Разработка урока биологии в 11 классе по теме: «Доказательство происхождения человека от животных».
методическая разработка (биология, 11 класс) по теме

 

Данный урок – урок актуализации, систематизации знаний, закрепления нового материала.

 

Метод обучения – проблемный.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Цели:  Создать условия для формирования следующих компетенций:

 Учебно-познавательных компетенции предполагают умения:

  • ставить цель и организовывать её достижение;
  • организовывать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

Коммуникативных компетенций:

  • владеть таким видом  речевой деятельности, как монолог;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, паре, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

Информационных компетенций:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, энциклопедиями.
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

 

Ожидаемый результат:

 

Учащиеся должны знать:

  • место человека в системе органического мира;
  • выявить его родство с понгидами, признаки сходства и отличия человека и человекообразных обезьян;
  • доказательства животного происхождения человека.

 

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека;
  • сравнивать биологические объекты (зародышей животных и человека), делать выводы на основе сравнения;
  • обосновывать свою точку зрения;
  • находить информацию о различных объектах.

 

Урок является первым при изучении темы «Антропогенез». Материал урока связан с изученным в 8- 9 классах материалом, опирается на полученные ранее знания. Материал к уроку был отобран в соответствии с программой и образовательным стандартом.

На основном этапе урока осуществлялись повторение и систематизация понятий. Работу стремилась построить так, чтобы каждый чувствовал себя полноценным участником урока, чтобы знания, добытые на уроке, стали результатом собственной деятельности. Моя деятельность заключалась в том, чтобы подводить ученика к ответу на проблемный вопрос урока. Деятельность ученика заключалась в том, чтобы ученик являлся субъектом обучения и деятельности. На заключительном этапе урока закреплялись новые и полученные ранее знания, понятия, умения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока биологии в 11 классе по теме: «Доказательство происхождения человека от животных».

Чванова Ольга Викторовна – учитель  биологии МКОУ

 «Кабаковская сош» Алейского района Алтайского края.

Цель:  Создать условия для формирования следующих компетенций:

 Учебно-познавательных компетенции предполагают умения:

  1. ставить цель и организовывать её достижение;
  2. организовывать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

Коммуникативных компетенций:

  1. владеть таким видом  речевой деятельности, как монолог;
  2. владеть способами совместной деятельности в группе, паре, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

Информационных компетенций:

  1. владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, энциклопедиями.
  2. самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

Метод обучения – проблемный, частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный.

Средства: презентация, видеоролик, учебник.

Учебник: Биология. Общие закономерности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 368 с.: ил.

Литература:

1. Газета  «Биология» (приложение к газете «1 сентября» №31, 1996 г. стр.2-3,

статья «Когда дело доходит до эволюции, человечество плетется в хвосте».

2.  Газета  «Биробиджанская звезда»  от19.11.2000  г.,  статья  «Тайна за семью

печатями» (разделы «Чего не знал Дарвин?» и «Нить жизни»).

3. Газета «Тайная власть» №3, 1996 г. стр. 2, ст. «Пришельцы скрылись».

4. Газета «Аргументы и факты» №46, 2001г., стр.12, ст. «От кого мы произош-

ли».

5. Мулдашев Э. От кого мы произошли? (стр.50).

6. Учебник «Общая биология» под редакцией Рувинского.

7. «Занимательная география».

Ход урока:

Этапы урока. Задачи.

Деятельность учителя.

Предполагаемая деятельность учащихся.

1. Организационно-целевой этап.

Создание условий для обеспечения мотивационной готовности и положительного настроя детей на работу и ситуации, способствующей погружению в тему.

Я предлагаю просмотреть вам небольшой сюжет «Кто прав?» и  разрешить спор.

После просмотра даю высказаться учащимся.

А чтобы, утверждать, чем нужно располагать?

Просматривают сюжет.

Высказываются.




Отвечают: Доказательствами.

2. Процессуально-содержательный этап.

   Создание условий для развития умений: уебно-коммуникативных при работе в группе, учебно-интеллектуальных (анализировать, выделять главное, обобщать). На данном этапе наблюдается постоянно актуализация знаний, полученных в курсе 8-9 кл.











Создание условий для развития учебно-организационного (работа в статических парах), учебно-интеллектуаль-ных умений (анализировать, устанавливать причинно-следственные связи) при решении проблемного вопроса?



















Релаксация.

Создание условий для развития учебно-интеллектуального (умение обобщать, делать вывод)















































































3. Рефлексивно-оценочный этап.

Создание условий для развития способности к самоанализу, самокоррекции.




Предлагаю вам поработать  в группах. Найти сравнительно-анатомические (с.286 – 287) и эмбриологические (с.288-289) доказательства.

Итак, какие сравнительно-анатомические доказательства в пользу животного происхождения человека вы можете привести?

Какие эмбриологические доказательства в пользу животного происхождения человека вы можете привести?

От кого унаследовал человек эти признаки? Слайд презентации.

Можете ли вы теперь утверждать, что человек имеет животное происхождение?





Как вы помните,  один из детей в ролике утверждал, что человек произошёл от обезьяны. Предлагаю вам найти черты сходства и отличия человека от человекообразных обезьян поработав в статических парах с текстом учебника с. 289 -290. Задание № 2.

Прошу назвать признаки сходства  и различия.

Предлагаю факты для обсуждения (слайд)

Вывод: Можно ли обезьяну считать предком человека? А почему они так похожи на человека?

Да, наиболее близкие родственники человека в мире современных животных – человекообразные обезьяны, представители так называемой понгидной ветви эволюции. Дело в том, что в начале неогенового периода разошлись две ветви эволюции: понгидная и гоминидная. Понгидная ветвь привела к современным человекообразным обезьянам, а гоминидная – к человеку.


Вспомните  один из вопросов который задали вам герои ролика: Человек – вершина эволюции органического мира?      Для этого я думаю необходимо определить систематическое положение человека в органическом мире.

А какое место человек занимает в системе органического мира в современной науке? Объясните, почему человек относится именно к этим систематическим категориям. Работа со слайдом.


5. Взгляд на человека как «особое» существо (к.б.н. В.Ю. Крестьянинов)

Практически все мировые религии, а также большинство материалистов ставят человека на вершину эволюционной лестницы, однако эволюция – дерево, каждая ветвь которого (вид) тянется вверх, к большему совершенству, и человек вряд ли представляет вершину древа. Никто не возьмется утверждать, что организм человека устроен качественно лучше и сложнее. Так система обоняния собаки работает значительно лучше. Мы уступаем насекомым по физической выносливости, восприятию окружающего мира. Рудименты и атавизмы также свидетельствуют о несовершенстве.

Основные отличия человека от животных объясняются тремя причинами:

  1. прямохождением;
  2. ВНД (г.о. способностью к абстрактному мышлению);
  3. трудовой деятельностью.

Однако, прямохождение – чисто адаптационное приспособление, любой из нас может привести примеры «разумного» поведения животных, а трудовая деятельность животных тоже велика и разнообразна.

 Приведите примеры поведения животных, которые характеризовали бы их как «разумных».







Итак, каков ваш ответ на вопрос, поставленный вначале лекции:

Человек – вершина эволюции органического мира?      

6. Закрепление знаний                  

Задание для учащихся:

Восполните пробелы (слайд).

 Задание на дом:                

Письменно ответить на вопросы или приготовьте презентацию:

  1. Как человек заплатил за прямохождение?
  2. Какие особенности присущи только человеку?

Вспомните какую цель вы ставили перед собой вначале урока? Какой вывод вы можете сделать?

Рефлексия.




Работают в группах (заполняют схему ) видеосюжет, по желанию текст учебника и знания полученные в 8-9 классах. Задание №1 (часть А и Б)




Представитель 1 группы: выступает.


Представитель 2 группы: выступает.



Отвечают фронтально.


Да, потому что мы нашли доказательства животного происхождения человека, и выяснили от каких животных он унаследовал эти признаки.



Работа в статических парах 1↔ 2






Называют признаки.


Высказываются, приводят аргументы.

Нет.


Они родственники.
















Презентация «Дельфинотерапия»









(Актуализируя знания, полученные ранее, учащиеся характеризуют каждую систематическую категорию.)            






































(Ребята приводят примеры: общественного поведения животных, взаимопомощи у стадных животных, заботе о своем потомстве и детенышах других видов, в т.ч. и человеческих и т.д.)



 Точка зрения на Homo sapiens как на самый лучший, полезный и приспособленный вид живых существ, принципиально отличающийся от всех других организмов, нуждается в коррекции. Правильнее утверждать, что человек – не вершина эволюции, а часть органического мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...

Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств".

Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств"....

Разработка урока Биологии 6 класс по теме: "Видоизменение побегов"

Разработка урока Биологии 6 класс по теме: "Видоизменение побегов" + презентация к уроку....

разработка урока биологии, 6 класс по теме "Строение клетки растений"

Тип урока Урок «открытия» нового материала, формирования первоночальных знаний по строению живых организмов,овладения предметными умениями...