Главные вкладки

    методическая разработка урока «Законы движения крови»
    методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

    Мотюнова Светлана Александровна

    методическая разработка урока «Законы движения крови»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока

    «Законы движения крови»

    Биология. Человек и его здоровье.

            Выполнила: Мотюнова С.А.

              учитель биологии шк. №15

            Прокопьевск

    Биология. Человек и его здоровье. Конспект урока

    « Законы движения крови».

    Задачи урока: дать понятие  о динамике движения крови; раскрыть причину ее движения (разность движения крови в начале и конце пути, которую поддерживает сокращение сердца); сформировать понятия кровяное давление и пульс.                                                        Оборудование: таблица « Кровеносная система», « Схема кровообращения», карточки с текстами, прибор для измерения  артериального давления; фильм «Анатомия и физиология человека. Кровообращение».

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Изучение нового материала.                                    

    Учитель: Сегодня наш урок посвящен проблемам сохранения здоровья.

    Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

    “…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

    Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

    Это артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

    Артерия несет кровь от сердца к клеткам, - поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

    Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

    А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”

    Ученик: В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.

    Учитель: Что такое кровообращение?

    Ученик: Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.

    Учитель: Давайте вспомним путь крови в организме человека. Выполните задание на карточке, см. рис. 1. Карточка №1. Какой путь (через какие сосуды и отделы сердца ) пройдет с кровью до мышц ног лекарство, если его ввести в мышцы руки? Объясните и нарисуйте цветными карандашами схему, изобразив условно руку, ногу, легкие и сердце ( укажите название кровеносного сосуда и тип крови).

    Рис. 1

    Ученики, работая в парах, выполняют задание.

    По окончании слушаем одного из учеников.

    Учитель: Кровь движется от предсердий к желудочкам по артериям, капиллярам, венам и опять к предсердиям. Что заставляет кровь двигаться именно в этом направлении? Какие существуют законы, по которым осуществляется её одностороннее непрерывное движение?

    Тема урока: «Законы движения крови по сосудам».

    Учитель записывает тему на доске, а ученики в тетрадях.

    Учитель: Кровь – это жидкость, движущаяся по кровеносным сосудам. Приведите еще примеры движения жидкости по сосудам, с которыми мы встречались в курсе биологии.

    Ученики приводят примеры движения воды и минеральных и органических веществ по сосудам и ситовидным трубкам растения.

    Учитель: Во всех случаях действуют одни и те же законы. Законы движения жидкости изучаются в курсе физики. Разобраться в них нам поможет Петров Алексей.

    Слушаем ответ ученика, который самостоятельно дома готовил этот вопрос, консультируясь с учителем физики. В ходе рассказа ученик вывешивает на доске основные тезисы своего выступления.

    Тезисы выступления Петрова Алексея:

    1. Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление.
    2. Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.
    3. Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов.
    4. Чем меньше суммарное поперечное движение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.
    5. Один и тот же объем жидкости проходит с большей скоростью более узкие участки, чем более широкие.

    Учитель: Опираясь на эти знания, рассмотрим движение крови по кровеносным сосудам.

    В ходе работы вам предстоит выполнить задание на карточке, а в конце урока мы к нему обратимся. Карточка №2.

    Текст задания:

    Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением.   Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________. Скорость тока крови в венах ________________, чем в капиллярах, т.к. они имеют ______________суммарный просвет сосудов.

    Учитель: Выясним, откуда берется энергия, на что она расходуется?

    Ученик: Энергию создает сердце,  которое сокращаясь под давлением выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Эта энергия тратится на трение клеток крови друг о друга, о стенки кровеносного сосуда, на придание скорости движущейся крови.

    Учитель: Итак,  сердце сокращаясь создает давление. Обратитесь к заданию 1, см. рис. 2 и ответьте на поставленные вопросы.

    Рис. 2

    Ученики, работая в парах, обсуждают первое задание.

    Ученик: По мере удаления от сердца кровяное давление уменьшается, т.к. чем дальше кровеносный сосуд от сердца, тем больше энергии израсходовалось на трение частиц друг от друга и о стенки сосуда.

    Уменьшение давления сосуда заставляет кровь течь от сердца к капиллярам, т.к. жидкость течет из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.

    Учитель: Что же такое кровяное давление?

    Учитель прикрепляет к доске карточку “Давление”.

    Ученики: Кровяное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов.

    Учитель: Различают давление систолическое (верхнее, максимальное), оно равно у взрослого человека 110-120 мм рт.ст., диастолическое (нижнее, минимальное) - 70-80 мм рт.ст.

    Разница между систолическим и диастолическим давлением составляет пульсовое давление. Какова его величина? (Ученики – 40 мм рт.ст.)

    В ходе рассказа учитель прикрепляет по словом “Давление” карточки со словами:

    1. “систолическое” – 110-120 мм рт.ст.
    2. “диастолическое” – 70-80 мм рт.ст.
    3. “пульсовое” –  40 мм рт.ст.

    Учитель: Ребята, рассчитайте собственное артериальное давление по формуле:

    АД верхн. = 1,7 х возраст + 83

    АД нижн. =1,6 х возраст + 42 [6]

    Ученики рассчитывают собственное АД.

    Учитель: Сравним полученные результаты с предложенными данными.

    Почему вы получили меньшие значения?

    Это связано с тем, что у детей из-за большой эластичности стенок артерий давление крови ниже, чем у взрослых людей. В пожилом и старческом возрасте давление повышается из-за уменьшения эластичности стенок сосудов.

    Учитель: Кроме давления движение крови характеризует скорость.

    Учитель прикрепляет на доску карточку “Скорость”.

    Можем ли мы с вами сейчас измерить скорость тока крови в каком-либо из кровеносных сосудов?

    Обсуждаем предложения учащихся.

    Нажмите на ноготь большого пальца указательным. Ноготь большого пальца станет белым, т.к. из капилляров, находящихся под ногтем, кровь будет выжата. Теперь нужно убрать указательный палец с ногтя большого пальца и проследить, через сколько секунд он порозовеет. Секунды рассчитываем про себя. Измерьте длину ногтя от его корня до части, где кончается розовая окраска. Разделив длину пути на время, мы найдем скорость. [2]

    Ученики проводят измерения и сообщают результат – 0,5 см/c.

    На самом деле, скорость тока крови в капиллярах ниже, поскольку кровь двигалась не только по капиллярам, но и по мелким артериям (артериолам). Фактически мы определили скорость движения крови в артериолах. Сравним ее со скоростью движения крови в других кровеносных сосудах.

    Учитель вывешивает таблицу “Движение крови в организме” и на соответствующие кровеносные сосуды прикрепляет карточку с величиной скорости тока крови: аорта – 500-600 мм/c:

    1. артерии – 150-200 мм/c,
    2. артериолы – 5 мм/c,
    3. капилляры – 0,5 мм/c,
    4. средние вены – 60-140 мм/c,
    5. полые вены - 200 мм/c.

    Учитель: Опираясь на законы, подумайте, какие из этих сосудов будут иметь максимальный, а какие минимальный суммарный просвет?

    Ученики: Максимальный суммарный просвет должные иметь капилляры, а минимальный – аорта.

    Учитель: Суммарный просвет капилляров в 600-800 раз больше, чем в аорте; в венах - в 1,2-1,8 раз больше, чем в аорте.

    Давление и скорость, сопоставим эти две характеристики.

    Ученики, работая в парах, обсуждают ответы на предложенные вопросы.

    Ученики: Скорость движения крови в капиллярах минимальная, т.к. капилляры имеют максимальный суммарный поперечный просвет. Это необходимо для того, чтобы осуществился обмен веществ между капилляром и клеткой.

    В артериях, артериолах и капиллярах чем больше давление крови, тем выше скорость тока крови.

    В капиллярах, венулах, венах давление крови уменьшается, а скорость тока крови растет. Но это не противоречие, один и тот же объем жидкости проходит быстрее более узкие участки, чем более широкие.

    Учитель: Обратитесь к заданию, о котором шла речь в начале урока. Подумайте, обсудите в парах и заполните пропуски на карточке.

    Ученики выполняют задание. Проводят анализ его выполнения.

    Учитель: Давление и скорость, какая из этих величин используется в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы?

    Ученики: Давление.

    Учитель: Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?

    Ученики: Отклонение в АД от нормы говорит о нарушении гомеостаза, и это может стать причиной болезни.

    Учитель: Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?

    Учитель:

    Гипертония – повышенное АД.

    Гипотония – пониженное АД.

    Учитель в колонку “Давление” прикрепляет карточки со словами:

    1. “гипертония”,
    2. “гипотония”,
    3. “тонометр” - прибор для измерения АД.

    Учитель: Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, увеличивается, в нашей области 14,2% людей страдают болезнями органов кровообращения (II место по числу больных людей после болезней органов дыхания).

    У 9% восьмиклассников нашей школы в прошлом учебном году отмечались нарушения в сердечно-сосудистой системе.

    Как не допустить возникновения заболеваний в сердечно-сосудистой системе? Какой образ жизни каждый из нас должен вести?

    Слушаем сообщение о факторах, способствующих возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, и у себя в тетради фиксируем правила здорового образа жизни.

    Слушаем сообщение ученика, завершаемое кадрами из фильма “Анатомия и физиология человека. Кровообращение.” о влиянии алкоголя и никотина на процесс кровообращения. Проверяем результаты работы в тетрадях и оформляем их на доске, прикрепляя правила здорового образа жизни:

    1. физическая активность;
    2. рациональное питание;
    3. положительные эмоции;
    4. не курить;
    5. не употреблять алкоголь.

    Учитель: Как говорил Козьма Прутков: “Нельзя объять необъятное”. Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберем вопросы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и ее влиянии на здоровье человека в целом.

    Список литературы 

    1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8. М., «Вентана – Граф».2003.                  
    2. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Биология. Человек. 8. М., Вентана – Граф».2000.                  
    3. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., 1981.
    4. Гальперин С.И. Физиология человека и животных. М., 1977.
    5. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.,
    6. Никишов А.И., Рохлов В.С., Человек и его здоровье. Дидактический материал. М., 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

    Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

    Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")

    Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной.  На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...

    Методическая разработка урока Законы Ньютона в 10 классе

    Урок  по теме "Законы Ньютона" базовый курс. 10 - й классПродолжительность урока 45 минутТип урока: комбинированный, урок обобщающего повторения, коррекции и контроля знаний.Форма организации раб...

    Методическая разработка урока "Закон Гука"

    Разработка урока с применением ЦОР....

    Методическая разработка урока по математике «Законы арифметических действий. Распределительный закон» для учащихся 5 классов

    Пояснительная запискаТема урока «Законы арифметических действий. Распределительный закон».Тип урока – урок изучения новых знаний.Форма урока – урок-исследование.      Преподав...

    Методическая разработка занятия по теме "Кровь. Составные части крови." (3 курс)

    Данная методическая разработка по дисциплине «Немецкий язык» представляет собой план-конспект открытого урока для студентов 3 курса медицинского колледжа по теме «Кровь. Составные ча...

    Методическая разработка урока "Закон РФ «О защите прав потребителя»"

    Цели урока:Обучающая - знать основные понятия: потребитель, продавец, срок годности, гарантийный срок, недостаток товара, существенный недостаток товара, безопасность товара,  штрих код товара. З...