Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 6 класса (базовый уровень)
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Нечаева (Сафонова) Светлана Михайловна

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 6 класса (34 часа)  составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководством В.В. Пасечника (авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М:, Дрофа, 2009).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ

________________

Г.Р. Сараева

Протокол №1 от.____

«Согласованнно»

Заместитель директора по НМР

_______________

С.А. Пасынкова

_________2014 г.

«Утверждено»

Директор

МБОУ

______________

Н.В. Зарипова

_________2014 г.

Рабочая программа

по биологии

для 6 класса

(базовый уровень)

Учитель Сафонова Светлана Михайловна

молодой специалист

Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководством

В.В. Пасечника (авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М:, Дрофа, 2009).

2014/2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр)
  5. Учебный план ОУ № 42 на 2014/2015 учебный год.
  6. Примерная (авторская) программа (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) побиологии.
  7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010г.) главным результатом  школьного образования определено его соответствие целям опережающего развития. Ключевыми направлениями развития общего образования являются: обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура, здоровье школьников.

В концепции духовно-нравственного развития  воспитания личности гражданина России (2009 г.) обозначен современный национальный воспитательный идеал. «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Изменения в новой версии концепции внесены в портрет обучающегося по ступеням развития, в организационные средства достижения цели, разработанные в соответствии с новыми ключевыми направлениями развития общего образования и ФГОС второго поколения.

Ведущими идеями, отражающими новую целевую установку являются:

  • Социализация личности школьника в образовательном учреждении происходит как во внешнем педагогическом процессе (обучение + воспитание), так и во внутреннем педагогическом процессе (самообразование, самовоспитание, самореализация и т.п.);
  • Воспитание и обучение взаимосвязаны, проникают друг друга, составляя единство, целостность; воспитание и обучение эффективны в том случае, если есть отношения, единство которых проявляется во взаимодействии с окружающей средой; уклад школьной жизни способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов обучения и воспитания школьников.

Основные характеристики школы социального становления. Целостная система (единство обучения и воспитания), где: человек – это наивысшая ценность.

Ведущая идея развития школы: единство обучения и воспитания, проявляющаяся во взаимодействии с окружающей средой, определяется и обеспечивается реализацией единой педагогической концепцией « Человек среди людей», активность всех субъектов образовательного пространства школы на основе современных государственных подходов к образованию.

Основные цели изучения биологии в школе:

  • Формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
  • Овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
  • Овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
  • Воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической и экологической грамотности;
  • Овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интелектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • Социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранении окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

        Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепций устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Рабочая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

  • многообразие и эволюция органического мира;
  • биологическая природа и социальная сущность человека;
  • структурно-уровневая организация живой природы;
  • ценностное и экокультурное отношение к природе;
  • практико-ориентированная сущность биологических знаний.

МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ

Биология в школе изучается с 5 по 11 классы.

Общее число учебных часов за 1 год обучения составляет 374 часов, из них 68 (2 часа в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2ч в неделю) в 7, 8, 9, по 34 (1 час в неделю) 10, 11 классах.

В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Программа рассчитана на 34 часа. Она предусматривает занятия по учебнику Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват.учеб.заведений. – М. Дрофа, 2009 – 2013г.

В основе планирования работы учителя учитывается стратегическая тема работы школы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися в следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
  2. реализация установок здорового образа жизни;
  3. сформированность познавательных интересов и мотивов. Направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  2. умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  4. умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
  • Приведение доказательств (аргументация) родства с млекопитающими животными; взамосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • Классификация  - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп): роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
  • Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • Выявления изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  1. В сфере физической деятельности:
  • Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
  1. В эстетической сфере:
  • Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 час)

Биология – наука о живой природе. Многообразие живых организмов. Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Лабораторная работа: Наблюдение за осенними изменениями растений

Тема 1. Клеточное строение организмов (3 часа)

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Жизнедеятельность клетки. Ткани растений. Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа: Клеточное строение кожицы лука.

Тема 2. Царство Бактерии (2 часа)

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии в природе и жизни человека

        Тема 3. Царство Грибы (3 часа)

Общая характеристика грибов, шляпочные  грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты

Лабораторная работа: Распознавание съедобных и несъедобных грибов

Тема 4. Царство Растения (5 часов)

Разнообразие, распространение, значение растений. Особенности строения и процессов жизнедеятельности одноклеточных водорослей. Многоклеточные водоросли. Охрана водорослей. Лишайники. Мхи, их биологические особенности. Папоротники. Хвощи. Плауны. Голосемянные растения. Покрытосемянные, или цветковые растения.

Лабораторные работы: Изучение внешноего строения папоротника

-изучение хвои и шишек хвойных

Тема 5. Многообразие покрытосеменных растений, классификация  (4 часа)

Основы классификации растений. Основные принципы деления покрытосемянных на классы и семейства. Характеристика различных семейств Однодольных и Двудольных растений.

Лабораторная работа:

 -сравнительная характеристика семейств двудольные

        Тема 6. Строение покрытосеменных растений (6 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменения корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторная работа:

-строение почек. Расположение почек на стебле

-Изучение видоизмененных побегов

-ознакомление с различными типами соцветий

Тема 7. Жизнь растений (9 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условие прорастания семян, питание проростков. Минеральное питание и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Этапы развития (фенофазы).

Растение – целостный организм.

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Практическая работа: проращивание семян

Тема 8. Природные сообщества (1 час)

Основные экологические факторы, их характеристика. Растительные сообщества.

Взаимосвязи в растительном сообществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Корректировка

Вид занятия

1

2

3

4

5

6

Введение (1час)

1

Биология – наука о живой природе. Лабораторная работа№1 «Наблюдение за сезонными изменениями растений»

1

Урок изучения нового материала

Клеточное строение организмов (3 часа)

2

Строение растительной клетки. Л.р.№2 « Клеточное строение кожицы лука»

1

Урок-практикум

3

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост.

1

Урок изучения нового материала

4

Ткани

1

Урок изучения нового урока

Царство Бактерии (2 часа)

5

Строение и жизнедеятельность бактерий

1

Комбинированный урок

6

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Царство Грибы (3часа)

7

Общая характеристика грибов.  Плесневые грибы. Дрожжи.

1

Урок-практикум.

8

Шляпочные грибы. Лабораторная работа №3 «Распознавание съедобных и несъедобных грибов».

1

Урок-практикум

9

Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Царство растения (5 часов)

10

Общая характеристика царства растений.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

11

Водоросли

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

12

Лишайники.высшие споровые растения. Выход на сушу.

1

Урок-практикум

13

Папоротники. Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения папоротника».

1

Урок-практикум

14

Голосемянные растения Лабораторная работа №5 «Изучение хвои и шишек хвойных».

1

Урок-практикум

Многообразие Покрытосемянных растений. Классификация (4 часа)

15

Общая характеристика строения покрытосемянных растений

1

Комбинированный урок

16

Строение семян

1

Урок – практикум

17

Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств л.р.№6 Сравнительная характеристика семейств класса Двудольные

1

Комбинированный урок

18

Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств Однодольных. 

1

Урок-практикум

Строение Покрытосеменных растений (6 часов)

19

Строение и функции корня

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

20

Побег. Строение почки. Лабораторная работа № 7 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

1

Урок – практикум

21

Строение и функции листа.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

22

Строение стебля. Видоизменение стебля. Лабораторная работа №8 «Изучение видоизмененных побегов».

1

Урок-практикум

23

Цветок. Соцветия. Лабораторная работа № 9 «Ознакомление с различными типами соцветий».

1

Урок-практикум

24

Плоды. Распространение плодов и семян.

1

Комбинированный урок.

Жизнь растений (9 часов)

25

Обмен веществ у растений.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

26

Фотосинтез. Передвижение органических веществ.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

27

Дыхание растений

1

Комбинированный урок

28

Способы размножения растений

1

Комбинированный урок

29

Размножение споровых растений

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

30

Размножение голосеменных растений

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

31

Размножение покрытосеменных растений

1

Комбинированный урок

32

Прорастание семян. Практическая работа «Проращивание семян»

1

Урок-практикум

33

Рост растения

1

Комбинированный урок

Природные сообщества (1 час)

34

Растительные сообщества

1

Комбинированный урок

Всего 34 часа

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебник Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М. Дрофа, 2009. – 2013 г.

Методическое пособие для учителя Н.И. Галушкова «Поурочные разработки по биологии 6 класс» - Волгоград.: «Учитель», 2007

Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечник; И.Н. Пономаревой – М.; «Глобус» 2009.

Сборник нормативных документов. Биология. – М.: «Дрофа», 2008.

Мультимедийная поддержка курса

  1. Репетитор. Биология (для подготовки старшеклассников в ВУЗы)
  2. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 классы (учебно-электронное издание) «Кирилл и Мефодий» 2003г.
  3. Экология. Учебное пособие 10-11 класс – Дрофа, 2004 г.
  4. Уроки с применением ИКТ 6 класс – М; Глобус, 2009

Дополнительная литература

  1. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. Биология в таблицах 6-11 кл. (справочное пособие). – М.: «Дрофа», 2000
  2. Тесты. Биология (пособие для подготовки к тестированию) – М.: «РусТест», 2006
  3. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. – Минск, 1998.
  4. Большая энциклопедия знаний жизнь на Земле. – М; «РОСМЭН» 2008
  5. Н.Н. Воронцов. Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира. – М; «Наука», 1996.
  6. П.И. Лернер. Биология. Словарь – справочник школьника. – М.: «Знание», 2006
  7. С.Н. Березина. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 кл. – М.: «ВАКО», 2010.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точкт зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных, и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  •  Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты:

  • Объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
  • Приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
  • Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  • Объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
  • Объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности;
  • Различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум - называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
  • Определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
  • Объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
  • Соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
  • Различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Для контроля уровня обученности учащийся должен иметь по теме оценки:

- За устный ответ или другую форму контроля тематического материала (тест, отчет по экскурсии, входная, промежуточная, итоговая диагностика, письменные задания, выполняемые в тетради);

- За лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями), практические работы;

        Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок.

Оценка устных ответов учащихся

        Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить задания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связано, в краткой форме. Не допускает биологических ошибок и неточностей.

        Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания. Но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

        Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

        Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

        Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

        Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

        Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

        Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии

Класс 6

Учитель Сафонова Светлана Михайловна

Количество часов

Всего 34 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков – 2, тестов – 9, лабораторных работ – 7, практических работ -1.

Планирование составлено на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководством В.В. Пасечника (авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М., Дрофа, 2009).

Учебник Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М. Дрофа, 2009. – 2013 г.

Дополнительная литература Методическое пособие для учителя  

Н.И. Галушкова «Поурочные разработки по биологии 6 класс» - Волгоград.: «Учитель», 2007

Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечник; И.Н. Пономаревой – М.; «Глобус» 2009.

Сборник нормативных документов. Биология. – М.: «Дрофа», 2008.

Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. Биология в таблицах 6-11 кл. (справочное пособие). – М.: «Дрофа», 2000

Тесты. Биология (пособие для подготовки к тестированию) – М.: «РусТест», 2006

Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. – Минск, 1998.

Большая энциклопедия знаний жизнь на Земле. – М; «РОСМЭН» 2008

Н.Н. Воронцов. Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира. – М; «Наука», 1996.

П.И. Лернер. Биология. Словарь – справочник школьника. – М.: «Знание», 2006

С.Н. Березина. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 кл. – М.: «ВАКО», 2010.

Директор школы:                                                                     Зарипова Н.В.


урока

ТЕМА

ДАТА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1/1

Биология – наука о живой природе

Введение стр.9-12, ответить на вопросы на стр. 12, творческое задание – сказка «Что будет, если все растения исчезнут?»

Рассказ учителя, беседа;

Лабораторная работа №1 «Наблюдение за сезонными изменениями растений»

Беседа

ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

2/2

Строение растительной клетки 

§1, 2

Рассказ. Отработка терминов. Демонстрация приборов. Лабораторная работа №2

 « Клеточное строение кожицы лука»

Объяснение.

Зачитывание творческого задания.

Фронтальный опрос.

3/2

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

§3

Рассказ, беседа, самостоятельная работа с учебником.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

4/2

Ткани

§4, продолжить таблицу «Виды тканей растений», повторить строение клетки

Рассказ с использованием таблиц, рисунков. Составление таблицы «Виды тканей растений»

Фронтальный и индивидуальный опрос.

ТЕМА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 часа)

5/3

Строение и жизнедеятельность бактерий

§5, повторить схему

Рассказ, беседа. Составление схемы

Тест «Строение клетки».

6/3

Роль бактерий в природе и жизни человека.

§6, таблица «Виды бактерий», повторить бактерии

Объяснение, рассказ, работа с текстом.

Фронтальная беседа, работа с терминами.

ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (3 часа)

7/4

Общая характеристика грибов. Плесневые грибы. Дрожжи.

§7, §9, сравнить растительную и грибную клетки.

Рассказ, объяснение. Рассказ с элементами беседы.

Тест «Бактерии»

8/4

Шляпочные грибы.

§8, составить памятку грибнику

Рассказ, беседа.

Лабораторная работа №3 «Распознавание съедобных и несъедобных грибов».

Фронтальная беседа и индивидуальный опрос.

9/4

Грибы – паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека

§10, повторить грибы

Беседа, рассказ, работа с текстом, терминами

Чтение памяток грибника. Фронтальная беседа и индивидуальный опрос.

ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (5 часов)

10/5

Общая характеристика царства Растения

§11,§58 «основные этапы развития растительного мира».

Рассказ, фронтальная беседа. Самостоятельная работа с текстом учебника. Объяснение.

Тест «Царство грибы»

11/5

Водоросли 

§12, повторить материал о грибах

Рассказ, объяснение. Составление плана статьи «Значение водорослей в природе и жизни человека»

Индивидуальный опрос и фронтальный опрос. Обсуждение плана.

12/5

Лишайники.

Высшие споровые растения. Выход растений на сушу 

§13, 14, 58.

Объяснение, рассказ. Работа с текстом.

 «Выявление приспособлений у растений в связи с выходом на сушу»

Тест «Водоросли». Фронтальная беседа, обсуждение результатов работы.

13/5

Папоротники

§15, вопросы после §.

Рассказ.

Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения папоротника». Беседа с использованием рисунков, коллекций.

Работа с терминами. Фронтальная беседа

14/5

Голосеменные

§16, вопрос и задание № 1 в конце §, сообщение о редких растениях.

Рассказ, Лабораторная работа №5 «Изучение хвои и шишек хвойных». Беседа.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. Обсуждение результатов лабораторной работы.

ТЕМА 5. МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ (4 часа)

15/6

Общая характеристика строения покрытосемянных растений

§17, 23, 28

Беседа, отработка новых понятий. Самостоятельная работа с рисунками учебника

Фронтальный  опрос. сообщения

16/6

Строение семян

§18

Рассказ, беседа. Схема «Строение семян». Работа с рисунками.

Индивидуальный опрос. Отработка понятий. Фронтальная беседа.

17/6

Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств.

§47-51, продолжить заполнение таблицы, §46

Рассказ. Составление таблицы Лабораторная работа №6 «Сравнительная характеристика семейств класса Двудольные»

Промежуточная диагностика

18/6

Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств Однодольных.

§52, 53, 46

Рассказ, беседа. Определение растений семейства Злаки и Лилейные.

Проверка заполнения таблицы.

ТЕМА 6. СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЯННЫХ РАСТЕНИЙ (6 ЧАСОВ)

19/7

Строение и функции корня

§19-21, повторить §2,4.

Рассказ, беседа, работа с рисунками. Составление схем «Типы корней», «видоизменения корней», составление таблицы «зона корня и их функции»

Фронтальная беседа. Определение растений.

20/7

Побег. Строение почки.

§22,§27

Объяснение с элементами беседы. Демонстрация комнатных растений. Лабораторная работа № 7 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

Тест «Корень». Фронтальная беседа. Работа с таблицами. Обсуждение результатов лабораторной работы

21/7

Строение и функции листа.

§23, §24, §25.

Объяснение с элементами беседы. Использование таблиц, работа с рисунками. Самостоятельная работа с текстом § по составлению таблицы «Строение листа», схем.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

22/7

Строение стебля. Видоизменение стебля

§26

Рассказ, беседа. Объяснение. Лабораторная работа №8 «Изучение видоизмененных побегов».

Тест «Лист»

Обсуждение результатов лабораторной работы

23/7

Цветок. Соцветие.

§28, продолжить оформление таблицы

Рассказ. Беседа. Лабораторная работа № 9 «Ознакомление с различными типами соцветий». Объяснение. Самостоятельная работа с текстом учебника, с терминами.

Тест «Побег». Индивидуальный опрос. Обсуждение результатов работы.

24/7

Плоды. Распространение плодов и семян.

§30,31 оформить таблицу «Способы распространения плодов и семян»

Рассказ. Объяснение. Самостоятельная работа с текстом учебника. Оформление таблицы «разнообразие плодов»

Индивидуальный опрос. Работа с терминами. Работа с гербариями.

ТЕМА 7. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (9 часов)

25/8

Обмен веществ у растений.

§39, 36 (стр.170-173), § 37 (стр. 176-177)

Рассказ. Беседа. Демонстрация опытов.

Тест « Цветок. Соцветие. Плоды». Обсуждение результатов опытов.

26/8

Фотосинтез. Передвижение органических веществ.

§34, 37 (передвижение органических веществ)

Объяснение. Рассказ. Беседа. Составление схемы «Фотосинтез»

Беседа. Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа по таблицам.

27/8

Дыхание растений

§36

Рассказ. Демонстрация опыта «дыхание растений». Беседа. Составление таблицы «Сравнение фотосинтеза и дыхания». Самостоятельная работа с тексом учебника.

Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа со схемой..

28/8

Способы размножения растений

§40, 43

Рассказ. Беседа. Самостоятельная работа с текстом учебника. Составление схемы «Размножение». Заполнение таблицы «Виды размножения»

Фронтальная беседа.

Обсуждение результата.

29/8

Размножение споровых растений

§41, вопросы после §

Объяснение. Самостоятельная работа с текстом учебника и рисунками.

Беседа. Фронтальный и индивидуальный опрос.

30/8

Размножение голосеменных растений

§42, повторить материал об органах цветкового растения

Беседа, объяснение. Работа  с текстом учебника и биологическими понятиями

Индивидуальный и фронтальный опрос.

31/8

Размножение покрытосеменных растений

§44

Беседа. Рассказ. Объяснение. Составление схемы «Виды опыления». Составление таблицы «приспособления растений к разным видам опыления».

Индивидуальный опрос. Обсуждение результатов в таблицы и схемы.

32/8

Прорастание семян

§38

Рассказ. Самостоятельная работа с текстом учебника. Беседа. Практическая работа «Проращивание семян»

Тест «Оплодотворение»

33/8

Рост растения

§39

Беседа с использованием таблиц. Объяснение.

Беседа.

Итоговая диагностика.

ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час)

34/9

Растительные сообщества

§56, 57

Рассказ. Беседа. Самостоятельная работа с учебником.

Индивидуальный и фронтальный опрос.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по биологии 8 класс

рабочая программа составлена на основании федерального стандарта и развёрнутое тематическое планирование по биологии 8 класс по программе В.В. Пасечника...

Календарно-тематическое планирование уроков химии 10 класса (базовый уровень,1,5 часа в неделю) О. С. Габриелян

Календарно-тематическое планирование уроков химии 10 класса (базовый уровень,1,5 часа в неделю, всего 52часа) к учебнику О. С. Габриеляна...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009

В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...

Рабочая программа и тематическое планирование по математике 10 класс, профильный уровень

Рабочая программа составлена по учебникам "Алгебра и начала анализа " Колмогорова А.Н. и "Геометрия" Атанасяна Л.С. - 6 часов в неделю (профильный уровень")...

Тематическое планирование по обществознанию. 11 класс Базовый уровень (68 часов) к учебнику 2013 г, авторов А.И. Кравченко, Е. А. Певцова.

Тематическое планирование по обществознанию. 11 класс. Базовый уровень (68 часов) к учебнику 2013 г, авторов А.И. Кравченко, Е. А. Певцова....

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 7 класса (68 часов)  составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учре...

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1.

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1....