методическая разработка по биологии раздела "Клетка" для 10 класса
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Чивкунова Елена Викторовна

методическая разработка раздела образовательной программы по биологии для 10 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

тема урока:        Эукариотическая клетка. Цитоплазма и органоиды.

Задачи урока:

- сформировать знания об основных частях клетки: мембране, цитоплазме, органоидах клетки, выполняемых ими функциях в связи с особенностями строения.

- сформировать умение находить на таблицах органоиды в растительной и животной клетках.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: методы контроля (тест), словесно-наглядные (рассказ с демонстрацией ОМС модулей и таблиц),  частично-поисковые.

Ожидаемые результаты:

В ходе урока обучающиеся должны знать: особенности строения мембранных и немембранных компонентов клеток и ее основных частей.

Уметь: находить на таблицах различные органоиды клетки.

Оборудование: ПК, проектор, ОМС модуль «Мембранные органоиды»,  таблицы по биологии.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания – тест «Нуклеиновые кислоты» (4 варианта)
  3. Изучение нового материала:
  1. Общие черты строения эукариотической клетки (рассказ с составлением на доске схем). Учащиеся  в процессе рассказа переносят схемы в свои тетради.

                                             

        

        

  1. Наружная плазматическая мембрана:

Состав:

- двойной слой липидов;

- белки;

- углеводы.

Функции:

- ограничение внутренней среды клетки;

- сохранение формы клетки;

-защита;

- регуляция поступления ионов в клетку;

- выведение из клетки конечных продуктов обмена веществ;

- объединение отдельных клеток в ткани;

- обеспечение фаго- и пиноцитоза.

  1. Органоиды клетки:  (рассказ с демонстрацией ОМС модуля «мембранные органоиды»,  работа с текстом и рисунками таблицы и учебника. Составление таблицы.

Органоид

Строение

Функции

1.рибосомы

Не имеют мембранного строения, состоят из двух частей или субъединиц.

Универсальные органоиды всех клеток животных и растений. В них синтезируются белки.

2. клеточный центр

Не имеет мембранного строения. Состоит из двух центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу.

Принимает участие в деление клеток животных и низших растений.

3.микротрубочки

Не имеет мембранного строения. Состоят из субъединиц глобулярного белка- тубулина.

Образуют внутренний каркас. Поддерживают форму, образуют нити веретена деления, входят в состав ресничек и жгутиков.

4.эндоплазматическая сеть (ЭПС)

Система мембран, имеющих универсальное строение (такое же , как наружная мембрана). Гранулярная ЭПС несет рибосомы, гладкая лишена их.

Обеспечивает транспорт веществ, делит  клетку на отдельные секции. Гранулярная ЭПС участвует в синтезе белка. В каналах ЭПС образуются сложные молекулы белка, синтезируются жиры, транспортируется АТФ.

5.аппарат Гольджи

Одномембранный органоид, состоящий из стопочки плоских цистерн

В цистернах накапливаются продукты синтеза и распада веществ и вещества поступившие в клетку, а также вещества, которые выводятся из клетки. Упакованные в пузырьки, они поступают в цитоплазму; одни используются, а другие выводятся наружу.  Из пузырьков в дальнейшем образуются лизосомы.

6.лизосомы

Одномембранные органоиды, в которых находятся ферменты, синтезированные на рибосомах.

Переваривание пищи, попавшей в животную клетку при пино- и фагоцитозе. Переваривание отмерших частей клетки.

7.митохондрии

Имеют двухмембранное строение. Внешняя мембрана гладкая, внутренняя образует выросты – кристы.

Дыхательная и энергетическая.

8.лейкопласты

Имеют двухмембранное строение. Внутренняя мембрана образует 2-3 выроста. Бесцветны.

Присутствуют в растительных клетках, служат местом отложения запасных питательных веществ.

9. хлоропласты

Имеют двухмембранное строение. Внутренняя мембрана образует систему двухслойных пластин – тилакоидов стромы и тилакоидов гран

Характерны для растительных клеток. Органоиды фотосинтеза. Синтез собственных белков.

10.хромопласты

Имеют двухмембранное строение. Содержат красящие пигменты – красные, оранжевые, желтые.

Характерны для растительных клеток. Придают окраску лепесткам цветков.

  1. Закрепление:

В модуле ОМС: пункт «Что вы запомнили?»

Вопросы:

  1. Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, слюнные железы). Митохондрий в этих же клетках значительно меньше. Объясните эти факты с точки зрения функций, выполняемых данными органоидами.
  2. Могут ли быть одинаковыми митохондрии у тренированных и нетренированных людей?
  3. Что произойдет в клетке при разрушении мембраны лизосом?

5.    Подведение итогов урока: (в форме беседы)

Формулирование выводов о наличии этих органоидов в клетках всех организмов как доказательстве единства их строения.

  1. Домашнее задание: п. 2.7.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел № 2 «Клетка» тема 2.3 «Строение эукариотической и прокариотической клеток » Тема урока: « Эукариотическая клетка. Цитоплазма и органоиды»

Слайд 2

Задачи урока: сформировать знания об основных частях клетки: мембране, цитоплазме, органоидах клетки, выполняемых ими функциях в связи с особенностями строения. сформировать умение находить на таблицах органоиды в растительной и животной клетках.

Слайд 3

Общие черты строения эукариотической клетки :

Слайд 4

Наружная плазматическая мембрана : Состав: - двойной слой липидов; - белки; - углеводы. Функции: - ограничение внутренней среды клетки; - сохранение формы клетки; -защита; - регуляция поступления ионов в клетку; - выведение из клетки конечных продуктов обмена веществ; - объединение отдельных клеток в ткани; - обеспечение фаго- и пиноцитоза .

Слайд 5

Органоиды клетки: Рибосомы: Не имеют мембранного строения, состоят из двух частей или субъединиц . Функции: универсальные органоиды всех клеток животных и растений. В них синтезируются белки.

Слайд 6

Клеточный центр: Не имеет мембранного строения. Состоит из двух центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу . Принимает участие в деление клеток животных и низших растений

Слайд 7

Микротрубочки: Не имеет мембранного строения. Состоят из субъединиц глобулярного белка- тубулина . Образуют внутренний каркас. Поддерживают форму, образуют нити веретена деления, входят в состав ресничек и жгутиков.

Слайд 8

Закрепление: В модуле ОМС: пункт «Что вы запомнили?» Вопросы: Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, слюнные железы). Митохондрий в этих же клетках значительно меньше. Объясните эти факты с точки зрения функций, выполняемых данными органоидами. Могут ли быть одинаковыми митохондрии у тренированных и нетренированных людей? Что произойдет в клетке при разрушении мембраны лизосом?

Слайд 9

Итоги урока: Формулирование выводов о наличии этих органоидов в клетках всех организмов как доказательстве единства их строения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

методическая разработка "Уро биологии. 7 класс. "Вид - основная единица систематики"

Материал предствлен технологическкой артой урока по теме "Вид - основная еденица систематики" (биология 7 класс). Соответствует УМК "Линия жизни" издательства "Просвещение&quo...

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...