Урок в 8 классе "Механизм дыхания"
презентация к уроку (биология, 8 класс) по теме

Брагина Наталья Ивановна

Урок для учащихся 8 класса, занимающихся по учебнику "Биология. Человек" , авторы Драгомилов А.Г и Маш Р.Д. Урок изучается в теме "Дыхание", рассматриваются вопросы: механизм дыхания,  регуляция дыхания, проводятся мини практическая работа, самостоятельная работа с материалом параграфа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Дыхание.  Тема урока. Механизм дыхания.

Цели.

Образовательные: 

  1. Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию процесса механизма дыхания, понятия «жизненная емкость легких».
  2. Повторить, закрепить, расширить знания учащихся по данной теме.

 Воспитательные:

  1. Воспитание культуры в общении с товарищами, умения слушать и слышать других.
  2. Воспитание положительного  отношения к своему здоровью.

Развивающие

  1. Развитие у учащихся любознательности, познавательного интереса к предмету.
  2. Формирование понятий о единстве процессов вдоха и выдоха.
  3. Развитие творческого и логического мышления и речи учащихся при решении проблемных вопросов, развитие памяти.

Задачи. Выяснить, как осуществляется механизм дыхания, что такое жизненная емкость легких и значение правильного дыхания для здоровья.

Тип урока:  Комбинированный.

Методы обучения:

  1. Проблемно-поисковый метод (решение проблемных вопросов, обсуждение результатов экспериментов).
  2. Демонстрационный метод работы с мультимедийным пособием.
  3. Метод работы с дидактическим материалом.
  4. Словесный метод – рассказ учителя.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Создание проблемной ситуации

3. Постановка целей и задач урока

4. Изучение нового материала

5. Выводы урока

6. Закрепление

7. Подведение итогов урока

1 ряд работает с тестами. Тесты заранее положены на парты.

Оганизационный момент.          1 минуты

Здравствуйте, ребята. Прошу Вас, присаживайтесь. Меня зовут Наталья Ивановна. Сегодня мы работаем вместе, и я очень рассчитываю на вашу поддержку и сотрудничество.

Давайте вспомним, что вы уже узнали по теме «Дыхание».

Есть желание проверить себя?

Вам нужно выбрать правильный ответ. (Слайд  Проверка домашнего задания).

Актуализация опорных знаний.  

                                                                            8 минут

1. Закончить мысль.

1. Контролирует вход в гортань  - надгортанник
 2. Вдоль трахеи проходит  - пищевод
 3. Функция ресничек в носовой полости  - очищение
 4. Структурные единицы лёгких  - альвеолы
 5.Прегородка, отделяющая грудную полость от брюшной  - диафрагма

2. Игра «Да – Нет». Согласны ли вы с моим утверждением?

  1. Газообмен между воздухом и кровью происходит в легких
  2. Плевральная жидкость обеспечивает газообмен
  3. Кровь, поступающая от сердца к легким, насыщена кислородом
  4. Поддержание постоянства газового состава в альвеолах       осуществляется благодаря дыхательным движениям.
  5. Начальная часть воздухоносного пути – ротовая полость.
  6. Хрящевые полукольца не дают трахее сужаться.
  7. Эритроциты – клетки разносчики кислорода.
  8. Плевральная полость – это пространство между плеврами.
  9. Надгортанник прикрывает вход в пищевод.

     10.Легкие образованы мышечной тканью.

  1. «Без носа человек – черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми,  да и вышвырни его за окошко!.. Н.В.Гоголь. «Нос».

А если серьезно? Для чего человеку нужен нос?

4. На столе стоит 3 литровая банка. На ней надпись «Пыль». 

Скажите, пожалуйста, какая может быть связь между строением трахеи и банкой пыли?

Ребята, сдайте, пожалуйста,  карточки

Изучение нового материала.         25 минут

Проблемная ситуация.

Учитель.

Учащиеся спорят между собой и высказывают несколько мнений, как воздух входит в легкие:

  1. атмосферный воздух входит в легкие «самотеком», сильно раздувает легкие и грудную клетку.
  2. Воздух входит потому, что легкие в грудной клетке расширяются и всасывают воздух.
  3. Человек сознательно, по своему желанию вдыхает и выдыхает.

Кто же прав?

Газообмен возможен только при условии постоянной смены воздуха. А вы знаете, почему новорожденного ребенка хлопают по попке, как только он родился?

Он кричит от боли и делает первый вдох, легкие расширяются и человек начинает дышать.

УЧИТЕЛЬ. На уроке мы должны   выяснить:

1.что лежит в основе механизма дыхания,

2.как происходит сам механизм дыхания

3.значение правильного дыхания для укрепления здоровья человека.

Запишите тему урока.  (Слайд. ТЕМА УРОКА)

Домашнее задание. Страница 142-145, ответить на вопросы страницы 146-147.

Учитель.

Вдох и выдох ритмично следуют один за другим.  Воздух поступает в легкие, легкие могут менять свой объем благодаря высокой эластичности альвеол.

Вы, наверное, помните, что в легких 300-350 млн. альвеол с общей площадью – 150 кв.м.

Но легкие  не имеют мышц, которые могли бы их попеременно сжимать и расширять.  

Благодаря чему легкие обладают способностью менять свой объем?

Эксперимент.

Положите ладошки на ребра, подышите. Как изменяется объем  грудной клетки?

За счет чего  грудная клетка увеличивается или уменьшается?

Учитель.

Дыхательные движения осуществляются с помощью специальных мышц. Каких именно? (Сокращение и расслабление межреберных мышц и диафрагмы).

Легкие никогда самостоятельно не растягиваются. Они пассивно следуют за грудной клеткой.

Почему легкие пассивно следуют за грудной клеткой?

Вспомните, что такое плевральная щель?

Учитель.

Как вы помните, она герметически закрыта и давление  в плевральной щели ниже атмосферного давления. За счет разности давления легкие двигаются за грудной клеткой, и происходит вдох.

За вдохом наступает выдох.

Давайте посмотрим механизм вдоха и выдоха. (Диск Биология. Человек 8 класс. Серия «1С: Школа»).

По какой причине чередуются вдох и выдох?

Какие мышцы участвуют в осуществлении механизма вдоха и выдоха?

Опережение.  Сокращение дыхательных мышц идет за счет импульса, идущего от ДЦ через каждые 4 секунды.  

Слайд Механизм дыхания. 

Давайте подведем итоги:

Механизм вдоха

Сокращение дыхательных мышц (межреберных и диафрагмы)

Увеличение грудной полости

Уменьшение давления в грудной полости

Засасывание воздуха в легкие

Схема записывается в тетрадь.

Учитель.

Поступление воздуха в легкие и выталкивание воздуха из легких – физический процесс. Доказать это можно с помощью модели Дондерса. (Диск Биология. Человек 8 класс. Серия «1С: Школа»).

(Эту модель и проверку опыта мы можете сделать дома).

Сколько дыхательных движений делает человек в минуту?

Умеем ли мы правильно дышать?

Эксперимент.

Положите ладошки на грудь, посчитайте количество вдохов в минуту. Время я засекаю. Результат запишите в тетрадь.

Норма дыхательных движений в минуту у подростков – 12-18 в минуту, у взрослых – 16-20.

Учитель.

Оказывается, правильное дыхание это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.


Многие люди дышат слишком часто  и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным.

В результате легкие не успевают, как следует проветриться – свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо. (Диск Биология. Человек 8 класс. Серия «1С: Школа»).

Вывод. Дышать надо глубоко и размеренно

Учитель.

Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.

Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.


Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.

Практическая часть.

Мы с вами живем в условиях, которые отрицательно сказываются на дыхательной системе, вызывают ее заболевания. Но у данной проблемы есть свое решение – дыхательная гимнастика, которая не только тренирует, но и укрепляет ее. И я очень хотела бы вас познакомить с некоторыми упражнениями дыхательной гимнастики.

  1. Попеременное дыхание обеими ноздрями.
  2. Дыхание во время прогулки: вдох - на 1 шаг, выдох на 2 шага.

Одним из важных показателей состояния дыхательной системы является жизненная емкость легких.

Давайте самостоятельно выясним, что это такое.

Работа с книгой. Прочитайте статью «Жизненная емкость легких» на странице 143-144.

Работа по тексту.

1.Что такое жизненная емкость легких? (наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха)

2.Чему равна жизненная емкость  у взрослого человека?

3.Как меняется жизненная емкость у людей разных профессий?

4.Каким прибором измеряется жизненная емкость.

5.Влияет ли курение на жизненную емкость легких.

Обобщение.  

 Давайте вспомним начало урока. Какие вопросы мы задали

(Слайд Тема урока.

Слайд Выводы).  

  1. Воздух поступает в легкие благодаря дыхательным движениям, в которых участвуют межреберные мышцы и диафрагма.
  2. Дыхательные движения происходят ритмично.
  3. Дышать нужно глубоко и размеренно.

Закрепление. Работа с тестами

Выставление оценки за работу на уроке

Поскольку, вы сегодня очень хорошо работали, я думаю, все получат хорошие оценки.

Я очень вами довольна! Молодцы, ребята! Спасибо вам!

Дыхательные движения



Ученик: _____________________________________   Дата: «_____» _____________ 200 __ г.


  1. Дыхательные движения осуществляют мышцы __________________________
    и __________________________


  1. Функции грудной клетки по отношению к легким:


  1. Опорная
  2. Защитная
  3. Вызывает изменение объема
  4. Запасающая


  1. Вдох, в отличие от выдоха:


  1. Осуществляется при расслаблении дыхательных мышц
  2. Происходит по причине понижения давления в грудной клетке
  3. Осуществляется при сокращении дыхательных мышц
  4. Регулируется нервной и гуморальной системами


  1. Функции дыхательных мышц:


  1. Обеспечивают герметичность грудной полости
  2. Обеспечивают защиту легких
  3. Осуществляют взаимосвязь легких с кровеносной системой
  4. Осуществляют дыхательные движения


  1. Впишите в предложения нужные слова: уплощена, выпукла, сокращены, расслаблены.
    При вдохе наружные межреберные мышцы _______________________, а при выдохе ______________________.
    Мышцы живота при вдохе ________________________, а при
    выдохе ______________________.
    Диафрагма при вдохе ______________________, а при выдохе

Дыхательные движения



Ученик: _____________________________________   Дата: «_____» _____________ 200 __ г.


  1. Выберите пропущенные слова из списка.
    При вдохе грудная полость


  1. увеличивается
  2. уменьшается


     , давление в грудной полости


  1. падает
  2. повышается

    , легкие


  1. расширяются
  2. спадаются

    , наружный воздух


  1. входит
  2. выходит


  1. Выберите пропущенные слова из списка.
    При выдохе грудная полость


  1. увеличивается
  2. уменьшается


                 , давление в грудной полости


  1. падает
  2. повышается

                 , легкие


  1. расширяются
  2. спадаются

                 

                 , наружный воздух


  1. входит
  2. выходит

Индивидуальные задания разного уровня сложности.

Задание С

ВСТАВЬТЕ В ТЕКСТ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА.

Дыхательная система выполняет важнейшую функцию…, доставку в организм … и выведение из него …. Из капилляров … круга кровообращения кислород поступает в клетки тела. В артериальной крови … больше, чем в клетках тела. Кислород по закону … поступает в клетки. В клетках тела он участвует в … органических веществ. При этом образуется…, необходимая для жизнедеятельности. Артериальная кровь в тканях превращается в … , которая в конечном итоге возвращается в … половину сердца.

Задание В

Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию.

Орган

1. Носовая полость

2. Гортань

3. Трахея и бронхи

4. Легкие

5. Легочная и пристеночная плевра

Выполняемая функция

а) содержит жидкость, снижающую трение

б) увлажнение воздуха, задерживание пыли

в) обеспечивает свободное прохождение воздуха

г) образование звуков, рефлекторный кашель

д) газообмен через альвеолярно-капиллярную мембрану

Задание А.

  1. Длина трахеи – 9 -11 см.
  2. Орган звукообразования  гортань
  3. Первый орган дыхания носовая полость.
  4. Плевра, покрывающая лёгкие лёгочная 
  5. Воздух, содержащийся в альвеолах альвеолярный


 1. Количество альвеол в одном лёгком 350 млн
 2. Между голосовыми связками голосовая щель

 3. Имеет хрящевые полукольца трахея
 4. Связывает в носовой полости пыль слизь
 5. Дыхание, при котором клетки используют О2 внутреннее

Задание А

Задание В

Задание С

3 балла

4 балла

5 баллов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Механизм вдоха и выдоха Сокращение дыхательных мышц (межреберных и диафрагмы) Увеличение грудной полости Уменьшение давления в грудной полости Засасывание воздуха в легкие Биология. Человек. 8 класс. Галерея. Дыхательные движения.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Дыхание"

этот материал можно использовать на уроке в 8 классе...

Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе (биология и математика)

Эпиграф к уроку:«Я дышу, а значит, я живу!»Владимир Семенович Высоцкий Ход урока1.Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная бес...

разработка урока по теме "Дыхание"

Этот урок предназначен для учащихся 8 класса. Тема: «Дыхание». Данный урок является заключительным в теме "Дыхание". На предыдущих уроках были  рассмотрены: строение органов дыхания; газообмен в ...

Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" 8 класс

Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" первый в теме "Дыхательная система, поэтому тип урока-  открытие новых знаний и их первичное закрепление.Фо...

Урок №5. Обобщающий урок по теме «Дыхание». Индивидуально-групповая методика

Сценарий  обобщающего урока с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дыхание"...

Открытый урок "Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания."

Цели урока: познакомиться с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики. Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, рассмо...

Сценарий урока Тема урока: «Дыша одним дыханьем с Ленинградом…» Ольга Бергольц, «Февральский дневник» (К 80- летию операции «Искра» по деблокации Ленинграда в годы Великой Отечественной войны)

Сценарий урока по теме:"Блокада Ленинграда" рассчитан на старшие классы. На уроке представлен объемный документальный и литературный материал, Тип занятия по дидактической цели -урок с лично...