рабочая программа и тематическое планирование по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

рабочая программа составлена на основании федерального стандарта и развёрнутое тематическое планирование по биологии 8 класс по программе В.В. Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr._biologiya_8_nuzhnaya.rar459.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Самохваловская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по биология

 8 класс

2012 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе п. 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании», в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Положения о рабочей программе МКОУ «Самохваловская СОШ», Примерной программой основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263); Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.,  Д. А. Колесов. Биология. Человек. 8 кл.: учеб.  для общеобразоват. учреждений/ Д. В. Колесов,  Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

Согласно  учебному плану школы рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 68 часов, 2 час в неделю;

Цели и задачи программы:

  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Учебно-тематический план


п/п        

Тема

Количество часов        

В том числе

лабор.

работы

Контрольных работ

демонстраций

1.

Введение

2

2.

Происхождение человека

3

2

3.

Строение и функции организма человека

57

 Общий обзор организма

1

1

Клеточное строение организма. Ткани

3

2

2

Рефлекторная регуляция органов и систем органов

1

1

1

Опорно-двигателъная система

7

2

1

2

Внутренняя среда организма

3

1

2

Кровеносная и лимфатическая системы организма

7

2

1

3

Дыхательная система

4

1

3

Пищеварительная система

7

1

1

1

Выделение

1

1

Обмен веществ и энергий

3

Покровные органы. Теплорегуляция

4

1

2

Нервная система человека

5

1

1

Анализаторы

4

1

1

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

5

1

2

Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2

1

4

Индивидуальное развитие организма

6

1

1

Итого:

68

13

5

26

Содержание тем учебного курса биологии в 8 классе.

ВВЕДЕНИЕ (2ч.)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самосознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Становление наук о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 часа)

 Систематическое положение человека.

        Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Историческое прошлое людей. Доказательство животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация:

1. Сходство человека и животных.

2. Расы человека.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (57)

Общий обзор организма (1ч)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Строение и процессы жизнедеятельности организма.

Демонстрация:

1.(3)Органы и системы органов организма человека

Клеточное строение организма. Ткани (3ч)

Клеточное строение организма. Основные процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, рост, дифференцировка. Ткани, их строение и функции. Покровные, соединительные, мышечная и нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация:

1.(4)Строение и разнообразие клеток организма человека

2.(5) Ткани организма человека

Лабораторная работа:

№1 рассматривание клеток слизистой оболочки ротовой полости человека.

№2 рассматривание микропрепаратов строения тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной).

Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1ч)

 Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Нервная регуляция.

Демонстрация:

1.(6)Нервная система

Лабораторная работа:

№ 1.(3) Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).

Опорно-двигателъная система (7ч.).

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигателъной системы. Общий обзор скелета человека. Соединения костей. Строение мышц, сухожилия. Работа скелетных мышц и их регуляция. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигателъной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Демонстрация:

1.(7) Строение опорно-двигательной системы

2.(8)  Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы

Лабораторная работа:

№1.(4) Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

№2.(5) Изучение внешнего вида отдельных костей

Внутренняя среда организма (3ч)

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Д.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация. Группы крови. Переливание крови.

Демонстрация:

1.(9) Состав крови

2.(10) Группы крови

Лабораторная работа:

№1.(6) Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)

Кровеносная и лимфатическая системы организма (7ч)

Транспортные системы организма. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Строение и работа сердца Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Демонстрация:

1.(11) Кровеносная система

2.(12) Приемы оказания первой помощи при кровотечениях

3.(13) Лимфатическая система

Лабораторная работа:

№1.(7) Измерение кровяного давления

№2.(8) Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Дыхательная система (4ч)

Дыхание. Система органов дыхания, и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. 

Демонстрация:

1.(14) Система органов дыхания

2.(15) Механизм вдоха и выдоха

3.(16) Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Лабораторная работа:

№1.(9) Определение частоты дыхания

Пищеварительная система (7ч)

 Питание  и пищеварение. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Органы пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Демонстрация:

1.(17) Пищеварительная система

Лабораторная работа:

№1.(10) Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал.

Выделение (1ч)

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Демонстрация:

1.(18) Мочеполовая система

Обмен веществ и энергий (3ч)

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Энерготраты человека и пищевой рацион. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения. Транспорт веществ.

Покровные органы. Теплорегуляция (4ч)

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Кожа - наружный покровный орган. Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Демонстрация:

1.(19) Строение кожи

2.(20) Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

Нервная система человека (5ч)

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.  Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок. Передний мозг. Соматический и автономный отделы нервной системы.

Демонстрация

1.(21) модели головного мозга человека

Лабораторная работа

№1 (11) пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга.

Анализаторы (4ч)

 Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы равновесия, кожно-мы-шечной чувствительности. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза. Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.        

Демонстрация

1.(22) Моделей глаза и уха

Лабораторная работа:

№1.(12) Опыты выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч)

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Врожденные и приобретённые формы поведения. Биологические ритмы. Сон,его значение. Психология и поведение человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К. Аноxuна в создании учения о высшей нервной деятельности. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности.

Демонстрвция:

1.(23) Безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;

2.(24) Двойственных изображений, иллюзий установки.

Лабораторная работа:

№1.(13) Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа 

Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2ч)

Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции.  Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Демонстрация:

1.(25) Железы внешней и внутренней секреции

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (5 ч)

Размножение и развитие. Оплодотворение. Беременность, предупреждение беременности, аборт. Роды. Развитие зародыша и плода

Материнство. Уход за новорожденным. Возрастные изменения, периодизация и продолжительность жизни. Наследование признаков  у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Демонстрация:

  1. (26) Тесты, определяющие типы темпераментов.

Контроль уровня обученности

1.  Осуществление контроля за выполнением домашних заданий.

2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения.

3. Проведение тестовых работ по темам курса по рабочей тетради и пособиям:

- Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии.

Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. ~ М.: Дрофа;

2003. - 96с.: ил.;

-  Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.:

Просвещение, 1997. - 240с.: ил.;

- Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8класс.:Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с.;

- Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
  3. особенности строения организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

      уметь:

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  2.  изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3.  распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  4.  выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  7. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
  8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  4. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Перечень литературы и средств обучения

Для учителя:

 1)Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н, Беляев «Биология. Человек» 8 класс. - М: Дрофа, 2006.

  2)Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;

  3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. ЭД. Днепров, А. Г, Дрофа, 2006;

  4) Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с.: ил.;

5) Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. ~ М.: Дрофа;

2003. - 96с.: ил.;

6) Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.:

Просвещение, 1997. - 240с.: ил.;

7) Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии.

8класс.: Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с.;

8) Фросин В.Н., Сивогпазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену:

 Биология. Человек. -М.: Дрофа, 2004. - 224с.;        .

для учащихся:

1) Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев и.н. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к

 учебнику «Биология. Человек) 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -9бс.;

2) Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н, Беляев «Биология. Человек» 8 класс. - М: Дрофа, 2006.

3) Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005.

Средства обучения

MUL TIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

· Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр. 2004

. Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы

http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» . www.bio.nature.ru - научные новости биологии.

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Контроль знаний.

 1. Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани.

Задание 1. Ответить на вопросы:

1. Как называется жидкая часть клетки?

2. В каком органоиде синтезируются белки?

З. К какой группе органических веществ относятся глюкоза, сахар, крахмал?

4. Какой органоид является местом окисления глюкозы?

5. Какой процесс приводит к образованию двух новых клеток из одной?

б. Каковы основные процессы жизнедеятельности клетки?

7. О каких видах ткани идет речь?

а) Клетки плотно прилегают друг к другу, выстилая протоки желез -…

б) Твердая, но очень гибкая ткань, состоящая из клеток, погруженных в упругое межклеточное вещество, - ...

8. Как        называется        поверхностная часть клетки?

9. В какой части клетки помещаются хромосомы?

10. Молекула какого соединения построена из аминокислот?

11. При повреждении какого органоида нарушается синтез белка в клетке?

12. В результате нарушения какого процесса прекращается рост клетки?

13. Какие противоположные процессы в клетке составляют обмен веществ?

14. О каких видах ткани идет речь?

а) Межклеточное вещество плотное, образовано пластинками, которые пропитаны солями, - ...

б) Клетки, образующие ткань, очень плотно прилегают друг к другу, межклеточное вещество практически отсутствует. Клетки постоянно слущиваются с поверхности тела - ...

2. Опорно-двигателъная система.

Задание 1.

1. Как скелет человека приспособлен к прямохождению?

2. Придумайте, сформулируйте и ответьте на два вопроса на термин «осевой скелет».

Задание 2.

1. Что относится к мозговому отделу черепа? ( лобная, теменная, височная, затылочная кости)        

2. Какие кости образуют  плечевой пояс? (Ключицы, лопатки)        

3. Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности? (Бедренная кость, кости голени, стопы)

4. Какие кости образуют тазобедренный сустав? (Бедренная кость, тазовые кости)        

5. Что придает кости упругость? (Органические         вещества)        

6. В чем особенность строения длинных костей? (трубчатое строение)

7. В чем причина сокращения мышц? (возбуждение)

8. Основные вещества – источники энергии в мышцах. (жиры, углеводы)

9. Что уменьшает трение в суставе? (гладкий хрящ на костях)

10. Способ соединения костей черепной коробки. (неподвижное соединение)

Задание 3.

1.Как оказать первую помощь человеку, если у него вывих в локтевом суставе?

2. Как оказать первую помощь человеку, если у него перелом левого бедра?

3. Кровь. Кровоснабжение.

1. Внутреннюю среду организма образуют:

А - кровь, лимфа, тканевая жидкость

Б - полости тела

В - внутренние органы

Г - ткани, образующие внутренние органы

2. Жидкая часть крови называется:

А - тканевой жидкостью

Б - плазмой

В- лимфой

Г - физиологическим раствором

3. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

А - участие в свертывании крови

Б - обезвреживание бактерий

В - перенос кислорода

Г - выработка антител

4. Способность организма вырабатывать антитела обеспечивает организму:        

А - защиту от образования тромбов

Б - иммунитет

В - постоянство внутренней среды

Г - превращение фибриногена в фибрин

5. Любой круг кровообращения начинается в:

      А - одном из предсердий

Б - одном из желудочков

В - предсердии или в желудочке

Г - тканях внутренних органов

6. Артерии - это сосуды, несущие:

      А - только артериальную кровь

      Б - только венозную кровь

      В - кровь от органов к сердцу

      Г - кровь от сердца к органам

7. Резус-фактор - это:

А - особый белок, находящийся в эритроцитах

Б - невосприимчивость к заболеванию

В - заболевание крови

Г - вещество, связанное со свертыванием крови

8. Заболевшему дифтерией необходимо срочно ввести:

      А - вакцину

Б - сыворотку

В - физиологический раствор

Г - антигены

9. Антигенами называют:

А - белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ

Б - чужеродные для организма вещества, способные вызвать ответную иммунную реакцию

       В - форменные элементы крови

Г - особый белок, который назвали резус-фактором

10. При заболевании СПИДом:

А - уменьшается способность организма вырабатывать антитела

Б - нарушается противоопухолевый иммунитет

В - понижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям

Г - происходит быстрая потеря веса без видимой причины

4. Дыхательная система

1. Дыхание - это:

А - процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа

Б - процесс окисления органических веществ с выделением энергии

В - совокупность процессов А и Б

Г - газообмен в легких

2. Газообмен - это:

А - процесс поглощения кислорода

Б - процесс выделения углекислого газа

В - процесс поступления вдыхаемого воздуха в легкие

Г - совокупность процессов обмена газами между организмом (клеткой) и средой путем диффузии

3. Углекислый газ образуется в:

А - легких

Б - клетках тела

В - воздухоносных путях

Г - эритроцитах

4. Гемоглобин - это:

        А - красный железосодержащий пигмент крови

        Б - форменный элемент крови

 В- белок, пере носящий кислород

 Г - вещество, входящее в состав плазмы

5. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем выражается в том, что они:

А - состоят из органов

Б - обеспечивают газообмен в легких тканях

В - доставляют органам и тканям кислород

Г - удаляют из клеток углекислый газ

6. При вдохе:

А - диафрагма не изменяется

Б - мышцы диафрагмы расслабляв

В - сокращаются мышцы брюшной стенки и туловища

Г - сокращаются межреберные мышцы диафрагмы

7. Дыхательный центр расположен в:

А - продолговатом мозге

Б - коре больших полушарий

В - мозжечке

Г - спинном мозге

8. Возбудителем туберкулеза является:

      А-ВИЧ

Б - палочка Коха

В - сенная палочка

Г - канцерогенные вещества

9. Табачный дым, отрицательно влияя на вегетативную нервную систему, нарушает работу:

      А - сердца и легких

Б - желудка и кишечника

В - кровеносных сосудов

Г - органов зрения и слуха

10. Канцерогенным веществом табачного дыма является:

А - углекислый газ

Б - угарный газ

В - бензопирен

Г - сероводород

5. Пищеварительная система. Обмен веществ.

1. Питательные вещества выполняют функции:

А - строительную

Б - энергетическую

В - двигательную

Г - транспортную

2. Расщепление белков происходит в:

А - ротовой полости

Б - желудке

В - тонком кишечнике

Г - толстом кишечнике

3. Слюнные железы принимают участие в расщеплении:

А - белков

Б - жиров

В - углеводов

Г - белков и углеводов

4. Печень играет большую роль в пищеварении, так как:

А - выделяет пищеварительный сок

Б - вырабатывает различные пищеварительные ферменты

В - выделяет желчь, эмульгирующую жиры

Г - вырабатывает ферменты, расщепляющие жиры

5. Соляная кислота входит в состав:

      А - поджелудочного сока

      Б - желудочного сока

      В - слюны

      Г - содержимого толстого кишечника

6. Обмен веществ - это процесс:

А - поступления веществ в организм

Б - удаления из организма непереваренных остатков

      В - удаления жидких продуктов распада

      Г - потребления, превращения, использования, накопления и потери веществ и энергии

7.  Почки выполняют следующую функцию:

     А - удаляют из организма лишний сахар

     Б - выводят из организма непереваренные вещества

     В - удаляют жидкие продукты распада

     Г - превращают глюкозу в гликоген

8.  Белки, свойственные организму, строятся:

     А - из аминокислот

     Б - из глицерина и жирных кислот

     В - из углеводов

     Г - из жиров

9.  Пластический обмен - это процесс:

     А - распада 'веществ клетки с освобождением энергии ,

     Б - образования в клетке веществ с накоплением энергии

     В - всасывания веществ в кровь

     Г - переваривания пищи

10. Витамины участвуют в ферментативных реакциях, потому что:

     А - входят в состав ферментов

     Б - поступают с пищей

     В - являются катализаторами

     Г - образуются в организме человека

6. Нервная система. Органы чувств. Анализаторы.

1. Нервная система выполняет следующие функции:

А - транспортирует питательные вещества

Б - осуществляет гуморальную регуляцию

В - связывает организм с внешней средой

Г - обеспечивает согласованную деятельность органов

2. Нервная система состоит из нервных клеток,  которые называют:

      А – аксонами         Б - нейронами

      В – дендритами     Г - медиаторами

3. По функции вся нервная система подразделяется на:

     А - соматическую и вегетативную

     Б - симпатическую и парасимпатическую

     В - центральную и симпатическую

     Г - периферическую и соматическую

4. Вегетативная нервная система регулирует:

    А - движение скелетной мускулатуры

    Б - работу внутренних органов

    В - тонус сосудов

    Г - перистальтические сокращения кишечника

5. Серое вещество представляет собой

    А - скопление тел нейронов

    Б - нервные волокна

    В - скопление длинных отростков нейронов

    Г - сосудистую оболочку мозга

6. Нерв - это:

    А -        пучки нервных волокон за пределами Ц.Н.С.

    Б - аксон одного нейрона

    В - скопления тел нейронов

    Г - проводящие пути спинного мозга

7. Функции рецепторов:

    А - несут возбуждение от ц.н.с к рабочему органу

    Б - воспринимают раздражение

    В - переключают возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные

    Г - перекдючают возбуждение с чувствительных нейронов на вставочные

8. Синапс:

       А - область контакта нервных клеток друг с другом или с тканями

        Б - вещество, выделяемое благодаря действию нервного импульса

В-окончание чувствительных нервных волокон

Г – «энергетическая станция» клетки

9. Свойство нервной ткани:

А ~ возбудимость и сократимость

Б.- возбудимость и проводимость

В - сократимость

Г - только возбудимость

10. Рефлекс - это:

А - путь, по которому нервное возбуждение воспринимается и передается рабочему органу

Б - ответная реакция на раздражение, осуществляемая нервной системой

В - переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные

Г - передача возбуждения к рабочему органу

11. Безусловный рефлекс:

А - приобретается в процессе жизни

Б - вырабатывается на определенные сигналы

В - передается по наследству

Г - лежит в основе различения внешних сигналов

12. Гипоталамус представляет собой:

А - железу внутренней секреции

Б - железу внешней секреции

В - отдел промежуточного мозга, осуществляющий контроль над внутренними органами

Г - гормон, выделяемый гипофизом

13. Анализатором называют:

А - рецепторы, воспринимающие раздражение

Б - зону коры головного мозга, анализирующую полученную информацию

В - нервы, передающие нервные импульсы от рецептора к зоне коры больших полушарий

Г - функциональную систему, включающую А., Б и В.

14. К высшей нервной деятельности относят:

А - мыслительную, речевую деятельность и память

Б - группу ориентировочных рефлексов (рефлексы «что такое»)

В- Инстинкты

Г - рефлексы, обеспечивающие потребности (голод, жажда и др.)

7.. Итоговая контрольная работа по курсу «Биология. Человек».

1. Давление крови на стенки сосудов создается силой сокращений

1)  желудочков сердца      2) предсердий

3) створчатых клапанов

4)полулунных клапанов

2. К выделительной системе органов относят

l)кожу            2)почки

3)легкие         4) слюнные железы

3. у человека, растений, животных, грибов и большинства бактерий в процессе дыхания происходит

1) образование сложных органических веществ из неорганических

2)окисление органических веществ и освобождение энергии

3) значительное увеличение массы тела и его размеров

4) значительное уменьшение массы тела и изменение его размеров

4. Малокровие у человека возникает вследствие

1) недостатка кальция и калия в крови

2 )нарушения деятельности органов пищеварения

3 )уменьшения содержания гемоглобина в эритроцитах

4) уменьшения количества витаминов в организме

5. Недостаток в организме человека витамина А приводит к заболеванию

1) куриной слепотой       3) цингой

2) сахарным диабетом     4) рахитом

6. Соматическая нервная система» в отличие от вегетативной, управляет работой

 1)скелетных мышц     3)кишечника        ,

2)сердца и сосудов     4)почек

7. В состав зрительного пuгмeнтa, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин

1) С   2)D   3)  В  4)А

8. Реакция человека на зеленый цвет светофора - это рефлекс

1)врожденный          2)приобретенный

3)безусловный           4)наследуемый

9. Оказание первой медицинской помощи утопающему

1)нельзя прекращать до тех пор, пока его кожа не порозовеет

2)не удалят воду из его дыхательных путей

3)ему не сделано хотя бы несколько вдуваний воздуха

4)он не сможет самостоятельно дышать и не придет в сознание

10. Выявить заражение ВИЧ-инфекцией или заболевание СПИДОМ, можно, сделав анализ крови

l)общий                       2)на гормоны

3)на протромбин        4)на антитела

11. Оказывая доврачебную помощь, нужно положить человека па твердую поверхность лицом  вниз

1)при переломе позвоночника   2)черепа

3)бедра                                          4)ребра

12. Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных?

А) теплокровность

Б) наличие вороньих костей

В) правая дуга аорты

Г) трехкамерное сердце

Д) наличие диафрагмы

Е) выкармливание детенышей молоком

13. Рецепторы - это нервные окончания, которые

А) воспринимают информацию из внешней среды

Б) воспринимают информацию из внутренней среды

В) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам

Г) располагаются в исполнительном органе д) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы

Е) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и. внутренней среды

14. Установите соответствие между процессами пищеварения и отделами пищеварительного канала, в которых они протекают.

ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ ОТДЕЛЫ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО КАНАЛА

        1)обработка пищевой массы желчью        А) желудок

        2)всасывание основной части воды        Б) тонкая кишка

        3)начало расщепления белков и        В) толстая кишка

некоторых видов жиров

         4)интенсивное всасывание питательных

веществ ворсинками

        5)расщепление клетчатки

завершение расщепления белков, углеводов, жиров

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009

В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 6 класса (базовый уровень)

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 6 класса (34 часа)  составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданно...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 7 класса (68 часов)  составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учре...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 8 класса

Рабочая программа и темматическое планирование для 8 класса (68 часов) составлено на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководств...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса (68 часов)  составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданн...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 10 класса

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса (34 часа) составлено на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под ...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 11 класса

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 11 класса (34 часа) составлены на основе примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под...