Главные вкладки

    КТП по биологии 9 класс
    календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

    Бурматнова Ольга Алексеевна

    КТП по биологии 9 класс к учебнику  А.А Каменский, Е.А Криксунов, В.В Пасечник

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ktp_bio_9_burmatnova_o.a.docx47.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно - тематическое планирование 9 класс

    Раздел

    Тема

    Часы

    Дидактические единицы

    Дата

    Лабораторные работы

    Дом работа

    Биология как наука

    Введение

    1

    1

    Биология- наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперемент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов

    Стр 4

    Биология как наука

    Многообразие живого мира

    2

    2

    Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава. Разнообразие организации живых объектов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани органы, системы органов

    Стр 6

    Признаки живых организмов

    Многообразие живого мира

    3

    3

    Обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособление к среде обитания.

    Стр 19

    Многообразие и эволюция живой природы

    Многообразие живого мира

    4

    1

    Молекулярный уровень: общая характеристика

    1.1

    5

    2

    Углеводы. Липиды

    1.2 1.3

    6

    3

    Состав. Строение и функции белков

    1.4

    7

    4

    Нуклеиновые кислоты

    1.6

    8

    5

    АТФ и другие органические соединения клетки

    1.7

    9

    6

    Вирусы- неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.

    1.9

    Признаки живых организмов

    Строение и функции клеток

    10

    1

    Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

    Рассмотрение клеток растений и животных под микроскопом

    Л.Р №5 Изучение клеток бактерий

    2.1

    11

    2

    Строение клетки. Клеточная мембрана

    Л.р №6

    Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассмотрение их под микроскопом

    2.2

    12

    3

    Ядро

    2.3

    13

    4

    Эндоплазматическая сеть, Рибосомы, Комплекс Гольджи, Лизосомы, Митохондрии, Пластиды

    2.4

    14

    5

    Клеточный центр, Органоиды движения, Клеточные включения

    Л.Р №4

    Изучение строения растительной и животной клеток и тканей под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

    2.6

    15

    6

    Различия в строении клеток прокариот и эукариот

    Л,Р№7

    Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов

    2.7

    16

    7

    Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

    2.8

    Обмен веществ и превращение энергии

    17

    8

    Энергетический обмен в клетке

    2.9

    18

    9

    Питание клетки.  Фотосинтез, хемосинтез, Гетеротрофы

    2.10

    19

    10

    Синтез белков в клетке

    2.13

    20

    11

    Деление клетки- основа размножения , роста, и развития организмов. Митоз

    2.14

    21

    12

    Обобщающий урок

    Признаки живых организмов

    Размножение и индивидуальное развитие организмов

    22

    1

    Размножение организмов. Бесполое размножение

    3.1

    23

    2

    Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение

    3.2

    24

    3

    Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

    3.4

    Наследственность и изменчивость организмов

    25

    4

    Наследственность и изменчивость- свойства организмов. Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Открытие Менделем закономерностей наследования признаков. Анализирующее скрещивание.

    3.5

    26

    5

    Дигибридное скрещивание

    3.7

    27

    6

    Сцепленное наследование признаков. Закон Томаса Моргана.

    28

    7

    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

    3.10

    29

    8

    Решение генетических задач

    Л.р №8

    Закономерности изменчивости

    30

    9

    Наследственная изменчивость

    3.11

    31

    10

    Комбинативная изменчивость

    Л.р№9 Выявление изменчивости у организмов

    3.12

    32

    11

    Ненаследственная (фенотипическая) изменчивость

    Л.р №10

    Построение вариационной кривой

    3.12

    Селекция растений и животных

    33

    12

    Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции

    3.13

    Взаимосвязь организма и окружающей среды

    Структура биосферы

    34

    1

    Популяция- элемент экосистемы.

    Агросистема. Особенности агросистем.

    Л.р №14

    Выявление  типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

    4.1

    Признаки живых организмов

    Микроэволюция

    35

    2

    Вид. Критерии вида. Типы взаимодействия разных видов

    4.2-4.3

    Взаимосвязь организма и окружающей среды

    Структура биосферы

    36

    1

    Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Состав и структура экосистемы

    Л.р №12

    Изучение и описание экосистемы своей местности

    5.1

    37

    2

    Пищевые связи в экосистеме

    Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме

    Л.р №13

    Составление схем передачи веществ и энергии

    5.2

    38

    3

    Круговорот веществ  и превращения энергии в экосистеме

    5.3

    39

    4

    Роль производителей , потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе

    Л.р 16

    Анализ и оценка факторов окружающей среды

    5.4-5.5

    Взаимосвязь организма и окружающей среды

    Структура биосферы

    40

    1

    Экология- наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды.

    Л.р 11 выявлеие приспособлений у организмов к среде обитания

    6.1

    41

    2

    Биосфера – глобальная экосистема. Вернадский  - основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека  в биосфере. Круговорот и превращение и превращение энергии

    6.2

    42

    3

    Обобщающий урок

    6.3

    Многообразие и эволюция живой природы

    Теория Ч. Дарвина о происхождении видов

    43

    1

    Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

    7.1

    44

    2

    Изменчивость организмов

    7.2

    45

    3

    Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения

    7.3

    46

    4

    Борьба за существование и естественный отбор

    7.4

    47

    5

    Формы естественного отбора

    7.5

    48

    6

    Искусственный отбор

    Л.Р 1 Изучение искусственного отбора на сортах культурных растений

    7.6

    Приспособление организмов к среде обитания

    49

    7

    Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

    Л.Р «,№2,3

    «Выявление приспособлений у растений ик среде обитания». «Выявление приспособлений у растений ик среде обитания»

    7.7

    50

    8

    Макроэволюция

    7.8

    51

    9

    Основные закономерности эволюции

    7.9

    52

    10

    Обобщающий урок

    Многообразие живой природы

    Возникновение жизни на Земле

    53

    1

    Гипотезы возникновения жизни

    8.1

    54

    2

    Развитие представлений о происхождении жизни.

    8.2

    55

    3

    Современные гипотезы происхождения жизни

    8.3

    56

    4

    Основные этапы развития жизни на Земле

    8.4

    57

    5

    Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни.  

    8.5

    58

    6

    Развитие жизни в протерозое

    8.6

    59

    7

    Развитие жизни в палеозое

    8.7

    60

    8

    Развитие жизни в мезозое

    8.8

    61

    9

    Развитие жизни в кайнозое

    8.8

    62

    10

    Обобщающий урок

    Взаимосвязь организма и окружающей среды

    Структура биосферы

    63

    1

    Экологические факторы

    9.1

    64

    2

    Общие закономерности  влияния экологических факторов на организмы

    9.2

    65

    3

    Адаптация организмов к различным условиям существования

    9.4

    66

    4

    Колебание численности организмов

    9.5-9.6

    Взаимосвязь организма и окружающей среды

    Структура биосферы

    67

    1

    Эволюция биосферы Антропогенное воздействие на биосферу

    Л.р №15

    Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах..

    10.1-10.2

    68

    2

    Обобщающий урок

    69-70

    2

    Резерв

                         Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 9 класса

    Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана, в соответствии с которым на изучение биологии в 9 классе выделено 70 ч. (2 ч. в неделю).  Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.

    Календарно-тематическое планирование разработано на основе Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы( авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) - Сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа», 2006г

         Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне.

    Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений.

    В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. В рабочей программе учитель может изменять порядок изложения и числа часов, отведенных на их изучение.

    В данной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 ч.) для более широкого использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

    Главной целью изучения курса биологии в 9 классе является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цели обучения биологии в 9 классе:

     овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

     воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

     использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

    Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.

    На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

    приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

    овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;

    освоение следующих общепредметных компетенций:

    1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

    2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, в частности это вопрос о роли науки и религии в жизни человека. Общекультурное содержание курса «Введение в общую биологию и экологию» включает в себя основы биологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества; фундаментальные проблемы в области биологии, решаемые человечеством, основные ценностные установки, необходимые для их разрешения.

    3 Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

    В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и  
    н а в ы к и
    , определяемые стандартами:

    3.1 Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

    3.2 Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

    3.3 Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

    3.4 Самостоятельное на основе опорной схемы формулирование определений основных понятий курса биологии.

    3.5 Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

    3.6 Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).

    3.7 Определение структуры и характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого. Разделение процессов на этапы, звенья.

    4 Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются  у м е н и я  самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает н а в ы к и  деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:

    4.1 Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

    4.2 Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

    4.3 Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

    4.4 Умение готовить и делать сообщения.

    4.5 Умение пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации.

    4.6 Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

    5 Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

    В рамках данной компетенции выделяются следующие  у м е н и я   и  
    н а в ы к и,
     определяемые стандартами:

    5.1 Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

    5.2 Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

    5.3 Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

    5.4 Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

    5.5 Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

    6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

    7 Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

    В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

    7.1 Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

    7.2 Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

    7.3 Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

    7.4 Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

    7.5 Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

                                      ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

          В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:

          • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

          • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

          • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

          уметь:

          • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

          • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

          • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

          • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

          • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

          • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

          • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

          • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

          использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

          • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

          • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

          • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

          • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

          • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

    Содержание курса биологии 9 класса

    Введение. Биология в системе наук (3 ч)

          Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

          Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

    Раздел I.  Уровни организации живой природы (39 ч)

     Глава 1. Молекулярный уровень (6 ч)

          Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

          Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы.

         Вирусы.

    Глава 2. Клеточный уровень ( 12 ч)

     Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

          Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.

       Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

          Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

          Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

    Деление клетки. Митоз.

          Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».

          Лабораторные работы:

          • Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.

          • Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

    Глава 3. Организменный уровень ( 12ч)

     Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

          Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

          Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

          Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

          Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

          Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

          Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

          Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

          Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

          Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

          Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.

          Лабораторные работы:

          • Изучение изменчивости у растений и животных.

          • Изучение фенотипов растений.

          Практическая работа:

          • Решение генетических задач.

     Генетика человека

          Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

          Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

          Лабораторная работа:

          • Составление родословных.

    Основы селекции и биотехнологии

      Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

          Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

    Глава 4. Популяционно – видовой уровень ( 2ч)

          Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация.

    Глава 5. Экосистемный уровень (4ч)

    Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме.

       Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

    Лабораторные работы:

          • Строение растений в связи с условиями жизни.

          • Подсчет индексов плотности для определенных видов растений.

          • Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).

          Практические работы:

          • Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.

          • Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

    Глава 6. Биосферный уровень (3ч)

    Биосфера — глобальная экосистема. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.

          Экскурсия:

          • Среда жизни и ее обитатели.

    Раздел II. Эволюция органического мира (20ч)

    Глава 1. Основы учения об эволюции (10ч)

       Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

          Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристика

           Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

          Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

          Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

          Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

          Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

          Лабораторная работа:

          • Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

    Глава 2. Происхождение и развитие жизни на Земле (10 ч)

          Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина – Холдейна.

    Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

          Экскурсия:

          • История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).

    Раздел III. Основы экологии (6ч)

    Глава 1 Организм и среда ( 4ч)

       Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

        Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов.

    Лабораторная работа• Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме

    Глава 2. Биосфера и человек (2ч)

    .

          Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

          Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.

          Лабораторная работа.

          • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

         

    Ресурсное обеспечение рабочей программы по биологии для 9 класса:

    Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2011. – 303 с.

    м е т о д и ч е с к ое  п о с о б и е  д л я  у ч и т е л я:

    Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.

    д о п о л н и т е л ь н ая  л и т е р а т у р а   д л я   у ч и т е л я:

    Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2001.

    Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006;

    н а у ч н о - п о п у л я р н а я  л и т е р а т у р а  д л я   у ч а щ и х с я:

    Ауэрбах, Ш. Генетика. – М.: Атомиздат, 2009.

    Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704 с.: ил.

    Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. Х. Тамбиев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО»Астрель», 2009. – 464 с.: ил.

    Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле / автор А. Х. Тамбиев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2008. – 400 с.: ил.

    MULTIMEDIA-поддержка курса «Биология. Животные».

     Лабораторный практикум. Биология. 6–11 классы: учебное электронное издание. – Республиканский мультимедиа-центр, 2004 г.

    Лаборатория КЛЕТКА.

    Лаборатория ГЕНЕТИКА.

    Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

    Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

    Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

    Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

    Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

    Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

    урок биологии "Класс Земноводные или «Лягушачьи секреты»"

    План  конспект  урока  биологии,  технологическая  карта  урока....

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ КЛАСС-8

    Тема урока географии: влияние неустойчивых участков земной коры на безопасность и жизнедеятельность людей, стихийные бедствия. Тема урока биологии: оказание помощи при ожогах, первая помощь при т...

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

    Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

    Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

    Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....