Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Елена Викторовна  Ворона

Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология , естественнонаучный профиль для НПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология


Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.

Объем
часов

Уровень
освоения





Введение

 Лекции:

3


2

1. Введение в биологию

2. Методы изучения биологии, значение биологии

3. Основные признаки живого. Уровни организации жизни.

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

Темы творческих и исследовательских работ:

1.Роль исследований других наук в решении биологических аспектов проблемы жизни.

2.Анализ современного состояния биологических исследований.

3.XXI век – век биологии?

3

Раздел 1.

Учение о клетке

59


Тема1.1  Клетка – структурная, функциональная и генетическая единица живого

 Лекции:

4

2

  1. Предмет, задачи и методы современной цитологии.
  2. Теоретическое и практическое значение цитологических исследований в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах человеческой деятельности.
  3. Клетка – элементарная  живая система
  4. История открытие клетки. Клеточная теория. 

  Лабораторные и практические  работы :


1

  1. Приготовление и описание  микропрепаратов  клеток растений

 Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

Темы рефератов:

1.История развития цитологии.

2.Развитие и совершенствование цитологических методов.

      3.Методы современной цитологии и их использование в практической деятельности

4



Тема 1.2 Химический состав клетки






Лекции :

12

2

1.Химические элементы и их роль в клетке.

2.Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.

3.Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли.

 4.Соли неорганических кислот.           

  5.Органические вещества клетки.

6.Биополимеры – белки. Свойства белков.

 7.Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение.

8.Углеводы в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий.

9.Биополимеры - полисахариды, строение и биологическая роль.

10.Жиры и липиды, особенности их строения, связанные с функциональной активностью клетки.

 11.Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке

12.Витамины, строение, источник поступления и роль в организме и клетке

Лабораторные работы:

1.Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма.

2.Определение крахмала в растительных тканях

2

Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность

Темы творческих и исследовательских работ:

1.Вода – основа жизни клетки.

2.Современные химические методы в решении проблем функционирования клетки.

3.Физико-химические свойства воды и ее функции в клетке.

4.Ферменты – биологические машины

6




Тема 1.3 Формы жизни

Лекции:

2

2

1.Клеточные формы жизни – прокариоты и эукариоты.

2.Неклеточные формы жизни. Вирусы, особенности строения, жизнедеятельности и репродукции.

Лабораторные работы:


  1. Строение эукариотических (растительной, животной и грибной) и прокариотической (бактериальной) клеток.

2

Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов


Темы творческих и исследовательских работ:


1.Клетка как архитектурное чудо.

2.Вирусы, особенности функционирования и размножения.

3. Гипотезы возникновения вирусов.


4






Тема 1.4  Строение клетки и ее органоиды

Лекции ;






10






2

1.Плазматическая мембрана и оболочка клетки.

2.Цитоплазма и ее структурные компоненты.

3..Ядро .Химический состав  и строение ядра.

4.Аппарат Гольджи. Строение, функции

5. Строение и функции лизосом. Вакуоли растительных клеток.

6.Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее типы.

7.Рибосомы, особенности строения и роль в биосинтезе белка.

8.Митохондрии. Строение , функции митохондрий.

9.Клеточный центр, его строение и функции.

10. Пластиды. Органоиды движения. Клеточные включения .

Лабораторные работы:


1.Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

2..Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

2

Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность

Темы творческих и исследовательских работ:

1.Роль цитоплазматической мембраны в транспорте веществ.

2.  Биофизика цитоплазматических мембран.

3.  Принципы структуры и функционирования рибосом.

4.  Современные представления о строении митотических хромосом.


4




Тема 1.5 Обмен веществ и энергии в клетке

Лекции:

4


        2

1.Обмен веществ и энергии. Понятие о пластическом и энергетическом обмене.

2.Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза

3.Энергетический обмен в клетке и его биологический смысл.

4.Биосинтез белков в клетке и его значение.

Лабораторные работы:

1.Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

2.Сравнение процессов брожения и дыхания.

2

 Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность

Темы творческих и исследовательских работ:


1.Фотосинтез, его интенсивность и урожай сельскохозяйственных культур.

2.Регуляция синтеза белков.


4


Раздел 2

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

36


Тема 2.1

Организм –единое целое

    Лекции:

4

2

  1. Организм – единое целое .Многообразие организмов
  2. Жизненный цикл клетки и его этапы.
  3. Типы деления клетки.
  4. Мейоз - цитологическая основа полового размножения

Лабораторные работы:

1.Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

2.Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

Практические работы:

1. Сравнение процессов митоза и мейоза.

2. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.






4

Самостоятельная работа обучающихся : Работа над выполнением рефератов:

Тематика:

1.Биологическое значение митоза и мейоза.

2.Биологическое значение чередования поколений

3Значение воспроизведения для эволюции органического мира

5



Тема 2.2 Бесполое и половое размножение  





Лекции:

3

2

1.Формы и способы размножения организмов.

2.Бесполое размножение, его виды и значение.

3. Половое размножение, его виды и эволюционное значение.

Практические работы:

 1.Сравнение процессов бесполого и полового размножения.

2.Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных

2

Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность


Темы творческих и исследовательских работ:

1.Эволюция полового размножения у растений.

2.Эволюция полового размножения у животных 

3.Передача генетической информации при вегетативном размножении

5



Тема 2.3 Индивидуальное развитие организмов

    Лекции:



4



2

  1. Индивидуальное   развитие организма .Этапы онтогенеза .
  2. Основные этапы эмбрионального развития                                              
  3. Биогенетический закон
  4. Постэмбриональное развитие.

Практические работы:

  1. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

1

Самостоятельная работа обучающихся: Работа над выполнением рефератов:

 Тематика:

1.Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка

2.Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

4

Раздел 3

Основы генетики и селекции

43













Тема 3.1

Основы генетики

Лекции:

10

3

1.Генетика –наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов

2.Моногибридное и дигибридное скрещивание

3.Законы Г.Менделя

4.Наследование при моногибридном скрещивании.

5.Наследование при дигибридном скрещивании.

6 .Хромосомная теория наследственности .

7.Генетика пола. 

8.Наследственные болезни человека . их причина и профилактика 

Лабораторные  работы :

1.Анализ расщепления во втором поколении по окраске семян у гороха

2.Родословные  человека  и их анализ

3.Изучение наследования признаков у человека.

Практические работы:

1.Составление схем скрещивания организмов.

2.Решение генетических задач.

5

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

Тематика:

1.История развития генетики и ее методов исследования.

2.Генетика  - одна из наиболее точных отраслей биологической науки.

3.Ген – единица наследственности. Структура и функционирование генов.

4.Как фенотип «маскирует» генотип?

5


Тема 3.2 Закономерности изменчивости






Лекции:

5

2

1.Изменчивость. Классификация изменчивости с позиций современной генетики.      2.Фенотипическая (модификационная и онтогенетическая) изменчивость.

3.Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость.

4.Мутационная изменчивость, ее виды. Мутации.

5. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами.

Лабораторные работы: 

1.Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и кривой (размеры листьев у растений или антропометрические данные учащихся).

Практические работы :

1.Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)

2

Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность

Темы творческих и исследовательских работ:

1.Роль различных видов изменчивости в эволюции органического мира.

2.Экспериментальное получение мутации.

3.  Охрана окружающей среды от загрязнения различными мутагенами

4


Тема3.3  Селекция

Лекции:

5

2

  1. Задачи современной селекции.
  2. Селекция культурных растений .
  3. Селекция домашних животных
  4. Селекция бактерий, грибов.
  5. Биотехнология  , ее достижения  и перспективы развития

Лабораторные  работы

1.Сравнительная характеристика различных сортов растений.

2. Сравнительная характеристика различных пород животных.

2

Контрольная  работа по разделу: «Основы генетики»

1

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность

1.Достижения и опасности современной селекции.

2.Биотехнология на службе человека.

3.Использование достижений генетики в селекционной работе.

4.История происхождения отдельных сортов  культурных растений .Центры многообразия и происхождения культурных  растений и домашних животных .

4

Раздел 4

Эволюционное учение

Тема 4.1 Эволюционное учение Ч.Дарвина


Лекции:


              5



     2

  1. История развития эволюционных идей . Значение работ К.Линнея , Ж.Б. Ламарка
  2. Эволюционное учение  Ч.Дарвина  .
  3. Естественный отбор
  4. Борьба за существование
  5. Доказательства эволюции органического мира.

Практические работы :


1.Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

2.Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

2


Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность 

Темы творческих и исследовательских работ:


  1.  Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
  2. Ж.Б. Ламарк и противоречивость его взглядов на живую природу.
  3. Метафизическое мировоззрение в естествознании в додарвиновский период.
  4. Жизнь и деятельность Чарльза Дарвина




3







Тема 4.2.Движущие силы эволюции


Лекции:


4

2

1. Популяция – структурная единица вида и эволюции 

2.Концепция вида , его критерии

3. Общие признаки вида (дискретность, численность, целостность, устойчивость, историчность).

4.Видообразование. Механизмы видообразования.

Лабораторные работы: 

1Возникновение приспособленности организмов и ее относительность.

2.Анализ генотипической структуры популяции.

Практические работы:

1.Выявление изменчивости у особей одного вида.

2.Сравнение процессов экологического и географического видообразования


4

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность 

Темы творческих и исследовательских работ:

  1. Популяция как единица эволюции.
  2. Роль наследственности и изменчивости в эволюции органического мира.
  3. Естественный отбор и его творческий характер.
  4. Связь онтогенеза и филогенеза.

3

2

Тема 4.3.Основные направления эволюционного прогресса

 

Лекции:

4

2

1.Понятие о макроэволюции. Пути макроэволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.

2.Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс 

3.Ароморфоз, идиоадаптация,  общая дегенерации, их соотношение в эволюционном процессе.

4. Общие закономерности макроэволюции: прогрессивная направленность, историчность развития жизни, необратимость, прогрессивная специализация.

Лабораторные работы:

  1. Выявление ароморфозов у растений.
  2. Выявление идиоадаптаций у животных (на примере насекомых).
  3. Изучение явлений дивергенции и конвергенции

3

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

Темы творческих и исследовательских работ:

1.Соотношение процессов микроэволюции и макроэволюции.

2.Основные направления эволюции и их соотношение в эволюционном процессе.

3.Правила и закономерности эволюционного процесса.

4.Эволюция и ее закономерности в практической деятельности человека.

3

Раздел 5

История развития жизни на Земле

20

Тема 5.1 Развитие органического мира

Лекции:

6

2

1 Концепции сущности и происхождения жизни на 3емле.

2..Гипотезы происхождения жизни

3.Биосфера в архейскую и протерозойскую эры.

4.Основные направления эволюции в палеозое

5.Характеристика органического мира в мезозое.

6.Основные направления эволюции в кайнозойскую эру

Лабораторные работы

       1.Приспособление организмов к разным средам обитания ( водной , наземно-воздушной , почвенной ) 

Практические работы:

1.Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле

2

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

Темы творческих и исследовательских работ:

1.Современные  представления о зарождении жизни

2..Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни на Земле.

3..Зарождение жизни и эволюция пробионтов.

4..Эволюция клеток. Гипотезы возникновения эукариот и многоклеточности.

3

Тема 5.2 Эволюция человека

 Лекции:

4

2

1.Современные гипотезы происхождения человека .

2.Доказательства родства  человека  с млекопитающими животными

3.Эволюция человека .Движущие силы антропогенеза.

4.Единство происхождения человеческих рас

Практические  работы:

1.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

2

Контрольная работа по  разделу  : «Эволюционное учение»

1

Самостоятельная работа обучающихся : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

Темы творческих и исследовательских работ:

1Развитие представлений о возникновении человека.

2.Роль труда в эволюции древнего человека.

3.Направления дальнейшей эволюции современного человека.

3

Раздел 6

Основы экологии

28

Тема 6. 1

Экология и экологические системы

Лекции:

6

2

1. Предмет экологии.

2.Понятие об экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы.

3. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы.

4. Экологические системы .Видовая и пространственная структура экосистем

5..Искусственные сообщества –агроэкосистемы и урбоэкосистемы факторы и адаптации

6.Цепи питания. Экологическая пирамида

Лабораторные работы:

4

1.Изучение приспособленности организмов к влиянию различных экологических факторов.

2.Изучение природных экосистем своей местности.

3.Описание  и практическое создание искусственной экосистемы ( пресноводный аквариум ) Практические работы:

1. Составление схем передачи  веществ и энергии  по цепям  питания в природной экосистеме и в агроценозе

Самостоятельная работа обучающихся : Работа над выполнением рефератов.

Тематика:

1.Современная экология, этапы ее становления как науки и методы исследования.

2.Роль формирования экологического мышления у населения для сохранения биосферы.

3.Связь экологии и эволюционной теории в объяснении относительности приспособленности

3

Тема6. 2

Биосфера – глобальная экосистема

Лекции:

8

2

  1. Биосфера – глобальная экосистема
  2. Учение В.И. Вернадского  о биосфере
  3. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.
  4. Воздействие производственной деятельности в области своей  будущей  профессии  на  окружающую среду
  5. Глобальные экологические проблемы и пути их решения
  6. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы
  7. Ноосфера . Правила поведения людей в окружающей природной среде
  8. Экология и космос. Экология и будущее человека.

Лабораторные  работы:

  1. Описание антропогенных изменений в естественных  природных  ландшафтах своей местности

Практические  работы :

1. Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере 

2.Решение экологических задач 

3

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

  1. Пути повышения биологической продуктивности  в искусственных экосистемах
  2. Экологические кризисы и экологические катастрофы

4


Раздел 7

Бионика

             7



Тема 7.1. Бионика



 Лекции:

2

2

  1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики .
  2. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных

 Самостоятельная работа обучающихся: Проектно- исследовательская деятельность

  1.  Рациональное использование и охрана  ( конкретных ) невозобновимых природных ресурсов , возобновимых природных ресурсов

3

Итоговая контрольная работа

2

ВСЕГО :

231


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план и содержание учебной дисциплины : ХИМИЯ

Тематический план и содержание учебной дисциплины : Химия(таблица)...

Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология

Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология для профессий технического профиля для учреждений НПО...

Тематический план и содержание учебной дисциплины Литература

Планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС НПО...

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»....

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины: Физика для СПО на 169ч.

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ___физика_____№ занятийНаименование разделов и темКол-во часовТип урокаСамостоятельная работа студентовУчебные пособия и ТСОДомашнее задание...

Тематический план и содержание учебной дисциплины "Математика"

Данный тематический план разработан на основе базовой программы М.И.Башмакова. 316 часов - обязательная аудиторная нагрузка, 138 часов - самостоятельная работа учащихся....