урок по теме "Плоды"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Қостанай аудаңы акімдігі
«Білім бөлімі» ММ Затобол мектеп – гимназиясы
Затобольская школа – гимназия
ГУ «Отдела образования»
акимата Костанайского района
Открытый урок биологии в 6 классе
Сабақтын тақырыбы / Темаурока:
Плод. Разнообразие и значение плодов.
Учитель биологии
Тетерева Т.Я.,
2 категория
Февраль 2013г.
Сабақтын мақсат / Цель: формирование знаний о плодах, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; их классификации.
Задачи урока:
Білімділік / Обучающая: обеспечить усвоение знаний о строении плода, классификации, значении плодов в природе и в жизни человека.
Дамытушылық / Развивающая: развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; сформировать умения по классификации плодов и определении признаков приспособленности к распространению семян
Тәрбиелік / Воспитывающая: продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян;
Сабақтың түрі / Тип урока: изучение нового материала.
Оқыту әдісі/ Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Құрал-жабдықтар/ Оборудование: флипчарт к уроку, коллекции сухих и сочных плодов; листы самоконтроля - «Строение цветка» - у каждого ученика, технологическая карта для лабораторной работы.
Ключевые слова и понятия: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.
Сабақ барысы:
Ход урока:
- Ұйымдастыру кезені /Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу я предлагаю вам послушать стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
- Изучение нового материала.
А чтобы определить тему урока, послушайте ещё одно стихотворение.
Цветок всю ночь готовит мед,
Пчелу – сластёну в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу ….
Пчела несет её, и вот –
Цветок увял, и зреет....... ПЛОД».
О чём пойдёт речь на уроке? ( О плодах)
Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. Открываем тетради и записываем тему урока «Плоды. Разнообразие и значение плодов.»
Решение проблемной ситуации:
Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения.
Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. он образовался до цветения растения, а плод образуется только после появления цветка, и оплодотворении. Кочан – это почка.
Итак, весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка что образуется- плод
Решение проблемной ситуации
Есть ли плоды у ели? Обсуждение ответов учащихся – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка это побег. Поэтому запомните, что плоды образуются только у цветковых растений или покрытосеменных, после появления цветка.
Как же происходит образование плода?
Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.
По окончании работы один ученик выходит к доске называет части цветка на рисунке, который заранее был высвечен на интерактивной доске.
Другие же ученики проверяют друг друга: если справились с заданием правильно, то на листах пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибку пишут Повтори!
Беседа
- Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод? (Ответ — опыление, оплодотворение)
- Что такое опыление?
(Ответ: опыление – процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика)
- Что такое оплодотворение?
(Ответ: оплодотворение – это процесс слияние половых гамет.
Итак, процессы, необходимые для образования плода.
- Образование цветка
- Опыление
- Оплодотворение
- Образование плода
Из какой части цветка образуется плод?
Запись в тетради:
Запомни!!!! После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник.
Образование плода:
ЦВЕТОК (ПЕСТИК) ПЛОД
СЕМЯЗАЧАТОК-------------------------------- СЕМЯ
СТЕНКА ЗАВЯЗИ------------------------------ОКОЛОПЛОДНИК
Посмотрите на всё многообразие плодов, из предложенных муляжей и картинок на флипчарте.
Постановка проблемы: На какие группы вы можете разделить эти плоды?
Сухие (жёлудь, орех, зерновка, семянка, боб, крылатка, коробочка) и сочные (ягода, костянка, яблоко);
Односемянные (жёлудь, орех, зерновка, семянка, крылатка, костянка) и многосемянные (боб, коробочка, ягода, яблоко).
- демонстрация флипчартов.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ
СОЧНЫЕ СУХИЕ
Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные
Ягода Костянка Коробочка Зерновка
Яблоко Боб Семянка
Предлагаю выполнить следующее задание - распределить плоды на группы.
(работа с флеш –анимацией)
Выполнение Лабораторной работы №15 «Сухие и сочные плоды»
Высказывание Цицерона “Практика – лучший учитель” пусть будет вам напутствием перед выполнением этой работы.
Технологическая карта
Лабораторной работы №15 «Сухие и сочные плоды»
Цель: закрепить знания о строении плодов и семян; научиться определять различные типы плодов по характерным признакам.
Оборудование: муляжи плодов, флипчарт с картинками.
Ход работы
- Распредели предложенные муляжи плодов по количеству семян, вписав соответствующие номера в клетки.
- персик (костянка),
- померанец,
- вишня (костянка),
- тыквина (огурец),
- тыквина (тыква),
- яблоко(груша),
- Яблоко( яблоко),
- гранатина – гранат.
Односемянные Многосемянные
- Распредели изображённые плоды на 2 группы - сухие и сочные
- Заполни таблицу, поставив знак «+» в соответствующую клетку.
Название растения | Сочные плоды | Сухие плоды | Название плода | ||
односемянные | многосемянные | односемянные | многосемянные | ||
Вишня |
|
|
|
|
|
Слива |
|
|
|
|
|
Виноград |
|
|
|
|
|
Картофель |
|
|
|
|
|
Яблоко |
|
|
|
|
|
Редис |
|
|
|
|
|
Мак |
|
|
|
|
|
Горох |
|
|
|
|
|
Огурец |
|
|
|
|
|
Маслина |
|
|
|
|
|
Томаты |
|
|
|
|
|
Рис |
|
|
|
|
|
Арбуз |
|
|
|
|
|
Пшеница |
|
|
|
|
|
Дыня |
|
|
|
|
|
Капуста |
|
|
|
|
|
Подсолнечник |
|
|
|
|
|
Физминутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот.
(Повороты корпусом.)
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседанья.)
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
(Дети садятся за парты.)
Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
Решение проблемной ситуации
Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).
Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.
- Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
- Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик)
- Пролетают вереницы –
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой.
(Клён)
Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
- На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
(созревшие семена гороха)
- Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа…
На кого идёт облава
(саморазбрасывание семян у акации)
Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.
- Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
(Кокос)
Водой – лёгкие, маленькая плотность.
- Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!
(Лопух)
Человеком – крючки, липучки.
23. Запись в тетради:
Способы распространения семян
- Животными
- Ветром
- Самораспространение
- Водой
- Человеком
24. Беседа на основе имеющихся знаний.
Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека.
25. Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись в тетради.
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ
В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Развитие семени Продукты питания
Созревание семян Корм скоту
Расселение растений Лекарство
Пища для животных Сырьё в промышленности
Освоение новых территорий
Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.
- «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
- «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
- «Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)
- «Золушка» - тыквина (Ш Перо)
- «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).
III. Оценки
IV. Д/З.: Обязательно всем параграф Плод. Разнообразие. Распространение плодов; творческое по желанию - написать сказку с плодами в «главных ролях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...