Рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Хуснутдинова Лилия Рафаиловна

Рабочая программа по биологии для 9 класса. Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.         

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. Класс 9
  2. Количество часов:  всего 17 ч., в неделю 0,5 ч.
  3. Лабораторных работ  4
  4. Административных контрольных уроков ___ ч.

Учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс; учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008.

       Данная рабочая программа составлена на основании Федерального Государственного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089.

Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения         

Задачи курса  

Обучения:

  1. создать условия для формирования предметной и учебно-исследовательской  компетентностей;
  2. обеспечить усвоение знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования   (через систему уроков);
  3. добиться понимания практической значимости биологических знаний;
  4. продолжить формирование общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь учителя, точно излагать свои мысли при письме (через систему заданий);
  5. выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы (через лабораторные работы).

Развития: создать условия для развития  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать уверенность в себе,  закрепить умение  достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание и развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  3. особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

уметь объяснять:

  1. роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  2. родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
  3. роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;
  4. необходимость защиты окружающей среды;
  5. родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
  6. взаимосвязи человека и окружающей среды;
  7. зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
  8. причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
  9. роль гормонов и витаминов в организме.

изучать  биологические объекты и процессы:

  1. ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
  2. наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: 

  1. на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  2. на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;
  3. наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: 

  1. находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
  2. в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики
  1. заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
  2. травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  3. нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
  1. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  2. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  3. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  4. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Учебно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Лабораторные работы.

1

Введение в основы общей биологии.

1

2

Основы учения о клетке.

5

Л.р.№1 «Строение клеток растений и животных»

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

2

Л.р. № 2 «Рассмотрение различных стадий митоза на м/п»

4

Основы учения о наследственности и изменчивости.

4

Л. р.№3 «Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание»

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

2

6

Учение об эволюции.

2

Л.р.№4 «Изучение морфологического критерия на примере хвойных пород».

7

Заключение.

1

Итого:

17

4

Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/ Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.

http://biology.ru/раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

http://www.skeletos.zharko.ru/ "Опорно-двигательная система человека". Образовательный сайт по предмету Биология, курс Человек. Строение скелета. Мышечная система. Как это работает. Приложения: 2 скелетных энциклопедии; для учителя - уроки, лабораторные, 6 тестов с ответами.

http://www.biodan.narod.ru/   "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.

http://bio.1september.ru/urok/ - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.

http://bio.1september.ru/ - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)

http://www.websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту). 

http://nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции.  (Переход по ссылке внизу "Далее...".)

http://www.floranimal.ru/ - "FLORANIMAL - растения и животные" Как энциклопедия.

http://www.trizminsk.org/ В помощь учителю биологии" позволит учителю биологии использовать на уроках 200 подобных примеров.

http://tana.ucoz.ru/ В помощь учителю.  Ссылки на различные биологические сайты!

Календарно - тематическое планирование  курса

Название темы урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО

Кол-во

часов

Тип урока

 Лабораторная работа

Домашняя работа

Дата

по плану

факт

Введение -1 часа 

1

Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов.

Понятие биологии, основные систематические группы организмов, уровни организации живой природы.

1

Урок – актуализация

 

Стр. 3-11

03.09

Тема 2. Основы учения о клетке 5 часов

2

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Неклеточные формы.

Клеточная  теория Шлейдена и Шванна, строение вирусов.

1

Изучения нового материала

 

 Изучить записи.

10.09

3

Строение клетки.  Органоиды клетки и их функции.

Органоиды растительной и животной клетки.

1

Комбинированный

Л.р.№1 «Строение клеток растений и животных»

Изучить записи.

17.09

4

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.

Органические вещества клетки.

Роль воды, минер. веществ, белков, липидов, углеводов, НК, АТФ в клетке.

1

Урок изучения нового материала

 

 Стр. 104-112

24.09

5

Обмен веществ – основа существования клетки.

Обеспечение клетки энергией.

Понятия метаболизм, пластический и энергетический обмен, (ассимиляция и диссимиляция), дыхание аэробное и анаэробное, их химизм.

1

Урок изучения нового материала

 

 Стр. 113-121

01.10

6

Биосинтез белков в живой клетке

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Понятия фотосинтез, трансляция, транскрипция, механизм биосинтеза белка, (механизм и химизм фотосинтеза).

1

Урок изучения нового материала

 

 Изучить записи.

08.10

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) 2 часа

7

Типы размножения

Деление клетки. Митоз.

Понятия митоз, мейоз, хромосомный набор, гаплоидный, диплоидный, митоз, мейоз и их фазы, конъюгация, кроссинговер.

1

Комбинированный

Л.р. № 2 «Рассмотрение различных стадий митоза на м/п»

 Стр. 146-159

15.10

8

Образование половых клеток. Мейоз

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

Оплодотворение, онтогенез, с метаморфозами, без метаморфозов.

1

Урок изучения нового материала

 

 Стр. 150-161

22.10

Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости 4 часов

9

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

Понятия: генетика, гомозиготный, гетерозиготный, доминантный, рецессивный, генотип, фенотип.

1

Урок изучения нового материала

 

Стр. 171-174.

29.10

10

Генетические опыты Г. Менделя. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Законы Менделя. Исключения из законов Менделя. Взаимодействие генотипа и среды.

Законы Менделя:

-единообразия;

-расщепления;

-независимого наследования.

1

Урок изучения нового материала

 

 Стр. 174-183

12.11

11

Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание

Применение законов Менделя.

Генетические обозначения, генетическую запись

Анализирующее скрещивание, эпистаз, полимерия, плейотропность.

1

Применения знаний

Л. р.№3 «Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание»

Решение задач.

19.11

12

Генетика пола. Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Сцепление, сцепление с полом, гомогамет-ный, гетерогаметный, закон Моргана, кроссинговер, Трисомия Х, Шерешевского-Тернера.

1

Урок изучения нового материала

 

 Стр. 188-192

26.11

Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов 2 часов

13

Генетические основы селекции организмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Особенности селекции растений.

Основные центры происхождения растений, вклад Н.И.Вавилова, закон генетических рядов наследственной изменчивости.

1

Урок изучения нового материала

 

 Стр. 204-210

03.12

14

Особенности селекции животных и микроорганизмов. Основные направления селекции микроорганизмов.

Основные направления биотехнологии, последние достижения селекции.

1

Урок изучения нового материала

 

Стр. 211-213

10.12

Тема 6. Учение об эволюции 2+1 часов

15

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Современные представления об эволюции органического мира.

Основные положения эволюционной теории и ее доказательства. Положения СТЭ.  

1

Урок изучения нового материала

 

 Изучить записи.

17.12

16

Движущие силы эволюции. Основные закономерности биологической эволюции. Вид, его структура и особенности. Популяции как форма существования видов в природе.

Изменчивость, наследственность, борьба за существование, Е.о., вид, популяция, ареала,  генофонд, структура вида, половая, возрастная, популяционная.

1

Урок изучения нового материала


Л.р.№4 «Изучение морфологического критерия на примере хвойных пород»

Изучить записи.

Повторение курса.

24.12

17

Заключение. Обобщение курса.

1

Обобщения и систематизации

 

14.01


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....