Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 11 класса
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Нечаева (Сафонова) Светлана Михайловна

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 11 класса (34 часа) составлены на основе примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководством В.В. Пасечника (авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М:, Дрофа, 2009).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ

________________

Г.Р. Сараева

Протокол №1 от.____

«Согласованнно»

Заместитель директора по НМР

_______________

С.А. Пасынкова

_________2014 г.

«Утверждено»

Директор

МБОУ

______________

Н.В. Зарипова

_________2014 г.

Рабочая программа

по биологии

для 11 класса

(базовый уровень)

Учитель Сафонова Светлана Михайловна

молодой специалист

Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководством

В.В. Пасечника (авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М:, Дрофа, 2009).

2014/2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  1. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр)
  2. Учебный план ОУ № 42 на 2014/2015 учебный год.
  3. Примерная (авторская) программа (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии.
  4. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010г.) главным результатом  школьного образования определено его соответствие целям опережающего развития. Ключевыми направлениями развития общего образования являются: обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура, здоровье школьников.

В концепции духовно-нравственного развития  воспитания личности гражданина России (2009 г.) обозначен современный национальный воспитательный идеал. «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Изменения в новой версии концепции внесены в портрет обучающегося по ступеням развития, в организационные средства достижения цели, разработанные в соответствии с новыми ключевыми направлениями развития общего образования и ФГОС второго поколения.

Ведущими идеями, отражающими новую целевую установку являются:

  • Социализация личности школьника в образовательном учреждении происходит как во внешнем педагогическом процессе (обучение + воспитание), так и во внутреннем педагогическом процессе (самообразование, самовоспитание, самореализация и т.п.);
  • Воспитание и обучение взаимосвязаны, проникают друг друга, составляя единство, целостность; воспитание и обучение эффективны в том случае, если есть отношения, единство которых проявляется во взаимодействии с окружающей средой; уклад школьной жизни способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов обучения и воспитания школьников.

Основные характеристики школы социального становления. Целостная система (единство обучения и воспитания), где: человек – это наивысшая ценность.

Ведущая идея развития школы: единство обучения и воспитания, проявляющаяся во взаимодействии с окружающей средой, определяется и обеспечивается реализацией единой педагогической концепцией « Человек среди людей», активность всех субъектов образовательного пространства школы на основе современных государственных подходов к образованию.

Основные цели изучения биологии в школе:

  • Формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
  • Овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
  • Овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
  • Воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической и экологической грамотности;
  • Овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • Социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранении окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

        Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепций устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Рабочая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

  • многообразие и эволюция органического мира;
  • биологическая природа и социальная сущность человека;
  • структурно-уровневая организация живой природы;
  • ценностное и экокультурное отношение к природе;
  • практико-ориентированная сущность биологических знаний.

МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ

Биология в школе изучается с 5 по 11 классы.

Общее число учебных часов за 1 год обучения составляет 408 часов, из них 68 (2 часа в неделю) в 5 классе, 68 (2ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2ч в неделю) в 7, 8, 9, по 34 (1 час в неделю) 10, 11 классах.

В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Курсом «Общая биология» в 11 классе завершается изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Он призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

 Изучение курса «Общая биология» базируется на знания, полученных при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.

В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что дает возможность раскрыть содержание на более высоком уровне и в то же время доступно для учащихся.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использовании информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

По базисному плану на изучение биологии 11 классе отводится 1 час (34 часа).

Программа предусматривает занятия по учебнику А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2009-2013.

В основе планирования работы учителя учитывается стратегическая тема работы школы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися в следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
  2. реализация установок здорового образа жизни;
  3. сформированность познавательных интересов и мотивов. Направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  2. умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  4. умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
  • Приведение доказательств (аргументация) родства с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • Классификация  - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп): роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
  • Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • Выявления изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  1. В сфере физической деятельности:
  • Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
  1. В эстетической сфере:
  • Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема: Основные учения об эволюции (11часов+1час)

Развитие эволюционных  идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида. Генетический состав популяции. Изменение генофонда популяции. Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор и его формы. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Доказательства макроэволюции. Систематика растений и животных - отображение эволюции. Направления эволюции и органического мира.

Лабораторные работы:

-Описание особей вида по морфологическому критерию;

-Выявление адаптаций организмов к  окружающей среде.

Тема: Основы селекции и биотехнологии ( 3часа+1)

Основные методы селекции и биотехнологии. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Тема: Антропогенез (4 часа)

Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Гипотезы возникновения человека. Прародина человека. Происхождение человеческих рас.

Лабораторные работы:

-Описание особей вида по морфологическому критерию;

-Анализ гипотез возникновения человека.

Тема: Основы экологии (8 часов)

Экология как наука. Среда обитания организмов. Факторы среды. Местообитание организма. Экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкуренция. Экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Цепи питания. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия. Влияние загрязнителей на живые организмы. Рациональное природопользование.

Лабораторные работы:

-Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем;

-Составление трофических цепей.

Тема: Эволюция биосферы и человек (5 часов+1)

Гипотезы происхождения жизни. Современные представления о происхождении жизни. Этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.

Лабораторная работа:

-Анализ гипотез возникновения жизни на Земле.

Урок-конференция «Антропогенное воздействие на Биосферу»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

корректировка

Тип урока

Тема: Основные учения об эволюции (11часов+1час)

1

Развитие эволюционных  идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина

1

УФНЗ

2

Входная диагностика

УК(К)З

3

Вид. Критерии вида.

Лаб.раб №1: «Описание особей вида по морфологическому критерию»

1

комбинированный  урок

4

Популяция – структурная единица вида

1

УФНЗ

5

Генетический состав популяции. Изменение генофонда популяции

1

УФНЗ

6

Борьба за существование и ее формы.

Лаб.раб №2 «Выявление адаптаций организмов к  окружающей среде»

1

комбинированный урок

7

Естественный отбор и его формы

1

УФНЗ

8

Изолирующие механизмы

1

УФНЗ

9

Видообразование

1

УФНЗ

10

Макроэволюция. Доказательства макроэволюции

1

УФНЗ

11

Систематика растений и животных - отображение эволюции

1

УФНЗ

12

Направления эволюции и органического мира

1

УФНЗ

Тема: Основы селекции и биотехнологии ( 3часа+1)

13

Основные методы селекции и биотехнологии

1

УФНЗ

14

Селекция растений, животных и микроорганизмов

1

УФНЗ

15

Современное состояние и перспективы биотехнологии

1

УФНЗ

16

Промежуточная диагностика

1

УК(К)З

Тема: Антропогенез (4 часа)

17

Положение человека в системе животного мира

Лаб.раб №3 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

1

комбинированный урок

18

Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза

1

УФНЗ

19

Гипотезы возникновения человека. Прародина человека.

Лаб.раб №4 «Анализ гипотез возникновения человека»

1

комбинированный урок

20

Происхождение человеческих рас

1

УФНЗ

Тема: Основы экологии (8 часов)

21

Экология как наука. Среда обитания организмов. Факторы среды

1

УФНЗ

22

Местообитание организма. Экологические ниши

1

УФНЗ

23

Основные типы экологических взаимодействий. Конкуренция

1

УФНЗ

24

Экологические характеристики популяции. Динамика популяции

1

УФНЗ

25

Экологические сообщества. Структура сообщества.

Лаб.раб. №5 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»

1

комбинированный урок

26

Взаимосвязь организмов в сообществах. Цепи питания

Лаб.раб №6 «Составление трофических цепей»

1

комбинированный урок

27

Экологические пирамиды

1

УФНЗ

28

Экологическая сукцессия. Влияние загрязнителей на живые организмы. Рациональное природопользование

1

УФНЗ

Тема: Эволюция биосферы и человек (5 часов+1)

29

Гипотезы происхождения жизни. Современные представления о происхождении жизни

Лаб.раб №7 «Анализ гипотез возникновения жизни на Земле»

1

комбинированный урок

30

Этапы развития жизни на Земле

1

УФНЗ

31

Эволюция биосферы

1

УФНЗ

32

Урок-конференция «Антропогенное воздействие на Биосферу»

1

комбинированный урок

33

Итоговая диагностика

1

УК(К)З

34

Заключительный урок по курсу «Общая биология»

1

УПЗУ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебник

Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений –М.: Дрофа, 2009-2013

Методическое пособие для учителя

Общая биология. 10-11 кл. методическое пособие. – С.П. «Паритет», 2002.

Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечник; И.Н. Пономаревой – М.; «Глобус» 2009.

Сборник нормативных документов. Биология. – М.: «Дрофа», 2008.

Мультимедийная поддержка курса

  1. Репетитор. Биология (для подготовки старшеклассников в ВУЗы)
  2. Экология. Учебное пособие. 10-11 кл. – Дрофа, 2004.

Дополнительная литература

  1. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. Биология в таблицах 6-11 кл. (справочное пособие). – М.: «Дрофа», 2000
  2. Тесты. Биология (пособие для подготовки к тестированию) – М.: «РусТест», 2006
  3. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. – Минск, 1998.
  4. Большая энциклопедия знаний жизнь на Земле. – М; «РОСМЭН» 2008
  5. Н.Н. Воронцов. Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира. – М; «Наука», 1996.
  6. П.И. Лернер. Биология. Словарь – справочник школьника. – М.: «Знание», 2006
  7. Н.Ф. Рейменс. Основные биологические понятия и термины. М.: «Просвещение», 1988.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты:

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

- с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность из изменения.

  • Учиться использовать свои взгляды на мир дл я объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
  • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
  • Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
  • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
  • Учиться самостоятельно, выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
  • Учиться самостоятельно, противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
  • Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
  • Учиться убеждать других людей  в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
  • Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умения оценивать:

-риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития)

- поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной  и индивидуальной учебной деятельности.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных, и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Подбирать  к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
  • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет)
  • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
  • В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
  • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  • Уметь оценивать степень успешности своей и индивидуальной образовательной деятельности.
  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задачи инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
  • Учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты:

  • Объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;
  • Характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;
  • Объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;
  • Приводить примеры приспособлений у растений и животных;
  • Использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
  • Пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
  • Соблюдать профилактику наследственных болезней;
  • Использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
  • Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;
  • Характеризовать основные уровни организации живого;
  • Понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;
  • Перечислять основные положения клеточной теории;
  • Характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
  • Характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;
  • Характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
  • Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
  • Объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
  • Объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
  • Различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влиянии на организмы в разных средах обитания;
  • Пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной формы, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
  •  Характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
  • Классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
  • Характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
  • Приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;
  • Характеризовать законы наследования Г.Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;
  • Характеризовать природу наследственных болезней;
  • Объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч.Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Сверцова, теорию искусственного отбора Ч.Дарвина, методы селекции и их биологические основы);
  • Характеризовать происхождение  и основные этапы эволюции жизни;
  • Объяснять место человека среди животных и экологических предпосылки происхождения человека;
  • Характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.
  • Характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
  • Находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;
  • Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
  • Применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Для контроля уровня обученности учащийся должен иметь по теме оценки:

- За устный ответ или другую форму контроля тематического материала (тест, отчет по экскурсии, входная, промежуточная, итоговая диагностика, письменные задания, выполняемые в тетради);

- За лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями), практические работы;

        Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок.

Оценка устных ответов учащихся

        Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить задания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связано, в краткой форме. Не допускает биологических ошибок и неточностей.

        Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания. Но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

        Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

        Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

        Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

        Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

        Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

        Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии

Класс 11

Учитель Сафонова Светлана Михайловна

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков – 3, тестов – 6, лабораторных работ – 7.

Планирование составлено на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководством В.В. Пасечника (авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М., Дрофа, 2009).

Учебник  Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений –М.:Дрофа, 2009-2013

Дополнительная литература

Методическое пособие для учителя

Т.А. Козлов Тематическое и поурочно-тематическое планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского,  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10-11 классы»

Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечник; И.Н. Пономаревой – М.; «Глобус» 2009.

Сборник нормативных документов. Биология. – М.: «Дрофа», 2008.

Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. Биология в таблицах 6-11 кл. (справочное пособие). – М.: «Дрофа», 2000

Тесты. Биология (пособие для подготовки к тестированию) – М.: «РусТест», 2006

Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. – Минск, 1998

Большая энциклопедия знаний жизнь на Земле. – М; «РОСМЭН» 2008

Н.Н. Воронцов. Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира. – М; «Наука», 1996.

П.И. Лернер. Биология. Словарь – справочник школьника. – М.: «Знание», 2006

Н.Ф. Рейменс. Основные биологические понятия и термины. М.: «Просвещение», 1988.

Директор школы:                                                                     Зарипова Н.В.

№ урока

Тема, количество часов.

Домашнее задание

Дата

Форма организации обучения

Форма контроля

Тема: Основные учения об эволюции

1

Развитие эволюционных  идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина

§ 52, повторить материал 10 класса

Рассказ с элементами беседы.

Использование дополнительного материала заданий, занимательного характера.

2

Входная диагностика

Тест в форме ЕГЭ

3

Вид. Критерии вида.

Лаб. Раб. №1«Описание особей вида по морфологическому критерию»

§ 53

Рассказ с элементами беседы, выполнение лабораторной  работы.

Фронтальная беседа, индивидуальные задания

4

Популяция – структурная единица вида

§ 54

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, индивидуальные карточки,

5

Генетический состав популяции. Изменение генофонда популяции

§ 55, 56

Каким образом деятельность человека изменила генофонд диких и домашних животных?

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся.

Тест «Популяция»

Фронтальная беседа.

6

Борьба за существование и ее формы.

Лаб. Раб.№2 «Выявление адаптаций организмов к  окружающей среде»

§ 57

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, выполнение лабораторной работы

Фронтальная беседа, индивидуальные карточки

7

Естественный отбор и его формы

§ 58

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся.

Фронтальная беседа, индивидуальные карточки, индивидуальный опрос

8

Изолирующие механизмы

§ 59

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Тест «Естественный отбор»

Фронтальная беседа.

9

Видообразование

§ 60

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

10

Макроэволюция. Доказательства макроэволюции

§ 61

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся ,просмотр презентации

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

11

Систематика растений и животных - отображение эволюции

§ 62

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

12

Направления эволюции и органического мира

§ 63

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

Тема: Основы селекции и биотехнологии

13

Основные методы селекции и биотехнологии

§ 64

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Тест «основные учения об эволюции»

14

Селекция растений, животных и микроорганизмов

§ 65-67

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся.

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

15

Современное состояние и перспективы биотехнологии

§ 68, повторить с §52 по §68

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, презентация «Будущее за биотехнологиями»

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

16

Промежуточная диагностика

Тест в форме ЕГЭ

Тема: Антропогенез

17

Положение человека в системе животного мира

Лаб. Раб.№3  «Описание особей вида по морфологическому критерию»

§ 69

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся,  просмотр презентации «Систематическое положение человека»

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

18

Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза

§ 70, 71

Реферат: «современные проблемы человека»

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся.

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

19

Гипотезы возникновения человека. Прародина человека.

Лаб. Раб.№4 «Анализ гипотез возникновения человека»

§ 72

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, выполнение лабораторной работы

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос

20

Происхождение человеческих рас

§ 73

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся.

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

Тема: Основы экологии

21

Экология как наука. Среда обитания организмов. Факторы среды

§ 74, 75

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся.

Тест «Антропогенез»

22

Местообитание организма. Экологические ниши

§ 76

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

23

Основные типы экологических взаимодействий. Конкуренция

§ 77, 78

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся.

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

24

Экологические характеристики популяции. Динамика популяции

§ 79, 80

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся.

Тест «Экология как наука»

25

Экологические сообщества. Структура сообщества.

Лаб. Раб.№5  «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»

§ 81, 82

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся.

Фронтальная беседа, работа по карточкам

26

Взаимосвязь организмов в сообществах. Цепи питания

Лаб. Раб.№6 «Составление трофических цепей»

§ 83, 84

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, выполнение лабораторной работы

Фронтальная беседа, работа по карточкам

27

Экологические пирамиды

§ 85

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся.

Фронтальная беседа, работа по карточкам

28

Экологическая сукцессия. Влияние загрязнителей на живые организмы. Рациональное природопользование

§ 86-88

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся.

Тест «основы экологии»

Тема: Эволюция биосферы и человек

29

Гипотезы происхождения жизни. Современные представления о происхождении жизни

Лаб. Раб.№7  «Анализ гипотез возникновения жизни на Земле»

§ 89, 90

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, выполнение лабораторной работы

Фронтальная беседа, работа по карточкам, индивидуальный опрос

30

Этапы развития жизни на Земле

§ 91

Рассказ с элементами беседы

Фронтальная беседа, работа по карточкам, индивидуальный опрос

31

Эволюция биосферы

§ 92

Рассказ с элементами беседы, просмотр презентации «Биосфера –оболочка жизни»

Фронтальная беседа, работа по карточкам, индивидуальный опрос

32

Урок-конференция «Антропогенное воздействие на Биосферу»

§  93

Рассказ с элементами беседы; Сообщения учащихся, решение экологических задач, просмотр презентаций

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, карточки-задания

33

Итоговая диагностика

Тест в форме ЕГЭ

34

Заключительный урок по курсу «Общая биология»

____

Рассказ с элементами беседы

фронтальная беседа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по биологии 8 класс

рабочая программа составлена на основании федерального стандарта и развёрнутое тематическое планирование по биологии 8 класс по программе В.В. Пасечника...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009

В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 6 класса (базовый уровень)

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 6 класса (34 часа)  составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданно...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 7 класса (68 часов)  составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учре...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 8 класса

Рабочая программа и темматическое планирование для 8 класса (68 часов) составлено на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководств...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса (68 часов)  составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданн...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 10 класса

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса (34 часа) составлено на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под ...