Урок по теме "Эндокринная система"
методическая разработка (биология, 8 класс) по теме

Бочарникова Тамара Александровна

Урок контроля, коррекции и оценки знаний по теие "Эндокринная система" (биология, 8 класс по программе И.Н.Пономарёвой)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Докучаевская СОШ

Таловского района Воронежской области

Урок контроля, коррекции и оценки знаний учащихся по теме «Эндокринная система» (8 класс)

(в рамках районного семинара заместителей директоров по УВР)

 Бочарникова Т.А., учитель биологии ВКК

2010-2011 учебный год

Урок контроля, коррекции и оценки знаний учащихся по теме «Эндокринная система»

Цели урока: получить информацию об уровне сформированности предметных компетенций у учащихся по теме  «Эндокринная          система»; продолжить формирование предметных и общеучебных компетенций через выполнение различных заданий.

Этап урока

Учебная задача. На формирование каких компетенций направлена

Приём педагогической техники. Вид деятельности

Организационный момент 

(слайд 1) «Тема урока» и слайд 2) «Цели урока»

Организовать работу учащихся на уроке. Отслеживание настроя на урок

«Моя цель урока» Определение целей урока для учителя и ученика

Коррекция знаний учащихся

Проверить знания учащихся по теме «эндокринная система» и скорректировать их путём применения различных заданий и разных видов деятельности


Проверить знание терминов и определений по  

теме, выявить пробелы в знаниях терминов путём визуального контроля






проверить умения распознавать органы эндокринной системы по рисунку и анатомическим фотографиям, давать описания, формировать умения объяснять разницу изображённых объектов



проверить умения соотносить понятия гормон – железа, давать определение по термину






поиск информации о неизвестном гормоне






умение выполнять задание на соответствие (часть В ГИА)


умение найти ошибку и скорректировать свои знания






Коррекция знаний о работе поджелудочной железы путём просмотра видеофрагмента после своего ответа, умение оценить уровень своего понимания данного вопроса











Умение решать логические задачи на применение знаний в незнакомой ситуации








Умение воспроизвести и осмыслить новую информацию о связи гормонов с рецепторами



Применение знаний в незнакомой ситуации. Умение объяснить изменения во внешнем облике сказочных героев по рисункам

Используется лист самоконтроля (приложение 3)




  1. Терминологический диктант

Фронтальная работа. Учитель читает определение, учащиеся записывают термины и определения в тетради под соответствующими номерами (текст диктанта -   приложение 1)

  1. Самопроверка выполнения задания (ответы на задания демонстрируются на слайде 3)


  1. «Чей это портрет». На слайде демонстрируются железы эндокринной системы (щитовидная, половые, надпочечники, гипофиз, надпочечники, щитовидная, поджелудочная),  учащиеся узнают их по рисунку, отличающемуся от рисунка в учебнике


  1. «Кроссворд наоборот» Чьи это гормоны?  Фронтальная устная работа. На слайде демонстрируется заполненный кроссворд, учащиеся называют гормон, указывают, какой железой вырабатывается



  1. «Знакомые незнакомцы» Один из гормонов (мелатонин), помещённых в кроссворд – не известен учащимся. Если никто не сможет пояснить, обращение к справочнику с целью расширения знаний.


  1. «Найди пару» Фронтальное письменное задание на соответствие по таблице, изображённой на слайде


  1. «Проверь себя» На слайде даны ответы. Учащиеся сравнивают свои ответы.  На слайде есть информация (об акромегалии и адиссоновой болезни), которая не является обязательной для изучения и направлена на расширение кругозора учащихся и мотивацию сильных учащихся  на познание


  1. «Хочу знать…» Приём «insert» Несколько учащихся рассказывают о работе поджелудочной железы и роли гормона инсулина. Ответы могут быть и разными, и одинаковыми (это зависит от уровня подготовленности учащихся, уровня осознанного понимания, уровня развития мышления и речи, умения подать информацию). Затем демонстрируется видеофрагмент о работе поджелудочной железы и роли гормона инсулина. Учащиеся осмысливают информацию и путём приёма «insert» (v  уже знал, + новая информация, - думал иначе,  ? -  не понял) проводят оценку своих знаний по этому вопросу, фиксируя в своей тетради.


«Объясни» После просмотра видеофрагмента учащимся предлагается подумать и решить логическую задачу. Больному диабетом необходимы инъекции инсулина. Однако при передозировке этого препарата возможен обморок, опасный для жизни больного. Какова его причина? Какую помощь вы бы оказали больному в этом состоянии?


Учащиеся просматривают видеофрагмент с новой информацией и устно делятся своими впечатлениями с помощью приёма «Инсерт»

  1. «Поставь диагноз». Учащимся предлагаются иллюстрации сказочных персонажей: Баба-Яга, Дюймовочка, Гулливер, Мальчик с Пальчик, Винни Пух. По видимым внешним признакам установить, с чем связаны изменения внешнего облика у данных героев



(слайд 3) «Терминологический диктант». Ответы






(слайд 4) «Чей это портрет?»





(слайд 5) «Чьи это гормоны?»












(слайд 6) «Найди пару»


(слайд 7) «Проверь себя»






(слайд 8) «Хочу

 знать…»






















(слайд 9) «Хочу знать»



(слайд 10) «Поставь диагноз»

Контроль знаний учащихся

Умение выбрать один правильный ответ (часть А ГИА),выбрать  несколько правильных ответов (часть В ГИА),  установить соответствие между понятиями и процессами (часть В ГИА)

  1. «Контрольный тест» (приложение 2) письменное выполнение контрольного теста в тетради. Проверка результатов.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Умение передать своё настроение от урока

  1. «Сравни свои знания» Подведение итогов заключается в продолжении предложений: «После этого урока я знаю больше…, меньше…, ничего нового не узнал…» и «Я знаю эту тему на «5», «4», на «3», «не знаю»
  2. «Рефлексия» О своём настроении на уроке напиши в конце теста.

Приложение 1

Терминологический диктант по теме «Эндокринная система»

  1. Два вида регуляции функций в организме – ... (нервная и гуморальная).
  2. Биологически активные вещества, выделяемые в кровь железами внутренней секреции, – ... (гормоны).
  3. Гипофиз, щитовидная железа, надпочечники – это железы … (внутренней) секреции.
  4. Гормоны, регулирующие развитие вторичных половых признаков у мужчин и женщин, – ... (половые). 
  5. Гормоны мозгового слоя надпочечников – ... (адреналин и норадреналин).
  6. Гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении – ... (адреналин).
  7. В регуляции обмена сахара в организме принимает участие гормон … (инсулин).
  8.  Гормон щитовидной железы – ... (тироксин).
  9. Железа внутренней секреции, расположенная в основании мозга и управляющая деятельностью других желез, – ... (гипофиз).
  10. Уменьшение выработки инсулина вызывает развитие тяжелого заболевания – ... (сахарного диабета).
  11. Усиление функции щитовидной железы приводит к … (базедовой болезни).
  12. Для синтеза гормонов щитовидной железы необходим … (йод).
  13. При недостаточной выработке гормонов щитовидной железы у детей развивается … (кретинизм), а у взрослых людей – ... (микседема).

приложение 2

Контрольный тест по теме «Эндокринная система»

А 1. К железам смешанной секреции относится:

  1. поджелудочная железа
  2. гипофиз
  3. щитовидная железа
  4. надпочечники

А 2. К повышению уровня глюкозы в крови может привести нарушение части функций

  1. надпочечников
  2. щитовидной железы
  3. поджелудочной железы
  4. вилочковой железы

А 3. Недостаток тироксина восполняется добавлением в пищу:

  1. калия
  2. натрия
  3. йода
  4. брома

А 4. Гормоны – это:

  1. белки, катализирующие химические реакции
  2. биологически активные вещества, поступающие с пищей
  3. соединения белков и витаминов
  4. биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами

А 5. Тироксин – это гормон:

  1. поджелудочной железы
  2. щитовидной железы
  3. половых желез
  4. надпочечников

А 6. Признаком сахарного диабета считается:

  1. повышение уровня инсулина в крови
  2. увеличение величины кровяного давления
  3. уменьшение уровня глюкозы в крови
  4. увеличение содержания глюкозы в крови

А 7. Гигантизм связан с нарушением функций:

  1. вилочковой железы
  2. надпочечников
  3. щитовидной железы
  4. гипофиза

В 1. Выберите железы только внутренней секреции:

        А) гипофиз

        Б) надпочечники

        В) поджелудочная железа

        Г) семенники

        Д) слюнные железы

        Е) щитовидная железа

В 2. Установите соответствие между названиями желез внутренней секреции и их функциями.

Функции

Железы

А) Регуляция кровяного давления

Б) Контроль деятельности желез внутренней секреции

В) Регуляция обмена солей и углеводов

Г) Секреция гормона роста

Д) Секреция адреналина

Е) Секреция норадреналина

1) Гипофиз

2) Надпочечники

Приложение 3

ФИ_____________________________________________________________________

Урок контроля, коррекции и оценки знаний  по теме «Эндокринная система»

№ задания

Выполнение задания

Отметка о выполнении

1 Термины









2 Найди пару







3 Контрольный тест











Рефлексия

Сегодня у тебя был необычный урок. Подумай и вырази своё настроение

Хорошее    

Так себе

Плохое

        

Используемые ресурсы:

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология Человек – М; ИЦ «Вентана-Граф», 2009

http://bio.1september.ru/article.php?ID=200204607   терминологический диктант

http://i019.radikal.ru/0902/4e/10c354bb3c50.png  рисунок баба Яга

http://s48.radikal.ru/i119/0908/fd/45552a71b0aa.jpg  рисунок Дюймовочка

http://booksdofurnisharoom.typepad.com/.a/6a00df3521f810883301156f58e6a2970c-320wi  рисунок Гулливер

http://natalyagurkina.ucoz.ua/_fr/7/4002203.jpg  рисунок Мальчик с Пальчик

http://laaax.ru/uploads/posts/2010-06/1275413339_1275407989_winni.pooh.idet.v.gosti.0-01-19.jpg  рисунок Винни Пух

http://medsity.com/uploads/posts/2010-09/thumbs/1283824894_medsity.com.jpg  рисунок Адиссонова болезнь

CD Биология Человек  ИЦ «Вентана-Граф», 2007 г.

CD БЭ «Кирилла и Мефодия», 2009 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эндокринная система» Урок контроля, коррекции и оценки знаний Бочарникова Тамара Александровна, учитель биологии и химии МОУ Докучаевской СОШ Таловского района, Воронежская область

Слайд 2

Цели урока: Цель урока учителя: получить информацию об уровне сформированности предметных компетенций у учащихся по теме «Эндокринная система» Цели ученика на уроке: убедиться, что приобретённые знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям; выявить пробелы в знаниях, если они есть, и попытаться ликвидировать их. 2

Слайд 3

«Терминологический диктант». Ответы 1. нервная и гуморальная 8. тироксин 2. гормоны 9. гипофиз 3. внутренней 10. сахарный диабет 4. половые 11. базедовой болезни 5. адреналин и норадреналин 12. йод 6. адреналин 13. кретинизм…микседема 7. инсулин 3

Слайд 4

«Чей это портрет?» 4

Слайд 5

Г Л Ю К А Г О Н Т И Р О К С И Н А Д Р Е Н А Л И Н М Е Л А Т О Н И Н Р О С Т А И Н С У Л И Н П О Л О В Ы Е «Чьи это гормоны?» Мелатонин

Слайд 6

«Найди пару» Заболевание С каким гормоном связано 1. Микседема А. Инсулин 2. Кретинизм Б. Тироксин 3. Сахарный диабет В. Гормон роста 4. Карликовость Г. Адреналин 5. Базедова болезнь Д. Глюкагон 6. Бронзовая болезнь 7. Акромегалия 6

Слайд 7

Проверь себя Б В А В Б Г В Акромегалия – это заболевание, при котором происходит избыточная продукция гормона роста, производимого передней долей гипофиза. Адиссонова болезнь страдание надпочечных желез, сопровождаемое бронзов ым окрашиванием кожи. 7

Слайд 8

«Хочу знать…» 8

Слайд 9

«Хочу знать…» 9

Слайд 10

«Поставь диагноз" 10

Слайд 11

Мелатонин 11 Гормон, вырабатываемый эпифизом, тормозит половые функции, участвует в регуляции биоритмов организма, был открыт в 1958 году А. Б. Лернером

Слайд 12

Источники информации 12 Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология Человек – М; ИЦ « Вентана-Граф », 2009 http://bio.1september.ru/article.php?ID=200204607 терминологический диктант http://i019.radikal.ru/0902/4e/10c354bb3c50.png рисунок баба Яга http://s48.radikal.ru/i119/0908/fd/45552a71b0aa.jpg рисунок Дюймовочка http://booksdofurnisharoom.typepad.com/.a/6a00df3521f810883301156f58e6a2970c-320wi рисунок Гулливер http://natalyagurkina.ucoz.ua/_fr/7/4002203.jpg рисунок Мальчик с Пальчик http://laaax.ru/uploads/posts/2010-06/1275413339_1275407989_winni.pooh.idet.v.gosti.0-01-19.jpg рисунок Винни Пух http://medsity.com/uploads/posts/2010-09/thumbs/1283824894_medsity.com.jpg рисунок Адиссонова болезнь CD Биология Человек ИЦ « Вентана-Граф », 2007 г. CD БЭ «Кирилла и Мефодия », 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок. Взаимосвязь между системами счисления. (урок семинар)

Такие уроки позволяют повысить интерес к предметам....

Интегрированный урок астрономия -информатика. Тема урока "Космос.Солнечная система."

"Космос. Луна"Урок-презентация по астрономии, интегрированный с информатикой. Учащиеся  знакомятся с галактикой, с планетами солнечной системы, с космосом.Урок проводится совместно с ...

Уроки физики в системе развивающего обучения (система Эльконина Давыдова)

Что такое урок физики в системе развивающего обучения? какова его структура? каковы его этапы? каково их содержание? - ответы на эти вопросы уважаемый читатель найдёт в данной статье. ...

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Конспект урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...

Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...