технологическая карта для учащихся 9 класса по биологии по технологии В.М.Монахова
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Рекутина Елена Николаевна

данная технологическая карта может быть использована учителем биологии, работающим по технологии В.М.Монахова по учебнику Сонина Н.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta9_klass.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логическая структура учебного процесса

Технологическая карта №1

Тема. Эволюция живого мира на Земле


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

В1






В2

Д1








Д2

В3




Д3

В.М.Монахов

Класс 9

Предмет: биология

Учитель: Рекутина Е.Н.

Учебник: Биология 9. Общие закономерности.

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин

МОУ СОШ №1 с. Каликина

Целепологание


В1- знать предпосылки возникновения эволюционных теорий и их основные положения

В2 – изучить факторы и свойства макроэволюции и микроэволюции

В3 – знать развитие и возникновение жизни в эрах

Диагностика

Д1

  1. Способность живых организмов поглощать из окружающей среды вещества и выделять продукты своей жизнедеятельности – это:

А) самовоспроизведение;

Б) обмен веществ;

В) наследственность;

Г) эволюция.

      2.     В основу своей классификации К.Линней положил принцип:

               А) градации;

               Б) историзма;

               В) иерархичности;

               Г) отбора.

      3.     Установите соответствие между естественным и искусственным отбором:

              А) отбирает сама природа;                        1) естественный отбор

              Б) отбирает человек;                                    2) искусственный отбор

              В) в результате появилось огромное

                  количество пород домашних животных;

              Г) действует в разных направлениях;

              Д) является движущей силой изменения видов.

      4.    В чем заслуга Ж.Б.Ламарка в развитии биологии?

Д2

  1. Движущая форма естественного отбора действует при:

А) постоянных условиях среды;

Б) неблагоприятных условиях среды;

В) изменении условий среды;

Г) при всех перечисленных условиях.



  1. Средством защиты от врагов служит:

А) покровительственная окраска;

Б) форма тела;

В) поведение животных;

Г) забота о потомстве.

      3.     Установите соответствие между биологическим прогрессом и биологическим регрессом:

              А) высокая численность особей;               1) биологический прогресс

              Б) широкий ареал обитания;                      2) биологический регресс

              В) слабый уровень приспособленности;

              Г) содержит большое число систематических групп;

              Д) уменьшение численности особей;

              Е) опасность вымирания особей.

      4.     Раскройте содержание понятий «дивергенция» и «конвергенция»

Д3

  1. Первые простейшие организмы – прокариоты

А) были автотрофы;

Б) были гетеротрофы;

В) вели наземно-воздушный образ жизни;

Г) паразиты.

       2.    Образование первичных тканей у живых организмов произошло в:

                А) архейскую эру;

                Б) протерозойскую эру;

                В) палеозойскую эру;

                Г) мезозойскую эру.

      3.      Выберите ароморфозы, относящиеся к появлению млекопитающих:

               А) появление второго круга кровообращения;

               Б) образование волосяного покрова;

               В) внутриутробное развитие потомства;

               Г) вскармливание детенышей молоком;

               Д) кожное дыхание;

               Е) появление нервной системы.

    4. Охарактеризуйте основные направления развития растений в кайнозое.

Коррекция

Д1 Б, В, 12211,





















Д2 В,А, 112122,





















Д3 Б, А, БВГ,

Дозирование домашнего задания

Стандарт

Параграфы 1 – 20, вопросы после параграфов

Хорошо

Подготовить сообщения по темам: «Происхождение человека», «Современные теории происхождения жизни», «Доказательства эволюции», «Ж.Б.Ламарк – его жизнь и деятельность», «Ч.Дарвин – великий ученый»

Отлично

Диагностика1 по теме: Эволюция живого мира на Земле

Вариант 1

1.Способность организмов передать свои признаки – это:

        А) изменчивость;

        Б) наследственность;                                                                                        Б,Б,122112

        В) самовоспроизведение;

        Г) эволюция.

2. Карл Линней:

        А) описал более 500 видов и расположил их в определенном порядке;

        Б) описал более 8000 видов и установил единообразную терминологию и порядок описания видов;

        В) является создателем эволюционной теории;

        Г) объяснил причины эволюции.

3. Установите соответствие между видами борьбы за существование:

        А) происходит между лисами и зайцами;                        1) межвидовая борьба;

        Б) между особями происходит острая конкуренция;                2) внутривидовая борьба;

А

Б

В

Г

Д

Е

        В) особи используют одинаковые ресурсы;

        Г) одной из форм является паразитизм;

        Д) сдерживает беспрепятственное размножение организмов;

               Е) происходит в густом сосновом бору.

4. Какие открытия в биологии способствовали формированию эволюционных взглядов Ч.Дарвина?

Вариант 2

  1. Самовоспроизведение – это:

А) способность организмов передавать свои признаки;

Б) направленное развитие живой природы;

В) приводит к появлению новых форм жизни;                                        Г,В,АГД

Г) способность к размножению.

      2.    Жан Батист Ламарк:

        А) ввел бинарную (двойную)  номенклатуру;

        Б) является основоположником науки систематики;

        В) является автором первой эволюционной теории;

        Г) является автором искусственной системы классификации.

    3.     Выберите признаки, относящиеся  только к искусственному отбору:

        А) процесс создания новых пород животных;                                Г) проводят среди большого числа особей;

        Б) выживают наиболее приспособленные особи;                        Д) признаки и свойства важны для человека;

        В) является движущей силой эволюции;                                Е) в результате появляется новый вид.

   4.     Перечислите заслуги К.Линнея в развитие биологии.

Вариант 3

  1. Необратимое направленное закономерное изменение объектов живой  и неживой природы – это:

А)филогенез;

Б) развитие;

В) эволюция;

Г) изменчивость.                                                                                                        Б,Г,АГЕ

      2.    Чарльз Дарвин :

        А) заложил основы систематики;

        Б) ввел термин «биология»;

        В) ввел принцип историзма;

        Г) объяснил причины изменения видов.

    3.     Выберите признаки, относящиеся к борьбе с неблагоприятными условиями:

        А) гибель рыбы из-за недостатка кислорода;                        Г) смертность животных в сильные морозы;

        Б) борьба самцов за самку;                                        Д) конкуренция за пищу;

        В) опыление цветков насекомыми;                                 Е) не прорастание семян из-за нехватки влаги.

   4.    Чем отличаются одомашненные животные и  растения т диких видов?

Вариант 4

  1. Индивидуальное развитие организмов – это:

А) филогенез;

Б) онтогенез;

В) самовоспроизведение;

Г) наследственность.

      2.    Какие движущие силы эволюции выделил Ч.Дарвин:                                                                Б,Г,АБГ

        А) изменчивость и естественный отбор;

        Б) наследственность и естественный отбор;

        В) наследственность, изменчивость и борьба за существование;

        Г) наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

     3.    Выберите примеры, относящиеся к естественному отбору:

        А) окраска особей соответствует  фону среды;                        Г) засухоустойчивые растения;

        Б) яркое оперение самцов в брачный период;                        Д) цветная капуста, кочанная, кольраби;

        В) разные формы гребня у петухов;                                        Е) выведение морозостойких сортов пшеницы.

    4.     Что такое борьба за существование? Каковы ее формы?

Вариант 5

  1. Способность живых организмов поглощать из окружающей среды вещества и выделять продукты своей жизнедеятельности – это:

А) самовоспроизведение;

Б) обмен веществ;

В) наследственность;

Г) эволюция.

      2.     В основу своей классификации К.Линней положил принцип:

               А) градации;

               Б) историзма;

               В) иерархичности;

               Г) отбора.

      3.     Установите соответствие между естественным и искусственным отбором:

              А) отбирает сама природа;                        1) естественный отбор

              Б) отбирает человек;                                    2) искусственный отбор

              В) в результате появилось огромное

                  количество пород домашних животных;

              Г) действует в разных направлениях;

              Д) является движущей силой изменения видов.

      4.    В чем заслуга Ж.Б.Ламарка в развитии биологии?

Диагностика 2 по теме «Эволюция живого мира на Земле»

Вариант 1

  1. Стабилизирующий отбор действует:

А) при изменении условий внешней среды;                                        Б,Б,112122

Б) в постоянных условиях среды;

В) между особями разных полов;

Г) при неблагоприятных условиях среды.

      2.    Какой критерий вида самый точный?

        А) экологический;

        Б) генетический;

        В) морфологический;

        Г) географический.

     3.    Установите соответствие между ароморфозом и идиоадаптацией:

А

Б

В

Г

Д

Е

        А) появление челюстей у позвоночных;                        1) ароморфоз;                        

        Б) возникновение жабр и легких;                                2) идиоадаптация;

        В) плоская форма тела у камбалы;

        Г) появление сердца у рыб;        

        Д) колючки у кактуса;

        Е) роющие конечности у грызунов.

    4.     Какой закономерностью биологической эволюции объясняется отсутствие целенаправленности этого процесса?

Вариант 2

  1. Половой отбор представляет собой:

А) поддержание ранее сложившихся признаков;

Б) образование новых форм;

В) конкуренцию самцов за возможность размножения;

Г) сложившийся исторически генотип.

      2.    Что относится к биологическому прогрессу?

        А) уменьшение численности вида;

        Б) увеличение численности вида;

        В) уменьшение приспособленности особей к окружающей среде;

        Г) уменьшение области распространения вида.

     3.             Выберите черты сходства между видом и популяцией:

        А) занимают один и тот же ареал;                        Г) свободно скрещиваются;

        Б) имеют разное происхождение;                        Д) изолированы друг от друга;

        В) имеют сходное происхождение;                        Е) содержат разный хромосомный набор.

   4.       Почему достигнутые организмом конкретные адаптации носят относительный характер?

Вариант 3

  1. Определите формы естественного отбора:

А) движущий и стабилизирующий;

Б) стабилизирующий и половой;

В) половой и движущий;

Г) движущий, стабилизирующий и половой.

      2.   Какой процесс относится к биологическому регрессу?

        А) увеличение численности вида;

        Б) увеличение области распространения вида;

        В) возрастание приспособленности особей к окружающей среде;

        Г) уменьшение приспособленности особей к окружающей среде.

     3.    Установите соответствие между идиоадаптацией и дегенерацией:

        А) достигается упрощением организации;                                        1) идиоадаптация;

        Б) связана с переходом к сидячему образу жизни;                                2) дегенерация.

        В) вырабатывает приспособления к специальным условиям среды;

А

Б

В

Г

Д

Е

        Г) примером может служить покровительственная окраска;

        Д) примером может служить  прогрессивное развитие половой системы;        Е) наступает после возникновения ароморфозов.

    4. Какое значение имеет микроэволюция?

Вариант 4

  1. Расхождение признаков родственных организмов, приводящее к возникновению новых систематических групп:

А) конвергенция;

Б) дивергенция;

В) ароморфоз;

Г) дегенерация.

       2. Сходство беззащитного вида с неродственными ему хорошо защищенными называют:

        А) заботой о потомстве;

        Б) мимикрией;

        В) покровительственной окраской;

        Г) приспособительной формой тела.

      3.  Выберите признаки, относящиеся только к ароморфозу:

        А) усложнение организации;                                                Г) достигается упрощением организации;

        Б) носит приспособительный характер;                                Д) редуцируются активные органы передвижения;

        В) обеспечивают переход от пассивного питания к активному;        Е) возникновение фотосинтеза.

  1. В чем сущность необратимости эволюции?

Диагностика 3 по теме «Эволюция живых организмов на Земле»

Вариант 1

  1. Первые простейшие организмы – прокариоты

А) были автотрофы;

Б) были гетеротрофы;                                                                                        Б

В) вели наземно-воздушный образ жизни;                                        

Г) паразиты.

       2.    Образование первичных тканей у живых организмов произошло в:

                А) архейскую эру;

                Б) протерозойскую эру;                                                                                А

                В) палеозойскую эру;

                Г) мезозойскую эру.

      3.      Выберите ароморфозы, относящиеся к появлению млекопитающих:

               А) появление второго круга кровообращения;                        Г) вскармливание детенышей молоком;

               Б) образование волосяного покрова;                                        Д) кожное дыхание;                                        БВГ

               В) внутриутробное развитие потомства;                                Е) появление нервной системы.

    4. Охарактеризуйте основные направления развития растений в кайнозое.

Вариант 2

  1. В водах первичного океана были растворены:

А) компоненты атмосферы;

Б) различные соли, вымываемые водой из горных пород;                                                                           Г

В) «первичный бульон»;

Г) все перечисленные соединения.

       2. Появление фотосинтеза послужило:

        А) появлению нового источника питания;

        Б) исчезновению органических веществ;

        В) накоплению неорганических веществ;                                                                                               А

        Г) появлению анаэробов.

      3. Выберите основные ароморфозы растений в эволюции растений палеозойскую эру:

        А) выход растений из воды на сушу;                                Г) формирование вегетативных органов;

        Б) появление голосеменных растений;                        Д) распространение споровых растений;                АГД

        В) расцвет покрытосеменных растений;                        Е) распространение водорослей.

     4. Почему земноводные каменноугольного периода достигли биологического процветания?

Вариант 3

  1. Сущность химической эволюции:

А) образование неорганических веществ;

Б) образование кислорода;

В) образование органических веществ;                                                                                В

Г)  образование первичной атмосферы.

      2. Появление полового процесса способствовало:

        А) увеличению разнообразия живых организмов;

        Б) появлению аэробных организмов;

        В) формированию автотрофных организмов;                                                                                А

        Г) дифференцировке тканей.

     3. Выберите основные ароморфозы животных мезозойской эры:

        А) развитие коры головного мозга;                                        Г) расцвет пресмыкающихся;

        Б) развитие кровеносной системы;                                        Д) формирование нервной системы;                АВГ

        В) преобладание условных рефлексов над  безусловными;                Е) расцвет земноводных.

    4. Как вы думаете, каково значение оледенений в эволюции наземной растительности?

Вариант 4

  1. Коацерваты – это:

А) неорганические вещества;

Б) многомолекулярные комплексы, покрытые оболочкой;                                                                Б

В) молекулы углеводов;

Г) молекулы жиров.

       2. Гипотеза И.И.Мечникова лежит в основе происхождения:

        А) фотосинтеза;

        Б) полового процесса;

        В) многоклеточных организмов;                                                                                        В

        Г) химической эволюции.

     3. Выберите основные ароморфозы животных  в кайнозойскую эру:

        А) прогрессивное развитие млекопитающих;                        Г) видообразование у птиц;

        Б) дифференциация насекомых;                                Д) расцвет земноводных;                                АБГ

        В) расцвет пресмыкающихся;                                        Е) развитие рыб.

    4. Какая группа животных дала начало ветви, ведущей к человеку?

                                                                                                               

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

технологические карты и система заданий по биологии для 8 класса по технологии В.М.Монахова

данные технологические карты могут быть использованы в работе учителя биологии, работающего с использованием технологии В.М.Монахова и по учебнику 8 класса УМК Пономаревой И.Н....

технологическая карта для учащихся 9 класса по биологии по технологии В.М.Монахова по теме "Структурная организация живых организмов"

данная технологическая карта может быть применена при изучении темы "Структурная организация живых организмов"...

Технологическая карта "С какой целью в биологии используется моделирование?" (5 класс)

В материале представлены: разработка урока (технологическая карта), текстовые приложения и презентация...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....

Поурочные Технологических карт для учащихся 7класса . Учебник Биология . Животные. ФГОС. В.В. Латюшин. В.А. Шапкин

Технологическая карта "Нервная система" (п.43 учебник Биология Животные.7 класс.  В.В. Латюшин, В.А. Шапкин)используется как  для самостоятельного  изучения материала учащимис...

Технологическая карта урока английского языка по теме "История технологий" в 9 классе - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева «Английский язык «Радужный английский» 9 класс 2 часть. Индивидуальная карта ученика.

Технологическая карта урока английского языка в 9 классе по теме: "История технологий" к учебнику О.В. Афанасьева, И.В. Михеева "Английский язык "Радужный английский" 9 класс ...