Селекция растений
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Дорожинская Кристина Витальевна

Разработка урока в 9 классе на тему "Селекция растений" с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл selekciya_rasteniy.rar12.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   «Селекция растений»

Цель: познакомится с особенностями и методами селекции растений.

Оборудование:  ИКТ, учебник, тетрадь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами начали изучать интереснейшую тему – «Основы селекции». Сегодня мы подробнее остановимся на методах селекции растений, узнаем немного об истории развития селекции как науки, услышим о судьбе и работе некоторых ученых-селекционеров, о сортах культурных растений. Слайды 1-3

  1. Проверка знаний. Разгадать кроссворд, вспомнив основные понятия селекции. Слайды 4-12

По вертикали:

  1. наука, изучающая биологические основы и методы создания и улучшения пород животных. Сортов растений и штаммов микроорганизмов.

По горизонтали:

  1. Явление превосходства первого поколения гибридов по ряду признаков и свойств над обеими родительскими формами
  2. Наследственное изменение, характеризующееся многократным увеличением гаплоидного набора хромосом в клетках организма
  3. Процесс возникновения наследственных изменений под влиянием различных факторов
  4. Наука о наследственности и изменчивости
  5. Процесс создангия гибридов
  1. Изучение нового материала. Целью нашего сегодняшнего урока будет ознакомление с особенностями и методами селекции растений. Слайд 13.

Тема урока записывается в тетрадь. Слайд 14.

Посмотрите на эту карту (слайд 15). Как вы думаете, что за центры изображены на ней, имя какого ученого связано с открытием этих центров?

Следует краткий рассказ, заранее подготовленный группой учащихся о центрах происхождения культурных растений и Н.И. Вавилове. Слайды 16-17.

ВАВИ́ЛОВ Николай Иванович (1887-1943), российский генетик, растениевод, географ, создатель учения о биологических основах селекции и центрах происхождения и разнообразия культурных растений, академик АН СССР и АН УССР (1929), академик и первый президент (1929-1935) ВАСХНИЛ. Автор закона гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов, учения о биологических основах селекции и центрах происхождения и разнообразия культурных растений. На Всероссийском селекционном съезде в Саратове (1920) Вавилов выступил с докладом «Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости». Согласно этому закону генетически близкие виды растений характеризуются параллельными и тождественными рядами признаков; тождество в рядах наследственной изменчивости проявляют и близкие роды и даже семейства. Закон вскрыл важную закономерность эволюции: у близких видов и родов возникают сходные наследственные изменения. Используя этот закон, по ряду признаков и свойств одного вида или рода можно предвидеть наличие сходных форм и у другого вида или рода. Закон гомологических рядов облегчает селекционерам поиск новых исходных форм для скрещивания и отбора.

Первые экспедиции Вавилов организовал и провел в Персию (Иран) и Туркестан, Горный Таджикистан (Памир), где многократно рискуя жизнью, собрал в труднодоступных местах неизвестные ранее формы пшениц, ячменей, ржи (1916). Здесь он впервые заинтересовался проблемой происхождения культурных растений.

В 1921-1922 Вавилов знакомится с сельским хозяйством обширных областей США и Канады. В 1924 Вавилов совершил труднейшую, продолжавшуюся пять месяцев, экспедицию в Афганистан, подробно исследовав культурные растения и собрав большой общегеографический материал.

За эту экспедицию Географическое общество СССР наградило Вавилова золотой медалью им. Пржевальского («за географический подвиг»). Результаты экспедиции обобщены в книге «Земледельческий Афганистан» (1929).

В 1926-1927 Вавилов организовал и провел длительную экспедицию в страны Средиземноморья: Алжир, Тунис, Марокко, Египет, Сирию, Палестину, Трансиорданию, Грецию, острова Крит и Кипр, Италию (включая Сицилию и Сардинию), Испанию и Португалию, Сомали, Эфиопию и Эритрею.

В 1929 Вавилов совершил экспедицию в Западный Китай (Синьцзян), в Японию, Корею, на остров Формоза (Тайвань).

В 1930 — в Северную Америку (США) и Канаду, Центральную Америку, Мексику.

В 1932-1933 — в Гватемалу, Кубу, Перу, Боливию, Чили, Бразилию, Аргентину, Эквадор, Уругвай, Тринидад, Пуэрто-Рико.

Советские экспедиции при его участии и/или руководстве открыли новые виды дикого и культурного картофеля, устойчивые к заболеваниям, что было эффективно использовано селекционерами СССР и других стран. В перечисленных странах Вавилов проводил также важные исследования по истории мирового земледелия.

В результате изучения видов и сортов растений, собранных в странах Европы, Азии, Африки, Северной, Центральной и Южной Америки, Вавилов установил очаги формирования, или центры происхождения и разнообразия культурных растений. Эти центры часто называются центрами генетического разнообразия или Вавиловскими центрами. Работа «Центры происхождения культурных растений» была впервые опубликована в 1926.

Согласно Вавилову культурная флора возникла и формировалась в относительно немногих очагах, обычно расположенных в горных местностях. Вавилов выделил семь первичных центров.

Слайд 18. У учеников на столах лежат карточки с таблицей, аналогичной таблице на слайде 18. Их задача при просмотре следующих 19-25 слайдов записать название этих центров.

Слайд 26 – проверка.

Слайд 27. Как вы думаете, каково значение для современной селекции открытие центров происхождения культурных растений? Не забывайте, что сделано оно было в трудные для России времена, в стране был голод, сельское хозяйство только развивалось после тяжелого кризиса.

Недаром международный журнал «Herediti» (Наследственность) удостоил Н.И. Вавилова чести быть включенным в почетную рамку на титульной обложке наряду с Линнеем, Дарвиным, Морганом и другими мировыми корифеями биологии. Судьба великого ученого была переменчива и трагична. Но сам он был необычайно творческой  и деятельной личностью. Это отмечали все его соратники, многие из которых впоследствии разделили его судьбу. Н.И. был арестован, впоследствии он погиб в застенках Саратовской тюрьмы. Э.В Трускинов в своей книге «Н.И. Вавилов. Драма жизни и смерти» писал : «Вавилов был действительно великим гражданином не только своей страны, но и мира, образно говоря «стоял на глобусе». Он не только видел, но и во многом прозрел будущее, тем самым далеко опередив свое время. Его идеи, плоды его трудов по-настоящему, до конца могут оценить даже не мы, его последователи, а наши потомки. И в этом смысле он действительно остается надеждой России, мира, всего человечества, которым служил верно, честно и жертвенно, отдав саму жизнь свою за науку, за лучшее грядущее в мире».

Что касается изучения признаков предков культурных растений, их происхождения, то знания эти необычайно важны для выявления устойчивости растений к болезням и паразитам, условий их выращивания, морозостойкости, плодовитости и т. д. Мы получаем возможность обновлять генетический материал сортовых растений, генофонд которых не столь многообразен, используя родственные им дикорастущие виды.

Слайд 28. Рассмотрим особенности селекции растений. Отбор.

Ученики в тетради заполняют таблицу. Проверяют ее. Слайд 29.

Слайд 30-34. Гибридизация. Отмечаем особенности метода, виды гибридизации.

Слайд 35-36. Обратим внимание на проявление так называемой гибридной мощи – гетерозис. В дальнейших поколениях при скрещивании гибридов между собой эффект гибридной мощи ослабевает и исчезает.

  1. Закрепление знаний.

Попробуйте назвать с помощью какого метода были получены следующие сорта растений?

Слайд 37.  Церападус – межвидовой гибрид вишни степной с черемухой, получен И.В. Мичуриным. Все Ц. морозостойки, устойчивы против вредителей и болезней.

Слайд 38. Слива – гибрид терна и алычи. В диком виде не встречается, в культуре известна более 2 тыс. лет.

Слайд 39 Позднеосенний сорт селекции И.В. Мичурина, полученный от скрещивания Бельфлера желтого с китайкой. Широко используется.

Слайд 40. Тритикале является гибридом ржи и пшеницы, его считают перспективной культурой для производства комбикормов и получения крахмала, хлебопекарной муки и солода.

Слайд 41  Гибрид редьки и капусты с удвоенным числом хромосом, получен советским ученым Г.Д. Карпеченко в 1922-1924 г.г.  В отличие от других межвидовых гибридов, рафанобрассика оказался способным к размножению, т.к. в мейозе может происходить коньюгация гомологичных хромосом редьки между собой и капустных между собой.

  1. Домашнее задание. Слайды 42-43.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Селекция растений"

Углубление знаний учащихся о селекции растений, формирование у них знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культур...

Презентация по теме Селекция растений".

Презентация к уроку биологии в 9 классе по теме "Селекция растений". В ней представлены особенности селекционных методов, матениал о наиболее часто селекционируемых сельскохозяйственных культурах, их ...

Урок в 11 классе "Селекция растений"

Урок в 11 классе "Селекция растений" по программе В.В. Пасечника. Очень сложный для обучающихся материал - много новый терминов, много слов, которые они никогда не слышали. Поэтому итог урока - игра. ...

презентация к уроку "Селекция растений"

Презентация к уроку в 9 классе на тему "Селекция растений"...

Селекция растений

Данная тема является продолжением изучения материала 9 класса. В ней рассматриваются более подробно методы,применяемые в селекции растений. В презентации представлены результаты новые сорта овощных и ...

Селекция растений. Центр происхождения культурных растений

презентация к уроку, выполнено ученицей 10б Абрамян Мариной...