методический материал "Значение насекомых в природе. Муравьи санитары леса"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Данная разработка предназначена для урока обобщения в 7 классе. На примерах из природы родного края показана экологическая роль муравьев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Значение насекомых в природе. Муравьи санитары леса».

Цель: показать положительное воздействие насекомых на природу, на основные изучения биологических особенностей рыжих муравьев.

 - показать их возможности регулировать численность насекомых вредителей.

 - раскрыть особенности рыжих муравьев в связи с общественным образом жизни.

 - познакомить с мероприятиями по их охране.

 - вспомнить бережное отношение к природе родного края.

 - развивать умения слушать других, задавать репродуктивные и познавательные вопросы;  решать проблемные задания.

Оборудование: таблица из серии «насекомые»;  

        коллекции насекомых;

        настенный плакат «Перепончатокрылые насекомые».

Ход урока:

I Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Ребята! сегодня мы с вами проведем необычный урок  - это будет урок конференция. Давайте вспомним, что мы понимаем под этим словом? Правильно, это встреча людей: одни из них обладают определенными знаниями, а другие стремятся почерпнуть эти знания. Давайте сейчас поприветствуем наших гостей (выходят учащиеся в образах «лесника»;  «энтомолога»;  «юного натуралиста»; «журналиста» «туриста».  

Посмотрите на доску, о ком идет речь «Кто в лесу без топоров строит избу, без углов?» Правильно это муравьи.

Учащиеся получают карточки путеводители, на которых изложен план работы конференции и даны задания,  которые необходимо выполнить.

План работы  конференции.

  1. Выступление лесника «Значение муравьев в жизни леса».
  2. Выступление энтомолога «Зачем муравью муравейник»?
  3. Выступление туриста «Муравьи помощники в походах».
  4. Сообщение юного натуралиста «Как общаются муравьи»?
  5. Составление статьи с журналистом « Муравьиная семья».
  6. Работа над творческими заданиями.
  7. Выработка главных выводов конференции

- внимательно познакомьтесь с планом работы конференции.

 - составьте к  докладам не менее 5 вопросов.

 - выполни предложенные творческие задания.

II Ход конференции:

Учитель.

- Уважаемые ребята! Разрешите открыть конференцию «Значение насекомых в природе. Муравьи – санитара леса». Сегодня мы постараемся  больше узнать о насекомых, их роли в природе, но более подробнее остановимся на лесных рыжих муравьях, которые обитают в наших москаленских лесах. А наши гости помогут нам разобраться с особенностями их жизнедеятельности и значением  в природе. И давайте первому предоставим слово нашему леснику.

Лесник: Подсчитано, что муравьи среднего муравейника защищают от вредных насекомых 0,25 га леса, а крупного 4 га. Ежедневно в гнездо доставляется несколько тысяч насекомых. К одному муравейнику, например было доставлено за день 4500 личинок  соснового пилильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 7200 гусениц дубовой листовертки, 6500 куколок различных бабочек. А если взять целое лето: от 3000000 – до 8000000 различных насекомых. Эти цифры свидетельствуют об огромном значении муравьев в жизни леса. Поэтому муравьев следует охранять, а разрушать муравейники строго запрещается. Нам лесникам Москаленского района  рекомендовано даже переселять муравейники в те участки леса, где они отсутствуют. Производить переселение муравьиных семей разрешено только специалистами, имеющим необходимые знания, так как это очень сложное мероприятие. А мне очень интересно, а зачем муравью муравейник? А вам ребята?

Энтомолог: А на этот вопрос наверно я смогу ответить! Муравейник это гнездо, дом муравьиной семьи. Свои гнезда – купола, муравьи, используют для улавливания солнечных лучей и накопления тепла. Утром  и вечером, когда солнечные лучи скользят, они «натыкаясь» на муравейник нагревают его, да и сами нагреваются.

Как только сойдет снег начинают выползать на солнечную сторону купола, нагреваются до 40 - 50 С и уходят в внутрь гнезда, и уже в апреле t верхней части купола может достигать 25 – 30 С.

Сам муравейник состоит из хвойных, веточек, стеблей растений и кажется, что все, что это набросано беспорядочно. Однако оказывается, что в самый сильный дождь, муравейник не промокает.  Посмотрите на плакат, где показан разрез муравейника. Что мы видим (часть муравейника под землей глубина 1 – 2 метра, там зимуют). Представьте, что муравьиная семья может состоять от 5000 до 1000000 особей.

Дополнительный материал

В лесной чаще построили муравейник маленькие, но трудолюбивые насекомые — рыжие лесные муравьи. Это их «дом», вернее, только его надземная часть, а под ним в почве находятся подземные этажи муравейника с множеством камер и ходов. Как мал человек рядом с египетскими пирамидами, так мал и муравей по сравнению с муравейником. Муравейник имеет обычно куполообразную форму, которая предохраняет его от дождя: вода скатывается с верхней части и не размывает муравьиное жилище. Высота муравейников иногда бывает более метра.

В большом гнезде живут тысячи и десятки тысяч
муравьев. Из чего построен муравейник? Главным образом из хвоинок и мелких растительных остатков. На первый взгляд муравейник— постройка хаотичная, но не следует спешить с подобными выводами. В муравейнике существует определенный порядок: он проветривается, внутри его поддерживаются оптимальная температура и нужная влажность. Строительные способности муравьев, их биология послужили поводом для ложных мнений об их высоких умственных способностях и сообразительности в общественной жизни.

И действительно, как не восхищаться, наблюдая у этих маленький животных распределение труда. Однако сложная деятельность
муравьев инстинктивна. Весь день снуют муравьи по соседству с муравейником. Одни из них тащат строительный материал, другие — добычу для еды (гусениц, слизней, насекомых). Подсчитано, что семья из одного муравейника за сутки уничтожает 10—80 тысяч насекомых, из которых около 80 процентов являются вредителями. За "весь сезон, с апреля до октября, муравьи уничтожают от двух до пяти миллионов вредных насекомых. Предполагают, что муравьи из четырех муравейников средней величины способны защитить от вредителей гектар леса.

Турист: Мы туристы знаем о значении муравьев в жизни леса и поэтому, не разрушаем муравейники, а муравьи – нам помогают в наших походах. А как ребята?

 - в выборе места лагеря – там, где муравейник высокое не затопленное, место, правда, располагаться нужно на определенном расстоянии,  с учетом охотничьих троп муравьев.

 -  в ориентировании на местности: где больше ходов, где более крутой склон - южная сторона.

 - в прогнозе погоды: если муравьи активны  - хорошая погода, если возвращаются в муравейник -  будет дождь, закрывают ходы -  к похолоданию.

Турист.  

Правильно! Спасибо за работу!

Вот я слушаю и мне интересно. Если муравьиная семья такая большая как они общаются?

Юный энтомолог. Я смогу ответить на этот вопрос. Все муравьи  - общественные насекомые. Их семья состоит из царицы – самки ( их может быть несколько) и самцов которые имеют крылья, они вылетают, происходит оплодотворение. Самцы погибают, а самки откладывают яйца, из которых появляются рабочие муравьи.

Самки откладывают яйца непрерывно, один раз в месяц. Таким образом, за лето может развиться 4 – 5 поколений рабочих особей, которые  занимаются сбором пищи, охраной муравейника, его строительством. Интересны взаимоотношения внутри муравьиной  семьи. Например: для муравьев характерен обмен пищи. Голодный муравей ударами усиков побуждает своего собрата отрыгнуть капельку пищи, которую слизывает. Поэтому муравьи, занятые строительством, о пище могут, не заботиться. При общении  друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем  прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используют химические сигналы.

Всем известно, что если положить палочку  на муравейник, она приобретает резкий запах, кисловатый привкус можно почувствовать, если ее лизнуть.  Это муравьи выбрызнули жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и вещества тревоги – ундекана. Другие муравьи, почувствовав этот запах, начинают тоже выделять это вещество, тем самым они могут умертвить жертву во много раз крупнее самих муравьев.

Дополнительный материал.

Как размножаются муравьи? В теплые осенние дни, особенно после дождей, в воздухе летают большие стаи муравьев-самцов и плодущих самок (маток). Самцы живут всего несколько суток. Самки после полета теряют крылья. Плодущая самка живет несколько лет. В теплое время года она откладывает яйца. Рабочие (недоразвитые самки) не только кормят личинок, но и чистят их, переносят с верхней части муравейника в нижнюю (в зависимости от погоды) и обратно. Рабочие муравьи кормят и друг друга. На зиму лесные рыжие муравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника, где температура понижается не так сильно, как на поверхности.

Там, собравшись в тесный ком, они оцепеневают до весны. Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце,
муравейник оживает снова. Некоторые люди иногда ворошат муравейники палками, нарушая нормальную жизнь муравьев, которые от этого гибнут. Таким образом лес лишается самых надежных свои защитников. Нарушать покой муравьев нельзя. Муравьи очень полезные насекомые: оберегая муравейники, мы сохраняем наши леса.

Журналист: Мы очень много узнали о жизни муравьев, но я как журналист всегда доверяю только фактам. Я собрал фактический материал к своей статье о муравьях, но кажется  все перепутал. Помогите ребята! (учащиеся работают с текстом).

от 0,5 м – 1,5 ?             (высота муравейника)

до 100лет                  (живет Муравьиная семья)

до 1 года                   (живут рабочие муравьи)

500 тыс. до 1мил.        (количество особей в семье)

от 100м до 1000м        (длина пищевых троп)

до 1  - 2 м         (уходит в глубину муравейник)

4 – 5 поколений        (за лето  появляется рабочих муравьев)

Спасибо, ребята, я теперь смогу написать свою статью.

Учитель: Ребята, перед нами выступили наши гости! Мы узнали много интересного, но я думаю, у вас возникли вопросы? (предоставляется время для ответов на вопросы учащихся, учитель помогает специалистам, если они не смогут сами ответить).

III. Закрепление полученных знаний:

Учитель: Ребята, посмотрите в программу конференции. У нас с вами остался последний пункт «Выполнение творческого задания»

  1. Мы помогли журналисту, а теперь давайте составим текст самой статьи « Муравьиная семья»,  используя эти цифры.
  2. Девочка прислала в редакцию журнала письмо: «В один солнечный день меня удивило несколько необычное поведение муравьев. Маленький муравейник находился у сгнившего пня с северной стороны. У пня в почве находились три овальных отверстия, из которых непрерывным потоком двигались муравьи с куколками – личинками и скрывались в галереях муравейника. Вечером же муравьи продолжили ту же  работу, только в обратном порядке. Куколок переносили под пень? Зачем они это делали? Попробуйте дать ответ девочке.
  3. Кто в лесу без топоров строит избу, без углов – объясните смысл этой загадки.  
  4. Неприметный в чаще леса,

Я – малыш, но в нужный час

Больше собственного веса

Поднял груз в сто десять раз

Правда ли, что муравьи самые сильные животные?

В рационе 80 % насекомых преобладают живые растения и их остатки (листья, побеги, ствол, кора, корни, цветы). И лишь 20 %  всех этих видов животных составляют пищу для насекомых – хищников. Объясните  значение муравьев в природе.

Учитель. А теперь давайте сформулируем выводы нашей конференции:

муравьи это…? (общественные насекомые)

Муравьиная семья состоит (самки царицы, рабочих муравьев, и самцов только в период размножения)

Муравьи регулируют численность (насекомых – вредителей леса)

и главное: муравьи нуждаются (в охране)

производится работа с рисунками  параграф   страница.

Учитель. Таким образом, муравьи естественные регуляторы численности насекомых  вредителей. Их можно использовать в самом безопасном способе защиты -  биологическом. Против вредных насекомых. А значит,  необходимо внимательно относиться к ним, охранять и беречь их.

 И наш урок я бы хотела закончить прекрасными, светлыми словами

«И я не раз еще, наверно

Природой буду изумлен

Она, как песня, соразмерно,

Равна со всеми, как закон.

Пройди по ней – лесами, лугом,

Пей чудеса, как ведра.

И если сможешь стать ей другом –

Не расточай ее добра».                              

                                                                   (С. Астровой)

Давайте будем друзьями не только всей природе, но и маленькому муравью – жителю Омского Прииртышья, станем настоящими друзьями и помощниками!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....

Значение насекомых в природе и жизни человека

Внеклассное мероприятие по биологии для 7 класса...

Открытое занятие "Муравьи - санитары леса"

Рабочий материал для проведения беседы, классного часа среди детей 5-6 классов. Дети с ОВЗ хорошо воспринимают этот матеирал...

Урок биологии в 7 классе "Роль насекомых в природе и жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе  по теме: "Роль насекомых в природе и жизни человека" ...

Урок биологии в 7 классе "Роль насекомых в природе и жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе  по теме: "Роль насекомых в природе и жизни человека" ...

Методическая разработка урока "Пчелы и муравьи – общественные насекомые"

Цель урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; рассказать о ее роли в природе и жизни человека.Познакомить учащихся с понятием общественные насекомые,...

Технологическая карта онлайн-урока "Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых."

Технологическая карта онлаййн-урока позволит самостоятельно  справится с изучением учебного материала по теме "Общественные насекомые — пчёлы и муравьи.  Полезные насекомые. Охран...