урок по теме "Плоды"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Тетерева Татьяна Яковлевна

Данный урок  биологии для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_plody.doc614.5 КБ

Предварительный просмотр:

Қостанай аудаңы акімдігі

«Білім бөлімі» ММ   Затобол мектеп – гимназиясы

 

Затобольская школа – гимназия

ГУ «Отдела образования»

акимата Костанайского района

Открытый  урок  биологии  в 6 классе

Сабақтын тақырыбы / Темаурока:

Плод. Разнообразие и значение плодов. 

Учитель биологии

 Тетерева Т.Я.,

  2 категория

        Февраль 2013г.

Сабақтын мақсат / Цель: формирование знаний о плодах, как о  важном  органе     цветкового растения; о его строении и значении; их классификации.

Задачи урока:

Білімділік / Обучающая: обеспечить усвоение знаний о строении плода, классификации, значении плодов в природе и в жизни человека.

Дамытушылық / Развивающая: развивать навыки  работы  с натуральными объектами и наглядными пособиями; сформировать умения по классификации   плодов и определении признаков приспособленности к    распространению семян

Тәрбиелік  / Воспитывающая:  продолжить     экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян;

Сабақтың түрі / Тип урока: изучение нового материала.

Оқыту әдісі/ Методы:  объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Құрал-жабдықтар/ Оборудование: флипчарт к уроку, коллекции сухих и сочных плодов; листы самоконтроля  - «Строение цветка» - у каждого ученика, технологическая карта для лабораторной работы.  

Ключевые слова и понятия: цветок,  плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.

Сабақ барысы:

Ход урока:

  1. Ұйымдастыру кезені /Организационный момент.  Приветствие.

 Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу я предлагаю вам послушать стихотворение Николая Заболоцкого «Не  позволяй душе лениться!»

Не  позволяй душе лениться

Не  позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

      И день, и ночь, и день и ночь!

  1. Изучение нового материала.

А чтобы определить тему урока, послушайте ещё одно стихотворение.

Цветок всю ночь готовит мед,
Пчелу – сластёну в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту 
Перенеси соседу ….
Пчела несет её, и вот – 
Цветок увял, и зреет.......  ПЛОД».                

           О  чём пойдёт речь на уроке? ( О плодах)                                            

Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. Открываем тетради и записываем тему урока «Плоды. Разнообразие и значение плодов.»

Решение проблемной ситуации:

Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен.  Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения.

 

Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. он образовался до цветения растения, а плод образуется только после появления цветка, и оплодотворении.  Кочан – это почка.

Итак, весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка  что образуется-  плод

Решение проблемной ситуации

Есть ли плоды у ели? Обсуждение ответов учащихся – у ели нет цветков, поэтому  не может быть плодов. Шишка это побег. Поэтому запомните, что плоды образуются только у цветковых растений или покрытосеменных, после появления цветка.

 

Как же происходит образование плода?

Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.

По окончании работы  один ученик выходит к доске называет  части цветка на рисунке, который заранее был высвечен  на  интерактивной доске.

Другие же ученики проверяют друг друга: если справились с заданием правильно, то на  листах пишут  МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибку пишут Повтори!

Беседа

  1. Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод? (Ответ — опыление, оплодотворение)
  2. Что такое  опыление?

(Ответ: опыление – процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика)

  1. Что такое оплодотворение?

(Ответ: оплодотворение – это процесс слияние половых гамет.

Итак, процессы, необходимые для образования плода.

  1. Образование цветка
  2. Опыление
  3. Оплодотворение
  4. Образование плода

Из какой части цветка образуется плод?

Запись в тетради:

Запомни!!!! После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник.

Образование плода:

                            ЦВЕТОК (ПЕСТИК)                                      ПЛОД

                              СЕМЯЗАЧАТОК-------------------------------- СЕМЯ

                                СТЕНКА ЗАВЯЗИ------------------------------ОКОЛОПЛОДНИК

Посмотрите на всё многообразие плодов, из предложенных муляжей и картинок на флипчарте.

Постановка проблемы: На какие группы вы можете разделить эти плоды?

Сухие  (жёлудь, орех,  зерновка, семянка, боб, крылатка, коробочка) и сочные (ягода, костянка, яблоко);

Односемянные (жёлудь, орех, зерновка, семянка, крылатка, костянка) и многосемянные (боб, коробочка, ягода, яблоко).

- демонстрация флипчартов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ

СОЧНЫЕ                                                                                     СУХИЕ

Многосемянные      Односемянные                                      Многосемянные     Односемянные

  Ягода                          Костянка                                                 Коробочка              Зерновка

  Яблоко                                                                                         Боб                          Семянка

 

Предлагаю  выполнить следующее задание - распределить плоды на группы.

(работа с флеш –анимацией)

Выполнение  Лабораторной работы №15 «Сухие и сочные плоды»

Высказывание Цицерона “Практика – лучший учитель” пусть  будет вам напутствием перед выполнением этой работы. 

Технологическая карта

Лабораторной работы №15  «Сухие и сочные плоды»

Цель: закрепить знания о строении плодов и семян; научиться определять различные типы плодов по характерным признакам.

Оборудование: муляжи плодов, флипчарт с картинками.

Ход работы

  1. Распредели предложенные муляжи плодов по количеству семян, вписав соответствующие номера в клетки.
  1. персик (костянка),  
  2. померанец,  
  3. вишня (костянка),  
  4. тыквина (огурец),
  5. тыквина (тыква),  
  6.  яблоко(груша),
  7.  Яблоко( яблоко),  
  8. гранатина – гранат.

          Односемянные                                           Многосемянные

 

     

  1. Распредели изображённые плоды на 2 группы -  сухие и сочные

                       

  1. Заполни таблицу, поставив знак «+» в соответствующую клетку.

Название растения

Сочные плоды

Сухие плоды

Название плода

односемянные

многосемянные

односемянные

многосемянные

Вишня

 

 

 

 

 

Слива

 

 

 

 

 

Виноград

 

 

 

 

 

Картофель

 

 

 

 

 

Яблоко

 

 

 

 

 

Редис

 

 

 

 

 

Мак

 

 

 

 

 

Горох

 

 

 

 

 

Огурец

 

 

 

 

 

Маслина

 

 

 

 

 

Томаты

 

 

 

 

 

Рис

 

 

 

 

 

Арбуз

 

 

 

 

 

Пшеница

 

 

 

 

 

Дыня

 

 

 

 

 

Капуста

 

 

 

 

 

Подсолнечник

 

 

 

 

 

Физминутка.

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот.
(Повороты корпусом.)
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседанья.)
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
(Дети садятся за парты.)

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

Решение проблемной ситуации

Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским  растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

 Изучение способов  распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.

 

  1. Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

  1. Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

                   (Одуванчик)

  1. Пролетают вереницы –

Новосёлы – птицы;

Прилетят домой –

И крылья долой.

                                (Клён)

Ветром – лёгкие, имеются крылышки.

  1. На сучке -  арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Всё развалилось

              (созревшие семена гороха)

  1. Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава

                (саморазбрасывание семян у акации)

Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.

  1. Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится.

                (Кокос)

Водой – лёгкие, маленькая  плотность.

  1. Выпускает он листы

Широченной  широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь!

                  (Лопух)

 Человеком – крючки, липучки.

23. Запись в тетради:

Способы распространения  семян

  1. Животными
  2. Ветром
  3. Самораспространение
  4. Водой
  5. Человеком

24. Беседа на основе имеющихся знаний.

Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека.

25. Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись в тетради.

ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ

                   В ПРИРОДЕ                                                          В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

                  Развитие семени                                                                         Продукты питания

                 Созревание семян                                                                                Корм скоту

               Расселение растений                                                                              Лекарство

               Пища для животных                                                                 Сырьё в промышленности

          Освоение новых территорий

Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.

  1. «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
  2. «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
  3. «Конёк -  горбунок» - зерновка (П. Ершов)
  4. «Золушка» - тыквина (Ш Перо)
  5. «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).

III. Оценки

IV. Д/З.: Обязательно всем параграф  Плод. Разнообразие. Распространение плодов; творческое по желанию - написать сказку с плодами в «главных ролях».

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...