г. Организация бизнеса с нуля. Советы практика. Санкт-Петербург, 2010.
  11. Киреев А.П. Экономика. Интерактивный интернет-учебник для 10-11 классы (в комплекте с компакт-диском). М., 2007.

Ресурсы    интернет - сети

www.delovoy.spb.ru - сайт-каталог ресурсов сети Интернет по экономике, финансам, менеджменту, маркетингу

www.devbusiness.ru – сайт «Развитие бизнеса»

www.marketing.spb.ru – сайт «Энциклопедия маркетинга»

www.rwr.ru – сайт «Реклама в России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии "Лечебное дело"

Цель: создание ориентационной и мотивационной основыдля осознанного выбора медицинского профиля обучения Для ее достижения предполагается ознакомить девятиклассников со спецификой видов дея...

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для организации профильной подготовки учащихся 9 класса по предмету «Английский язык»

г. Лабинск 2014год Пояснительная записка В это стремительно развивающееся и меняющееся время, ко¬гда наша страна перешла на рыночные отношения, по¬следовал подъем деловой активности и установлени...

Рабочая программа элективного курса по информатике (на основе собственых лабораторных работ)

Цель данного курса:Образовательная: формировать общее представление о языке HTML через возможность понять важность HTML-стандартов для создания гипертекстовых документов, идентификацию тегов HTM...

Рабочая программа элективного курса строительное дело

Рабочая программа элективного курса строительное дело...

Рабочая программа элективного курса 10-11 классы "Организация и бизнес-планирование собственного дела"

Рабочая программа элективного курса 10-11 класс "Организация и бизнес-планирование собственного дела"...