методическая разработка по биологии раздела "Клетка" для 10 класса
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Чивкунова Елена Викторовна

методическая разработка раздела образовательной программы по биологии для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kletochnoe_yadro.hromosomy.docx769.5 КБ
Файл kletochnoe_yadro._hromosomy.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:

тема урока: Клеточное ядро. Хромосомы .

задачи урока:

- углубить знания о ядре как важнейшем компоненте эукариотической клетки;

- охарактеризовать важнейшие структуры ядра;

- раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.

Ожидаемые результаты:

обучающиеся должны знать:

- основные понятия – хромосомы, кариотип, диплоидный и гаплоидный набор хромосом.

уметь:

- объяснять значение постоянства числа и формы хромосом в клетке.

тип урока: комбинированный.

Методы обучения: методы контроля (тест), объяснительно-иллюстративный; репродуктивный (работа с книгой).

Оборудование: ПК, проектор.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Письменный опрос домашнего задания: тест « Цитология. Органоиды клетки» 4 варианта.
  3. Изучение нового материала:

Вопросы:

- какие клетки не имеют ядер?

- в каких частях и органоидах клетки содержится ДНК?

- каковы функции ДНК?

Объяснение с составлением схемы на доске:

Ядро клетки – наиболее сложно устроенная ее  структура. Это связано с многообразием функций, которые оно выполняет, и их важностью для жизнедеятельности эукариотической клетки. Ядро представляет собой структурный и функциональный центр клетки, координирующий обмен веществ, руководящий процессом самовоспроизведения и хранения наследственной информации.

Состав и строение ядра

        

Функции ядра:

  1. Транспорт веществ;
  2. Регуляция процессов обмена веществ;
  3. Хранение наследственной информации;
  4. Синтез р-РНК

Организация работы с учебником. Работа с терминами: дать определение.

Хроматин -  молекулы ДНК в ядрах эукариотических клеток всегда находятся в комплексе со специальными белками – гистонами.

Хромосома – молекулы ДНК  в ядре клетки готовящейся к делению спирализуются и укорачиваются, приобретая компактную форму. По сути , в химическом отношении хроматин и хромосомы это одно и то же.

Центромера – область хромосомы ,к которой во время деления клетки прикрепляются нити веретена деления. Центромера делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины.

Кариотип – совокупность всех признаков хромосомного набора, характерного для того или иного вида живых организмов.

Гомологичные хромосомы - парные, одинаковые по форме и размеру хромосомы, несущие одинаковые гены.

Диплоидный набор хромосом – хромосомный набор, представленный парными хромосомами , обозначают - 2n.

Гаплоидный набор хромосом – при образовании половых клеток из каждой пары гомологичных хромосом попадает только одна хромосома, обозначают – n, 1n.

4.Закрепление:

Вопросы:

- что может произойти с клеткой в тех случаях , когда возникает нарушение функционирования ядра?

- какие особенности строения ядра клетки способствуют транспорту веществ из ядра в цитоплазму и обратно?

5. Домашнее задание: п. 2.8.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел №2 «Клетка» тема 2.3. «Строение эукариотической и прокариотической клеток» Тема урока: «Клеточное ядро. Хромосомы»

Слайд 2

Задачи урока: углубить знания о ядре как важнейшем компоненте эукариотической клетки; охарактеризовать важнейшие структуры ядра; раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.

Слайд 3

Вопросы: Какие клетки не имеют ядер? В каких частях и органоидах клетки содержится ДНК? К аковы функции ДНК ?

Слайд 4

Ядро клетки – наиболее сложно устроенная ее структура. Это связано с многообразием функций, которые оно выполняет, и их важностью для жизнедеятельности эукариотической клетки. Ядро представляет собой структурный и функциональный центр клетки, координирующий обмен веществ, руководящий процессом самовоспроизведения и хранения наследственной информации.

Слайд 5

Ядро клетки – наиболее сложно устроенная ее структура. Это связано с многообразием функций, которые оно выполняет, и их важностью для жизнедеятельности эукариотической клетки. Ядро представляет собой структурный и функциональный центр клетки, координирующий обмен веществ, руководящий процессом самовоспроизведения и хранения наследственной информации.

Слайд 6

Состав и строение ядра

Слайд 7

Функции ядра: Транспорт веществ; Регуляция процессов обмена веществ; Хранение наследственной информации; Синтез р-РНК

Слайд 8

Термины: Хроматин - молекулы ДНК в ядрах эукариотических клеток всегда находятся в комплексе со специальными белками – гистонами. Хромосома – молекулы ДНК в ядре клетки готовящейся к делению спирализуются и укорачиваются, приобретая компактную форму. По сути , в химическом отношении хроматин и хромосомы это одно и то же .

Слайд 9

Термины: Центромера – область хромосомы ,к которой во время деления клетки прикрепляются нити веретена деления. Центромера делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины.

Слайд 10

Термины: Кариотип – совокупность всех признаков хромосомного набора, характерного для того или иного вида живых организмов

Слайд 11

Термины: Гомологичные хромосомы - парные, одинаковые по форме и размеру хромосомы, несущие одинаковые гены.

Слайд 12

Термины: Диплоидный набор хромосом – хромосомный набор, представленный парными хромосомами , обозначают - 2 n . Гаплоидный набор хромосом – при образовании половых клеток из каждой пары гомологичных хромосом попадает только одна хромосома, обозначают – n , 1 n .

Слайд 13

Закрепление: Вопросы - Что может произойти с клеткой в тех случаях , когда возникает нарушение функционирования ядра? - Какие особенности строения ядра клетки способствуют транспорту веществ из ядра в цитоплазму и обратно?

Слайд 14

Домашнее задание: п. 2.8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

методическая разработка "Уро биологии. 7 класс. "Вид - основная единица систематики"

Материал предствлен технологическкой артой урока по теме "Вид - основная еденица систематики" (биология 7 класс). Соответствует УМК "Линия жизни" издательства "Просвещение&quo...

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...