билет 5, 6, 7
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Логунова Наталья Владимировна

отеты на билеты по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b_5_v_1.docx16.3 КБ
Файл b_6.docx286.52 КБ
Файл b_7.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции.

Чарльз Дарвин — основоположник современной эволюционной теории. В своей книге «Происхождение видов путем естественного отбора», вышедшей в 1859 г.

Дарвин объясняет многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям существования. Он вскрыл движущие силы эволюции:

  1. наследственная изменчивость
  2. борьба за существование
  3. естественный отбор

Все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии. Если бы все потомство выживало и принимало участие в размножении, неизбежно возникало бы перенаселение. Но этого не происходит, так как часть особей неизбежно погибает в результате борьбы за существование. Причиной борьбы за существование является ограниченность ресурсов: пищи, жизненного пространства. Под борьбой за существование Дарвин понимал многообразные отношения организмов друг с другом и окружающей средой.

Выделяют 3 формы борьбы за существование:

  1. борьба межвидовая – между особями разных видов (лиса и волк за добычу)
  2. внутривидовая - между особями одного вида (зайцы за пищу, территорию, самку)
  3. борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды (засуха, заморозки).

Наиболее острой является конкуренция внутри вида, т.к. у организмов одного вида сходные потребности.

Выживают и участвуют в размножении те особи, которые наилучшим образом приспособлены к данным условиям. Выживание наиболее приспособленных Дарвин назвал естественным отбором. Таким образом, естественный отбор — это процесс, в результате которого выживают и дают потомство особи, наиболее приспособленные к условиям обитания.

Открытия Дарвина объяснили процессы видообразования в природе и стали фундаментом для дальнейшего развития биологии.  



Предварительный просмотр:

Билет № 6

1. Наследственность и изменчивость — свойства организмов, их значение в эволюции органического мира. Ген, генотип, фенотип.

Наследственность — это способность живых организмов передавать свои признаки потомству. Наследственность делает возможной эволюцию, закрепляя имеющиеся у организма признаки в ряду поколений.

Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки. Может быть ненаследственной и наследственной. Наследственная изменчивость поставляет материал для естественного отбора, обогащая генофонд популяций новыми генами.

Ген — это участок молекулы ДНК, который несет информацию о строении одного белка, который в свою очередь, влечет развитие одного признака организма.

Генотип - совокупность всех генов одного организма. При составлении схемы скрещивания гены обозначаются буквами латинского алфавита, большими буквами – доминантные гены, маленькими – рецессивные.

Фенотип — это совокупность признаков данного организма, т.е. результат действия генов, который может зависеть и от влияния окружающей среды (шрамы, загар – это ненаследственная или модификационная изменчивость).

2. Классификация растений на примере покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства крестоцветные, розоцветные, бобовые, по каким признакам вы их узнаете.

Отдел Покрытосеменные состоит из двух классов: Двудольные и Однодольные. Класс Двудольных включает семейства Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные и др. Класс однодольные  - лилейные и злаковые. Деление на семейства основано на строении цветков и плодов.

Характерные признаки семейств:

Крестоцветные — 4 лепестка, 4 чашелистика, расположенных крест-накрест, плод — стручок или стручочек (короткий). К ним относятся редька, редис, капуста, пастушья сумка (треугольные стручочки) и др.

Розоцветные — часто 5 лепестков, много тычинок, плод у большинства сочный: ягодовидный или костянка. Представители: яблоня, вишня, шиповник, роза, земляника, лапчатка (желтые цветки).

Бобовые отличаются неправильным цветком (двусторонняя симметрия), 5 лепестков которого получили название лодочки, вёсел, паруса. Тычинок 9+1, пестик 1. Плод боб. Из бобовых хорошо знаком горох, бобы, фасоль, мышиный горошек, карагана желтая (желтая акация) и др.

3. Раскройте особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Назовите меры профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника и возникновения плоскостопия.

Характерной особенностью скелета человека, связанной с прямохождением, является S-образный изгиб позвоночника и сводчатая стопа, смягчающие толчки при ходьбе. Чашеобразный таз, грудная клетка сплюснута в спинно-брюшном направлении.

Важное значение для трудовой деятельности имеет противопоставление большого пальца руки остальным, что позволяет захватывать различные предметы и крупный мозговой отдел черепа.

Нарушение осанки, искривление позвоночника не только портит внешность человека, но и способствует развитию заболеваний внутренних органов, так как ведет к нарушению кровоснабжения органов. Поэтому важно с детства следить за осанкой ребенка, чтобы он не сутулился, за столом сидел прямо, не наклоняясь слишком низко к столу. Портфель не следует носить все время в одной руке, а лучше заменить ранцем. Правильной осанке способствуют занятия физкультурой, посильная физическая работа на свежем воздухе. Недопустима длительная работа в согнутом положении, переноска больших тяжестей.

Для предотвращения плоскостопия нужно правильно подбирать обувь, чтобы она была удобная, по размеру, с невысоким каблуком. Нежелательно длительное стояние на ногах. Очень полезно хождение босиком, специальные упражнения на захват пальцами ног различных предметов: мячика и др. В детских учреждениях применяются специальные ортопедические массажные коврики.



Предварительный просмотр:

Б7 в1. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.

Живые организмы содержат те же химические элементы, что и неживая природа, но в другом соотношении, на СНОN во всех клетках живых организмов приходится 98% сухого содержимого.

Химические элементы по количеству делятся на 3 группы:

  1. Макроэлементы - углерод, кислород, водород, азот, фосфор, сера и др.
  2. Микроэлементы – цинк, медь, фтор, йод, марганец, молибден и т д.
  3. Ультрамикроэлементы – золото, уран, радий

Вещества, которые встречаются в неживой природе, называются неорганическими. Из них в состав живых клеток входят вода (до 80%) и минеральные соли. Вода выполняет функции растворителя, вступает в реакции с гидрофобными соединениями и образует с ними новые вещества. Минеральные соли обеспечивают буферность (поддержание слабощелочной среды), раздражимость, почность и др.

Органические вещества образуются в живых организмах. Важнейшими из них являются белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

Функции белков:

Структурная, двигательная, транспортная, защитная, ферментативная, энергетическая. Функции углеводов:

Структурная, энергетическая, опорная, запасающая.

Функции липидов:

Энергетическая, структурная, терморегуляция, источник эндогенной воды.

Функции Н.К: хранение и передача генетической информации, синтез белков.

2. Приспособленность птиц к полету во внешнем и внутреннем строении, размножении. Объясните, в чем проявляется относительный характер приспособленности.

Весь организм птиц является ярким образцом приспособленности к полету. Это достигается снижением веса птицы и прочностью скелета, высокой интенсивностью обмена веществ и высоким уровнем развития нервной системы. Передние конечности превращены в крылья.

Снижению веса птицы и прочности скелета способствуют:

  1. Срастание мелких костей, что при той же прочности позволяет значительно уменьшить массу скелета.
  2. Кости полые.
  3. Отсутствие челюстей с зубами
  4. Легкий перьевой покров, обеспечивающий обтекаемую форму тела.
  5. Отсутствие мочевого пузыря, непроизвольное удаление непереваренных остатков пищи из кишечника.
  6. Развит только левый яичник, созревание яиц происходит не одновременно, а по одному в 1–2 дня.

Высокая интенсивность обмена веществ позволяет получить необходимую для полета энергию. Основные черты:

  1. Дыхательная система кроме легких включает воздушные мешки, обеспечивает поступление кислорода в кровь как во время вдоха, так и на выдохе.
  2. Четырехкамерное сердце и два круга кровообращения обусловливают поступление артериальной крови, богатой кислородом ко всем органам.
  3. Переваривание пищи происходит с большой скоростью.
  4. Постоянная температура тела около 40С.
  5. Образующиеся во время полета избытки тепла отводятся с помощью системы воздушных мешков между внутренними органами и мышцами.

Высокий уровень развития нервной системы обеспечивает быструю реакцию, образование условных рефлексов, сообразительность. Хорошо развито зрение, у птиц — цветное. Координацию движений обеспечивает развитый мозжечок.

Примером относительности приспособленности могут служить случаи гибели птиц в современных условиях при столкновении с проводами линий электропередач, во время разливов нефти в водоемах и т.п.

3. Используя знания о строении и функциях скелета человека, раскройте особенности первой доврачебной помощи при переломе ребер, позвоночника, травмах черепа.

При любом переломе важно обеспечить неподвижность сломанных костей. При переломе ребер шину не накладывают. Нужно, чтобы пострадавший сделал глубокий выдох, и в этом положении туго забинтовать грудную клетку. При переломе позвоночника особенно опасно ущемление нервов разрушенными позвонками. Если нет возможности транспортировки на машине скорой помощи то, пострадавшего кладут спиной вниз на жесткое основание (доску), если носилки мягкие, то лицом вниз и в этом положении осуществляют транспортировку в медицинское учреждение. При травмах черепа голову фиксируют валиком из одеяла и т.п., уложенном вокруг головы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

билеты по физике -2011

Предлагаемый комплект билетов универсален по содержанию, поскольку опирается на требования федерального компонента стандарта основного (общего) образования и не зависит от особенностей методики препод...

билеты по физике

http://nsportal.ru/node/24372/edit...

Билеты по экономики за курс 9 класса

Все билеты по экономи за курс 9 класса, содержат полные ответы по вопросам, схемы, таблицы, простое и понятное объяснение, что поможет как учителям, так и учиникам, при подготовки к экзамену по эконом...

Билеты по геометрии за 9 класс.

Билеты по геометрии за курс 9 класса содержат 3 вопроса: два теоретических и один практический(решение задачи)....

Билеты для устного экзамена по геометрии.

Материалы для промежуточного экзамена по геометрии....

Экзаменационные билеты по программе "Подготовка младшего обслуживающего персонала"

Разработка билетов для итоговой атттестации учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида....

Билеты к итоговому зачёту по обществознанию 9 класс

Зачёт на основе последнего комплекта билетов к экзамену (3 вопроса)...