"Экологические модели животных"
статья по биологии по теме

Гошева Оксана Игоревна

экологические модели помогают детям дошкольного возраста более глубоко изучать животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ekologicheskih_modeley.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:  «Использование моделей как средства обогащения представлений        старших дошкольников о животных»

Дошкольное детство – важный этап экологического развития личности.

Экологическая воспитанность дошкольников, по мнению П.Г. Саморуковой, И.А. Хайдуровой, Н.Н. Кондратьевой выражается в гуманно – ценностном отношении к природе, основными проявлением которого является: доброта к животным существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; умение заботиться о живом. Таким образом, проблема экологического развития дошкольников  одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано, в системе непрерывного экологического образования начальным звеном является дошкольное детство. Именно в этот возрастной период идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры.

Одним из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Моделирование выступает сегодня как один из перспективных методов реализации экологического развития дошкольников. Использование моделей в процессе взаимодействии с детьми интересно. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает перед личностным развитием ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Так что же такое модель и моделирование?

Модель – это материальный заместитель реальных предметов и явлений природы, отражающих признаки, структуру, взаимосвязи между  структурными частями или между отдельными компонентами

Модели в материальной форме отражают существенные связи и отношения объектов, абстрагирование которых для детей затруднительно (Н.И. Ветрова).

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. (1).

Моделирование – это совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и использованию моделей в ходе экологического образования (Л.С.Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко) (2)

Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:

- по характеру моделирования – модели объектов, процессов;

- по внешнему виду – плоскостные и объемные;

- по характеру изображаемых признаков: сенсорные, понятийные;

- по месту расположения -  настенные, настольные и напольные;

- по способу использования – статистические и динамические.

При использовании моделей для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о животных необходимо:

 - систематически вариативно использовать экологические модели в совместной деятельности с детьми;

- включение используемых моделей строить на основе учета особенностей представлений детей о животных;

 - последовательность осваиваемых моделей должна отражать усложнение представлений об объектах природы;

- предлагать вариативные задания по применению приобретенных дошкольниками представлений в разнообразной детской деятельности, стимулировать детей  к активному самостоятельному созданию моделей;

- размещать в предметно – развивающей среде разнообразные виды моделей экологического содержания.

Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

1.  Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов.

2.  Раскрыть существенное в объекте.

3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологические группы животных"

"Экологические группы животных", занятие по экологии, для 5-8 классов, конспект занятия...

Экологическая викторина "Животные леса"

Цель: Развитие  познавательного интереса к природе. Задачи: 1.Обобщить знания детей о животном мире леса....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Сценарий экологического мероприятия, посвященного Всемирному Дню защиты животных "Любите и берегите животных!"

Целью данного мероприятия было воспитание доброжелательного отношения к животным, ответственности за живое существо, милосердия; активизация познавательного интереса детей, повышение уровня экологичес...

Конспект урока по модели смешанного обучения «Ротация станций» по теме «Животные» (немецкий язык)

Практическое применение модели "Ротация станций" (маршрутные листы прилагаются)...

Реализация модели экологического образования и воспитания через социально значимые экологические проекты

Методические рекомендации по организации исследований школьников и их интеграции в социальные проекты. Такой подход позволяет объединить заинтересованных в научно-исследовательской деятельности ребят ...